Семенова Алина Владимировна
Проект для детей старшего дошкольного возраста «Таинственный космос»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема проекта: «Таинственный космос»
Проблема: Незнание детьми российского праздника - День космонавтики, о дате первого полёта Юрия Алексеевича Гагарина в космос.
Обоснование проблемы:
1. Недостаточное внимание родителей к российскому празднику - День космонавтики.
2. Поверхностные знания детей о космосе, первом человеке, полетевшем в космос, о существовании праздника в России - День космонавтики.
Публикация «Проект для детей старшего дошкольного возраста „Таинственный космос“» размещена в разделах
- Космос. Все о космосе для детей
- Космос. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» декабрь 2021
Введение: Интерес к Космосу пробуждается у человека весьма рано, буквально с первых шагов. Загадки Вселенной будоражат воображение всегда, с раннего детства до старости. Солнце, Луна, звезды – это одновременно так близко, и в то же время так далеко. Вспомните свое детство, как интересно было смотреть в ночное небо. Как поддержать интерес ребенка к неизведанному? С помощью каких методов можно заинтересовать ребенка, помочь ему узнавать новую, интересную информацию про космос? Мы считаем, что метод проекта позволит детям усвоить сложный материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс интересным и мотивационным. Работа над проектом носит комплексный характер, пронизывает все виды деятельности дошкольников, проходит в повседневной жизни и на специальных интегрированных занятиях. В противном случае, знания детей останутся путанными, отрывочными, неполными, оторванными от современной жизни. Проектная деятельность развивает творческую активность детей, помогает самому педагогу развиваться как творческой личности. В основе данного проекта лежит жажда дошкольников к познанию, стремление к открытиям, любознательность, потребность в умственных впечатлениях, и наша задача удовлетворить потребности детей, что в свою очередь приведёт к интеллектуальному, эмоциональному развитию. Данный проект направлен на развитие кругозора детей, формирование у них познавательной активности, воспитание патриотических чувств (гордость за российских космонавтов – первооткрывателей космоса, нравственных ценностей (добрых, дружественных отношений и т. д.).
Актуальность: 12 апреля в нашей стране отмечается День космонавтики. В этот день в 1961 году нашу планету потрясла неожиданная весть: «Человек в космосе!». Мечта людей о полете в космос наконец-то сбылась. А самое главное, что на борту корабля «Восток-1» был гражданин нашей страны - космонавт Юрии Алексеевич Гагарин.
2021 год – круглая дата в отечественной космологии.
Важно ли знать о ней воспитанникам ДОО? Безусловно, да! Сегодня, во времена космических ракет, спутников и луноходов, нам есть, что рассказать своим детям. Однако масштабы Вселенной трудно представить даже взрослому человеку. Настоящий проект легко и доступно познакомит детей с основами астрономии, а для кого-то, возможно, станет первым шагом к будущей профессии.
Вид проекта: познавательно-творческий, групповой.
Продолжительность проекта: одна неделя с 12.04.2021г – по 16.04.2021г.
Участники проекта: воспитанники группы «Родничок», воспитатели, родители, учитель-логопед, специалисты ДОУ.
Цель: Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о космическом пространстве, освоении космоса людьми.
Задачи:
- для детей:
Образовательные:
• расширить представления детей о космосе и космических объектах;
• познакомить с искусственными спутниками Земли и их ролью в жизни современного человека;
• расширить представления детей о профессии космонавта;
• дать представление о звездах и созвездиях;
• обогащать словарный запас детей;
Развивающие:
• развивать творческие способности;
• развивать логическое мышление и творческое воображение у детей;
• развивать речь, внимание, память;
Воспитательные:
• воспитать уважение к профессии космонавта;
• воспитывать чувство гордости за родную страну.
- для педагогов:
• обеспечить реализацию воспитательных, развивающих и обучающих задач через освоение детьми образовательных областей;
• создать условия для самостоятельной и совместной со взрослыми деятельности детей в рамках реализуемого проекта;
• пополнение и обогащение методического, дидактического и наглядного материала по теме «Космос»;
• совершенствовать качество работы детского сада при взаимодействии с родителями.
- для родителей:
• ознакомиться со структурой проекта, его образовательными задачами, оказывать помощь своим детям в осуществлении проекта;
• повысить уровень компетентности родителей в вопросах ознакомления детей с космосом;
• привлечь родителей к проблеме развития познавательной сферы ребенка;
• обогащать детско-родительские отношения опытом совместной творческой деятельности.
Методы и технологии:
• беседа;
• просмотр презентации;
• настольно-печатные игры;
• гимнастика для глаз;
• релаксационные упражнения;
• подвижные игры и др. ;
• релаксационные упражнения.
Ожидаемые результаты проектной деятельности:
Для детей:
• у детей систематизируются представления о космосе;
• у детей расширятся представления о профессии космонавт;
• у детей расширятся представления о звездах и созвездиях;
• у детей расширится словарный запас за счёт ознакомления с понятиями: космодром, станция, спутник, полёт, планета, планетарий, инопланетянин, звезда, созвездие, названия планет и др;
• дети с удовольствием будут отражать полученные знания в продуктивной и игровой деятельности.
Для родителей:
• активное участие в проектной деятельности;
• укрепление детско-родительских отношений;
• стимулировать творческую активность родителей через участие в конкурсах, мероприятиях;
• конструктивное сотрудничество педагогов с родителями;
• проявление интереса у родителей к жизни ДОУ.
Для педагогов:
• анализ выполнения проекта, достигнутых результатов;
• оценка проекта в целях определения его актуальности;
• систематизация и повышение качества работы с детьми по развитию познавательно-исследовательских способностей через различные виды продуктивной деятельности;
• повышение уровня педагогической компетентности в освоении современных образовательных технологий (метод проектов);
• распространение педагогического опыта в использовании нетрадиционных изобразительных технологий, мнемотехники, электронных образовательных ресурсов.
1 этап – Подготовительный.
Разработка проекта:
1. Изучение уровня знаний детей по теме.
2. Подбор методической литературы по теме проекта.
3. Подбор художественной литературы.
4. Просмотр фильмов и презентаций.
5. Создание развивающей среды для осуществления проекта:
• ЛЭПБУК «Космос»;
• 3D-альбом «Космос»;
• Тетрадь многоразового использования пиши-стирай «Хочу всё знать «Космическое путешествие»;
• Изготовление игр на липучках по теме;
• Наглядный дидактический материал (иллюстрации по теме, открытки советских времен);
• Подбор технических карт по лепке;
• Подбор раскрасок по теме;
• Подбор загадок и стихов;
• Подбор материала для развития графомоторных навыков (лабиринты).
6. Разработка познавательных видов деятельности (беседы, презентации).
7. Разработка папок-передвижек в уголок для родителей.
8. Работа с родителями:
• Чтение детям книг, энциклопедий по данной теме;
• Изготовление вместе с детьми космических макетов, поделок;
• Совместный с детьми просмотр мультфильмов и видеороликов о космосе.
9. Составление плана основного этапа проекта.
2 этап – Основной. Реализация проекта.
Понедельник
Утренняя гимнастика «Маленькие космонавты»
- сохранение и укрепление физического и психического здоровья, создание положительного эмоционального тонуса.
Утренняя беседа «Солнце — источник жизни на Земле».
- уточнить знания детей о солнце, его форме;
- пояснить из чего оно состоит.
НОД «Путешествие в центр Космонавтики»
- дать детям представление о планетах солнечной системы, солнце, звёздах, первом полете в космос, выяснить знания детей по данному вопросу.
Выставка книг по теме проекта
- повысить качество обучения, результативность освоения материала.
Экспериментирование:
- «Солнечная система»;
- «Солнце и Земля»;
- «День и ночь»;
- «Кто придумал лето?».
- объяснить детям, почему все планеты вращаются вокруг Солнца.
- объяснить детям соотношения размеров Солнца и Земли.
- объяснить детям, почему бывает день и ночь.
- объяснить детям, почему бывает зима и лето.
Беседа «День космонавтики-12 апреля»
- познакомить с российским праздником «Днём космонавтики»
Развитие речи «Путешествие в космос»
- продолжать развивать речь, как средство общения в повседневной жизни в играх.
- осуществлять словарную работу, расширяя и уточняя знания детей об окружающем.
- обогащать речевой словарь.
-упражнять детей в подборе прилагательных к существительному.
- помогать, детям употреблять слова активно, правильно, в точном соответствии со смыслом.
- закреплять правильное отчетливое произношение звуков «с», «ш», «р».
Рассматривание демонстрационно-сюжетных картин на тему «Земля и Космос»
- показать детям как выглядит земля из космоса, развивать внимание любознательность, стремление узнать что-то новое.
Подвижная игра «Звездочки»
- учить детей бегать в парах на скорость, начинать бег только после окончания слов.
- развивать у детей быстроту движений, ловкость.
Просмотр мультфильма «Тайна третьей планеты», режиссёр. Качанов
- дополнять представления детей по изучаемой теме, расширять словарный запас, учить различать характеры персонажей.
- обогащать опыт познания в образной, в чувственной сфере.
Гимнастика для глаз «Мы в космосе»
- развивать умение проводить гимнастику для глаз.
Пальчиковая гимнастика «Лунатики»
- переключение внимания, улучшение координации и мелкой моторики.
Лепка «Ах, этот космос»
- закреплять представления детей о космосе, путём изготовления космических объектов.
Флешмоб «Я – Гагарин»
- привлечение детей к данной теме, умение слышать дуг друга.
Вторник
Утренняя гимнастика «Маленькие космонавты»
- сохранение и укрепление физического и психического здоровья, создание положительного эмоционального тонуса.
Конструирование «Космические корабли»
- познакомить детей с назначением деталей и способами их соединения в
разных конструкциях.
Разучивание стихотворений по мнемотаблицам
- воспитывать интерес к поэзии.
Дидактические игры: «Какие предметы пригодятся нам в космосе», «Расставь планеты по порядку»; «Угадай, что изображено на картинке и реши кроссворд».
- закрепить знания детей о расположении планет по порядку в солнечной системе, запоминая названия планет.
Чтение произведений
художественной литературы:
- Я. К. Голованов «Дорога на космодром»,
- П. О. Клушанцев «О чём рассказал телескоп».
- знакомить детей с литературой о космосе;
- воспитывать познавательную активность.
Пальчиковая гимнастика «Лунатики»
- переключение внимания, улучшение координации и мелкой моторики.
Раскрашивание математических раскрасок
- развивать умения детей раскрашивать рисунок в соответствии с цифрой, написание цифры.
Беседа с использованием презентации «Голубая планета Земля»
- обобщить представления детей о планете Земля, об условиях, необходимых для жизни.
- воспитывать любовь к своей планете и желание беречь её.
Консультация для родителей «Детям о космосе».
- Познакомить родителей с литературой о космосе для детей; с игровыми приемами работы с дошкольниками при ознакомлении с космосом.
Среда
Утренняя гимнастика «Маленькие космонавты»
- сохранение и укрепление физического и психического здоровья, создание положительного эмоционального тонуса.
Подвижная игра «Построим ракету»
- учить детей построиться в виде фигуры ракеты, действовать по сигналу быстро.
- развивать ориентировку в пространстве, умение менять направление.
Просмотр мультфильма «Тайна третьей планеты», реж. Р. Качанов
- дополнять представления детей по изучаемой теме, расширять словарный запас, учить различать характеры персонажей.
- обогащать опыт познания в образной, в чувственной сфере.
Развитие речи - составление коллективного рассказа
- формировать навык ответа полным предложением;
-обогащать активный словарь детей прилагательными;
-развивать связную речь;
-воспитывать самостоятельность;
-формировать доброжелательное отношение друг к другу.
Настольно-печатные игры «Паззлы «Космические аппараты», «Космос», «Неизвестные планеты»; «Путешествие в космос»
- развивать наблюдательность, активное запоминание.
- развивать познавательные процессы.
Конструирование из бумаги «Ракеты»
- учить конструировать ракету из бумаги, выделяя её характерные особенности.
Раскрашивание космических раскрасок
- развивать эстетический вкус.
- совершенствовать умение раскрашивания.
Пальчиковая гимнастика «Золотистый апельсин»
- переключение внимания, улучшение координации и мелкой моторики.
Предложить дома провести некоторые опыты.
Чтение книг о космосе.
- помочь детям лучше узнать окружающий мир.
- систематизация и углубление знаний детей о космосе.
Четверг
Утренняя гимнастика «Маленькие космонавты»
- сохранение и укрепление физического и психического здоровья, создание положительного эмоционального тонуса.
Конструирование из бумаги «Планеты солнечной системы»
- формировать умение детей работать с бумагой, складывать бумагу в разных направлениях.
Подвижная игра «Невесомость»
- развивать ориентировку в пространстве, умение менять направление.
Дидактическая игра «Разгадай загадку»
- учить детей создавать описание предметов по определенному плану, применять свои знания о различных космических объектах. - способствовать развитию связной речи, способность анализировать, сопоставлять делать вывод.
Создание закладок для книг
- совершенствовать умение вырезания по контуру и раскрашивание, не выходя за линии.
Беседы о звёздах
- расширять представления о звёздах.
- учить отражать полученные впечатления в речи и продуктивной деятельности.
Физкультурный досуг «Маленькие космонавты»
Укреплять здоровье детей через вовлечение их в различные формы двигательной активности.
Пятница
Утренняя гимнастика «Маленькие космонавты»
- сохранение и укрепление физического и психического здоровья, создание положительного эмоционального тонуса.
Утренняя беседа «Что мы знаем о космосе?»
- систематизировать полученные знания.
Слушание песни «Марш юных космонавтов», муз. А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной.
- дополнять знания детей о героической профессии космонавта.
- способствовать развитию музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку героического характера.
Подвижная игра «Ждут нас быстрые ракеты»
- учить детей бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, действовать по сигналу быстро.
- развивать ориентировку в пространстве, умение менять направление.
Рисование нетрадиционной техникой «Этот загадочный космос»
- создавать интерес у детей к общественным явлениям, закреплять умение передавать свой замысел, располагая изображение на листе, подбирать гамму красок, рисуя космос, планеты, звезды.
Игра мемо «Космос»
- способствовать формированию представлений о том, что такое память.
Физминутка «Созвездия»
- помочь детям отдохнуть, развлечься, снять напряжение от непосредственной образовательной деятельности.
- получить ощущение физической разрядки, создать хорошее настроение.
Выставка макетов, космических поделок совместно с родителями. Приобщение родителей к совместному изготовлению поделок.
3 этап – Заключительный.
Содержание мероприятий
1. Создание презентаций.
2. Подбор информации в энциклопедиях, книгах по теме проекта; поиск иллюстративного материала.
3. Создание ЛЕПБУКА «Космос», 3D-альбома «Космос», игр на липучках, альбома на липучках «Хочу всё знать «Космическое путешествие».
4. Выставка космических макетов.
5. Стенгазета «Если очень захотеть, можно в космос полететь», кроссворда «Таинственный космос», папки-передвижки в уголок для родителей.
6. Оформление результатов проекта.
7. Спортивный досуг «Маленькие космонавты»
Выводы по результатам проекта:
На практике убедились, что метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт возможность детям синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, творить и исследовать вместе с взрослыми, что позволяет ему успешно адаптироваться к ситуации школьного обучения и окружающему миру.
• Создание у детей целостного представления о космосе и космическом пространстве Вселенной;
• Систематизация знаний о Солнечной системе, планетах;
• Обобщение представлений о системе «Земля – Луна»;
• Закрепление знаний о личности первого космонавта Юрия Гагарина; знакомство с другими известными советскими космонавтами и их достижениями в космических полётах;
• Сформированное умение и желание выражать свои впечатления от знакомства с космосом в творчестве;
• Приобретение родителями новых знаний и практических навыков при взаимодействии с ребенком;
• Установление партнерских отношений родителей и педагогов в совместной организации жизни группы.
В ходе реализации проекта мы пришли к выводу, что подобные занятия, игры, продуктивная деятельность объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию чувства гордости за свою страну. У детей появился интерес к самостоятельному поиску ответов в различных источниках информации, повысилась мотивационная составляющая: дети стали задавать больше вопросов, интересоваться познавательной литературой.
Практическая значимость проекта состоит в том, что его может использовать в своей работе любой творческий педагог, адаптировав его содержание к условиям своего ДОУ и возможности взаимодействия с социумом.
Таким образом, можно утверждать, что при создании определенных условий и использовании различных форм и методов работы, а также при включении в проект заинтересованных взрослых: педагогов и родителей, детям вполне доступно овладение элементарными знаниями о космосе.
Список информационных ресурсов
1. Расскажите детям о космосе. Карточки для занятий дома и в детском саду.
2. И. А. Лыкова, А. И. Буренина «Талантливые дети».
3. И. А. Лыкова, В. А. Шипунова «Игрушки изначальные».
4. И. А. Лыкова «Играют мальчики», «Играют девочки».
5. Г. Юрмин, А. Дитрих. Потомучка. Веселая энциклопедия. - Москва, 1999.
6. Калашников В. О звездах и планетах.
7. Космос. Детская энциклопедия. - Москва, 2000.
8. Леонов А. Я выхожу в космос. - Москва,1985.
9. Левитан Е. П. Малышам о звездах и планетах. - Москва,1981.
10. Почемучка. Под ред. А. Алексина. - Москва, 1992.
11. Скоролупова О. А. Покорение космоса. – 2-е изд., Москва, 2007.