МААМ-картинки

Проект в средней группе «Величины в сказках»

Татьяна Алексеева
Проект в средней группе «Величины в сказках»

Проект в средней группе

Содержание

Введение…. ….4

Актуальность…. 6

Цели, задачи, ожидаемые результаты и продукты реализации проекта…. …7

Аннотация к проекту…. 9

Этапы проекта …. 11

План мероприятий….12

Ресурсы…. 14

Выводы…. 15

Заключение…15

Список литературы…17

Приложение…18

Введение

Публикация «Проект в средней группе „Величины в сказках“» размещена в разделах

Вхождение детей в мир математики начинается уже в дошкольном детстве. Математика является универсальным методом познания окружающего и предметного мира и ее роль в современной науке постоянно возрастает. Изменение концептуальных подходов к определению содержания и выбору методик обучения математике в школе, широкое использование современных образовательных технологий обусловило и требования к математической подготовке детей дошкольного возраста.

Сегодня «математика-это больше, чем наука, это-язык». Изучение математики совершенствует культуру мышления, приучает детей логически рассуждать, воспитывает у них точность высказываний.

Математические знания и умения необходимы для успешной адаптации ребенка к процессам социальной коммуникации, информатизации и технологизации общества. Они расширяют кругозор ребенка. Математическая культура — составная часть общей культуры личности, а в период дошкольного детства имеет свои особенности, связанные с возрастными и индивидуальными возможностями детей. Традиционно в содержании математического образования дошкольников выделяются четыре линии: арифметическая, алгебраическая, геометрическая и величинная.

Ознакомление с величиной является одной из задач сенсорного и умственного воспитания детей дошкольного возраста.

Отражение величины как пространственного признака предмета связано с восприятием – важнейшим сенсорным процессом, который направлен на опознание, обследование объекта, раскрытие его особенностей. В этом участвуют различные анализаторы: зрительный и осязательно-двигательный, который играет ведущую роль в их взаимной работе, обеспечивая адекватное восприятие размера. Восприятие величины, как и других свойств предметов, происходит путем установления сложных систем внутрианализаторных и межанализаторных связей.

Ребенок учится смотреть и видеть, механизм восприятия величины у него складывается постепенно. Для образования самых элементарных знаний о величине необходимы конкретные представления о предметах и явлениях окружающего мира. Такой чувственный опыт восприятия и оценки размера начинает возникать в результате впечатлений от различных игрушек и предметов, с которыми действует ребенок. Многократное восприятие объектов на разном расстоянии и в разном положении способствует развитию с возрастом константности восприятия.

Познание величины осуществляется, с одной стороны, на сенсорной основе, а с другой – опосредуется мышлением и речью. Адекватное восприятие величины зависит от опыта практического оперирования предметами, развития глазомера, включения в процесс восприятия слов, участия мыслительных процессов: сравнения, анализа, синтеза, обобщения. Умение выделить величину как свойство предмета и дать ей соответствующее название необходимо не только для познания каждого предмета в отдельности, но и для понимания отношений между ними. Это оказывает существенное влияние на появление у детей полных знаний об окружающей действительности.

Формирование у дошкольников представлений о величине создает чувственную основу для овладения в последующем величиной как математическим понятием. Этой же цели служит и усвоение элементарных способов измерительной деятельности, влияние которой на общее умственное и математическое развитие ребенка-дошкольника многосторонне.

Наименование проекта: «Величины в сказках»

Вид проекта: познавательно – речевой, краткосрочный.

Участники проекта: воспитатели, дети, родители воспитанников.

Сроки реализации проекта:4 недели (10 марта -16 апреля 2022г.).

Актуальность проекта:

Тема проекта «Величины в сказках» в настоящее время актуальна. В математику ребенок входит уже с самого раннего возраста. В течение всего дошкольного возраста у ребенка начинаю закладываться элементарные математические представления, которые в дальнейшем будут основой для развития его интеллекта и дальнейшей учебной деятельности. Источником элементарных математических представлений для ребенка является окружающая реальная действительность, которую он познает в процессе своей разнообразной деятельности, в общении со взрослыми и под их обучающим руководством.

Многие исследователи (Большунова Н. Я., Шорыгина Т. А., Ерофеева Т. И. и др.) искали эффективные методы и средства по формированию математических представлений у детей. Эти исследователи таким средством определили сказку как средство формирования математических представлений детей дошкольного возраста.

Эти исследователи отмечали, что усвоение элементарных математических представлений должно происходить не принужденно для детей, поэтому математику лучше преподносить на знакомом им материале, например, с помощью сказок, так как это облегчит процесс обучения, заинтересует детей. Во многих сказках математическое начало находиться на самой поверхности. Сказка особенно интересна детям, она привлекает их своей композицией, фантастическими образами, выразительностью языка, динамичностью событий. Дети сами не замечают, как в их мысли проникают понятия, в том числе и математические.

При использовании сказок в процессе обучения математике основной акцент делается не на запоминании учебной информации, а на глубоком ее понимании, сознательном и активном усвоении, так как дети не замечают, что учатся, развиваются, познают, запоминают новое.

На современном этапе сказка переживает настоящий бум популярности. Это объясняется универсальностью сказки, ее доступностью и простотой использования, влиянию на развитие личности ребенка. А также тем, что дети дошкольного возраста весьма восприимчивы к сказкам.

Цель проекта: Формирование у детей представлений о величине и создании чувственной основы для овладения в последующем величиной как математическим понятием.

Задачи проекта:

1. Формирование у детей системы сенсорных эталонов, перцептивных (обследовательских) действий.

2. Развивать познавательные и поисковые способности, наблюдательность при экспериментировании с предметами.

3. Сравнивать предметы контрастных и одинаковых размеров.

4. Учить обследовать форму геометрических фигур используя зрение и осязание и выделять их особые признаки.

5. Развивать у детей геометрическую зоркость: умение анализировать и сравнивать предметы по форме, находить в ближайшем окружении предметы одинаковой и разной форм.

6. Развивать глазомер, умение находить предметы длиннее (короче, выше (ниже, шире (уже, толще (тоньше) образца и равные ему.

7. Учить создавать в аппликации из бумаги разной формы предметные и декоративные композиции из геометрических форм и природных материалов, повторяя и чередуя их по форме, цвету.

8. Развивать математические способности через сказки с математическим содержанием, опытную деятельность, логические задания и развивающие игры.

9. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

10. Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.

Ожидаемый результат:

Дети:

1. Повышение уровня математических представлений у детей дошкольного возраста.

2. Развитие у детей познавательного интереса.

3. Развитие самостоятельности у детей в нахождении способов решения познавательных задач, стремлению к достижению поставленной цели, преодоление трудностей.

4. Повышение познавательной активности.

Родители:

1. Установление партнерских отношений родителей и педагогов в совместной организации жизни группы.

2. Совместный поиск оптимальных форм организации деятельности детей и взрослых.

3. Обмен опытом семейного воспитания педагогов и родителей.

4. Приобретение родителями знаний и практических навыков при взаимодействии с ребенком.

Краткая аннотация к проекту:

Ознакомление с величинами — одна из задач сенсорного и умственного развития детей. Восприятие величины (размера) как одного из пространственных признаков предмета направлено на опознание, обследование объекта и его особенностей при участии зрительных и осязательно-двигательных анализаторов, происходит путем установления сложных систем внутри анализаторных и межанализаторных связей.

Благодаря мышечному чувству глаз подобно руке «ощупывает» предмет. В процессе упражнений между ощущениями, возникающими при осязании предмета рукой и зрительно, возникает связь, которая в дальнейшем позволяет сравнивать предметы по размеру только зрительно, без осязательной проверки. Закреплению этих связей способствует слово, обобщающее восприятие размера предмета.

В повседневной жизни детского сада и в домашних условиях возникают самые разнообразные по характеру ситуации, требующие элементарных навыков измерительной деятельности. Чем лучше ребенок овладеет ими, тем результативнее и продуктивнее протекает эта деятельность. Научившись правильно измерять, дети смогут использовать эти умения в процессе ручного и хозяйственного труда, в изобразительной деятельности, в конструировании, на физкультуре, в быту. Целенаправленное формирование элементов измерительной деятельности в дошкольном возрасте закладывает основы навыков и умений, необходимых для будущей трудовой жизни.

Обучение измерению ведет к возникновению более полных представлений об окружающей действительности, влияет на совершенствование познавательной деятельности, способствует развитию органов чувств. Дети начинают лучше дифференцировать длину, ширину, высоту, объем, т. е. пространственные признаки предметов.

На пятом году жизни дети различают размеры многих знакомых предметов. В пассивной речи имеются слова, характеризующие размеры. Например, правильно выполняют задание: «Принеси большой мяч».

Но величина предметов воспринимается недифференцированно, дети ориентируются лишь на объем предмета, не выделяя его длину, ширину, высоту. В словарном запасе обычно присутствуют слова «большой — маленький». Часто отсутствуют термины, характеризующие различные параметры величины: «длинный — короткий», «широкий — узкий», «высокий — низкий» и др. Обычно и слово «размер» не используется детьми.

Исходя из этого и был разработан проект «Величины в сказках».

Участниками проекта являются дети, педагоги ДОУ, родители.

Продукт проекта:

В совместной работе дети активно и дружно работали, доводили начатое дело до конца, договаривались и сами планировали свои дела в разных видах продуктивной и познавательной деятельности, тем самым развивая в себе коммуникативные, познавательные способности и познавательную активность.

Были разучены и освоены новые физкультминутки, подвижные и дидактические игры.

В различных видах продуктивной деятельности были получены системные знания о величинах.

Привлечение родителей к участию в мастер – классе «Величины в сказке».

Создание макета «Величины» для повторения, закрепления, систематизации знаний детей по теме проекта.

Принципы реализации проекта:

- принцип дифференциации и индивидуализации предполагает создание

условий для полного проявления способностей каждого ребенка и

своевременной воспитательно - образовательной работы;

- принцип диалогического общения как неотъемлемого условия

взаимодействия субъектов, который отражает тесную связь между

взаимной и встречной открытостью, искренностью, взаимопониманием

воспитателя и ребенка, и проецирует установку на разумное усвоение;

- принцип доступности предусматривает осуществление работы с учетом особенностей возраста, подготовленности, а также

индивидуальных особенностей и психического развития детей;

- принцип системности. Достижение цели обеспечивается решением комплекса задач оздоровительной, образовательной и воспитательной направленности с соответствующим содержанием, что позволяет получить прогнозируемый результат;

- принцип последовательности заключается в постепенном повышении

требований в процессе совместной деятельности.

Этапы проекта

1 этап. Подготовительный

Деятельность педагога:

-определение проблемы, постановка цели и задач;

-определение методов работы;

-мониторинг индивидуального развития детей;

-перспективное планирование тематических материалов, разработка плана мероприятий для осуществления реализации проектной деятельности;

-работа с методической и периодической литературой;

-подбор художественной и познавательной литературы;

-подбор наглядного и иллюстративного материала;

-насыщение предметно развивающей пространственной среды группы тематическим содержанием;

-обеспечение дидактического комплекса для реализации проекта.

Совместная деятельность с детьми:

ввести детей в проблемную ситуацию, доступную их пониманию.

Совместная деятельность с родителями воспитанников:

-введение родителей в проблемную ситуацию;

-определение круга актуальных и посильных задач;

- привлечение к участию в мастер – классе «Величины в сказке», консультация «Математика для детей через сказку».

2 этап. Организационно-практический:

Деятельность воспитателя: проведение мероприятий по плану, разработанного в подготовительном этапе. Материал проведённых мероприятий собирается в печатном виде и оформляется в «Приложении».

Деятельность родителей в реализации проекта:

1. Ознакомление с консультацией «Математика для детей через сказку» (Приложение 1).

2. Чтение научно-популярной литературы и художественной литературы детям (стихов, загадок).

3. Беседы с детьми.

4. Дидактические игры по теме.

5. Участие родителей в творческой деятельности: мастер – класс «Величины в сказке» (Приложение 7).

Деятельность детей в реализации проекта: Участие в продуктивных видах деятельности (рисовании, аппликации, лепка, беседах, НОД, д/и, участие в п/и, конструировании.

3[b] этап. Обобщающе – результативный:[/b]

- анализ достижения поставленной цели и полученных результатов;

- обобщение опыта и определение результата практической деятельности;

- презентация макета, выполненного по итогам реализации проекта.

4 этап. Презентация проекта.

План мероприятий

№ Направление Тема мероприятия

1. Познавательное развитие

- Непосредственно-образовательная деятельность: «Сравнение предметов по величине, ширине»,

"Сравнение предметов по толщине в порядке убывания и возрастания", «Величина», «Величина. Высокий — низкий»

(Приложение 2).

- Дидактические игры: «Веселые матрешки», «Помоги матрешке найти свои игрушки», «В лес по ягоды», «Нарядим кукол», «Чем отличаются картинки», «Убери полоски на место», «Угостим медведя медом», «Кто больше назовет», «Калинка и малинка» (Приложение 3).

- Беседы с использованием иллюстративного материала.

2. Речевое развитие - Просмотр обучающих видеоматериалов по теме проекта:

«Цветные паровозики»

https://yandex.ru/video/preview/?text=мультфильмы%20для%20дошкольников%20по%20теме%20величины&path=yandex_search&parent-reqid=1652602246838858-5594086738712014564-sas3-0732-e22-sas-l7-balancer-8080-BAL-599&from_type=vast&filmId=12433823723510337745

«Сравнения»

https://yandex.ru/video/preview/?text=мультфильмы%20для%20дошкольников%20по%20теме%20величины&path=yandex_search&parent-reqid=1652602246838858-5594086738712014564-sas3-0732-e22-sas-l7-balancer-8080-BAL-599&from_type=vast&filmId=15797896273212045898

«Большой Маленький. Сравниваем размеры»

https://yandex.ru/video/preview/?filmId=11460136261866588055&from_type=vast&parent-reqid=1652602246838858-5594086738712014564-sas3-0732-e22-sas-l7-balancer-8080-BAL-599&path=yandex_search&text=мультфильмы+для+дошкольников+по+теме+величины

- Чтение сказок, стихов, загадок (Приложение 5).

3. Художественно-эстетическое развитие - «Лесная сказка» (аппликация, «Снеговик» (лепка, «Три медведя» (рисование, раскраски с заданием «Разноцветные круги». (Приложение 6).

4. Физическое развитие - П/и «Яблоня», «Пирог»;

- Физминутки «Клубок», «Широкая река»;

- Пальчиковые игры «Пальчики», «Три медведя», (Приложение 4).

Ресурсное обеспечение проекта:

Уголки в группе: познания («Математика», развития речи, физкультурный, ИЗО.

Методический инструментарий (картотека дидактических игр, конспекты занятий, бесед и т. д.).

Подборка художественной литературы: стихи, загадки сказки.

Подборка иллюстративного и наглядного материала.

Подборка д/и по теме проекта.

Консультационный материал для родителей.

Оборудование для проведения п/и (маски, костюмы).

Выводы

В результате реализации данного проекта дети заинтересовались данной темой, проявляли познавательную активность при знакомстве со сведениями, раскрывающими тематику проекта. Полученные знания дети отражали в продуктивных видах деятельности, во время занятий, в играх, беседах.

Опыт, полученный детьми во время реализации проекта, через практическую деятельность, способствует дальнейшему развитию познавательного мышления и творческих, речевых способностей детей.

Этот проект показывает, что целенаправленная и систематическая работа по формированию представлений помогает детям овладеть:

- Разными видами деятельности (рисование, конструирование, физическое, речевое, познавательное развитие);

- Развивает память, воображение, мышление.

- Повышение уровня математических представлений у детей дошкольного возраста.

- У детей повысился уровень способности сравнения двух предметов по толщине, высоте, длине контрастных размеров.

- Пополнился словарный запас детей.

- Расширились коммуникативные и творческие способности детей.

-Удалось заинтересовать родителей темой проекта и привлечь творческой деятельности: участие в мастер-классе «Величины в сказке» (Приложение 9);

Проводимая работа достаточно эффективна, результативна и определяет направление дальнейшей работы и мероприятия познавательно-речевой направленности.

Заключение

Математическое образование детей дошкольного возраста способствует

разностороннему их развитию, о чем свидетельствуют многие исследования ученых в частности Т. И. Ерофеевой, Е. И. Щербаковой, А. А. Столяра.

Увлекательным и эффективным средством математического развития

дошкольников являются сказки, которые позволяют формировать или закреплять представления о количестве, числе, цифрах, величине, геометрических фигурах и т. д.

Сказки могут широко использоваться на занятиях, вне занятий, на развлечениях.

В работе с детьми по формированию элементарных математических представлений применимы народные, авторские сказки, а также сказки,

сочиненные любым воспитателем, хорошо, если вместе с детьми. В сказочных сюжетах зашифрованы ситуации и проблемы, переживаемые детьми. Математическое начало, которое лежит на самой поверхности, принимается и усваивается детьми непринужденно и легко.

Организованная работа по математическому развитию детей дошкольного возраста, в соответствии с современными требованиями, способствовала повышению уровня математического развития детей. Сказка позволила обеспечить более эффективную работу с детьми, улучшит их внимание, память, сенсорное развитие, воображение, и тем самым подготовить дошкольников к последующему обучению.

