Приложение МААМ

Проект «Учись говорить правильно»

Басманова А.Н. Фефилова Н.С.
Проект «Учись говорить правильно»
▼ Скачать + Заказать документы

1. Краткая аннотация проекта «Учись говорить правильно»

2. Актуальность проекта.

Проект посвящен актуальной проблеме – формированию чистой и правильной речи детей. На пятом году жизни ребенок делает значительные успехи в этом направлении. Это означает, что ребенок правильно произносит все звуки родного языка, имеет значительный словарный запас, освоил основы грамматического строя речи, владеет начальными формами связной речи (диалогом и монологом). Однако в последние годы в силу ряда причин наблюдается значительное снижение уровня речевого развития дошкольников.

Публикация «Проект „Учись говорить правильно“» размещена в разделах

Общение ребенка со взрослыми и сверстниками наиболее успешно осуществляется тогда, когда он внятно и четко произносит слова. Нечеткое или неправильное произношение слов может быть причиной их непонимания. Ребята с недостатками произношения часто бывают замкнутыми, робкими.

Понятие «звуковая культура речи» широко и своеобразно. Оно включает собственно произносительные качества, характеризующие звучащую речь (звукопроизношение, дикция и т. д., элементы звуковой выразительности речи (интонация, темп и др., связанные с ними двигательные средства выразительности (мимика, жесты, а также элементы культуры речевого общения (общая тональность детской речи, поза и двигательные навыки в процессе разговора).

Составные компоненты звуковой культуры – речевой слух и речевое дыхание – являются предпосылкой и условием для возникновения звучащей речи.

Звуковая культура речи является составной частью общей речевой культуры.

Работа, направленная на практическое изучение различительных особенностей звуков, помогает детям, пришедшим в детский сад, уточнить своё звукопроизношение, способствует развитию фонематического слуха и выработке тонких дифференцированных движений артикуляционного аппарата, характерных для различения звуков, а всё это является необходимым условием для дальнейшего успешного обучения языку. Звуковая сторона языка усваивается ребёнком постепенно.

Работа по воспитанию звуковой культуры речи представляет собой целую систему, осуществляемую с первых дней пребывания в детском саду. Без специального внимания взрослых развитие звуковой стороны речи задерживается, могут сложиться отрицательные речевые привычки, которые очень трудно потом изжить.

Чтобы предотвратить подобные явления, а также успешно справиться с возникающими проблемами в нашей группе, мы разработали и приступили к реализации проекта по воспитанию звуковой культуры речи посредством дидактических игр и упражнений.

3. Цель проекта.

Организация эффективной системы работы по воспитанию звуковой культуры речи у дошкольников посредством дидактических игр и упражнений.

4. Задачи.

• Развивать артикуляционный аппарат.

• Закреплять на практике правильное произношение всех звуков речи.

• Развивать фонематический слух, речевое дыхание, громкость, темп, интонационную выразительность речи.

• Учить различать на слух и называть слова, начинающиеся на определенный звук.

• Развивать мелкую моторику рук ребенка.

• Создавать условия, способствующие активизации речи детей.

• Выявить с помощью диагностики нарушения звукопроизношения дошкольников.

• Оказывать консультационную помощь родителям в профилактике нарушений звукопроизношения дошкольников.

5. Вид проекта : практико – ориентированный

6. Участники проекта :

- дети среднего дошкольного возраста,

- родители воспитанников,

- воспитатели группы «Рыбка».

7. Срок реализации: 1 год

8. На подготовительном этапе:

1. Подготовительный этап:

• Подбор, изучение, анализ методической, научной и художественной литературы по теме проекта;

• Диагностика уровня развития речи детей;

• наблюдение за «речевым поведением» ребенка;

• беседы;

• изучение продуктов детской речевой и неречевой деятельности;

• проведение несложных экспериментов в виде специальных заданий, упражнений или дидактических игр;

• родительские собрания с целью налаживания контактов, определения уровня наблюдательности и степени понимания ребенка взрослыми, с целью формирования и стимуляции мотивационного отношения родителей к реализации проекта;

• подбор, систематизация игр и игровых упражнений;

• формирование речевого уголка.

2. Деятельностный этап:

• непосредственно образовательная деятельность по звуковой культуре речи;

• дидактические игры, игровые упражнения;

• продуктивная деятельность (аппликация, рисование, лепка);

• чтение художественной литературы (чистоговорки, скороговорки, стихотворения, загадки на определенный звук, потешки);

• артикуляционная гимнастика, мимические упражнения;

«пальчиковые» игры;

• подвижные игры с текстом;

• гимнастика для глаз, самомассаж лица и кистей рук;

• прогулки;

• народные игры;

• физкульт - минутки;

• релаксационные упражнения.

9. На заключительном этапе подведение итогов работы по развитию звуковой культуры речи за год.

10. Ожидаемые результаты:

Формирование правильного звукопроизношения, развитие фонематического восприятия, выработка хорошей дикции у детей среднего дошкольного возраста, развитие мелкой моторики рук.

11. Методы реализации проекта.

Проект реализуется по двум направлениям :

1. Совместная деятельность с детьми.

2. Взаимодействие с родителями.

I. Совместная деятельность с детьми включает в себя:

1. Фронтальная работа:

а) артикуляционная гимнастика,

б) игры на развитие речевого слуха,

в) развитие мелкой моторики рук («пальчиковые» игры,

г) речевые игры на развитие звукопроизношения, грамматического строя речи и т. д.

д) подвижные игры с текстом,

е) дыхательные игры и упражнения,

ж) самомассаж лица и кистей рук, гимнастика для глаз.

2. Развитие речи при проведении непосредственно образовательной деятельности.

- Продуктивная деятельность.

- Прогулки.

- Беседы, чтение художественной литературы, считалки, скороговорки, загадки,

потешки…

- Народные игры.

- Физкультминутки.

- Релаксационные упражнения.

II Организация работы с родителями по воспитанию звуковой культуры речи у

дошкольников в семье является необходимым условием при создании единого

речевого пространства группы. Повышение компетентности родителей в данном

вопросе, побуждение их к деятельности в семье осуществляется через:

• оформление информационного стенда для родителей о возрастных особенностях детей 4-5 лет в приемной группы;

консультации: «Роль родителей в речевом развитии дошкольника», «Влияние

речевых нарушений на формирование личности ребенка» и т. д. ;

• индивидуальные беседы с родителями по итогам диагностики речи детей;

наглядные папки-передвижки на темы: «Артикуляционные упражнения для

произношения определенных звуков», «Игры и упражнения», «Пальчиковые

игры по мелкой моторике», «Гимнастика для глаз» и т. д.

• проведение родительских собраний;

• совместное приобретение и изготовление игр и пособий по развитию речи детей;

• анкетирование;

• презентация рекомендательных буклетов.

Публикации по теме:

Презентация проекта «Воспитание нравственно-этических норм у детей дошкольного возраста» Краткая аннотация проекта. Проект «Воспитание нравственно-этических норм у детей дошкольного возраста посредством приобщения к русскому.

Проект «Ах, эти сказки!» Проект был создан с условиями внедрение ФГТ в структуру программы ДОУ и показан на Районном методическом объединении в Коелгинском МКДОУ.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Учись говорить правильно»
Опубликовано: 9 мая 2013 в 10:04
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Учись говорить правильно»» (включая файлы) размещена пользователем Басманова А.Н. Фефилова Н.С. (УИ 103790) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД