Елена Дольчанина
Проект в средней группе «Русская народная игрушка»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность
Игрушка – важнейшее составляющее любой культуры. С помощью нее ребёнку передаётся сама суть человеческих отношений и сложное мироустройство.
В настоящее время у детей слабо развит познавательный интерес к народной игрушке, к её истории, т. к. прилавки магазинов переполнены разнообразием игрушек иностранного производства, а информационные системы активно их рекламируют. Они идут в магазины и видят эти игрушки, и родители им покупают. К сожалению, очень редко встретишь таких родителей, которые покупают для своих детей народные игрушки, ценят их, объясняют детям, откуда пришли к нам такие игрушки. Многовековой опыт человечества показал важность приобщения детей к культуре своего народа, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру и традиции своих предков. Если не знакомить ребенка в дошкольном детстве с народно-прикладным искусством, то не будет достигнуто полное ознакомление с историей, культурой своего народа, что в дальнейшем приведет к обеднению его нравственно-патриотических чувств.
Публикация «Проект в средней группе „Русская народная игрушка“» размещена в разделах
- Декоративно-прикладное творчество. Проекты
- Народная культура, фольклор
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Проекты. Проектная деятельность
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» май 2020
Тип проекта: познавательно – творческий.
Продолжительность: краткосрочный, с 10 марта по 20 марта 2020 года
Возраст детей: средняя группа (4 – 5 лет)
Участники проекта: воспитатели, дети средней группы, родители.
Цель проекта: формирование у детей познавательно-творческого интереса к русской народной культуре, через ознакомление с народной игрушкой, и организацию художественно-продуктивной и творческой деятельности.
Задачи проекта:
- развивать познавательные интересы, художественно-эстетический вкус, мышление;
- воспитывать интерес к народному творчеству, патриотические чувства;
- формировать знания детей о разнообразии русской народной игрушки;
- учить выделять характерные особенности народных игрушек;
- вовлечь родителей в совместную с детьми деятельность.
1 этап.
Разработка проекта:
- Формулирование цели и определение задач.
- Составление плана основного этапа проекта.
- Подбор и анализ литературы, информации с интернет ресурсов по теме проекта.
- Подбор материалов по теме проекта.
Ожидаемый результат:
— начнут проявлять интерес к народной игрушке, народно-прикладному искусству, промыслам;
— освоят элементы росписи;
— овладеют знаниями о свойствах, качествах и функциональном назначении игрушек;
— проявят доброту, заботу, бережное отношение к игрушкам;
— возрастёт речевая активность детей в разных видах деятельности;
— у детей сформируются знания о русском народно — прикладном творчестве, народной игрушке.
2 этап:
Реализация проекта
10 марта
Работа с детьми
Беседа «Мои любимые игрушки»
Цель: Закрепить у детей знания об игрушках: их значение, правила пользования. Формировать привычку убирать игрушки на место. Воспитывать бережное отношение к игрушкам.
Дидактическая игра «Найди пару»
Цель: Закрепить умение сравнивать картинки. Находить одинаковые изображения матрешек.
Пальчиковая игра «У Матрешкиной сестрицы»
Цель:Развивать мелкую моторику рук, речь, память
Речевая деятельность «Народные игрушки»
Цель: Формировать представления о народных игрушках, приобщать к традициям русского народа, развивать внимание, речь. Продолжить знакомить народными промыслами.
Музыкальная деятельность «Ложки – народный музыкальный инструмент»
Цель:Формировать представления детей о ложках как о музыкальном инструменте; познакомить с приемами игры на ложках; развивать чувство ритма; развивать координацию движений с речью.
Подвижная игра «Веснянка»
Цель:Закрепить умение координировать движения с речью, развивать двигательную активность.
Чтение и разучивание потешек.
Цель:Формировать любовь к устному народному творчеству. Воспитывать интерес к фольклору, способствовать развитию памяти, связной речи.
Чтение В. Берестов «Матрешкины потешки»
Цель:Воспитывать интерес к чтению, развивать умение отвечать на вопросы о прочитанном полным ответом
Драматизация РНС «Волк и семеро козлят»
Цель:Воспитывать интерес к РНС, развивать умение передавать образ сказочного героя речью, движениями, жестами, мимикой, развивать творческий потенциал детей.
Совершенствование предметно-развивающей среды:
Раскраски по теме «Народные игрушки»
Внесение народных музыкальных инструментов: ложки, дудки, свистульки, трещотки и т. д.
Работа с родителями:
Озвучивание темы и задач проекта.
Консультация для родителей «Без прошлого нет будущего»
11 марта
Работа с детьми
Беседа «Матрешка – символ страны»
Цель:Расширять представления детей об обычаях русского народа, воспитывать чувство патриотизма и гордости за свою страну.
Дидактическая игра «Собери матрешку»
Цель:Закрепить знания о матрешках, упражнять в умении собирать целое из частей, развивать мышление, воображение.
Знакомство с пословицами и поговорками.
Цель:Формировать любовь к устному народному творчеству. Воспитывать интерес к фольклору, способствовать развитию памяти, связной речи.
Познавательная деятельность «Дымковская игрушка»
Цель:Познакомить с дымковской росписью. Формировать целостную картину мира, интерес к истории своего народа, расширять кругозор, воспитывать интерес к народному творчеству.
Чтение русской народной сказки «Лиса и козел»
Цель:Воспитывать интерес к чтению, помочь охарактеризовать характер и поступки героев, развивать умение отвечать на вопросы о прочитанном полным ответом.
Разучивание потешки «Чище мойся, воды не жалей, будут ладошки снега белей»
Цель:Формировать любовь к устному народному творчеству. Воспитывать интерес к фольклору. Продолжить формировать навыки самообслуживания.
Сюжетно – ролевая игра «Ярмарка»
Цель:Развивать интерес к игре, учить вежливому, тактичному обращению в ходе ролевого взаимодействия, формировать умение переносить полученную информацию в игровую среду.
Совершенствование предметно-развивающей среды:
Разрезные картинки «Матрешка»
Атрибуты к сюжетно – ролевой игре «Ярмарка»
Дидактическая игра «Найди пару»
Работа с родителями:
Предложить родителям совместно с детьми прочитать русские народные сказки и обсудить их.
12 марта
Работа с детьми
Беседа «Тряпичная и соломенная кукла»
Цель:Познакомить детей с самодельными игрушками, расширить кругозор
Пальчиковая игра «Солнышко – ведрышко"
Цель:Развивать мелкую моторику рук, речь, память
Дидактическая игра «Угадай и расскажи»
Цель:Закрепить знания о народной игрушке, формировать умение узнавать игрушку по изображению, называть ее
Речевая деятельность. Чтение художественной литературы «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»
Цель:Познакомить новым произведением, помочь понять содержание, выделить основных героев, охарактеризовать их. Учить замечать и использовать выразительные средства языка и сказки, развивать речь, активный словарь
Изобразительная деятельность. Рисование «Дымковская лошадка»
Цель:Продолжит знакомить детей с дымковской росписью, закрепить умение рисовать нетрадиционным способом – ватной палочкой, воспитывать эстетическое восприятие, чувство цвета. Развивать интерес к народному творчеству.
Подвижная игра «Горелки»
Цель:Приобщать детей к истокам русской народной культуры; знакомить с народными играми; развивать двигательную активность.
Чтение сказки «Коза - Дереза»
Цель:Формировать любовь к устному народному творчеству. Воспитывать интерес к фольклору, способствовать развитию памяти, связной речи.
Заучивание потешки «Ножки, ножки, где вы были»
Цель:Формировать интерес к фольклору, способствовать развитию памяти, связной речи
Сюжетно – ролевая игра «Магазин игрушек»
Цель:Совершенствовать умение объединяться в игре в группы, распределять роли, выполнять игровые роли
Чтение сказки «Про Иванушку – дурачка»
Цель:Формировать любовь к устному народному творчеству. Воспитывать интерес к фольклору, способствовать развитию памяти, связной речи.
Хороводная игра «Ходит Ваня»
Цель:Приобщать детей к истокам русской народной культуры; знакомить с народными играми; развивать двигательную активность.
Совершенствование предметно-развивающей среды:
Иллюстрации тряпичных и соломенных игрушек
Пополнение книжного уголка книгой «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»
Альбом с иллюстрациями (презентация) «Дымковские игрушки»
Атрибуты с сюжетно – ролевой игре «Магазин игрушек»
Работа с родителями:
Папка – передвижка «Как приобщить детей к русской культуре»
13 марта
Работа с детьми
Беседа «Береги игрушки»
Цель:Воспитывать бережное отношение к игрушкам, повторить правила пользования игрушками, учить отвечать на вопросы полным предложением.
Рассматривание иллюстраций «Народные промыслы»
Цель:Познакомить детей с народными промыслами, учить отвечать на вопросы.
Подвижная хороводная игра «Мы веселые ребята»
Цель:Приобщать детей к истокам русской народной культуры; знакомить с народными играми; развивать двигательную активность.
Изобразительная деятельность. Лепка из соленого теста «Дымковская лошадка»
Цель:Продолжить знакомить с народным декоративно- прикладным искусством, развивать желание лепить игрушку своими руками, учить лепить лошадку комбинированным способом.
Пальчиковая игра «Соня – пастушок»
Цель:Развивать мелкую моторику рук, речь, память.
Музыкальная деятельность. Разучивание русской народной песенки «Вот уж зимушка проходит»
Цель:Развивать интерес к народному фольклору, формировать устойчивое слуховое внимание, умение петь хором.
Просмотр презентации «Народные игрушки»
Цель:Продолжить знакомить детей с народными промыслами, народными игрушками (дымковская, филимоновская, каргапольская, гродецкая и т. д.) учить отвечать на вопросы.
Сюжетно – ролевая игра «Путешествие в мир игрушек»
Цель:Упражнять в умении осуществлять игровые действия по речевой инструкции, распределять роли, действовать согласно принятой роли, формировать интерес к совместным играм
Чтение русской народной сказки «Лиса и журавль»
Цель:Формировать любовь к устному народному творчеству. Воспитывать интерес к фольклору, способствовать развитию памяти, связной речи.
Просмотр мультфильмов по мотивам русских народных сказок
Цель:Формировать интерес к мультфильмам по мотивам РНС, учить находить в них главную мысль.
Совершенствование предметно-развивающей среды:
Презентация «Русские народные игрушки»
Атрибуты к сюжетно – ролевой игре «Путешествие в мир игрушек»
Макет «Русская изба»
Работа с родителями:
Предложить родителям прослушать вместе с детьми русские народные песенки
16 марта
Работа с детьми
Беседа «Как можно играть с игрушками»
Цель:Воспитывать бережное отношение к игрушкам, развивать связную речь, память
Пальчиковая игра «Дымковская барышня»
Цель:Развивать мелкую моторику рук, речь, память
Дидактическая игра «Что лишнее?»
Цель:Закрепить знания детей о народных игрушках: деревянных и глиняных, об их отличии друг от друга
Русская народная хороводная игра «Заинька»
Цель:Приобщать детей к истокам русской народной культуры; знакомить с народными играми; развивать двигательную активность.
Ситуативный разговор «Наша – то хозяюшка»
Цель:Познакомить с новой прибауткой, закрепить умение пользоваться основными предметами домашней утвари
Раскрашивание раскрасок по теме «Народная игрушка»
Цель:Закрепить навык закрашивания рисунка, не выходя за границы, воспитывать аккуратность, усидчивость
Игра малой подвижности «У Маланьи у старушки»
Цель:Приобщать детей к истокам русской народной культуры; знакомить с народными играми; развивать двигательную активность.
Сюжетно – ролевая игра «Как котик в гости ходил»
Цель:Знакомить с обычаем ходить в гости с гостинцами, приобщать у русским традициям
Подвижная игра «Огуречик»
Цель:Приобщать детей к истокам русской народной культуры; знакомить с народными играми; развивать двигательную активность.
Совершенствование предметно-развивающей среды:
Раскраски «Матрешка», «Дымковские игрушки»
Атрибуты к игре «Как котик в гости ходил»
Работа с родителями:
Консультация «Роль родителей в возрождении русских традиций»
17 марта
Работа с детьми
Рассматривание иллюстраций «Русская народная утварь»
Цель:Знакомить с обстановкой и утварью русской избы, расширять кругозор
Отгадывание загадок по теме «Народная игрушка»
Цель:Формировать интерес к фольклору, способствовать развитию памяти, логического мышления, связной речи.
Дидактическая игра «Найди домик для матрешки»
Цель:Закрепить знание о народной игрушке – матрешке, закреплять умение выделять фигуры по величине и цвету
Речевая деятельность «Кукла в народном костюме»
Цель:Познакомить с бытом и традициями русского народа, рассказать о русском наводном костюме, познакомить с символикой в украшении костюма, расширять кругозор, развивать любознательность
Подвижная игра «Мороз Красный нос»
Цель:Приобщать детей к истокам русской народной культуры; знакомить с народными играми; развивать двигательную активность.
Чтение стихов о народных игрушках
Цель:Воспитывать интерес к чтению, развивать умение отвечать на вопросы о прочитанном полным ответом
Чтение и драматизация русской народной сказки «Каша из топора»
Цель:Воспитывать интерес к РНС, развивать умение передавать образ сказочного героя речью, движениями, жестами, мимикой, развивать творческий потенциал детей.
Дидактическая игра «Подбери узор»
Цель:Закрепить знания детей о дымковской, филимоновской и городецкой росписи
Изобразительная деятельность «Укрась сарафан, платок, кокошник»
Цель:Развивать умение создавать узоры на трафарете, раскрашивать рисунок, не выходя за границы, воспитывать аккуратность, усидчивость
Подвижная игра «Бабка Ежка»
Цель:Приобщать детей к истокам русской народной культуры; знакомить с народными играми; развивать двигательную активность.
Совершенствование предметно-развивающей среды:
Внесение куклы в народном костюме
Иллюстрации по теме «Русская утварь и русский быт»
Атрибуты для драматизации сказки «Каша из топора»
Трафареты для рисования
Работа с родителями:
Предложить родителям поиграть с детьми в русские народные подвижные игры
18 марта
Работа с детьми
Беседа «История Матрешки»
Цель:Уточнить и закрепить знания о русской народной игрушке, как изготавливается, кем и из чего.
Дидактическая игра «Угадай и назови сказку»
Цель:Закрепить знание русских народных сказок, героев, их отличительные признаки
Чтение РНС «Крошечка – Хаврошечка»
Цель:Формировать любовь к устному народному творчеству. Воспитывать интерес к фольклору, способствовать развитию памяти, связной речи.
Дидактическая игра «Придумай предложение»
Цель:Формировать умение составлять предложения со словом «игрушка», развивать диалогическую речь
Познавательная деятельность «Русский быт»
Цель:Приобщать детей к русской культуре; воспитывать интерес к жизни наших предков; закреплять знания о предметах быта, русском костюме, обычаях; познакомить детей с предметом русского быта: коромысло; приобщать детей к традиционной русской культуре на основе использования фольклора.
Подвижная игра «Ремешок»
Цель:Приобщать детей к истокам русской народной культуры; знакомить с народными играми; развивать двигательную активность.
Конструирование из бумаги «Ванька – встань-ка»
Цель:Формировать умение преобразовывать разные по величине полоски в кольца, учить приклеивать аккуратно к основной форме детали, развивать воображение, аккуратность.
Сюжетно – ролевая игра «Принимаем гостей»
Цель:Закрепить знание о традициях, русском гостеприимстве, продолжить формировать умение переносить знания в игровую среду
Дидактическая игра «Сложи разбитую тарелку»
Цель:Закреплять умение складывать целое из частей, познакомить с гжелью, развивать воображение и логику.
Подвижная игра «Горелки»
Цель:Приобщать детей к истокам русской народной культуры; знакомить с народными играми; развивать двигательную активность.
Совершенствование предметно-развивающей среды:
Атрибуты к сюжетно – ролевой игре «Принимаем гостей»
Пополнение книжного уголка РНС «Крошечка – Хаврошечка»
Разрезные картинки
Работа с родителями:
Предложить родителям принести экспонаты для минимузея «Русский быт»
19 марта
Работа с детьми
Беседа «Какую одежду носили мужчины и женщины на Руси?»
Цель:Стравить старинную одежду и современную, закрепить знания детей о русском народном костюме
Пальчиковая игра «Матрешка»
Цель:Развивать мелкую моторику рук, речь, память
Изобразительная деятельность «Роспись дымковского коня»
Цель:Формировать умение замечать и находить основные средства выразительности дымковской росписи: учить выделять элементы геометрического узора, развивать чувства ритма и цвета, интерес к народным промыслам
Речевая деятельность. Чтение художественной литературы. РНС «По щучьему веленью»
Цель:Побуждать понимать сюжет сказки, выделять главных героев, определять их поступки, анализировать их, воспитывать интерес к русскому народному устному творчеству
Подвижная игра «Сова»
Цель:Приобщать детей к истокам русской народной культуры; знакомить с народными играми; развивать двигательную активность.
Чтение сказки «Петушок и бобовое зернышко»
Цель:Повторить сказку, на примере героев повторить правила поведения за столом во время принятия пищи (не разговаривать, не торопиться, не баловаться и т. д.)
Сюжетно – ролевая игра «Мастерская игрушек»
Цель:Совершенствовать умение объединяться в игре в группы, распределять роли, выполнять игровые роли, переносить полученные знания в игровую среду.
Дидактическая игра «Угадай игрушку»
Цель:Закрепить знания о народных игрушках (дымковская, филимоновская, каргапольская, гродецкая и т. д.)
Чтение РНС «Хвосты»
Цель:Формировать любовь к устному народному творчеству. Воспитывать интерес к фольклору, способствовать развитию памяти, связной речи.
Совершенствование предметно-развивающей среды:
Иллюстрации русских народных костюмов
Атрибуты к сюжетно – ролевой игре «Мастерская игрушек»
Пополнение книжного уголка книгой «По щучьему велению»
Работа с родителями:
Попросить принести платки для девочек на развлечение.
20 марта
Работа с детьми
Беседа «Сказка ложь, да в ней намек добрым молодцам урок»
Цель:Учить понимать поступки персонажей, формировать понятие «взаимопомощь», совершенствовать себя через поступки героев, развивать эмоциональную отзывчивость, развивать связную речь.
Дидактическая игра «Угадай, что звучит»
Цель:Закрепить знания детей о русских народных музыкальных инструментах, развивать слуховое внимание.
Изобразительная деятельность. Аппликация из крупы «Матрешка»
Цель:Познакомить с нетрадиционной формой аппликации: аппликация крупой, развивать мелкую моторику рук, воспитывать аккуратность, усидчивость. Закрепить умение пользоваться клеем и кисточкой.
Подвижная игра «Каравай»
Цель:Приобщать детей к истокам русской народной культуры; знакомить с народными играми; развивать двигательную активность. Выявить симпатии в группе
Рассматривание иллюстрации «Теремок»
Цель:Познакомить с традиционными элементами русского дома: ставни, конек, наличники, крыльцо и т. д.
Прослушивание русских народных песенок
Цель:Формировать интерес к народному творчеству, формировать устойчивое слуховое внимание, чувство ритма
Просмотр мультфильма «По щучьему велению»
Цель:Формировать интерес к мультфильмам по мотивам РНС, учить находить в них главную мысль.
Дидактическая игра «Найди названный предмет»
Цель:Закреплять знания о предметах быта, русском костюме
Подвижная игра «Васька кот»
Цель:Приобщать детей к истокам русской народной культуры; знакомить с народными играми; развивать двигательную активность
Совершенствование предметно-развивающей среды:
Иллюстрации русской народной избы, терема
Пополнение фонотеки русскими народными песнями
Пополнение видеотеки мультфильмами по русским народным сказкам
Работа с родителями:
Фотоотчет о проведенном проекте.
3 этап.
Заключительный
Развлечение «Ярмарка народных игрушек»
Цель: закрепить знания о русском народно – прикладном творчестве, народной игрушке и народных играх.