Можно утверждать, что сказка и ее возможности в формировании математических представлений детей дошкольного возраста безграничны. Так как дети любят сказки, они знакомы им, потому, что используются дома и в детском саду. Таким образом, используя сказку как средство в своей работе по формированию математических представлений дошкольников, мы развиваем у детей наблюдательность, память, интерес к математике. У детей возросла мыслительная активность, что выражается в увеличении количества задаваемых вопросов и инициативных высказываний, снижении утомляемости.

Список литературы

1. https://педпроект. рф/аристова-в-б-балина-о-е-2/

2. https://nsportal.ru/detskiy-sad/matematika/2019/02/10/proekt-ispolzovanie-skazok-v-protsesse-matematicheskoy-podgotovki

3. https://www.maam.ru/detskijsad/proekt-v-starshei-grupe-vse-izmerit-my-hotim.html

4.https://yauchitel.ru/load/doshkolnoe_obrazovanie/matematika_schet/proekt_po_fehmp_quot_vsjo_izmerit_my_khotim_quot_dlja_detej_starshej_gruppy_5_6_let/38-1-0-493

5. https://multiurok.ru/files/proiekt-sravnivaiem-izmieriaiem.html

6.https://kopilkaurokov.ru/matematika/prochee/piedaghoghichieskii_proiekt_v_mirie_formy_tsvieta_vielichiny

7. https://infourok.ru/proekt-po-matematicheskomu-razvitiyu-doshkolnikam-o-velichine-mladshaya-gruppa-3872341.html

8. https://nsportal.ru/detskiy-sad/matematika/2017/09/16/proekt-po-matematike-hotim-vse-znat-i-izmeryat

9. https://www.maam.ru/detskijsad/proekt-vo-vtoroi-mladshei-grupe-v-strane-velichin.html

Публикации по теме:

Дидактическая игра «Радуга цвета, формы, величины» для детей 3–6 летДидактическая игра «Радуга цвета, формы, величины» для детей 3–6 лет К Международному дню цвета. Очень важными моментами в развитии детей младшего и среднего возраста является развитие мелкой моторики и.

Фотоотчёт «Как я в сказках побывала». Часть 3Фотоотчёт «Как я в сказках побывала». Часть 3 Фото отчёт «Как я в сказках побывала» (часть III) «Говорят под Новый год, что не пожелается, всё всегда произойдёт, всё всегда сбывается.»К.

Фотоотчет «Знакомство с образом Бабы-яги в русских народных сказках» в подготовительной к школе группеФотоотчет «Знакомство с образом Бабы-яги в русских народных сказках» в подготовительной к школе группе Уважаемые коллеги! В своем блоге я сообщала о нашем участие в федеральном конкурсе проектов по приобщению детей раннего и дошкольного возраста.

Фотоотчёт о занятии по рисованию в старшей группе «Петушок в русских народных сказках»Фотоотчёт о занятии по рисованию в старшей группе «Петушок в русских народных сказках» С красочным и причудливым миром русской народной сказки каждый встречается ещё в раннем детстве и не расстаётся с ним никогда. Русские.

Конспект НОД в старшей группе детского сада «Экономика в сказках» Задачи: • закрепление экономических понятий через сюжеты известных народных и авторских сказок; • формирование представлений детей о рекламе.

Конспект НОД в старшей группе детского сада «Животные в сказках и в жизни» Задачи: • уточнение и систематизация знаний детей о героях известных сказок о животных; • закрепление представлений детей о жилищах реальных.

Конспект ОД по аппликации из геометрических фигур разной величины «Наша ферма» коллективная работа в старшей группеКонспект ОД по аппликации из геометрических фигур разной величины «Наша ферма» коллективная работа в старшей группе Программное содержание: показать детям возможность создания образов разных животных (коза, поросёнок, лошадь) на одной основе из овалов.

Мастер-класс по конструированию из бумаги с использованием кругов разной величины «Разноцветные ежики» с детьми 5–6 летМастер-класс по конструированию из бумаги с использованием кругов разной величины «Разноцветные ежики» с детьми 5–6 лет Цель: формировать у детей умение конструировать поделку из бумаги с помощью кругов. Задачи: - учить детей вырезать из бумаги круг разными.

Сценарий КВН «Математика в сказках» Ведущий. Здравствуйте дорогие ребята и уважаемые взрослые. Сегодня у нас математический КВН «Математика в сказках». Дети будут показывать.

Технологическая карта урока математики «Величины» во 2 классе Предмет: математика Класс: 2 Тема: Закрепление знаний по теме «Величины». Тип урока: Урок повторения, систематизации и обобщения знаний.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект в средней группе «Величины в сказках»
Опубликовано: 29 мая 2022 в 15:45
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД