Туяра Климентова
Проект «Вечная мерзлота»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Вечная мерзлота»
за 2014– 2017 уч. г.
Пояснительная записка
В мире известно всего два музея, посвященных вечной мерзлоте. Один из них находится за полярным кругом, а другой в столице нашей республики. Музей выполняет научно – просветительскую и образовательную функции, имеет естественно – научный, научно – технический и историко –культурный профили. Актуальность патриотического воспитания и интеллектуального обогащения подрастающего поколения нельзя переоценить. Именно поэтому сотрудничество с институтом мерзлотоведения им. П. И. Мельникова СО РАН, является эффективным средством всестороннего развития детей – дошкольников.
Публикация «Проект „Вечная мерзлота“» размещена в разделах
Тип проекта : долгосрочный
Место реализации: МБДОУ д\с № 42 «Мамонтенок», Институт мерзлотоведения им. П. И. Мельникова СО РАН.
Участники проекта : дети – педагоги – родители - сотрудники института.
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Наименование проекта «Вечная мерзлота»
Основания для разработки Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования
Цель проекта Создание системы взаимосотрудничества ДОУ с социальными институтами для обеспечения благоприятных условий всестороннего развития детей дошкольного возраста, их способностей и творческого потенциала.
Структура проекта - Цели и задачи проекта.
- Ожидаемые результаты реализации проекта.
- План взаимодействия
- Критерии оценки результата.
Задачи проекта -разработать стратегию и тактику организации взаимодействия с Институтом мерзлотоведения г. Якутска;
-создать условия позитивного изменения дошкольного образовательного учреждения в соответствии с требованиями ФГОС ДО и общественными ожиданиями;
-установить партнёрские отношения с институтом мерзлотоведения им. П. И. Мельникова СО РАН, для поддержания благоприятного (как для дошкольного образовательного учреждения, так и института) общественного окружения;
-развивать у всех участников образовательного процесса коммуникативные способности, доброжелательность к окружающим, готовность к сотрудничеству и самореализации;
-стимулировать развитие активной гражданской позиции сопричастности к судьбе детского сада, малой родины;
-формировать положительный имидж дошкольного образовательного учреждения в местном социуме.
Сроки и этапы реализации Первый этап – подготовительный (сентябрь 2016г. – октябрь 2016г.)
Второй этап – практический (ноябрь 2016г. - октябрь 2017г.)
Третий этап - оценочно-рефлексивный
(ноябрь 2017г.)
Ожидаемый конечный результат реализации проекта Создание системы взаимодействия ДОУ с учреждением социума на основе совместных планов
Актуальность:
В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения становится одной из актуальных. Родители и педагоги как никогда раньше обеспокоены тем, что нужно сделать, чтобы ребенок, входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым, умным, добрым и успешным. В этом сложном процессе становления человека немало зависит от того, как ребенок адаптируется в мире людей, сможет ли он найти свое место в жизни и реализовать собственный потенциал.
На первый взгляд, кажется, что социальный мир ребенка-дошкольника невелик. Это его семья, взрослые и сверстники, которых он встречает в детском саду. Однако люди, окружающие ребенка, вступают в разнообразные взаимоотношения — родственные, дружеские, профессионально-трудовые и пр. Поэтому уже в дошкольном возрасте у детей необходимо сформировать представление о многообразии человеческих отношений, рассказать им о правилах и нормах жизни в обществе, вооружить моделями поведения, которые помогут им адекватно реагировать на происходящее в конкретных жизненных ситуациях. Иными словами, дошкольное учреждение призвано управлять процессом социализации.
Достаточно ясным представляется, что для детского сада в условиях внедрения ФГОС ДО очень важно привлекать к процессу воспитания все дополнительные образовательные ресурсы, имеющиеся резервы. Одним из таких резервов является институт социального партнерства, чьи возможности для решения задач социализации подрастающего поколения еще не до конца осознаются и используются образовательными учреждениями. До настоящего времени это взаимодействие в основном носило ситуативный характер, не было отработано чёткой слаженной системы.
Социальное партнерство в образовании – это совместная коллективная распределенная деятельность различных социальных групп, которая приводит к позитивным и разделяемым всеми участниками данной деятельности эффектам.
В дошкольном возрасте происходит становление базовых характеристик личности: самооценки, нравственных ценностей и установок, а также социально-психологических особенностей в общении с людьми. В условиях недостаточно благоприятной социальной среды, ограниченности контактов у ребенка этот процесс затруднен. Понятие «открытое дошкольное учреждение» включает широкий спектр признаков. Oткpытoe дошкольное учреждение – это, прежде всего, «окно в мир»; оно открыто для межличностного и группового общения как для детей, так и для взрослых. Такое дошкольное образовательное учреждение расширяет и укрепляет взаимосвязи с жизнью, социокультурной средой, институтами воспитания, культуры, семьей, предприятиями, культурно - досуговыми учреждениями, общественными организациями, местными структурами власти.
Цель:
Создание системы взаимосотрудничества ДОУ с социальными институтами для обеспечения благоприятных условий всестороннего развития детей дошкольного возраста, их способностей и творческого потенциала.
Задачи:
1. разработать стратегию и тактику организации взаимодействия с Институтом мерзлотоведения им. П. И. Мельникова СО РАН ;
2. создать условия позитивного изменения дошкольного образовательного учреждения в соответствии с требованиями ФГОС ДО и общественными ожиданиями;
3. установить партнёрские отношения с сообществом для поддержания благоприятного (как для дошкольного образовательного учреждения, так и института) общественного окружения;
4. развивать у всех участников образовательного процесса коммуникативные способности, доброжелательность к окружающим, готовность к сотрудничеству и самореализации;
5. стимулировать развитие активной гражданской позиции сопричастности к судьбе детского сада, малой родины;
6. формировать положительный имидж дошкольного образовательного учреждения в местном социуме.
Ожидаемый результат:
* Создание системы взаимодействия ДОУ с учреждениями социума на основе договоров и совместных планов;
* становление уровня социальной компетенции участников образовательного процесса, направленных на активное освоение мира;
* повышение общекультурного уровня, формирование позитивной самооценки, коммуникативных, творческих навыков, личностных качеств детей, родителей, педагогов;
* рост психоэмоционального благополучия и здоровья участников образовательного процесса, основанных на творческом взаимодействии с социальными институтами;
* системное повышение мотивационной готовности всех субъектов образовательного процесса к изменению содержания работы по формированию эмоционально чувственного восприятия окружающего мира в рамках сотрудничества, равенства и партнерства в отношениях ребенка и взрослого, социальных институтов района;
* создание условий для профессионального развития педагогов дошкольного образовательного учреждения в целях повышения рейтинга и формирования положительного имиджа детского сада;
* обеспечение информационной осведомленности социальных институтов района о деятельности дошкольного образовательного учреждения;
* создание единой воспитательной системы:
- для расширения кругозора дошкольников (освоения предметного и природного окружения, развития мышления, обогащения словаря, знакомства с историей, традициями народа) за счет снятия территориальной ограниченности ДОУ;
- формирования навыков общения в различных социальных ситуациях, с людьми разного пола, возраста, национальности, с представителями разных профессий;
- воспитания уважения к труду взрослых.
План сотрудничества ДОУ д/с № 42 «Мамонтенок» и
Института мерзлотоведения им. П. И. Мельникова СО РАН
Проект «Вечная мерзлота»
Содержание и форма работы Участники Срок проведения
Беседа со средствами ИКТ: «Что такое мерзлота?» -Дети старшей и подготовительной групп
-Сотрудники института
-Педагоги ноябрь 2016 г
Вводная вэб - экскурсия -Дети подготовительных групп
-Сотрудники института
-Педагоги Декабрь 2016 г
Вводная вэб - экскурсия -Дети старших групп
-Сотрудники института
-Педагоги Январь 2017 г
Выставка – конкурс детских рисунков на тему «Мерзлота Якутии» - Дети среднего, старшего дошкольного возраста Февраль 2017 г
Экскурсия по цветочной оранжерее института - Дети среднего и старшего дошкольного возраста
-сотрудники института
-педагоги Март 2017 г
Посещение памятника академику П. И. Мельникову Дети среднего и старшего дошкольного возраста
-сотрудники института
-педагоги Апрель 2017 г
Посещение скульптуры «Мамонт» Дети младшего, среднего и старшего дошкольного возраста
-сотрудники института
-педагоги Апрель 2017 г
Творческий конкурс макетов среди семей воспитанников: «Институт мерзлотоведения – гордость республики». Дети младшего, среднего и старшего дошкольного возраста
-родители
-сотрудники института
-педагоги Апрель 2017 г
Организация выставки творческих работ воспитанников ДОУ в институте мерзлотоведения. -сотрудники института
-педагоги Май 2017 г
Посещение мемориального кабинета П. И. Мельникова - дети старшего дошкольного возраста
- сотрудники
-педагоги Май 2017 г
Экскурсия в подземную научную лабораторию дети старшего дошкольного возраста
- сотрудники
-педагоги Июнь 2017 г
Экскурсия «Криохранилище семян» дети среднего, старшего дошкольного возраста
- сотрудники
-педагоги Сентябрь 2017 г
Экскурсия «шахта Шергина дети старшего дошкольного возраста
- сотрудники
-педагоги Октябрь 2017 г
Научная олимпиада среди детей старшего дошкольного возраста «Вечная мерзлота Якутии» -воспитанники ДОУ г. Якутска
- сотрудники (жюри)
-педагоги Ноябрь 2017 г