Лучший педагог года

Проект вариативной программы. Развитие творческих способностей через изобразительное искусство с использованием якутских орнаментов

Мария Бубякина
Проект вариативной программы. Развитие творческих способностей через изобразительное искусство с использованием якутских орнаментов

Проект вариативной программы. Развитие творческих способностей через изобразительное искусство с использованием якутских орнаментов

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №4 «Чэчир»

с. Намцы МО «Намский улус» Республики Саха (Якутия)»

Проект вариативной программы

Публикация «Проект вариативной программы, Развитие творческих способностей через изобразительное искусство с использованием якутских орнаментов» размещена в разделах

«Развитие творческих способностей через изобразительное искусство с использованием якутских орнаментов и узоров»

Воспитатель:

Бубякина М. И.

с. Намцы 2011-2013г. г.

Введение

Одна из сегодняшних проблем, с которой сегодня всем приходится сталкиваться – это как воспринимать окружающий мир. И все это невозможно без знания об истории и культуры своего народа и мира в целом. Знание это предмет эстетического развития, которому в детских садах на занятиях изобразительного искусства отводится довольно мало времени.

Дошкольники – фантазеры и особую роль в их развитии играет воображение, которые являются центральным новообразованием в дошкольном возрасте.

У многих шестилеток психологи диагностируют низкий уровень воображения. В первую очередь потому, что вся их энергия и силы посвящены несвойственной им учебной деятельности, в которой дошкольному воображению нет места.

Решая проблему создания условий на занятиях для развития творческого воображения дошкольников, я решила использовать развитие творческих способностей через изобразительное искусство с использованием якутских орнаментов и узоров.

И поэтому эта тема на сегодня актуальна как никогда.

Актуальной проблемой является применение различных методов и приемов изобразительного искусства с использованием якутских орнаментов и узоров на занятиях, так и в повседневной жизни ребенка в детском саду и дома.

Объектом исследования будет развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через изобразительное искусство.

Предметом исследования является использование якутских орнаментов и узоров в процессе обучения дошкольников по программе дополнительного образования.

В связи свыше указанными объектом и предметом исследовании мы выдвигаем следующую гипотезу: дошкольники в процессе изучения художественного творчества предков, каковым является дошедшие до нас и изученные ранние образцы якутских орнаментов и узоров, смогут яснее и глубже представить все их многообразие и богатство, научатся уважать и любить национальные традиции и культуру якутского народа, если:

- изучать историю и развитие якутских орнаментов и узоров;

- практически приобщить детей к особенностям технологий якутских орнаментов и узоров;

- разработать методическую рекомендацию.

Новизна

Развитие воображения детей в изобразительном искусстве, используя всех орнаментов и узоров.

Цель вариативной программы :

На основе всестороннего исследования развитие творческих способностей через изобразительное искусство с использованием якутских орнаментов и узоров разработать методическую рекомендацию обучения дошкольников в условиях учебных занятиях.

Задачи исследования:

- исследование значения орнаментов и узоров в жизни якутского народа;

- изучение техники обработки и изготовление изделий;

- выявление значения разновидности швов, орнаментов и узоров применяемых в шитье;

- создать для развития творческих возможностей детей предметно-развивающее образовательное пространство, для максимального раскрытия интеллектуального, художественно-творческого потенциала каждого ребенка.

Для решения поставленных задач были применены следующие методы исследования:

- изучение и анализ культурологической, педагогической, методической литературы по теме исследования;

-изучение якутских орнаментов и узоров;

- наблюдение за учебно-воспитательном процессом на занятиях кружка;

- беседы;

- анализ творческих работ воспитанников.

Методологической основой нашему исследованию послужили труды психологов и педагогов по проблеме развития творческих способностей, творческого мышления и воображения личности С. А. Рубенштейна, Ю. Б. Гатанова как психологического процесса. Труды исследователей якутского художественно-прикладного искусства. Теоретические основы исследования составили психологическая теория развития воображения А. Я. Дудецкий, Л. С,Выготский и другие, педагогические исследования в области дошкольной педагогики Н. Н. Поддяков, Е. Ровцова, О. М. Дьятченко и другие. Следует отметить также недостаточность методической литературы по теме нашего исследования. В этой связи данное вариативная программа применительно к методике обучения дошкольников в развитии творческих способностей через изобразительное искусство с использованием якутских орнаментов и узоров отличается определенной научной новизной и теоретической значимостью. А также имеют практическую значимость в качестве методического пособия для использования на кружковых занятиях.

Календарно-тематическое планирование занятий по программе

«Развитие творческих способностей через изобразительное искусство с использованием якутских орнаментов и узоров»

I неделя II неделя III неделя IV неделя

Сентябрь «Грибы в корзине»

Цель: развитие воображения, мышления, художественный вкус.

«Отонноотоххо оноойук туолар»

Цель: развивать у детей замысел, воображение, использовать различные приемы рисования. «Сказа про теплые холодные краски»

Цель: познакомить с разнообразием красок и их оттенков. Учить различать холодные теплые тона. «Саахымат ойуу»

Цель: составлять композицию узора, развивать у детей воображение.

