Лучший педагог года

Проект в старшей группе «Знакомство с орнаментом»

Наталья Кежова
Проект в старшей группе «Знакомство с орнаментом»

Проект в старшей группе на тему: «Знакомство с орнаментом»

Содержание

1. Введение

2. Актуальность проекта

3. Цели, задачи, ожидаемые результаты и продукты

4. Аннотация проекта

5. Этапы реализации проекта программы

6. План мероприятий

7. Выводы

8. Литература

Введение

«Есть два способа видеть – «просто смотреть» и «смотреть со вниманием, проникая в суть предмета». Второе –это и есть визуальное мышление»

Публикация «Проект в старшей группе „Знакомство с орнаментом“» размещена в разделах

Из кн. М. Миркес «Малыши и культура»

Орнаменты, как вид древнейшего искусства, выстроены по определенным правилам и законам, постигая и чувствуя которые ребенок прикасается к истокам разных культур, находя общее и замечая разницу, потому что в орнаментах заключаются базовые моменты жизни любого народа.

Орнамент возникает еще до письменности и становится фиксацией картины мира, его философии. Издавна считалось, что орнамент обладает магической силой, поэтому им покрывали оружие, самые важные части храмов, отвороты рубашек и т. д. Сейчас его можно встретить повсеместно: на одежде, кухонной утвари, на крышах домов, на полу, на асфальте, на изгороди. Орнаменты можно выкладывать на песке и на снегу, раскрашивать и дорисовывать, используя бумагу, составлять из мозаики, бусин, крупы, листьев и семян.

Развивающая и обучающая привлекательность орнаментального материала состоит в том, что с его помощью, можно формировать все уровни визуального мышления (т. е. умения видеть/думать глазами, образами, картинками, «умный глаз»): орнамент выстроен по четким правилам, их важно уметь выявлять и далее по ним действовать; можно задавать собственные правила и выстраивать орнамент по своим законам, проявляя при этом творчество, самостоятельность и ответственность.

Актуальность создания проекта

Мышление – залог успеха любого действия человека, то, что наука определяет, как наше принципиальное отличие от других форм жизни, свойство, которое делает нас людьми.

Визуальное мышление- весомая составляющая синтетического типа мыслительной деятельности, и на сегодняшний день такая способность человека оперировать визуальными, пространственно структурированными схемами активно исследуется. Это связано с тем, что наибольшая часть информации, поступающей человеку в качестве материала для мыслительной деятельности, поступает к нам именно зрительным путем и обладает в первую очередь визуальными характеристиками. Актуальность такого изучения растет еще и потому, что сегодня, по мнению современной науки, доминирует аудиовизуальная культура.

Особо актуальным визуальное мышление является и для детей, в особенности тех возрастов, когда наблюдается заинтересованность ребенка в рисовании. А потому период детства- время эффективного развития навыков визуального мышления, время, когда эта способность имеет возможность выйти на очень высокий уровень. А потому создание дополнительных условий для такого развития, расширение границ возможностей поможет достижению наибольшей эффективности в росте такой способности ребенка. Под созданием условий можно понимать, как частое посещение выставок, просмотр альбомов работ признанных художников, так и отведение большой доли свободного времени на свободное рисование, и участие в специализированных образовательных проектах, направленных на тренировку навыков мышления при помощи зрительных образов.

Орнамент – один из целого ряда явлений, вариантов материала, который может способствовать становлению и развитию визуального мышления индивида.

Именно поэтому актуальной становится разработка проекта «Знакомство с орнаментом»

Воспитание современного ребёнка и его познавательных способностей – приоритетная, наиглавнейшая задача дошкольной педагогики особенно в современных условиях, поскольку любой стране нужны личности, обладающие высоким уровнем владения технологией визуально мыслить, а значит, понимать визуальные тексты, рождать емкие и богатые содержанием наглядные образы.

