Светлана Плюхина
Проект «В мире архитектуры»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект по художественно – эстетическому развитию старших дошкольников «В мире архитектуры»
Вид проекта: информационно-практико-ориентированно-творческий
Продолжительность проекта: среднесрочный
Тип проекта: детско-взрослый
Участники проекта: воспитатели, дети, родители.
Актуальность:
Публикация «Проект „В мире архитектуры“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» март 2019
Изменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования, направлены, прежде всего, на улучшение его качества. Оно, в свою очередь, во многом зависит от согласованности действий семьи и дошкольного учреждения. Положительный результат, может быть, достигнут только при рассмотрении семьи и детского сада в рамках единого образовательного пространства, подразумевающего взаимодействие, сотрудничество между педагогами ДОУ и родителями на всем протяжении дошкольного детства ребенка.
Человека во многом формирует и воспитывает окружающая среда.
Предметно-архитектурное пространство, в котором живёт ребенок, играет важную роль в развитии у него ценностного отношения к родному краю,
в воспитании патриотизма, бережного отношения к культуре родного края, к его историческому наследию, в воспитании уважения к художественному творчеству мастеров.
Мы живем в России, которая является поистине кладезью архитектурных памятников, имеет свое неповторимое лицо, свой характер, особую судьбу.
Великолепие ансамблей жилых зданий, ожерелье храмов и церквей, по сути, превращают нашу страну в музей под открытым небом, музей ценнейших памятников архитектуры.
Нужно пользоваться тем богатым потенциалом, который дан нам всем.
Организация работы по развитию детей на архитектурных образцах родного края имеет огромный потенциал в эстетическом развитии ребенка, в формировании художественного вкуса дошкольника, в развитии его познавательной сферы.
Проблема:
Ребята, вы хотели бы узнать, как появилась и развивалась архитектура?
Мир архитектуры - это тот мир, в котором человек живёт и действует каждый день. Архитектура влияет на наше настроение, на наш образ мыслей. Она бывает красивой и отталкивающей, уютной и дискомфортной, просторной и тесной. Жилые дома, детские сады и школы, офисы, храмы, театры, промышленные предприятия, скверы – всё это архитектурные объекты, которые мы видим с самого рождения и, без которых не мыслим своего существования.
Цель проекта:
Познакомить детей с понятием архитектура, с архитектурой зданий, имеющих художественное и историческое значение, в том числе и со зданиями своего родного города. Формировать интерес к архитектуре.
Создавать условия, раскрывающие творческий и интеллектуальный потенциал старших дошкольников, ориентированные на диалогическое взаимодействие детей, родителей и педагогов, развивать уважительные взаимоотношения между родителями и детьми, сближать детский сад и семью.
Развивать эмоциональную отзывчивость у детей через знакомство с историческими ценностями мировой архитектуры.
Развивать пространственное мышление, познавательные, коммуникативные, творческие способности детей, преодолевать стереотипность в художественно – творческой деятельности ребёнка, развивать самостоятельное мышление, умение анализировать, развивать умение вести обсуждение и находить общее решение.
Формировать интерес к продуктивной, познавательно-исследовательской, творческой, деятельности, учить применять приобретённые детьми знания с творческим подходом в практической изобразительной деятельности.
Задачи проекта:
- Познакомить детей с историей строительства домов с древних времён до наших дней.
- Расширять и обогащать представления детей о особенностях конструкций домов в зависимости от природных условий, назначения, временной эпохи.
- Учить сравнивать старинные и современные здания, видеть их различия.
- Учить выделять средства выразительности архитектуры: масштабность, пропорциональность, фактуру, цвет, освещение.
- Учить выделять элементы сказочной архитектуры: избушка, терем, дворец.
- Учить выделять в украшении зданий витражи, мозаику, фрески, барельефы и другие элементы декора.
- Конкретизировать представления детей об основных строительных материалах: глина, дерево, стекло, металл, камень.
- Дополнить знания детей об основных строительных профессиях.
- Отображать наблюдения в разных видах деятельности: умственной, изобразительной, познавательно – исследовательской, игровой, конструктивной.
- Способствовать развитию познавательной активности, мышления, воображения, фантазии, коммуникативных навыков и творческих способностей.
- Использовать в художественной и конструктивной деятельности знания об архитектуре.
