Элла Прокопенко
Проект «Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей при освоении и наследовании отечественной культуры»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект долгосрочный, групповой, творчески-поисковый.
«Маленькая родина всё равно большая,
ведь она единственная.»
Ж. Ренар
В последние десятилетия в нашей стране произошло много сложных, противоречивых событий в общественной жизни, политике, в системе государственного и местного управления. Неоднородна информация об армии и событиях, происходящих в ней; в молодежной среде отмечаются факты, связанные с национальным противостоянием; средства массовой информации усиленно пропагандируют иностранный уклад жизни. В них же продолжается дискуссия о том, надо ли воспитывать любовь к Родине. И весьма громки голоса тех, кто высказывает негативные суждения на этот счет. Патриотизм, якобы должен войти в человека естественным путем. Быть может «Родина обязана позаботиться о своих детях, осыпать их благами, стать авторитетной, могучей державой, такой, чтобы каждому захотелось ее полюбить?». Подрастающее поколение теряет интерес и уважение к прошлому России. Судьба Родины в руках человека, и ждать момента, когда она будет достойна его любви, по крайней мере, неразумно. Родина такова, какой мы ее сами сделаем. Если мы не научим ребенка любить свою страну, кто будет радоваться ее достижениям и болеть ее горестями? В настоящее время, стремясь заработать на хлеб насущный, родители все меньше внимания уделяют детям, растет число неполных, неблагополучных семей. На современном этапе проблема нравственно-патриотического воспитания в нашем дошкольном учреждении актуальна. Перед всеми участниками педагогического процесса стал вопрос создания наиболее оптимальных условий воспитания нравственно-патриотических чувств, что и послужило толчком для создания проекта «Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольников через освоение и наследование традиционной отечественной культуры.»
Публикация «Проект „Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей при освоении и наследовании отечественной культуры“» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2013
Патриотизм, применительно к ребенку старшего дошкольного возраста определяется, как потребность участвовать во всех делах на благо семьи, детского сада, родного города, Родины, представителей живой природы,наличие у детей таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства и осознание себя частью окружающего мира.
Мы предположили, что нравственно-патриотическое воспитание в детском саду должно носить комплексный характер, охватывать все виды деятельности дошкольника, осуществляться в повседневной жизни и на специальных занятиях по ознакомлению с окружающим через освоение и наследование традиционной отечественной культуры (приобретут знания о своей семье, детском саде, городе, родном крае, нашей Родине, о планете, на которой мы живем).
Объект нашего исследования это дети 5-7 лет
Предмет исследования: влияние усвоенных знаний традиционной отечественной культуры на нравственно-патриотическое воспитание.
О Выбор данной темы объясняется необходимостью дошкольного учреждения в расширении форм методов работы по нравственно-патриотическому воспитанию В Законе «Об образовании» говорится о необходимости формирования уже в дошкольном возрасте начала самосознания ребенка, себя как члена семьи, гражданина города, как активного преобразователя окружающей и общественной среды. Наша задача как воспитателя - растить гражданина-труженика, которому в будущем предстоит стать созидателем, принося людям, семье, обществу пользу.
Целью нашей работы является - воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольников через усвоение знаний об отечественной культуре.
Для реализации данной цели решались следующие задачи:
1. Изучить современные теоретические исследования по данной проблеме.
2. Провести проблемно-ориентировочный анализ данной проблемы.
3. Создать план мероприятий по данной проблеме.
Базой формирования нравственно патриотических чувств у дошкольников являются глубинные чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду, городу, к природе родного края, к культурному наследию своего народа, уважения к своей Родине-России, к своей нации, толерантного отношения к представителям других национальностей, сверстникам, их родителям, соседям, другим людям. Мы не ожидаем от детей форм проявления любви ко всему вышеперечисленному. Для нас важно, чтобы дети приобрели знания об отечественной культуре, начали проявлять интерес к событиям общественной жизни и отражали свои впечатления в продуктивной деятельности.
Весь коллектив ДОУ работал над поиском решений направленных на создание таких условий, способствующих воспитанию нравственно патриотических чувств у детей дошкольников.
Предполагаемые результаты:
Повышение уровня знаний по разделу «Нравственно-патриотическое воспитание».Проявление интереса к явлениям к общественной жизни города, района, страны.
Новые парциальные программы и технологии по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников, используемые педагогами нашего ДОУ следующих авторов: В. Н. Вишневская, М. Д. Маханева,. Л. А. Кондрыкинская.
Опираясь на программы нами определены задачи для достижения вышеперечисленных результатов:
1. Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду, городу, селу, к природе родного края, к культурному наследию своего народа.
2. Воспитание любви и уважения к своей Родине-России, к своей нации, толерантного отношения к представителям других национальностей, сверстникам, их родителям, соседям, другим людям.
З. Воспитание уважительного отношения к человеку-труженику, результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства, общественным праздникам.
4. Формирование представления о земле и жизни людей на земле.
5. Воспитание у детей любви к природе, желание беречь и защищать ее.
Отбор данных задач определяется
- психофизическими особенностями детей дошкольного возраста;
- разделами программы «ребенок и окружающий мир»;
- различными формами проведения в режиме дня
Условия реализации проекта :
1. Выбор технологии
2. Сотрудничество с родителями, педагогами общеобразовательной школы и музыкальной, районным домом культуры, библиотекой и другими учреждениями нашего города.
З. наличие предметно-развивающей среды, способствующей нравственно-патриотическому воспитанию.
Обеспечение проекта :
-ТСО (музыкальный центр, телевизор, ДВД)
-картотеки: занятий, игр (сюжетно-ролевых, дидактических, коммуникативных, художественной литературы, фотографий, слайдов,
-фонотека музыкальных произведений
Кадровое обеспечение: воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физическому воспитанию, педагог-психолог.
Реализация проекта :
1 этап (январь -март 2012г)-информационно- аналитический -изучение психолого-педагогической литературы по проблеме нравственно-патриотического воспитания;
2 этап (апрель-май 2012г) -подготовка к изучению и работа по выявлению уровня сформированности нравственно-патриотических чувств у дошкольников;
З этап (июнь-август 2012г) -планирование работы по нравственно-патриотическому воспитанию;
4 этап (сентябрь2012-апрель 2013г)-внедрение новой модели, направленной на освоение и наследование Традиционной отечественной культуры в целях повышения качества нравственно- патриотического воспитания.
.5 этап (май 2013г)-диагностика по итогам года, мониторинг
Направления и последовательность реализации проекта осуществлялась следующим образом:
Определены разделы
1
• «Моя малая Родина» семья, дом, детский сад,
• «Мой город и область, в которой я живу»
• Россия -Родина моя. «Земля- планета, на которой мы живем»
2.
Разработаны и проведены циклы НОД бесед:
«Мой дом-моя семья»
«Хорошо у нас в саду»
«Улицы нашего города»
«Мой город»
«Моя Родина-Россия»
«Москва- столица нашей Родины»
«Культура моей Родины»(обычаи, традиции, народное творчество, история России)
«Защитники Отечества»
«Мы -дети Земли»
«Береги свою планету
3
Творческая деятельность педагогов, родителей, детей :
-Праздники в детском саду:
-Сотворчество детей и родителей
-Сотворчество музыкальной школы и районного дома культуры :
-День города
-Мамин праздник
-День сельского хозяйства
-День призывника
4.
Физкультура и здоровье :
-Дни здоровья
- Экологические походы
- Спортивные праздники, городская спартакиада
5
Акции:
-«Зеленый патруль»
-«Памятник»
-«Озеленение территории детского сада»
6
Оснащение предметно-развивающей среды групп:
- Изготовление атрибутов для игр
- Оформление уголков по патриотическому воспитанию
-Изготовление атрибутики государственных символов России, города, области;
- Оформление альбома «Памятники нашего города», «»Моя семья» ,»Хорошо у нас в саду»
7
Работа с родителями
- анкетирование родителей
- помощь в организации экскурсий, походов в музей
-помощь в снятии видеофильмов
-выставка рисунков «Каким бы я хотел видеть мой город»
8
-Встречи с почетными гражданами города, района, области
- Экскурсии
- Посещение выставок
-Создание библиотеки и видеотеки.
Объединив усилия всех педагогов, родителей, социума в создании
оптимальных условий, позволили успешно реализовать проект и добиться
при этом следующих результатов:
2012 год:
«Семья»-70%
«Детский сад»-73%
«Родная страна»-79%
«Наша планета»-70%
«Наша армия»-72%
«Труд взрослых»-75%
2013 год:
«Семья»-92%
«Детский сад»-95%
«Родная страна»-94%
«Наша планета»-90%
«Наша армия»-95%
«Труд взрослых»-95%
Воспитывая будущее поколение мы должны помнить. что обществу нужен здоровый, полный сил и энергии строитель-созидатель нашего государства, и от того, как мы будем решать задачи нравственно- патриотического воспитания во многом зависит будущее нашей страны.