МААМ-картинки

Проект «Валеология: познай себя» (старший дошкольный возраст)

Ирина Кирсанова
Проект «Валеология: познай себя» (старший дошкольный возраст)

Термин "валеология" происходит от латинских слов "вале", что означает "быть здоровым" и "логос" - "наука". Таким образом, валеология - наука о здоровье. Древние римлянине часто поздравляли друг друга словом "вале!" - "будь здоровым".

Применительно к дошкольному образованию, валеология ставит своей целью обучение детей основным гигиеническим правилам и нормам, укрепления здоровья и привитие навыков здорового образа жизни: активный труд, рациональный отдых, закаливание, занятие физкультурой и саморазвитием, рациональное и полноценное питание, личная гигиена, своевременное обращение к врачу и др.

Публикация «Проект „Валеология: познай себя“ (старший дошкольный возраст)» размещена в разделах

Вокруг детей с самого раннего детства необходимо создавать такую учебно-воспитательную среду, которая была бы насыщена атрибутами, символикой, терминологией, знаниями, ритуалами и обычаями валеологического характера. Это приведет к формированию потребности вести здорового образа жизни, к сознательной охране своего здоровья и здоровья окружающих людей, к овладению необходимыми для этого практическими навыками и умениями. Девиз педагогической валеологии : «Здоровье через образование».

Актуальность проблемы.

Сегодня, сохранение и укрепление здоровья детей - одна из главных стратегических задач развития страны. Она регламентируется и обеспечивается многими нормативно-правовыми документами (Закон РФ "Об образовании", "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и другие).

Я долго искала эффективные пути работы по воспитанию и обучению детей. Проанализировав мониторинг посещаемости детей за три года, выявила, что большинство пропусков детей по болезням (ОРЗ, ОРВИ). Вот тогда и решила, что основным направлением моей работы с детьми в группе должно стать валеологическое воспитание.

Основная цель работы по данному направлению – создание у дошкольников устойчивой положительной мотивации к сохранению и укреплению собственного здоровья, формировании у них валеологической культуры.

Задачи:

- Воспитание у детей сознания того, что человек - часть природы и общества.

- Привитие ребенку правильного отношения к своему здоровью, чувства ответственности за него.

- Повышение эффективность работы по приобщению к ЗОЖ, профилактика и устранения вредных привычек.

- Целесообразное структурирование и комплексирование знаний, практических умений детей в оздоровлении, в разных видах деятельности.

Валеология является интегрированной системой знаний, которые включены во все образовательные области: «познавательное развитие», «физическое развитие», «художественно-эстетическое развитие», «социально-коммуникативное развитие», «речевое развитие».

1. Миссия проекта.

Проект направлен на установление взаимодействия родителей, детей, педагогов в решении проблемы воспитания валеологической культуры, привычки к здоровому образу жизни.

Участники проекта :

педагоги, дошкольники, родители, инструктор по физкультуре, медицинские работники ДОУ.

2. Длительность проекта.

I этап – начальный (констатирующий) - предполагает обнаружение проблемы, подбор диагностического материала и выявление уровня валеологических знаний детей.

II этап – основной (формирующий) - заключалается в решении задач проблемы за счет применения цикла занятий «Познай себя» (предполагает работу в течение 1 года).

III этап – заключительный (контрольный) - проверка успешности выбранной технологии для решения возникшего противоречия, анализ результатов работы, диагностику (выявление уровня полученных валеологических знаний детей).

3. План реализации проекта.

Для выявления начальных валеологических знаний у детей мы использовали следующие методы:

- наблюдения в различный видах деятельности (режимных моментах, особое внимание акцентировалось на степень сформированности культурно-гигиенических навыков, навыков самообслуживания);

- беседы («Мое здоровье», «Мой огранизм»);

- игры валеологического характера («Полезное - вредное», «Самый дорогой на свете»).

Полученные результаты определи, что у многих детей сформированы культурно-гигиенические навыки, но не у всех этот навык осознан.

Результаты начальной диагностики валеологических знаний у детей среднего возраста : в январе 2012г. было мною обследовано 25 детей: высокий уровень – 36%; средний показатель – 38%; ниже среднего – 26%. В мае 2012г. - обследовано 25 детей: высокий уровень – 44%; средний показатель – 37%; ниже среднего – 19%.

