Приложение МААМ

Проект «Всезнай-ка» (Экспериментально-исследовательская деятельность дошкольников)

Наталья Романова
Проект «Всезнай-ка» (Экспериментально-исследовательская деятельность дошкольников)
▼ Скачать + Заказать документы

Вид проекта : познавательный.

Срок реализации: долгосрочный

Состав участников: групповой.

Воспитатели: Романова Н. Н.

Учитель- логопед: Шленскова В. В. Учитель – дефектолог: Антонова Т. А.

Дошкольники подготовительной компенсирующей группы № 2

Актуальность

В период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира благодаря познавательной активности ребенка, имеющей свою специфику на каждом возрастном этапе. Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составляющих, как общего развития дошкольника, так и дальнейшем успешности его обучения в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание освоить все новое-основа формирования этого качества. На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, как процесс усвоения знаний, умений, навыков.

Публикация «Проект „Всезнай-ка“ (Экспериментально-исследовательская деятельность дошкольников)» размещена в разделах

Работая в дошкольном учреждение всегда стремилась искать новые подходы для интеллектуального развития дошкольников. Интенсивное изменение в окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все его сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания.

Одним из перспективных методов, способствующих решению данной проблемы является детское экспериментирование.

Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи.

Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.

Дошкольникам присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, поэтому экспериментирование, как ни какой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а первые три года — практически единственным способом познания мира.

Углубленная работа с детьми по формированию их познавательной сферы способствовала разработке собственной педагогической технологии. Итогом проведенной работы стали разработка и апробация методического и дидактического материала, создание условий для организации поисково-экспериментальной деятельности.

Общая характеристика проекта

Данный проект рассчитан на детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ.

Объем проекта : работа основывается на годовом планировании по самообразованию учителя-логопеда, что отражается в комплексно-тематическом планировании совместной деятельности педагогов и детей. Срок реализации с октябрь по май, занятия планируются по одному в неделю.

Цели:

1. Создание условий для формирования основного целостного мировидения ребенка старшего дошкольного возраста средствами физического эксперимента.

2. Развитие любознательности, умения сравнивать, анализировать, обобщать, развитие познавательного интереса детей в процессе эксперимента, установление причинно-следственной зависимости, умения делать выводы.

3. Создание предпосылок формирования практических и умственных действий.

Задачи:

1. Расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира.

2. Знакомить детей со свойствами различных предметов, природных материалов (почва, вода, снег, растения и т. д.).

3. Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов.

4. Стимулировать развитие самостоятельности и ответственности.

5. Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.

6. Привлечение родителей к совместной деятельности.

Условия реализации: группа детей, специально организованная среда, образцы, материал для работы.

Методы обучения: наблюдения, словесные, практические, наглядные, игровые.

Сроки реализации: учебный год.

Участники: Дети, родители, воспитатели, учитель-логопед, учитель-дефектолог.

Формы взаимодействия:

1. Формы образовательной работы с детьми:

* Непосредственно образовательная деятельность;

* Продуктивная деятельность;

* Игровая деятельность.

2. Формы работы с родителями:

* Консультации. Буклеты. Совместная домашняя работа детей и родителей.

3. Формы работы с педагогами:

* Открытые занятия;

* Консультации.

Связь детского экспериментирования с другими видами деятельности.

Детское экспериментирование это не изолированный от других вид деятельности. Оно тесно связано со всеми видами деятельности и в первую очередь с такими, как наблюдение и труд. Очень тесно связаны между собой экспериментирование и развитие речи. Это хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента : при формулировании цели, во время обсуждения методики и хода опыта, при подведении итогов и словесном рассказе об увиденном, умении четко выразить свою мысль. Так, дети, когда пытаются более точно ставить цель опыта, в ходе обсуждений действий начинают рассуждать. Пробуют высказывать гипотезы. У детей развивается диалогическая речь. Они учатся работать сообща, уступать друг другу, отстаивать свою правоту или признавать правоту своего соседа.

Связь экспериментирования с ИЗО тоже двусторонне и важна. Чем сильнее развиты изобразительные способности, тем точнее будет отображен результат эксперимента.

Также имеется связь экспериментирования с формированием элементарных математических представлений. Во время проведения опытов постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры и т. д. Все это придает математическим представлениям реальную значимость и способствует их осознанию.

Экспериментирование связано и с другими видами деятельности — чтением художественной литературы, с музыкальным и физическим воспитанием, но эти связи выражены не столь сильно.

Предполагаемый результат:

1. Сформированность эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру.

2. Проявление познавательного интереса к занятиям, улучшение речевого развития.

3. Сформированность основ диалектического мышления.

4. Углубление знаний, умений, навыков, предусмотренных программой воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы».

5. Усвоение основ целостного видения окружающего мира.

6. Сформированность коммуникативных навыков.

Основные принципы организации детского экспериментирования :

Связь теории с практикой.

Развивающий характер воспитания и обучения.

Целостность и системность обучающего процесса.

Взаимодействие трех факторов: детский сад, семья, общество.

Трудности в работе: Создание лаборатории.

Воспитание научности познания — шаг от бытового уровня рассуждений к научному.

Планирование работы.

Занимаясь с дошкольниками экспериментированием, не стоит забывать о том, что главным является не приобретение ребенком зазубренных знаний, а формирование у него бережного, эмоционального отношения к окружающему миру. Не нужно стремлений к тому, чтобы дети запоминали как можно больше разных названий. Можно всегда обойтись и без употреблений сложных и не понятных для ребенка терминов. Гораздо важнее воспитать у ребят познавательный интерес к объектам природы, желание и умение наблюдать, экспериментировать, понимать, что в окружающем мире все взаимосвязано.

Обобщая немногочисленный материал по экспериментированию с дошкольниками, можно сделать вывод, что экспериментирование — это эффективный способ обучения детей исследовательской деятельности во всех его формах и видах и является методом повышения самостоятельности ребенка. Дает предпосылки к деятельному развитию познавательного интереса к целенаправленному восприятию окружающего мира и является ведущим видом деятельности в обучении.

Экспериментальная работа вызывает у детей интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение, стимулирует познавательную активность и речевое развитие.

Итог проекта : Викторина по сказкам с образами воды, воздуха, снега.

Перспективное планирование экспериментальной деятельности в подготовительной группе № 2

Месяц Неделя Тема Цель

октябрь 1 неделя

Раздел: История воды и воздуха.

Такая разная вода

Продолжать знакомить детей с разнообразием воды в природе; закреплять умение самостоятельно формировать выводы; развивать мыслительные процессы – анализ, сравнение, обобщение.

2 неделя Раздел: История воды и воздуха.

Воздух влажный и сухой Продолжать знакомить детей со свойствами воздуха; включать детей в совместные со взрослыми практические познавательные действия экспериментального характера; развивать мыслительные процессы.

3 неделя

4 неделя Раздел: Тайны живой природы.

«Чей домик?»

Раздел: «История измерения сыпучих тел»

Закреплять знания детей о месте обитания различных живых существ; включать детей в совместные со взрослыми практические познавательные действия; развивать любознательность.

Познакомить детей с историей измерения сыпучих веществ (измерения горстями). Научить детей измерять сыпучие продукты условной меркой.

Ноябрь 1 неделя Раздел: Тайны живой природы.

«Опавшие листья»

«Разгадываем секрет листьев» Продолжать знакомить детей с взаимосвязями в живой природе; учить обобщенным способам исследования различных объектов; развивать интерес к исследованиям.

Сформировать у детей представление о строении листьев дерева; продолжить учить выявлять свойства исследуемых объектов; развивать интерес к практическим действиям.

2 неделя Раздел: Что мы знаем о себе? (Организм человека.)

«Легкие»

Раздел: Что на поверхности? (свойства песка, почвы, глины.)

«Из песка…» Сформировать у детей начальные знания о внутренних органах человека (Легкие); продолжать учить делать выводы в процессе исследовательских действий; развивать познавательный интерес.

Продолжать учить детей использовать исследуемый объект (песок) в разных целях; закреплять умение обобщать полученные знания; развивать интерес к объектам исследования.

3 неделя Раздел: История воды и воздуха.

«Вот она какая- вода!»

Раздел: Свойства сыпучих тел. Выяснить знания детей о свойствах и качествах воды, ее значении для жизни живых организмов; дополнить знания детей о пользе океанов и морей; развивать навыки проведения опытов; развивать доказательную речь.

Познакомить детей с историей измерения сыпучих веществ (измерения горстями). Научить детей измерять сыпучие продукты условной меркой.

4 неделя

Декабрь 1 неделя

Раздел: Тайны живой природы.

«Чем полезен холодный снег для растений? Формировать у детей понятие о взаимосвязи живой и неживой природы (польза снега для растений); закреплять умение устанавливать взаимосвязь между объектами исследования.

2 неделя Раздел: Что на поверхности? (Свойства песка, почвы, глины.)

«Мерзнет ли песок?» Продолжать знакомить детей со свойствами сухого и влажного песка (при его замораживании); учить обобщать полученные знания, самостоятельно формулируя выводы; развивать любознательность.

3неделя Раздел: История воды и воздуха.

«Помощница вода» Продолжать знакомить детей со свойствами воды (обладает очищающим свойством, продолжать включать детей в совместные практические познавательные действия экспериментального характера.

4 неделя Раздел: Что мы знаем о себе? (Организм человека.)

«Что «умеет» язычок?»

. Продолжать знакомить детей с организмом человека (функцией языка); закреплять умение выделять особенности исследуемого объекта, обобщать полученные знания; развивать интерес к опытно- экспериментальной деятельности.

Январь 1 неделя Раздел: История воды и воздуха.

«Где прячется воздух?» Продолжать знакомить детей со свойствами воздуха, выявить его повсеместное присутствие; продолжать учить делать выводы в процессе обследовательских действий; развивать познавательный интерес.

2 неделя Раздел: История воды и воздуха.

«Какой бывает вода?» Закреплять знания детей о свойствах воды; формировать понятия «чистая вода – прозрачная», «грязная – непрозрачная», «фильтрация»; продолжать учить самостоятельно осуществлять практические познавательные действия; развивать любознательность.

3 неделя Раздел: Что на поверхности? (Свойства песка, почвы, глины.)

«Что на поверхности?» Продолжать учить детей выявлять свойства и качества материалов в сравнении, обобщать полученные знания, самостоятельно формулируя выводы; развивать интерес к объектам исследования.

4 неделя Раздел: Тайна живой природы (мир растений)

«Расти, семечко, расти!» Формировать у детей понятие о необходимости влаги на начальном этапе роста и развития растения; закреплять умение исследовать явления окружающей действительности с помощью практических познавательных действий.

Февраль 1 неделя Раздел: История воды и воздуха.

«Узнаем о снеге»

Формировать навыки обследования снега. Продолжать формировать умения устанавливать причинно- следственные связи.

2 неделя Раздел: История воды и воздуха.

«Какого цвета зима?» Сформировать представление о свойствах льда и снега при взаимодействии с солнечным светом. Формировать умение составлять рассказ о личных наблюдениях

3 неделя Викторина по сказкам с образами воды, снега. Формировать умение анализировать, сравнивать, обобщать результаты проводимых опытов. Развивать практические навыки, формировать наблюдательность. Развивать логическое мышление, речь, воображение. Формировать умения в построении связной речи.

4 неделя

Раздел: Тайна живой природы (мир растений)

«Сажаем лук» Продолжать формировать у детей понятие о том, что растениям для роста необходимы вода, и свет; закреплять знания о росте и развитии растений, учить устанавливать взаимосвязи между объектами исследования.

Март 1 неделя Раздел: История воды и воздуха.

«Водяные переливы» Продолжать знакомить детей со свойствами воды, формировать понятие о том, что вода принимает форму сосуда, в которой она налита; учить детей формулировать вывод в ходе совершения практических действий.

2 неделя Раздел: История воды и воздуха.

«Почему тает снег?» Формировать у детей понятие о зависимости смены сезонов от Солнца; учить обобщать полученные знания, самостоятельно формулируя выводы, развивать познавательный интерес.

3 неделя Раздел: Что мы знаем о себе?

«Ушки-подслушки» Продолжать знакомить детей с организмом человека (функцией органа слуха); закреплять умение выделять особенности объекта исследования, обобщать полученные знания; развивать познавательный интерес.

4 неделя Раздел: «Сыпучие вещества»

Познакомить детей с некоторыми видами сыпучих веществ, которые они употребляют в быту (сахарный песок, соль, перец, несколькими видами круп, мукой).

