Галина Ессер
Проект «Время течет — все изменяется»
▼ Скачать + Заказать документы
Время течет, не останавливаясь:
все, что дается сейчас,
через мгновенье пропадет.
В. Ф. Эрн
Как в море льются быстро воды,
так в вечность льются дни и годы.
Г. Р. Державин
Постановка проблемы:
Дошкольники испытывают трудности в восприятии времени. Это обусловлено такими специфическими особенностями времени, как его текучесть, необратимость, непрерывность. Время не имеет наглядных форм, не подлежит чувственному созерцанию. Но время все – таки существует для детей. Как мы помним, в сказках оно играет важную роль. То здесь, то там раздается бой часов, означающий НАЧАЛО или КОНЕЦ какого – то события. И поэтому когда дети к пяти годам внутренне уже готовы к тому, чтобы научиться сверять свою жизнь с ходом стрелок, необходимо показать детям время, его меры (минуту, час, сутки, неделю, месяц, год, что с течением времени все изменяется, научить детей не только, определять время по часам, но вместе с ними «перемещаться» из одной эпохи в другую и знакомить детей со свойствами времени, но и с историей, развитием жизни на планете Земля.
Публикация «Проект „Время течет — все изменяется“» размещена в разделах
Цель проекта :
Создать практический материал для творческой организации занятий, дидактических игр при ознакомлении детей с важной составляющей жизни – времени.
Задачи проекта :
1. Сформировать у детей представления о времени. 2. Показать детям время, его меры (минуту, час, сутки, неделю, месяц, год). 3. Показать существенные характеристики времени (текучесть, непрерывность, необходимость). 4. Научить детей свободно оперировать этими понятиями, конкретизировать уже имеющиеся у детей представления, показывая многообразие признаков, свойств, характеристик времени. 5. Развивать познавательную активность, творческие способности, воображение, фантазию, коммуникативные навыки.
Участники проекта :
Заведующая детским садом, старший воспитатель, воспитатели старшей и подготовительной группы, дети (средней, старшей, подготовительной групп, музыкальный руководитель, сотрудники музея, фотодизайнеры салона «Константа», родители.
Время и место проведения :
Данный проект осуществляется в рамках педагогической системы МКДОУ детский сад №42 «комбинированного вида». С детьми – в специально организованной деятельности воспитателя и ребенка (подгруппы детей, самостоятельной детской деятельности. С педагогами и родителями – в условиях проведения активной методической работы.
Организация деятельности участников проекта :
Руководитель проекта доводит до участников проекта важность проблемы, составляет перспективный план мероприятий, подбирает совместно со старшим воспитателем методическую, научно – популярную и художественную литературу, иллюстрированный материал по данной теме, Заведующая детским садом улучшает материально – техническую базу. Участие родителей детей средней и старших групп заключается в оказании помощи для создания «Лавки часовщика».
Методы и приемы:
• Практические (творческие работы, экспериментальные работы).
• Коммуникативные (беседы, игры и игровые упражнения, художественное слово, наблюдения).
Средства работы:
- технические средства (компьютер, принтер, сканер, фотоаппарат, ДВД – плеер, музыкальный центр)
- методические разработки, журналы «Дошкольное воспитание», «Дошкольная педагогика», «Дошкольное образование», «Ребенок в детском саду», «Управление ДОУ»
Формы работы:
- коллективная (музыкальные, математические, конструирование – ручной труд, и познавательного цикла)
- групповая (продуктивно – творческая деятельность, развивающие игры)
Содержание проектного исследования :
Раздел программы Формы и методы работы
Iэтап - подготовительный
Создать условия для проведения проекта
Подбор наглядно –дидактических пособий, демонстрационного материала для занятий; наборов часов.
Организация консультации для родителей «Как наблюдать часы, не будучи несчастным».
Оформление родительских уголков.
Просвещать родителей
II этап - основной
Игровая деятельность
Словесная игра «Назови соседей».
Дидактические игры «Хоровод времени», «»Чья неделька быстрее соберется», ««Цепочка времени», «Лавка древностей», «Короче – длиннее».
Познавательное развитие
Экскурсия в музей. Занятие «Прошлое и настоящее часов». Интегрированное занятие «Как считают и измеряют время».
Интегрированное занятие «Что мы знаем о часах».
Занятие «Ознакомление с длительностью 3-х минутного интервала»
Познавательное занятие «Часы" Конструирование – ручной труд
Изготовление водяных часов; наглядных моделей часов Старика – годовика, Времен года, братьев Месяцев, гнома Тик – Така, Месяца.
Ознакомление с художественной литературой
Чтение и обсуждение сказки В. Даля «Старик – годовик», Т. А. Шорыгиной «Точные сказки»; чтение стихотворений Ю. Яковлева «Будильник», В. Берестова «Часы», М. Вишневской «Сутки», Т. А. Шорыгиной Хоровод месяцев», «Часы с боем», «Сегодня, завтра и вчера».
Физическое развитие
Подвижная игра «Часы», комплекс утренней гимнастики «Часики»
Ознакомление с малыми фольклорными литературными формами
Чтение и обсуждение пословиц и поговорок о месяцах.
Театрализованная деятельность
Развлечение «Делу время, потехе час».
Игра – драматизация для кукольного театра «Двенадцать месяцев».
Рисование
Игра «Радуга–дуга» Музыка
Игра – фантазия с использованием музыкального произведения В. Гаврилина «Часики»; песенка – игра «Гномики»; песенка «Часы» сл. В. Семернина, музыка Л. Бирнова.
Работа с родителями
Оформление вместе с родителями уголка «Лавка – Часики», альбома «Часы»
III этап - заключительный
Обработка и оформление материалов проекта.
Анализ результативности.
Итоговое занятие «Заколдованные острова»
Ожидаемые результаты:
• Формирование у детей понятия «время».
• Понимание выражения «время течет, все изменяется».
• Умение детьми ценить время.
• Закрепление у детей знаний об отношениях временной последовательности.
• Развитие чувства времени у детей старшего дошкольного возраста.
• Активное участие родителей в реализации проекта.
Ресурсы:
На реализацию данного проекта будут использованы средства из директорского фонда и собственные средства руководителя проекта.
Результат:
• разработаны конспекты занятий познавательного цикла: «Часы», «Прошлое и настоящее часов», «Заколдованные острова», интегрированных занятий: «Как считают и измеряют время», «Что мы знаем о часах?», «Ознакомление с длительностью 3- минутного интервала;
• оформлены дидактические игры «Хоровод времен времени года», «Чья неделька соберется быстрее», «Радуга – дуга», «Цепочка времен»;
• проведены игра-драматизация «Двенадцать месяцев», развлечение «Делу время, потехе час»;
• при активном участии родителей создана «Лавка Часовщика» и оформлен альбом «Часы»;
• используя дидактическую игру в индивидуальной работе с детьми, выяснила следующее:
у 67% детей сформировано понятие «время»,
58% детей понимают выражение «время течет, все изменяется».