Для выявления у детей знаний по курсу «Валеология» я использовала систему специально отобранных вопросов.

Реализация проекта включает в себя три блока.

I БЛОК: «ВЗРОСЛЫЙ – РЕБЕНОК».

Цикл: «Познай себя».

Он включают в себя следующие разделы :

«Я – человек»

«Мое здоровье»

«Мое дыхание»

«Мои органы слуха»

«Мои органы зрения»

«Мой язык и зубки»

«Мои защитники»

«Внутренние органы»

«Правила для жизни»

А так же формы работы:

1. Непрерывная образовательная деятельность.

2. Совместная с детьми деятельность.

- Знай свое тело.

- Соблюдай правила гигиены.

- Скажи “НЕТ” вредным привычкам.

- Занимайся физкультурой.

- Наш день.

- Следи за датчиком настроения.

II БЛОК: «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ».

Дошкольное учреждение - также важный институт воспитания. Воспитательные функции семьи и ДОУ различны, но для того, чтобы ребенок рос всесторонне развитым и здоровым, необходимо их взаимодействие.

Я использовала следующие формы взаимодействия с родителями: индивидуальные; групповые; традиционные, нетрадиционные.

Работа с родителями по валеологическому воспитанию была интегрирована в деятельность ДОУ, т. е. включение их в процесс активного взаимодействия с ДОУ:

• целенаправленная работа по формированию ЗОЖ, необходимости рационального режима и полноценного сбалансированного питания, закаливания, оптимального воздушного и температурного режима и т. д. ;

• ознакомление родителей с содержанием оздоровительной работы в детском саду;

• обучение конкретным приемам и методам оздоровления (дыхательной гимнастике, самомассажу, разнообразным видам закаливания и т. д.);

• ознакомление с профилактическими мероприятиями, проводимыми в ДОУ, обучение отдельным нетрадиционным методам оздоровления;

• ознакомление родителей с результатами диагностики (индивидуально);

• информация на стендах, в папках-передвижках;

• консультации;

• анкетирование;

• выпуск валеологической газеты «Радуга».

III БЛОК – «ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ ВАЛЕОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ».

Диагностика показала, что в результате работы по реализации проекта, у детей значительно повысился уровень знаний в области валеологии, дети овладели правилами и нормами валеологической культуры.

В сентябре 2012 г. было мною обследовано 25 детей: высокий уровень – 51%; средний показатель – 35%; ниже среднего – 14%.

В январе 2013 г. - обследовано 25 детей: высокий уровень – 76%; средний показатель – 24%; ниже среднего – 0% (видно, что детей с высоким показателем по всем сферам валеологического образования в процентном соотношении составляет больше половины).

При проведении диагностики валеологических знаний детей, я использовала следующие дидактические игры диагностические:

«Что такое хорошо и что такое плохо» (выявить умения детей отличать хорошее поведение от плохого);

«Мое тело» (выявить знания детей о строении своего тела, его органах);

«Что сначала - что потом» (выявить представления о том, что соблюдение правильного режима дня полезно для здоровья);

«Солнце, воздух и вода - наши верные друзья!» (выявить представления о средствах и видах закаливания)

«Как нужно ухаживать за собой?» (выполнение правил личной гигиены);

«Полезное – вредное» (выявление знаний о полезной и вредной пище).

«Где спрятались витамины?» (представления о группах витаминов, их значении и пользе для здоровья);

«Светофор здоровья» (представления о здоровом образе жизни);

«В здоровом теле – здоровый дух!» (различать и называть виды спорта, значение спорта для жизни и здоровья).

«Назови правильно» (выявление знаний о средствах гигиены, их назначении и правильном применении).

4. Результативность.

Использование цикла занятий «Познай себя» в целях формирования у дошкольников валеологических знаний возможно при следующих условиях:

- постепенность и последовательность усложнения материала по проблеме в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста;

- систематичность познавательной деятельности;

- сочетание иллюстративно-объяснительной модели проведения занятий с проблемно-поисковой;

- наличие методов и приемов, активизирующих собственную познавательную активность детей;

- насыщение деятельности привлекательными для детей формами получения информации о здоровом образе жизни;

- создание преемственных связей с семьей.

Реализуя данную систему работы по валеологическому воспитанию, я отследили следующее:

1. НОД детей по валеологии стала более содержательной.

2. Многие дети свободно владеют терминологией.

3. Дети более самостоятельны, адекватно оценивают культурно-гигиенические навыки сверстников и свои, проявляют заботу о слабых детях.

4. Самостоятельно выполняют правила этикета.

5. Устанавливают связь между совершаемыми действиями и состоянием организма.

6. Целеустремлены в выполнении правил здорового образа жизни.

Вывод: таким образом, результативность деятельности по формированию валеологических знаний детей через цикл занятий «Познай себя» оптимальна, совместная работа всех взрослых, окружающих дошкольника, через выбор методов, средств и форм обучения, а также контроля за изменениями в стиле жизни создает фундамент культуры ЗОЖ, включающий в себя положительную мотивацию и знания, умения, навыки валеологического характера.

Рекомендации педагогам, организующим валеологическое воспитание детей :

1 .Если ребёнка часто подбадривают - он учится уверенности в себе.

2. Если ребёнок живет с чувством безопасности - он учится верить.

З. Если ребёнку удаётся достигать желаемого - он учится надежде.

4. Если ребёнок живёт в атмосфере дружбы и чувствует себя нужным - он учится находить в этом мире любовь.

Основа счастья и духовного здоровья -Вера, Надежда, Любовь.

Публикации по теме:

«День матери». Краткосрочный исследовательски-творческий проект (старший дошкольный возраст) День матери Краткосрочный исследовательски-творческий проект Старший дошкольный возраст Вид проекта: групповой Участники проекта: дети,.

Проект «Футбол в детском саду» (старший дошкольный возраст) Проект: «Футбол в детском саду»старший дошкольный возраст Вид проекта: здоровьесберегающий. Участники: воспитанники старших и подготовительных.

Проект «Кому нужна вода?» (старший дошкольный возраст) Проект: «Кому нужна вода?» Тип проекта: информационно-исследовательский, творческий Цель: создание социальной ситуации развития в процессе.

Проект по формированию бережного отношения к хлебу «От зерна до булочки» (старший дошкольный возраст) Проект в подготовительной группе Тема: «От зерна – до булочки» Автор проекта – Афанасьева Галина Ивановна Паспорт проекта. Вид проекта:.

Проект «Открытки» старший дошкольный возраст Проект «Открытки» Образовательная деятельность: социально-коммуникативное, познавательное развитие. Вид, тип проекта: групповой, информационный,.

Проект «Овощи». Старший дошкольный возраст. Фотоотчет.Проект «Овощи». Старший дошкольный возраст. Фотоотчет. Проект " Овощи". Старший дошкольный возраст. Фотоотчет. 1. Цель проекта: - Совершенствовать речь как средство общения. - Развитие свободного.

Проект по экологии «Лучшая клумба» (старший дошкольный возраст) Проект "Лучшая клумба" 1. Введение Я иду по зеленому лугу, Высыхает на листьях роса, Ветер травы качает упруго, И я слышу цветов голоса.

Проект «Широкая Масленица». Старший дошкольный возраст. ФотоотчётПроект «Широкая Масленица». Старший дошкольный возраст. Фотоотчёт Проект "Широкая Масленица". Фотоотчёт. Старший дошкольный возраст. 1. Цель проекта: - расширять представления детей о традиции празднования.

Творческо — информационный проект «Моя страна Россия» (старший дошкольный возраст).Творческо — информационный проект «Моя страна Россия» (старший дошкольный возраст). Паспорт проекта. Руководитель проекта: Воспитатель: Дмитрова Т. Л. Участники дети старшей группы «Каруселька» МДОУ №1 «Аленушка» Вид проекта:.

Экологический проект «Вода — какая она?» Старший дошкольный возраст [Паспорт экологического проекта Тема: «Вода, - какая она?"Цель: Расширять представления детей о состоянии воды, как жидкости, воспитывать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Валеология: познай себя» (старший дошкольный возраст)
Опубликовано: 21 октября 2017 в 19:04
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД