Наталья Ермакова
Проект «Творческое взаимодействия родителей и педагогов ДОО»
▼ Скачать + Заказать документы
Творческое взаимодействия родителей и педагогов ДОО
Актуальность проблемы:
Воспитание подрастающего поколения в современном обществе является предметом особой заботы. Признание государством приоритета семейного воспитания, требует иных взаимоотношений и образовательного учреждения, а именно сотрудничества, взаимодействия и доверительности.
Публикация «Проект „Творческое взаимодействия родителей и педагогов ДОО“» размещена в разделах
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
Сегодня потенциальные возможности семьи претерпевают серьезные трансформации. Педагоги отмечают снижение ее воспитательного потенциала, изменение ее роли в процессе первичной социализации ребёнка. Современным родителям приходится нелегко из-за нехватки времени, занятости, недостаточности компетентности в вопросах дошкольной педагогики и психологии. Ближе всего к дошкольнику и проблемам его воспитания стоят педагоги ДОО, заинтересованные в создании благоприятных условий для развития каждого ребёнка, повышении степени участия родителей в воспитании своих детей. Полноценное воспитание дошкольника происходит в условиях одновременного влияния семьи и детского сада. Диалог между детским садом и семьей строится, как правило, на основе демонстрации воспитателем достижений ребёнка, его положительных качеств, способностей и т. д. Педагог в такой позитивной роли принимается как равноправный партнер в воспитании.
Сотрудничество – это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. Взаимодействие - предоставляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется с помощью общения. Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого пространства развития ребенка.
Социального партнерства ДОО и семей воспитанников понимается как процесс межличностного общения, результатом которого является формирование у родителей осознанного отношения к собственным взглядам и установкам в воспитании ребенка.
Эффективность работы детского сада зависит во многом от конструктивного взаимодействия и взаимопонимания между педагогическим коллективом дошкольного учреждения и родителями.
Данный проект нацелен на изменение самой философии взаимодействия детского сада и семьи: с одной стороны, ДОО становится учреждением комплексной поддержки и содействия развития родительской компетентности, с другой стороны, сотрудничество между родителями и дошкольным учреждением рассматривается как обязательное условие обеспечения полноценного развития ребенка. В процессе реализации проекта происходит переход от понятия «работа с родителями» к понятию «взаимодействие»; идет поиск совместного языка контакта и взаимопонимания, признание сильных и слабых сторон друг друга.
Взаимодействие по воспитанию детей дошкольного возраста позволит создать единое образовательное пространство дошкольного образовательного учреждения и семьи, а также обеспечить высокое качество дошкольного образования.
Основная идея проекта : создание и внедрение в образовательный процесс ДОО формы работы с семьями воспитанников, позволяющей установить эффективное и целенаправленное взаимодействие детского сада и родителей в рамках социального партнерства.
Цель проекта : вовлечение родителей (законных представителей) в воспитательно-образовательный процесс ДОО
Тип проекта : долгосрочный, открытый, коллективный, практический.
Участники реализации проекта : - администрация ДОО– организует и координирует работу по проекту, осуществляет ресурсное обеспечение проекта, готовит нормативно-правовую базу, разрабатывает научно-методическое оснащение; - педагоги и специалисты ДОО – взаимодействуют с родителями и учреждениями образования и культуры в рамках социального партнерства; - родители – повышают педагогическую компетентность, участвуют в совместных мероприятиях, обмениваются опытом семейного воспитания; - дети – участвуют в совместных мероприятиях.
Задачи: - создать условия для творческого развития детей в совместной деятельности с родителями и педагогами дошкольного образовательного учреждения; - установить отношения сотрудничества между субъектами образовательного процесса: детьми, родителями, педагогическими работниками ДОО; - приобщить родителей к участию в жизни детского сада через поиск и внедрение наиболее эффективных форм взаимодействия; - повысить уровень профессиональной компетентности педагогов ДОО по вопросам взаимодействия с семьей; - повысить уровень воспитательных умений и педагогической культуры родителей; - пропагандировать интересный опыт семейного воспитания, лучших семейных традиций, здоровый образ жизни; - организовать мероприятия по вовлечению родителей в деятельность ДОО, как полноправных участников образовательного процесса.
Предполагаемый результат: создание единого образовательного пространства в рамках социального партнерства ДОО и семьи будет способствовать: - повышению уровня педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания и развития дошкольников посредством информационной и дидактической поддержки семьи; - формированию мотивации родителей к систематическому сотрудничеству с педагогическим коллективом, а также участию в образовательном процессе ДОО; - установлению единства стремлений и взглядов на процесс воспитания и обучения дошкольников между детским садом, семьей и школой; - открытости и доступности деятельности ДОО для родителей и общественности.
Срок реализация проекта : с сентября 2021 г. по май 2022 г.
Этапы реализации проекта :
1 этап – подготовительный; срок реализации – сентябрь 2021 г.
Цель - определение целей и форм взаимодействия между субъектами процесса.
2 этап – основной; срок реализации - октябрь 2021 г. – апрель 2022 г.
Цель - реализация программ сотрудничества между всеми участниками образовательного процесса.
3 этап – заключительный; срок реализации – май 2022 г.
Цель – подведение итогов социального партнерства ДОО и семьи.
Риски:
- трудность в привлечении родителей к участию в мероприятиях ДОО; - участие одних и тех же семей в организуемых мероприятиях в рамках проекта.
Критерии эффективности:
- рост посещаемости родителями организуемых совместных мероприятий; - согласованность действий педагогов и родителей; - соответствие действий участников проекта целям и задачам проекта; - заинтересованность родителей; - положительное общественное мнение родителей о работе ДОО.
1 этап – подготовительный. Срок реализации: сентябрь 2021 г.
Мероприятия: Задачи:
1. Анкетирование родителей «Изучение потребностей и интересов родителей (законных представителей) в вопросах сотрудничества с детским садом» - адаптировать работу учреждения к потребностям ребёнка.
- изучить потребности и интересы родителей (законных представителей) в вопросах сотрудничества с детским садом.
3. Опрос педагогов с целью изучения предполагаемой роли в организации и проведении совместных мероприятий. - формирование группы сотрудников детского сада, заинтересованных в участии в работе по реализации проекта
4. Мероприятия по изучению опыта работы детских садов муниципалитета, региона и т. д. - формирование банка данных по реализации проекта и банка методических идей по реализации проекта
5. Совещание заведующего с членами творческой группы ДОО - анализ результатов анкетирования, опроса родителей и педагогов
- определение основных направлений деятельности по реализации проекта;
- организация творческой группы;
- определение тем для встреч с родителями - разработка плана внедрения проекта. - выработка системной и последовательной работы по реализации проекта.
2 этап – основной. Срок реализации: октябрь 2021 г. – апрель 2022 г.
Мероприятия Содержание Срок
Сотрудничество с родителями по управлению проектом
Заседание Родительского комитета Ознакомление членов Родительского комитета с планом реализации проекта «Сотрудничество ДОО и семьи в контексте ФГОС». Внесение дополнений и изменений с учетом мнения родителей.
Донесение до родителей в группах членами родительского комитета начала внедрения проекта. Октябрь
Общее родительское собрание «Современный подход к взаимодействию ДОО и семьи в рамках нового закона «Об образовании». Ознакомление родителей ДОО с нововведениями в правовом регулировании в системе образования. Ноябрь
Совместные встречи, круглые столы по вопросам реализации ООП в ДОО. Обсуждение вопросов реализации ООП по основным направлениям развития дошкольников и участию родителей в образовательном процессе. В течение года
Мероприятия по взаимодействию родителей и педагогов ДОО
Совместные творческие работы по теме «Времена года». Привлечение родителей к творчеству совместно с детьми и воспитателями Октябрь
Декабрь
Март
Июль
«Мамина радость» совместный мини-творческий проект с родителями, приуроченный к празднику «День матери». Способствование созданию теплых взаимоотношений в семье.
Создание положительной эмоциональной атмосферы педагогов и родителей. Ноябрь
Родительские собрания в группах ДОО по теме «Творческое развитие детей». Педагогическое просвещение родителей по обсуждаемым темам. В течение года
Оформление стендов ДОО. Информатизация о ходе и результатах совместных встреч и обмен педагогическим опытом с родителями. В течение года
Активизация и привлечение родителей к совместной деятельности. Февраль
Проведение праздников: «Осенняя сказка», «Новый год», «8 Марта», выпускной бал. Взаимообогащение педагогического опыта и мастерства В течение года
День открытых дверей. Беседа, обмен опытом, ответы на интересующие вопросы специалистов и педагогов ДОО. Май
Создание презентаций, по итогам совместных и индивидуальных мероприятий Тематические презентации создаются с целью дальнейшего использования в образовательном процессе с воспитанниками ДОО. В течение реализации проекта
Создание и регулярное обновление информации «Семья и детский сад – мы вместе» на официальном сайте ДОО В рубрике освещаются проводимые мероприятия в рамках партнерства детского сада и семьи. В течение реализации проекта
3 этап – заключительный. Срок реализации: май 2022 г.
Мероприятия Содержание Срок
1. Совещание заведующего с членами творческой группы.
2. Заседание Родительского комитета Сбор, обработка и обобщение практических материалов, соотнесение поставленных и прогнозируемых результатов с полученными. Апрель
3. Рассмотрение результатов реализации проекта на итоговом педагогическом совете. Определение перспектив деятельности ДОО в рамках сотрудничества с родителями. Май
Формы сотрудничества педагога и родителей
ИНФОРМАЦИОННО – АНАЛИТИЧЕСКИЕ
Цель: выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности.
Анкетирование Опросы Социологические срезы
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ
Цель: ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями воспитанников. Формирование у родителей практических навыков воспитания.
Педагогический журнал Семинары-практикумы Круглые столы
НАГЛЯДНО-ИНФОРМАЦИОННЫЕ
Цель: ознакомление родителей с работой ДОО, особенностями воспитания; формирование у родителей знаний о воспитании и развитии детей.
Дни открытых дверей Буклеты, проспекты, газеты
ДИСТАНТНЫЕ
Цель: обмен информацией о развитии ребенка, индивидуальная адресная помощь.
Интернет-сайт ДОО
ДОСУГОВЫЕ
Цель: установление эмоционального контакта между педагогами, воспитанниками и родителями.
Культурно-массовые мероприятия (досуги, праздники, пробеги)
СЛОВЕСНЫЕ
Беседы Консультации (общие и индивидуальные, анкетирование по разным видам деятельности Родительские собрания
НАГЛЯДНЫЕ
Речевой уголок Рубрика «Играем дома» Выставки совместных творческих работ детей и их родителей
ПРАКТИЧЕСКИЕ
Открытые занятия; занятия-практикумы; семинары-практикумы для родителей; мастер - классы для родителей, анкетирование, тематические консультации, родительские собрания с просмотром фрагментов занятий. Тетрадь для домашних занятий
СОВМЕСТНЫЕ ПРАЗДНИКИ И РАЗВЛЕЧЕНИЯ, ИГРЫ, МУЗЫКАЛЬНЫЕ ГОСТИННЫЕ С ЭЛЕМЕНТАМИ ТЕАТРАЛИЗАЦИИ
С целью формирования культуры общения со своим ребёнком, сотрудниками детского сада и другими детьми и взрослыми («День Матери», «День защитника Отечества», «Осенние праздники», «8 Марта»).
Родители – полноправные участники таких действ – от идеи до воплощения:
Обмен идеями, практическими советами по поводу предстоящего праздника; разучивание стихов, песен, танцев, работа над ролью, придумывание сказок, историй; подготовка отдельных номеров; пошив праздничных костюмов, подготовка реквизита; помощь в оформлении помещения; помощь в изготовлении сюрпризов и подарков.
Литература
1. Работа с родителями в детском саду : Этнопедагогический подход. – М. : ТЦ Сфера, 2005. – 144 с. – (Приложение к журналу «Управление ДОУ».
2. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. – М. : ТЦ Сфера, 2008. – 96 с.
3. Единое образовательное пространство детского сада, семьи и социума/ Авторы и составители:, Р. М. и др. – Ростов-н/Д, 2002. – 119 с.