октябрь «Мой родной край»

Цель: развивать у детей наблюдательность.

«Дары осени»

Цель: развитие изобразительных навыков, художественный вкус. «Составить узоры в полосе и картинку из треугольников»

Цель: составлять композицию узора, развивать у детей воображение и мышление. «Букет для воспитателей»

Цель: развивать у детей воображение, использовать знакомые приемы рисования красками.

Ноябрь «Рисунок по песне»

Цель: развитие воображения, мышления и художественный вкус. «Утвари наших предков»

Цель: воспитывать уважение и интерес к труду мастеров, создавшие красивые вещи. Замечать разное построение орнаментов и узоров. Учить аккуратно, рисовать орнаменты и узоры. «Нарисуй кого ты хочешь увидеть по телевизору»

Цель: развивать воображение, закрепить умение передавать прямоугольную форму. «Зимний пейзаж»

Цель: умение рисовать по знанию окружающей действительности, развивать пространственное воображение.

Декабрь «Силуэты фигур»

Цель: развивать у детей воображение, замысел, изображать фигурки.

«Здравствуй Новый год»

Цель: учить детей передавать впечатления Новогоднего праздника, развивать воображение, замысел, использовать яркие цвета. «З что мы любим Новый год»

Цель: развивать воображение, фантазию, внимание. Учить передавать впечатления, использовать яркие цвета. «Праздничный салют»

Цель: создавать у детей радостное настроение, желание рисовать яркие огни салюта.

Январь «Сказочная птица»

Цель: развивать у детей воображение, закреплять умение передавать образ сказочной птицы, замечать ее характерные особенности. «Волшебный мешочек»

Цель: развивать тактильную память, воображение, познакомить с приемом фантазирования.

«Украсим платье узорами»

Цель: развитие графических навыков, образного мышления и воображения. «Театр теней»

Цель: развитие воображения образного мышления, художественный вкус.

Февраль «Поиграем в фотографов»

Цель: развивать у детей воображение, вызвать у детей эмоциональное отношение к образу, учиться передавать различное выражение лица персонажа.

«Узор на чепраке»

Цель: развивать у детей чувство цвета, умение сравнивать по цвету, украшать орнаментом чепрак. «Сказка Таал-Таал эмээхсин»

Цель: развитие воображения, самостоятельно выбирать эпизод для рисования. «Удивительные перчатки»

Цель: развитие воображения, внимания, дать выразительность и оригинальность перчатки.

Март «Моя любимая сказка»

Цель: развивать у детей фантазию и воображение, передавать характер сказочных образов самостоятельно выбирать эпизод. «Весенний ковер»

Цель: развивать у детей воображение, чувство цвета, уметь составлять композицию узора, передавать колорит весенних цветов. «Загадки и отгадки»

Цель: развивать у детей воображение, вырезать силуэт предмета. «Весенний пейзаж»

Цель: создать композицию, передать весеннее настроение, развивать воображение.

Апрель «Необычная картинка»

Цель: развитие воображения художественный вкус и пространственную ориентировку. «Мое настроение»

Цель: развитие воображения, эмоциональной сферы, активность мышления и речи. «Волшебные пуговицы»

Цель: развитие мелкой моторики, воображение и мышление. «Весна идет»

Цель: создать композицию, передать весеннее настроение и развивать воображение.

Май «Подснежники»

Цель: развитие творческих способностей, воображение. «Птицы прилетели»

Цель: развитие мелкой моторики, развить творческие способности, передать весеннее настроение. «Кукла в национальном костюме»

Цель: развитие воображение, передавать колорит, уметь составлять композицию узора. «Веселая прогулка»

Цель: познакомить с картинкой, развивать воображение с помощью приема «вхождение в картину».

Июнь «На что похоже Солнце»

Цель: развивать воображение, активность внимания, развитие речи, мышления. «Мыльные пузыри»

Цель: развитие коммуникативных навыков, воображение, активизация мышления и речи. «Говорящие рисунки»

Цель: развитие мелкой моторики, воображения, активизация мышления, графические навыки. «В природе этого нет»

Цель: развивать воображение активизация внимания, мышления и речи.

Список использованной литературы :

1. Светлана Гин по методу Триз;

2. Швайко Г. С «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду»;

3. Т. С. Комарова «Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию»; Леонова О. В. «Рисуем нитью ажурные картинки»;

4. Мохначевская А. В. программа «Рисование в детском саду»;

5. Казакова Р. Г. «Занятия по рисованию с дошкольниками» 2008 г;

6. Развитие творческих способностей через изобразительное искусство с использованием якутских орнаментов и узоров.

Публикации по теме:

Выступление на августовской конференции 2012 год Я работаю над развитием интеллектуальных и творческих способностей детей В работе использую проектный метод Это способ организации педагогического.

Выступление на методическом объединении дошкольных учреждений г. Оренбурга Вашему вниманию представлена презентация программы «Детство»- программы развития и воспитания детей в детском саду, раздел изобразительное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект вариативной программы. Развитие творческих способностей через изобразительное искусство с использованием якутских орнаментов
Опубликовано: 4 февраля 2013 в 10:11
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД