Басманова А.Н. Фефилова Н.С.
Проект «Учись говорить правильно»
▼ Скачать + Заказать документы
1. Краткая аннотация проекта «Учись говорить правильно»
2. Актуальность проекта.
Проект посвящен актуальной проблеме – формированию чистой и правильной речи детей. На пятом году жизни ребенок делает значительные успехи в этом направлении. Это означает, что ребенок правильно произносит все звуки родного языка, имеет значительный словарный запас, освоил основы грамматического строя речи, владеет начальными формами связной речи (диалогом и монологом). Однако в последние годы в силу ряда причин наблюдается значительное снижение уровня речевого развития дошкольников.
Публикация «Проект „Учись говорить правильно“» размещена в разделах
Общение ребенка со взрослыми и сверстниками наиболее успешно осуществляется тогда, когда он внятно и четко произносит слова. Нечеткое или неправильное произношение слов может быть причиной их непонимания. Ребята с недостатками произношения часто бывают замкнутыми, робкими.
Понятие «звуковая культура речи» широко и своеобразно. Оно включает собственно произносительные качества, характеризующие звучащую речь (звукопроизношение, дикция и т. д., элементы звуковой выразительности речи (интонация, темп и др., связанные с ними двигательные средства выразительности (мимика, жесты, а также элементы культуры речевого общения (общая тональность детской речи, поза и двигательные навыки в процессе разговора).
Составные компоненты звуковой культуры – речевой слух и речевое дыхание – являются предпосылкой и условием для возникновения звучащей речи.
Звуковая культура речи является составной частью общей речевой культуры.
Работа, направленная на практическое изучение различительных особенностей звуков, помогает детям, пришедшим в детский сад, уточнить своё звукопроизношение, способствует развитию фонематического слуха и выработке тонких дифференцированных движений артикуляционного аппарата, характерных для различения звуков, а всё это является необходимым условием для дальнейшего успешного обучения языку. Звуковая сторона языка усваивается ребёнком постепенно.
Работа по воспитанию звуковой культуры речи представляет собой целую систему, осуществляемую с первых дней пребывания в детском саду. Без специального внимания взрослых развитие звуковой стороны речи задерживается, могут сложиться отрицательные речевые привычки, которые очень трудно потом изжить.
Чтобы предотвратить подобные явления, а также успешно справиться с возникающими проблемами в нашей группе, мы разработали и приступили к реализации проекта по воспитанию звуковой культуры речи посредством дидактических игр и упражнений.
3. Цель проекта.
Организация эффективной системы работы по воспитанию звуковой культуры речи у дошкольников посредством дидактических игр и упражнений.
4. Задачи.
• Развивать артикуляционный аппарат.
• Закреплять на практике правильное произношение всех звуков речи.
• Развивать фонематический слух, речевое дыхание, громкость, темп, интонационную выразительность речи.
• Учить различать на слух и называть слова, начинающиеся на определенный звук.
• Развивать мелкую моторику рук ребенка.
• Создавать условия, способствующие активизации речи детей.
• Выявить с помощью диагностики нарушения звукопроизношения дошкольников.
• Оказывать консультационную помощь родителям в профилактике нарушений звукопроизношения дошкольников.
5. Вид проекта : практико – ориентированный
6. Участники проекта :
- дети среднего дошкольного возраста,
- родители воспитанников,
- воспитатели группы «Рыбка».
7. Срок реализации: 1 год
8. На подготовительном этапе:
1. Подготовительный этап:
• Подбор, изучение, анализ методической, научной и художественной литературы по теме проекта;
• Диагностика уровня развития речи детей;
• наблюдение за «речевым поведением» ребенка;
• беседы;
• изучение продуктов детской речевой и неречевой деятельности;
• проведение несложных экспериментов в виде специальных заданий, упражнений или дидактических игр;
• родительские собрания с целью налаживания контактов, определения уровня наблюдательности и степени понимания ребенка взрослыми, с целью формирования и стимуляции мотивационного отношения родителей к реализации проекта;
• подбор, систематизация игр и игровых упражнений;
• формирование речевого уголка.
2. Деятельностный этап:
• непосредственно образовательная деятельность по звуковой культуре речи;
• дидактические игры, игровые упражнения;
• продуктивная деятельность (аппликация, рисование, лепка);
• чтение художественной литературы (чистоговорки, скороговорки, стихотворения, загадки на определенный звук, потешки);
• артикуляционная гимнастика, мимические упражнения;
• «пальчиковые» игры;
• подвижные игры с текстом;
• гимнастика для глаз, самомассаж лица и кистей рук;
• прогулки;
• народные игры;
• физкульт - минутки;
• релаксационные упражнения.
9. На заключительном этапе подведение итогов работы по развитию звуковой культуры речи за год.
10. Ожидаемые результаты:
Формирование правильного звукопроизношения, развитие фонематического восприятия, выработка хорошей дикции у детей среднего дошкольного возраста, развитие мелкой моторики рук.
11. Методы реализации проекта.
Проект реализуется по двум направлениям :
1. Совместная деятельность с детьми.
2. Взаимодействие с родителями.
I. Совместная деятельность с детьми включает в себя:
1. Фронтальная работа:
а) артикуляционная гимнастика,
б) игры на развитие речевого слуха,
в) развитие мелкой моторики рук («пальчиковые» игры,
г) речевые игры на развитие звукопроизношения, грамматического строя речи и т. д.
д) подвижные игры с текстом,
е) дыхательные игры и упражнения,
ж) самомассаж лица и кистей рук, гимнастика для глаз.
2. Развитие речи при проведении непосредственно образовательной деятельности.
- Продуктивная деятельность.
- Прогулки.
- Беседы, чтение художественной литературы, считалки, скороговорки, загадки,
потешки…
- Народные игры.
- Физкультминутки.
- Релаксационные упражнения.
II Организация работы с родителями по воспитанию звуковой культуры речи у
дошкольников в семье является необходимым условием при создании единого
речевого пространства группы. Повышение компетентности родителей в данном
вопросе, побуждение их к деятельности в семье осуществляется через:
• оформление информационного стенда для родителей о возрастных особенностях детей 4-5 лет в приемной группы;
• консультации: «Роль родителей в речевом развитии дошкольника», «Влияние
речевых нарушений на формирование личности ребенка» и т. д. ;
• индивидуальные беседы с родителями по итогам диагностики речи детей;
• наглядные папки-передвижки на темы: «Артикуляционные упражнения для
произношения определенных звуков», «Игры и упражнения», «Пальчиковые
игры по мелкой моторике», «Гимнастика для глаз» и т. д.
• проведение родительских собраний;
• совместное приобретение и изготовление игр и пособий по развитию речи детей;
• анкетирование;
• презентация рекомендательных буклетов.