Апрель 1 неделя Раздел: История воды и воздуха.

«На поиски воды» Продолжать знакомить детей со свойствами воды (впитываемостью); продолжать учить делать выводы в процессе обследовательских действий, развивать познавательный интерес.

2 неделя Раздел: История воды и воздуха.

«Где прячется воздух?» Продолжать знакомить детей со свойством воздуха заполнять все окружающее пространство; обучать способам исследования, развивать мыслительные процессы: анализ, обобщение, сравнение.

3 неделя Смотр – конкурс «Зеленый огород» Наблюдение за ростом и развитием овощных, цветочных культур. Создать композиционное представление огорода на окне. Создать информационную наглядность.

4 неделя Раздел: Тайны живой природы (мир животных)

«Птичьи дома» Формировать у детей понятие об особенностях жизни птиц весной (постройка гнезд); включать детей в совместные со взрослым практические познавательные действия экспериментального характера, развивать любознательность.

май 1 неделя Раздел: История воды и воздуха.

«Чистая вода» Продолжать знакомить детей со свойствами воды, способами ее очистки; закреплять умение самостоятельно осуществлять практические познавательные действия экспериментального характера.

2 неделя Раздел: Что на поверхности? (Свойства песка, почвы, глины.)

Ищем клад (на прогулке). Продолжать знакомить детей со свойствами песка; закреплять умение исследовать явления окружающей действительности с помощью практических познавательных действий, развивать интерес к объектам исследования.

3 неделя Раздел: История воды и воздуха.

«Из чего «сделаны» облака (на прогулке). Продолжать знакомить детей со свойствами воздуха; включать их в совместные со взрослым практические познавательные действия экспериментального характера, развивать любознательность.

4 неделя Смотр – конкурс «Цветочная клумба» Пересадка цветочных культур на цветочные клумбы. Наблюдение и уход за ростом и развитием цветочных культур. Создать композиционное представление цветочной клумбы. Создать информационную наглядность.

Публикации по теме:

Экспериментально-исследовательская деятельность в старшей группе. Конспект НОД «Необычное в обычном» Конспект НОД в области «Познавательное развитие» (экспериментально-исследовательская деятельность) «Необычное в обычном» (старшая группа).

Образовательная практика по основным направлениям ФГОС до «Исследовательская деятельность дошкольников»Образовательная практика по основным направлениям ФГОС до «Исследовательская деятельность дошкольников» .

План по самообразованию «Поисково-исследовательская деятельность дошкольников на основе приемов ТРИЗ» Актуальность темы: Малыш – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.

Познавательно-исследовательская деятельность как средство осуществления трудового воспитания дошкольников. Познавательно-исследовательская деятельность как средство осуществления трудового воспитания дошкольников. Содержание трудовой деятельности.

Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников. Опыты с гидрогелемПознавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников. Опыты с гидрогелем Опыты с гидрогелем интересны и красочны для всех детей в не зависимости от возраста. Для совсем маленьких- это чудо и сказка, настоящее.

Экспериментально-исследовательская деятельность детей, имеющих речевые нарушения. Народная мудрость гласит «Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать и я пойму». Эта народная мудрость как нельзя лучше.

Экспериментально-исследовательская деятельность «Воздух» Совместная деятельность с детьми средней группы по образовательной области познавательное развитие экспериментально-исследовательская деятельность.

Экспериментально-исследовательская деятельность со старшими дошкольниками в рамках календарно-тематического планирования Светлана Леонидовна Романова Воспитатель комбинированной группы «Радуга» (старший дошкольный возраст) МБДОУ № 21 «Детский сад «Звездочка».

Экспериментально-исследовательская деятельность в первой младшей группе «Снег в гостях»Экспериментально-исследовательская деятельность в первой младшей группе «Снег в гостях» .

Экспериментально — исследовательская работа «Земля — наш общий дом» УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ПО ДЕЛАМ МОЛОДЁЖИ И СПОРТА АДМИНИСТРАЦИИ СЕЧЕНОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ МУНИЦИПАЛЬНОЕ.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Всезнай-ка» (Экспериментально-исследовательская деятельность дошкольников)
Опубликовано: 6 мая 2017 в 11:50
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Всезнай-ка» (Экспериментально-исследовательская деятельность дошкольников)» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Романова (УИ 67998) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД