Инесса Васильевна Середонина
Проект «Встреча зимы и весны. Русский народный праздник Масленица»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Встреча зимы и весны.
«Русский народный праздник Масленица»
Автор проекта : Середонина Инесса Васильевна
Место работы: МАДОУ No474 г. Челябинск.
Аннотация.
Данный проект рассчитан на детей старшей и подготовительной группы и может из проекта средней продолжительности быть переведен непосредст-венно в долгосрочный проект. Данная работа подразумевает погружение непосредственных участников образовательного процесса: детей, родителей, сотрудников и педагогов ДОУ в яркую атмосферу подготовки и непосред-ственно проведения празднования всей недели праздника. В процессе под-готовки данного проекта я использую как обычные ставшие традиционны-ми, формы процесса воспитания, развития и обучения детей, так и,конечно, современные ИКТ, здоровьесберегающие технологии, ну и, конечно, особое внимание отдается тесной работе с родителями воспитанников.
Публикация «Проект „Встреча зимы и весны, Русский народный праздник Масленица“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Проекты
- Зима
- Зима. Проекты и тематические недели на тему «Зима»
- Зимние праздники
- Масленица. Русский народный праздник
- Масленица. Сценарии праздников, развлечений, проводы зимы
- Народная культура, фольклор
- Народные, фольклорные праздники. Сценарии, развлечения
- Проекты на тему Масленицы и масленичной недели
- Проекты. Проектная деятельность
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2017
Обоснование проблемы.
Стоит заметить, что чаще всего празднование приходится на конец февраля - начало марта. Этот период отмечен высоким порогом заболеваний ОРВИ, простудных заболеваний, сонливости, пониженного настроения. Воспитан-ники ДОУ остро нуждаются в физической и духовной разрядке, которая по-зволит полностью свести отрицательные факторы, которые способствуют развитию заболеваемости, тем самым снизить порог заболеваемости и по-высить психологический комфорт в группе.
Цель проекта :
В условиях повышенной гиподинамии и высокого уровня весенней усталости детей требуется провести яркое и насыщенное эмоциями мероприятие, при котором будут использованы здоровьесберегающие и физкультурно-оздоровительные технологии.
2
Задачи предъявляемые к проекту :
- предотвращение состояния усталости, переутомления, гиподинамии;
- укрепление психологического и психического здоровья воспитанников;
- профилактика психологического дискомфорта;
- приобщение и знакомство с истоками традиций;
- посетить мини-музей «Русская старинная изба»;
При реализации проекта развиваются следующие компетентности:
-коммуникативная;
- социально-трудовая;
- информационная;
Основные этапы при реализации самого проекта :
1. Нулевой этап.
• Определение задач проекта;
• Подбор и тщательное изучение материала;
• Составление и написание плана нашего проекта;
• Подбор и изготовление совместно с родителями наглядно - дидактического материала;
• Создание и обогащение развивающей предметно-пространственной среды;
• Составление и написание сценария, конспекта, консультаций для роди-телей и папок-передвижек.
3
2. Основной этап.
Проект творческий, средней продолжительности, рассчитан на 2 месяца.
3. Этапы проекта.
9.01- 13.01. 2017
«Знакомство с Масленицей»
Откуда она к нам пришла и какие ее главные символы и атрибуты. Постараться разбудить интерес и само стремление детей к нашей культуре и обычаям.
- беседа «Какие праздники я знаю»
- рассказ с показом «Возникновение праздника».
- пословицы, поговорки про масленицу.
- загадки и игры.
Индивидуальные и групповые беседы по изготовлению чучела и остальной атрибутики.
16.01- 20.01.2017
«Атрибутика»
Продолжать знакомить с особенностями русского костюма; так же обога-щать речь словами, которые обозначают название одежды на Руси. Про-должать разучивать подвижные, малоподвижные игры и обрядовые песни.
Беседа «О значении народных игр и забав». Рассматривание выставки, сю-жетных картин, фотографий о Масленице.
Информация для родителей "Игры, гуляния и забавы».
4
6.02 – 10.02 2017
Воспитание и закрепление у детей позитивного отношения к традициям.
Беседа «Мчится вдаль удалая тройка». Рассматривание и обсуждение картин
«Масленица»; Кустодиева «Тройка» Соловьева. Продолжаем знакомить с праздником, его значением, символами и традициями.
Принести домашние рецепты блинов и теста для них, а также традиционных блюд нашей кухни, то, что любят готовить в семье.
13.02 – 17.02.2017
Познакомить детей с обрядовой кухней.
Работа с соленым тестом. Изготовление совместной композиции с детьми «Хлебобулочные изделия». Подготовка выставки в группе «Масленица при-шла»
Продолжаем знакомство с таким материалом, как соленое тесто, изготовле-ние различных хлебобулочных изделий для картины.
Совместная работа с детьми в ИЗО - уголке подготовка выставки «Масленица пришла».
Создание и оформление выставки детских рисунков «Удалая масленица».
20.02-26.02.2017
Продолжать знакомить детей с уникальными названиями всех дней
Масленицы и их значением. Воспитывать интерес к истории нашего края.
Беседа «Название дней недели встреча, заигрыш, лакомка и т. д., их значение
5
Посещение группового музея «Изба и печь», который находится в 9 группе нашего детского сада.
Участие в коллективном развлечении и сжигании чучела.
Конкурс «Лучший рецепт блинов». Предложить всей семьей поучаствовать в праздничных гуляниях в парках нашего города.
3. Завершающий этап проекта.
• Оформление выставки в группе в уголке ИЗО
• Подготовка проекта и его презентации
• Сборник игр и забав на Масленицу.
Планируемые результаты.
Данный проект позволяет нам действовать в образовательном поле, объединяя всех участников педагогического процесса и способствует формированию у детей устойчивого интереса к культуре, нашим традициям, духовным составляющим нашего края. Участие в мастер-классе по изготовлению кукол-берегинь, а так же, совместно с родителями учавствовали в изготовлении чучел и другой атрибутики. Получили представления о быте нашего народа, традиционной одежде, предметах быта, народной кухне. Дети познакомились и с удовольствием играют в народные игры и забавы, поют песни, рассказывают потешки.
6
Практическая значимость.
Проект целиком, так же, как и любая его часть может использоваться в работе со всеми участниками образовательного процесса.
Дальнейшее развитие проекта.
Данный проект планируется дополнить в подготовительной группе и использовать как основу для проведения недели Масленицы в следующем году.
Информационные ресурсы:
Соколова Л. В, Некрылова А. Ф. Воспитание ребенка в русских традициях. – Москва, Айрис-пресс, 2003
Смычагина О. М. Ярмарка русских потех : досуг / О. М. Смычагина // Ребенок в детском саду. – 2009. – N 5. – С. 73 – 74. Орлова Н. Как праздновали Пасху на Руси / Н. Орлова // Дошкольное воспитание. – 2005. – N 4. – С. 91 – 93.
Пугачева Н. В., Есаулова Н. А. и др. Календарные обрядовые праздники для детей дошкольного возраста – Москва, 2007г. – сценарии праздников.