Ожидаемые результаты:
Дети проявляют познавательную активность, способность и готовность расширять собственный опыт за счет удовлетворения потребности в новых знаниях, переживать радость открытия нового; умение использовать разнообразные источники получения информации для удовлетворения интересов, получения знаний и содержательного общения.
Реализация проекта:
I ЭТАП – ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ
- Определение темы, целей, задач, содержание проекта,
прогнозирование результата;
- Обсуждение с родителями проекта, выявление возможностей,
средств, необходимых для реализации проекта, определение
содержания деятельности всех участников проекта;
- Поиск различных средств достижения целей;
- Подборка методической и художественной литературы,
иллюстрированного материала по данной теме;
- Создание видеоматериалов по теме «Архитектура»;
- Поиск материалов для книжной выставки;
- Поиск занимательных материалов для досуга.
2 ЭТАП – ОСНОВНОЙ (ПРАКТИЧЕСКИЙ)
Познавательное развитие:
Просмотр презентаций по темам: «История архитектуры», «Архитектура Москвы», «Удивительные дома мира», «Архитектура родного края», «Стили архитектуры», опытно – экспериментальная деятельность с строительным материалом, ежедневные наблюдение во время прогулок.
Социально – коммуникативное развитие:
Д/и: "Знатоки родного города» - формировать умение свободно использовать свои знания об архитектуре родного города, его достопримечательностях, формировать желание как можно больше узнать о своем городе, воспитывать чувство любви и гордости за него.
«Угадай по описанию» - закреплять знания детей о жилых, промышленных, общественных зданиях.
«Где находятся памятники?» - формировать навык определять пространственное расположение памятников архитектуры, закреплять название улиц, соборов, храмов.
Настольная игра «Прогулка по родному городу» - закрепить знания об архитектуре города Кстово.
Развивающие игры:
«Где Городовичок?» - учить детей свободно владеть планом строительства.
«Разные дома» - учить детей сравнивать рисунок и чертёж предмета.
«Стройка» - учить детей конструировать по схематическому образцу.
Сюжетно-ролевые игры:
«Строители», «Проектировщики», «Улица города» - уметь придумывать сюжет игры, используя рисунок или чертёж, по которому строятся жилые дома, выбирать атрибуты для игры, распределять роли, договариваться о сюжете.
Речевое развитие:
Составление описательных рассказов о домах в которых живут дети, загадывание загадок о строительных профессиях, строительных материалах, составление рассказа «Если б я был архитектором…», рассказывание по серии картинок.
Физическое развитие
Организация физкультминуток, подвижных игр, досуга «Построй дом».
Художественно – эстетическое развитие:
Конструирование построек из наборов разного строительного материала.
Аппликация: «Улицы нашего города».
Рисование: «Московский Кремль», «Русская изба».
Конкурс рисунков «Дом моей мечты».
Пластилинография «Чудо – теремок»
Мини – выставка «Деревянная архитектура»
Фотоальбом «Архитектура города Пушкино»
Книжная выставка «Госпожа Архитектура»
Просмотр иллюстраций «Городские и сельские пейзажи»
Посещение мини-музея «Русская изба» в д/с.
Чтение книг об архитектуре, принесенных из библиотеке «Семейного чтения»
НОД «Архитектурные сооружения малой Родины (города Кстово)»
Работа с родителями:
Консультация для родителей:
«Зачем нужно знакомить дошкольников с архитектурой?»
«Знакомим детей дошкольного возраста с архитектурой родного города»
«Архитектура. Стили архитектуры»
Выставка поделок и построек
«Такая разная архитектура»
Экскурсии к памятникам архитектуры города и области
(по желанию родителей)
Фотоотчет в группе «Русалочка» на сайте одноклассников.
Заключительный этап
Итоговым мероприятием стала выставка творческих работ
«Такая интересная архитектура».
Она создана благодаря творческой триаде
педагоги – родители – дети.
Заключение
В результате совместно проведенного проекта «В мире архитектуры» у детей вырос уровень знаний и представлений об архитектуре. Приобщение к культуре нашей Родины повысило познавательный интерес к архитектурно-художественному наследию, что эффективно отразилось на характере продуктивной деятельности. По результатам работы была выявлена положительная динамика родительской компетентности по ознакомлению дошкольников с архитектурой, родители стали верными помощниками педагогов.