Цели, задачи, ожидаемые результаты

Цель: создание благоприятных условий для становления визуального мышления дошкольников через ознакомление с орнаментом как видом древнейшего искусства

Задачи:

- познакомить детей с древнейшим искусством – орнаментом, его структурой, симметриями

- учить видеть закономерность построения орнаментального мотива, его присутствие не только в визуальном ряду, но и в звуковом, в движении

- формировать «визуальное мышление», т. е. умение видеть/думать глазами, образами, картинками

- формировать умение действовать по заданному правилу и задавать правило самостоятельно

- развивать творческое мышление, самостоятельность, ответственность

Ожидаемые результаты детей:

- умение сравнивать и устанавливать сходства и отличия в визуальных объектах;

- умение отражать пространственное изображение предметов или частей предметов в орнаменте на сетке/схеме;

- умение выделять похожие признаки/правила и задавать свои;

- умение осуществлять пространственный анализ и синтез;

-способность обсуждать точку зрения другого человека, находить аргументы в пользу своего мнения;

- овладение универсальными предпосылками учебной деятельности- умением работать по правилу и по образцу, слушать взрослого, выполнять инструкции, задавать вопросы, обращаться за помощью и т. д. ;

-мотивация к исследованию мира и изучению культурных феноменов

Аннотация

«Орнаменты» - развитие визуального мышления на материале древнейшего искусства, воображение и тщательность, самостоятельность в установлении правила орнамента и ответственность за его исполнение.

В основу данного проекта положены следующие идеи:

1. Концепция визуального мышления В. И. Жуковского и Д. В. Пивоварова

2. Образовательная программа для дошкольников по развитию визуального мышления «Орнаменты» (авторы- Мария Миркес, Наталья Пименова, Татьяна Костенко)

В соответствии с ФГОС проект опирается на научные принципы ее построения:

• принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка. Развивающий характер образования реализуется через деятельность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития;

• сочетание принципа научной обоснованности и практической применимости;

• единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;

• решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования

Этапы реализации проекта

Реализация проекта рассчитана на учебный год

1. Подготовительно-проектировочный этап (сентябрь)

Цель: изучить литературу по теме проекта, изготовить практический материал для проведения дидактических игр и мастерских

2. Практический этап (октябрь – май)

Цель: познакомить детей с презентацией на тему: «Орнаменты»; организовать практическую работу с детьми по теме проекта в форме мастерских «Аппликация», «Симметрия», «Дорисуй и раскрась», Фестиваль звуковых орнаментов

3. Обобщающе - результативный этап (март-май)

Цель: побудить родителей принять участие в проектной деятельности группы (семейные проекты «Орнамент и дизайн», «Архаические корни орнамента»);

презентация группового проекта

План мероприятий

1 этап - Подготовительно-проектировочный этап

1. Изучение методической литературы по теме проекта; изготовление дидактического материала для работы с детьми (сентябрь)

2 этап - Практический этап

1. Знакомство детей с орнаментом как видом древнейшего искусства (презентация) (октябрь)

2. Мастерская «Аппликация» (ноябрь)

3. Мастерская «Симметрия» (декабрь)

4. Фестиваль звуковых орнаментов (январь)

5. Мастерская «Дорисуй и раскрась» (февраль)

3 этап - Обобщающе - результативный этап

1. Семейные проекты: «Орнаменты и дизайн», «Архаические корни орнаментов»

2. Презентация группового проекта

Выводы:

Сетевая образовательная программа для дошкольников по развитию визуального мышления «Орнаменты» считается такой технологией встречи Ребенка и Культуры, которая адекватна возрасту (ее содержание разворачивается в игре и в той деятельности, которая нравится детям -дошкольникам- рисование, аппликация, движение, споры и т. д., и при этом раскрывает великую культуру (дает детям шанс заинтересоваться и полюбить древнейшие орнаменты, симметрию и закономерности, напряжение ума и красоту).

Данная образовательная программа легла в основу группового проекта «Орнаменты».

Дети научились сравнивать и устанавливать сходства и отличия в визуальных объектах; отражать пространственное изображение предметов или частей предметов в орнаменте на сетке/схеме.

Дошкольники упражнялись в выделении похожих признаков/правил и учились задавать свои; развивали способность обсуждать точку зрения другого человека, находить аргументы в пользу своего мнения.

В то же время в процессе реализации группового проекта идет овладение универсальными предпосылками учебной деятельности- умением работать по правилу и по образцу, слушать взрослого, выполнять инструкции, задавать вопросы, обращаться за помощью и т. д. ;

Немаловажным результатом является создание у детей мотивации к исследованию мира и изучению культурных феноменов

В целом проект «Орнаменты», с моей точки зрения, имеет прогрессивный характер и позволит не только овладеть новыми знаниями, но и даст толчок для развития творческих способностей детей.

Литература

1. «Малыши и культура: первые открытия в детском саду, начальной школе и дома» под редакцией Марии Миркес, М. : 2016, раздел «Орнаменты»

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Беседа «Знакомство с элементами казачьей одежды и орнаментом в казачьих костюмах» (старшая группа)Беседа «Знакомство с элементами казачьей одежды и орнаментом в казачьих костюмах» (старшая группа) Цель: Продолжать знакомить детей с укладом жизни казаков, расширять представления о казачестве, культуре, традициях этого народа, расширять.

Фотоотчёт о НОД по рисованию «Знакомство с гжельской росписью» в старшей группеФотоотчёт о НОД по рисованию «Знакомство с гжельской росписью» в старшей группе Программное содержание: - познакомить детей с искусством гжельской росписи в сине – голубой гамме; - формировать умение передавать элементы.

Художественно-познавательный проект в старшей группе детей с ООП «Знакомство с культурой, традициями и искусством Японии» Художественно-познавательный проект в старшей группе (5- 6 лет) детей с ООП Проектная идея: Провести цикл мероприятий по художественно-эстетической.

Занятие в старшей группе «Знакомство с народной культурой и традициями» Задачи: -Формировать эстетическое отношение и развивать творческие возможности детей в процессе интеграции различных видов деятельности:.

Конспект НОД по рисованию «Знакомство с городецкой росписью» в старшей группеКонспект НОД по рисованию «Знакомство с городецкой росписью» в старшей группе Цель: Познакомить с характерными особенностями городецкой росписи. Формировать представление об элементах городецкого узора. Воспитать.

Конспект НОД в старшей группе «Знакомство с трудом повара»Конспект НОД в старшей группе «Знакомство с трудом повара» Цель: Формировать представления о профессии повара, закреплять знания о его профессиональных трудовых действиях, результатах и пользе труда.

Конспект НОД в старшей группе «Знакомство со звуком [У] и буквой У»Конспект НОД в старшей группе «Знакомство со звуком [У] и буквой У» Конспект НОД в старшей группе «Знакомство со звуком [у] и буквой У» «Знакомство со звуком «У» и буквой «У» Программное содержание: 1.

Конспект занятия по ФЭМП «Знакомство с цифрами 1 и 2» в старшей группеКонспект занятия по ФЭМП «Знакомство с цифрами 1 и 2» в старшей группе Программное содержание: Закреплять представление о том, что результат не зависит от величины предметов и расстояния между ними (счет в.

Занятие: «Знакомство с Табасаранским ковровым искусством и орнаментом ковра».Занятие: «Знакомство с Табасаранским ковровым искусством и орнаментом ковра». Тема: " Табасаранские ковры ". Цель: Познакомить детей с традиционным народным художественным промыслом Дагестана - ручным ковроткачеством.

Знакомство с коми орнаментом  «Шонди» (Солнце)Знакомство с коми орнаментом  «Шонди» (Солнце) Одной из основных частей народного творчества коми в конце 19 – начале 20 веков был орнамент. Самое широкое воплощение орнамент нашел в.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект в старшей группе «Знакомство с орнаментом»
Опубликовано: 14 октября 2020 в 11:59
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 22 ноября Указ об объявлении 2024 года в России Годом семьи.

18 апреля. День отпечатка пальца. Передвижка «Пальчиковая живопись»

 18 апреля 1902 года впервые был использован метод установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Эта дата считается днем рождения дактилоскопии, поэтому 18 апреля отмечаем с детьми...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД