Татьяна Кучева
Проект в подготовительной группе «Загадки воздушных шаров»
▼ Скачать + Заказать документы
МАДОУ ЦРР детский сад № 410
Познавательно- исследовательский проект
с детьми подготовительной группы
тема:
«Загадки воздушных шаров».
Выполнили:
Дети подготовительной группы
Воспитатели:
Кучева Т. И.
г. Пермь, 2016 год.
Вид проекта :
познавательно-исследовательский.
Сроки реализации:
краткосрочный, продолжительностью 1 неделя.
Участники проекта :
Публикация «Проект в подготовительной группе „Загадки воздушных шаров“» размещена в разделах
дети, воспитатели подготовительной группы, родители воспитанников.
Актуальность проекта :
Окружающий ребенка мир - это удивительная, интересная непознанная страна детства, где все происходит впервые: ребенок делает первые шаги, говорит первые слова, он узнает свое имя, у него появляются первые друзья. Он узнает, что вода – мокрая, а снег – холодный, что огонь может обжечь и многое другое. В этом возрасте дети начинают задавать тысячи вопросов, ведь не зря этот возраст называют возрастом почемучек. Можно, конечно, на детские вопросы отвечают формально, но гораздо полезнее помочь ему самостоятельно раскрыть реальную картину мира, используя различные увлекательные опыты. Они дают возможность с помощью интересной деятельности, играя, познать окружающую действительность и понять ее законы.
Познавательная активность не является врождённой. Она формируется на протя-жении всей сознательной жизни человека.
Мотив:
Идея проекта возникла при составлении тематического плана работы на лето в рамках тематической недели - «Неделя воздушных шаров». Как автор проекта я хотела показать, что воздушные шары в руках педагога могут сделать для детей не только праздник, но и дать возможности для развития познания, творчества, физкультуры и игры.
Цель:
способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию окружающего мира и размышлению.
Задачи:
обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
обогащение и расширение представлений об окружающем мире;
расширение и качественное изменение способов ориентировки в окружаю-щем мире;
формирование различных представлений о возможных действиях с воздуш-ными шарами;
развитие познавательных способностей;
развитие творческого воображения;
развитие творческого мышления;
развитие коммуникативных навыков;
стимулирование естественного процесса развития двигательных способно-стей и качеств;
формирование эмоциональной заинтересованности.
Предполагаемый результат реализации проекта.
Развитие у детей познавательной активности, творческого воображения, коммуникативных навыков.
Сформированность умений воспитанников осуществлять опытническую деятельность.
Повышение речевой активности детей.
Становление у детей не только эмоционального, но и научно-познавательного, практически - деятельного, отношения к воздушным ша-рам.
Расширение знания о разнообразных возможных действиях с воздушными шарами.
Итоговое мероприятие:
Конференция с выступлениями детей по презентациям.
Исследование №1
Воздушные шары и статическое напряжение.
(в ДОУ)
Актуальность исследования:
В нашей жизни мы постоянно встречаемся с электричеством - это разнообразные электроприборы (телевизоры, компьютеры, электрочайники и т. д.).
Электричество очень опасно и шутить с ним нельзя. В работе с электроприбора-ми необходимо соблюдать технику безопасности. Но есть электричество неопас-ное, тихое, незаметное. Оно живет повсюду, само по себе, и если его поймать, то с ним можно очень интересно поиграть. Но как его можно получить дети не знают. И поэтому решили поближе познакомиться с образованием этой энергии, а назы-вается оно - статическим.
Объект исследования: воздушные шарики.
Предмет исследования: статическое электричество.
Цель исследования:
Изучить причину образования статического электричества.
Объект исследования: статическое электричество.
Предмет исследования: образование статического электричества в окружающей среде.
Гипотеза исследования.
1. Статическое электричество образуется в результате трения некоторых предметов.
2. Воздушный шарик имеет «электрическую» силу.
3. Статическое напряжение слабое и не опасно.
Задачи исследования.
• Узнать, что собой представляет статическое электричество.
• Выяснить причину возникновения статического электричества.
• Узнайте о положительно и отрицательно заряженных частицах, используя не-сколько основных предметов, которые мы часто используем в быту.
Методы исследования:
1. Подумать самому.
2. Просмотр мультипликационных фильмов «Фиксик», «Смешарики», «Уроки те-тушки Совы».
3. Просмотр научно-познавательных передач «Профессор Почемучкин», «Гали-лео», «Забавная наука».
4. Просмотр книг, энциклопедий, научных журналов для детей.
5. Спросил у родителей и воспитателя.
6. Провел исследование, эксперименты, опыты.
Во время беседы с детьми дети отметили, что снимая одежду, мы ощущаем лег-кий треск, а иногда видим искры. Электричество живет в одежде?
А еще часто при расчёсывании волосы тянутся за расческой.
Наши далекие предки вели тяжелую жизнь. Жили в пещерах, кутались в звериные шкуры и, уходя на охоту, не знали, удастся ли что-нибудь добыть. Статического электричества на них не было, так как люди находились в постоянном контакте с землей. Время шло, человечество все больше изолировало себя от почвы, начав носить одежду и обувь. Правда, шили их все-таки из натурального сырья. А кроме того, люди «заземлялись», когда мокли во время дождя. Однако человечество раз-вивалось и придумало зонтик. Следом — резину, а затем синтетические материа-лы. Так началась эра статического электричества.
Опыт 1.
Оборудование: воздушный шар.
Ход:
Натереть воздушный шарик тряпочкой и приблизить к волосам.
Волосы «встали дыбом».
Это очень слабое напряжение. Оно не опасно. Его называют статическим напря-жением.
Это объясняется тем, что когда шарик натирают шерстяной тканью, он за-ряжается статическим электричеством, которое и притягивает волосы
Опыт 2.
Оборудование: воздушный шар, какао-порошок, сахар.
Ход:
Натерли воздушный шарик шерстяной тряпочкой. Поднесли шарик к тарелочке, в которой были перемешаны сахар и какао. Частички какао прилипли к шарику, а сахар остался на тарелке.
Это объясняется тем, что какао легче, чем сахар.
Опыт 3. Попрыгунчики.
Оборудование: воздушный шарик, блестящее конфетти или мелко нарезанная
металлическая фольга, шерстяная тряпочка (шаль).
Ход:
Насыпаем на лист картона блестящее конфетти или мелко нарезанную металличе-скую фольгу.
Электризуем шарик и подносим к фольге, но не касаемся её.
Наблюдение. Блёстки ведут себя как живые кузнечики-попрыгунчики. Подскаки-вают, касаются шарика и тут же отлетают в сторону.
Объяснение. Металлические блёстки электризуются в поле шарика, но при этом остаются нейтральными. Блёстки притягиваются к шарику, подпрыгивают, при касании заряжаются и отскакивают как одноимённо заряженные.
Опыт 4. Кораблики.
Оборудование: бумажный кораблик, таз с водой, воздушный шарик, шерстяная тряпочка.
Ход:
Делаем бумажный кораблик и пускаем его на воду.
Электризуем шарик и подносим к кораблику.
Наблюдение. Кораблик последует за шариком.
Опускаем металлическую крышку на воду.
Электризуем шарик и подносим к крышке, не касаясь её.
Наблюдение. Металлическая крышка плывёт в сторону шарика.
Опускаем на воду пластмассовую крышку.
Электризуем шарик и подносим к крышке, не касаясь её.
Наблюдение. Тяжёлая крышка плывёт за шариком.
Объяснение. В электрическом поле шарика бумага и пластмасса поляризуются и притягиваются к шарику. В металлической крышке также индуцируется заряд. Поскольку сила трения на воде незначительна, то кораблики легко приходят в движение.
В ходе исследовательской деятельности гипотеза подтвердилась, статическое электричество образуется, в результате трения некоторых предметов и шарик имеет «электрическую силу». Оказывается, он заряжается статическим электри-чеством, которое и притягивает кусочки бумаги или волосы.
Третья гипотеза тоже подтвердилась - данная электрическая сила (статическое напряжение) слабое и не опасное.
Используемая литература
1. Куликовская И. Э., Совгир Н. Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный воз-раст. — М. : Педагогическое общество России, 2003.
2. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность де-тей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое посо-бие. — СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007.
3. Дыбина О. В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и экспери-менты для дошкольни-ков. Москва. Творческий центр Сфера. 2007
«Полёт шара»
(с участием родителей вне ДОУ)
Актуальность исследования: каждый человек хотя бы раз в жизни надувал воздушный шарик. Случается так, что, не удержав в руках, шарик улетает. У него нет двигателя. У него нет крыльев. Вот я и задумался над вопросами: почему же он улетает? и от чего зависит дальность его полета?
Вместе с папой я прочитал всю информацию, которую смог найти по этой теме, провел наблюдения и эксперимент.
Объект исследования: воздушные шарики.
Предмет исследования: является полёт шарика и причина дальности его полета.
Цель исследования: выяснить, почему улетает не завязанный воздушный шарик и от чего зависит дальность его полета.
Задачи исследования:
1. Выяснить, что заставляет двигаться воздушный шарик.
2. Провести опыты, показывающие движение шарика.
3. Выяснить, как влияет размер шарика и толщина резины на дальность полета.
4. Узнать, есть ли в растительном и животном мире представители, которые двигаются, как воздушный шарик.
5. Узнать, как ученые использовали знания о таком движении.
Гипотезы исследования:
1. Допустим, шарику помогает ветер.
2. Возможно, шарику помогает выходящий из него воздух.
Методы исследования:
1. Спросить у родителей.
2. Поиск в Интернете.
3. Проведение опытов.
4. Наблюдение.
5. Сравнение и сопоставление фактов.
Понимая, что моих знаний недостаточно, чтобы ответить на все интересующие меня вопросы, я обратился к своим родителям. Вот какие ответы я получил:
мама: спроси у папы.
Реактивное движение шарика. (дома)
Проведем еще несколько опытов показывающих реактивное движение шарика.
Опыт 1
Надуем воздушный шарик, вставим согнутую трубочку и завяжем. Прикрепляем шарик к маленькой машинке. Трубочка должна смотреть назад. Освобождаем трубочку. Воздух выходит назад. Машинка едет вперед под действием реактивной силы.
Опыт 2
Такой же шарик с трубочкой опускаем в миску с водой. Трубочка должна смотреть в сторону. Освобождаем трубочку. Шар начинает вращаться по воде под действием реактивной силы.
Представители в растительном и животном мире, которые двигаются, как воздушный шарик.
Реактивное движение можно наблюдать в живой природе.
Реактивное движение используется многими моллюсками.
Осьминоги, кальмары и каракатицы имеют специальный мешочек. В него они набирают воду и выпускают ее сильной струей наружу. Струя эта отталкивает животное назад. Всасывая и с силой выталкивая воду, они скользят в волнах, точ-но живые ракеты.
Медуза выталкивает из-под своего колоколообразного тела воду, получая толчок в обратном направлении.
Примеры реактивного движения можно обнаружить и в мире растений. Бешеный огурец растет на побережье Черного моря. Созревшие плоды “бешеного” огурца при лёгком прикосновении отскакивают от плодоножки, и из образовавшегося отверстия с силой выбрасывается жидкость с семенами; сами огурцы при этом отлетают в противоположном направлении. Стреляет бешеный огурец более чем на 12 метров: так он распространяет свои семена. Его еще называют взрывающийся огурец.
Как ученые использовали знания о реактивном движении.
Одно из главнейших изобретений человечества в XX веке - это изобретение реактивного двигателя, который позволил человеку подняться в космос.
Позже инженеры создали двигатель, подобный двигателю кальмара. Его назвали водометом.
Реактивное движение очень популярно в мультфильмах и художественных
фильмах, например, «Ивашка из дворца пионеров», «Ну, погоди!», «Каникулы в Простоквашино», «Усатый нянь».
Заключение.
Выполнив эту работу, я убедился, что все-таки ветер помогает полету шарика. Но он летит и без ветра, если он развязан. Значит, моя гипотеза, что шарику помогает ветер, подтвердилась частично.
Шарик толкает воздух, который выходит из него. Воздух из шарика летит в одну сторону, а оболочка шарика в другую. Они отталкиваются друг от друга. Путь шарика непредсказуем. Шарик улетает под действием реактивной силы. Вторая гипотеза подтвердилась полностью
Новизна данной работы заключается в том, что разъясняет, почему летает воз-душный шарик и от чего зависит дальность его полета.
Материалы данной работы можно использовать на занятиях с детьми в детском саду.
Литература.
1. Я познаю мир: Феномены мира: Детская энциклопедия. / С. Н. Зигуненко – М. : ООО «Издательство Астрель» : ООО «Издательство АСТ», 2003. – 396 с.
2. Ф. Рабиза «Простые опыты» - М. Дет. Лит., 2002г
Фотографии по проекту