Вера Исаева
Проект «Экологическая тропинка в детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №4 г. о. г. Выкса
Авторская разработка
Тема: проект
«Экологическая тропинка в детском саду».
выполнил:
воспитатель В. В. Исаева
Городской округ город. Выкса 2020 г.
Оглавление
Актуальность… …. 3
Цель, задачи… ….4
Этапы проекта…. 5
Описание объектов экологической тропы…. 7
Заключение…. 19
Публикация «Проект „Экологическая тропинка в детском саду“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Экологическая тропа в детском саду
- Экологическая тропа. Проекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Список литературы… 20
Приложение 1
Приложение 2
Актуальность
Экологическая тропа – это специально оборудованный маршрут, проходящий через различные экологические системы и другие природные объекты.
Организация экологической тропы – одна из форм формирования экологической культуры и ответственного поведения дошкольников в природе. Экологическая тропа способствует углублению и расширению представлений детей об окружающем мире, совершенствует понимание закономерностей биологических и других естественных процессов, способствует воспитанию чувства любви к природе, своей родине.
Наряду с привлекательностью, другим важнейшим свойством тропы является её информативность. Натуральные объекты выступают источником преимущественно познавательной информации. Это виды растений, животных, формы рельефа, почвы и другие элементы живой и неживой природы. Наибольшей популярностью у детей и взрослых пользуются биологические объекты: растения, грибы, животные. Именно они подвергаются наибольшему воздействию со стороны человека.
Экологические тропы, кроме проведения экскурсий, НОД, наблюдений могут быть использованы для организации мониторинговой и проектной деятельности, проведения экологических праздников, а также природоохранных акций, например, «Птичья столовая», «Я расту вместе с моим деревом», «Подари цветок детскому саду».
Основным контингентом посетителей являются воспитанники дошкольного образовательного учреждения, педагоги, родители. Экологическая тропа может использоваться во все сезоны года.
На основании сказанного, можно сделать вывод о том, что тема проекта «Экологическая тропинка в детском саду» является актуальной.
Цель, задачи
Цель: создание условий в ДОУ для формирования у воспитанников начал экологической культуры, грамотного поведения в природе посредством экологической тропы.
Задачи:
-обогатить экологическую тропу новыми объектами.
- углубить и систематизировать представления детей о живой и неживой природе средствами экологической тропы;
-формировать умения и навыки наблюдений за природными объектами и явлениями;
-развивать познавательный интерес, умение устанавливать причинно-следственные связи в природе.
- воспитывать гуманное, эмоционально-положительное, бережное отношение к миру природы.
-приобщить родителей к процессу экологического воспитания.
Участники проекта : дети старших и подготовительных групп, воспитатели, родители.
Срок реализации: с 01.09.20 г. по 31.05.20 г.
Тип проекта : познавательно-исследовательский.
По количеству участников: фронтальный
По продолжительности: долгосрочный.
Ожидаемый результат:
воспитанники:
-имеют представления о живой и неживой природе;
-устанавливают причинно-следственные связи,
-имеют навыки наблюдений за природными объектами,
-бережно относятся к природе.
родители:
-активные участники проекта,
-проявляют интерес к образовательному процессу в ДОУ.
педагоги:
-осуществляют инновационную деятельность,
-повышают профессиональный уровень,
-расширяют кругозор.
Форма отчета:
Презентация проекта на педагогическом совете МБДОУ д/с №4.
Паспорт экологической тропы.
Разработчик проекта :
Исаева Вера Васильевна – воспитатель
Этапы проекта
этапы формы работы цель сроки
1 этап подготови-тельный 1. Определение цели и задач проекта, подбор материала.
2. Выбор «хозяина» тропинки — сказочного персонажа
3. Подбор художественной литературы, загадок, пословиц, поговорок о растениях, птицах, насекомых;
4. Разработка дидактических игр.
5. Составление
конспектов НОД, экскурсий, целевых прогулок по маршруту
экологической тропы.
Подготовка к работе над проектом.
Нахождение и установление эффективных связей с родителями.
1,2,3 неделя сентября
2 этап
аналитический Чтение «Покормите птиц»
А. Яшин,
«Синица» Е. Ильин
Чтение Ж. Санд «О чем говорят цветы?»
«Береза» А. Прокофьев.
«Белая береза» С. Есенин
«Осень наступила»
А. Плещеев. «Зима» А. Суриков, «Лес осенью»
А. Твардовский, «Уж тает снег» А. Плещеев. «Незабудки» Е. Серова
И. Токмакова «Осенние листья»,
Придумывание мини-рассказов
«О чем мечтает листочек?», «О чем мечтает дерево?»
Беседа на тему: «Птицы, кто они такие?», «Птицы и будущее», «Берегите насекомых».
Отгадывание загадок о птицах, насекомых
Прослушивание аудиозаписи «Голоса леса». Формирование бережного отношения к природе родного края.
Развитие познавательного интереса, расширение
кругозора.
в течение проекта
3 этап практический 1. Создание основных экологических точек тропы.
2. Составление картосхемы экологической тропы с нанесением маршрута и всех ее объектов;
2. Фотографирование объектов и описание всех точек по схеме
3. Изготовление табличек с рисунками, подписями для видовых точек,
природоохранных знаков;
4. Составление рекомендаций по использованию объектов экологической тропы для работы с детьми, правил поведения на экологической тропе.
5. Составление паспорта.
6. Д/ и: «Что было бы, если бы исчезли…», «Какого растения не стало?», «Слова», «Что лишнее?» Д/ и: «Угадай, что за птица?», «Четвертый лишний»
«Разрезные картинки», «Домино», «Чудесный мешочек», «Вершки – корешки»
П/и «Садовник», «Найди свой цвет», «Такой цветок беги ко мне», «Раз, два, три к дереву беги». Обогащать представления об объектах экологической тропы.
Развивать
наблюдательность,
любознательность, умение устанавливать
причинно-следственные связи в природе.
в течение проекта
4 этап
презентационный Презентация проекта на педагогическом совете МБДОУ д/с №4
Создание паспорта экологической тропы май
5 этап
контрольный Обсуждение результатов. май
В проекте участвовало 108 детей, 7 педагогов, 12 родителей.
Вместе с детьми и родителями мы обследовали имеющиеся на экологической тропе объекты, выделили наиболее интересные и обогатили тропу новыми объектами.
Путешествие по тропе начинается непосредственно у здания детского сада, где находится
объект №1 «Клумба с петуньями».
У петуньи – хлопотуньи
Дел всегда невпроворот.
Ведь подруг у лепетуньи –
Развесёлый хоровод.
И со всеми поделиться
Она планами спешит,
Хочет знать, в какое платье
Нарядиться надлежит.
Выбор платьев у петуньи –
Всех цветов не перечесть:
Белый цвет и цвет вишнёвый,
И лиловый даже есть!
Но какой из них по нраву
Ей придётся, не узнать,
И горда она по праву
Тем, что может выбирать!
Цель:
Развивать эстетическое восприятие природы.
Закреплять представления о строение цветка: стебель, листья, цветы, корни;
Уточнять представления детей о том, какие условия необходимы для роста и развития растений (земля, тепло, вода);
Вызвать желание ухаживать за растениями.
Воспитывать любовь к природе, заботливое отношение к растениям.
Объект №2 «Березовая рощица».
Цель: создать условие для наблюдения за березами;
формировать чувство бережного отношения к природе.
Зелена коса развивается,
В ярком солнышке купается. (Береза)
Березовая рощица-это небольшой участок лиственного леса (березняк).
Береза – лиственное дерево, она сбрасывает осенью листья. В сентябре начинает золотиться листва березы. Дерево это часто называют красой русской природы.
В белом сарафанчике
С платочками в карманчиках,
С красивыми заст жками,
С зел ными сер жками. (А. Прокофьев)
Рекомендации по организации работы с детьми
- рассматривание и наблюдение за деревом в разное время года;
- сравнение с другими деревьями;
- забота человека о деревьях;
- использование луп для исследовательской деятельности;
- проведение исследований: измерение высоты, толщины деревьев, исследование коры, листьев.
Объект №3 «Птичий городок».
Скворечники сделали нам родители и разместили их на деревьях.
Детям нравится приходить сюда и наблюдать за птицами.
Милый скворушка-скворец,
Прилетай же, наконец!
Для тебя я дом построил —
Не скворечник, а дворец!
Цель: формировать экологическую культуру детей; прививать любовь к природе и воспитывать бережное отношение к ней; знакомить детей с повадками, условиями жизни, пользе птиц на Земле; развивать познавательную активность дошкольников.
Объект №4 «Наш веселый огород».
Огород наш, огород, всё на нем всегда растёт,
Если руки не ленивы, если мы трудолюбивы.
Цель: расширять и обобщать представления детей о культурных огородных растениях (помидор, фасоль, редис, горох, лук, морковь, капуста и др.)
Закрепить представления об условиях, необходимых для роста и развития растений.
Продолжать формировать навыки ухода за ними.
Развивать наблюдательность, любознательность.
Воспитывать уважение к труду взрослых
Объект №5 «Зеленая аптека»» ( лекарственные травы: ромашка, подорожник, крапива, лопух, одуванчик).
Лето теплое,
Лето красное!
Солнце доброе,
Солнце ясное!
Соком полнится
Зелена трава,
Собирать, сушить
Уж ее пора!
Цель: Закрепить представления детей о лекарственных растениях, растущих на участке детского сада, об их целебных свойствах. Закрепить представление о правилах сбора лекарственных растений. Формировать умение и желание беречь и защищать природу.
Объект №6 Поляна сказок
Целью данного объекта является: знакомство детей с разнообразием сказок о природе.
На этом объекте с детьми проводится, как индивидуальная, так и групповая работа. Ребятам с учетом их возрастных особенностей, предлагается и чтение литературных произведений, и обыгрывание сказок, и просмотр театрализованных представлений, самостоятельные игры, разнообразие пальчиковых, дидактических, настольных и других игр.
Объект №7 «Гнездовья грачей»
На высоких березах грачи свили гнезда. Каждую весну они выводят потомство. Наблюдать за ними очень интересно и любопытно.
Цель: развивать любознательность, желание познать окружающий мир. Воспитывать бережное отношение к живой природе.
Объект №8 «Летняя лаборатория»
Экспериментирование с песком в песочнице. (на участке имеются формочки
ванночки с песком, глиной, водой, природным материалом).
С детьми занимаемся исследовательской деятельностью, знакомимся со свойствами песка, глины, воды.
Приходя в лабораторию, дети становятся «учеными» и изучают различные
природные объекты, явления.
Цель: развивать любознательность, исследовательские способности, желание
познать окружающий мир.
Объект №8 «Муравьиный домик»
Он — работник настоящий,
Очень-очень работящий.
Под сосной в лесу густом
Из хвоинок строит дом. (Муравей.)
Цель: углубить представления о муравьях, их образе жизни, рассказать о роли муравьёв в жизни леса, воспитывать бережное отношение к муравьям
Объект №9
Кафе «Синичка»
Мы разместили деревянные кормушки с крышами невысоко на деревьях,
чтобы обеспечить удобный подход детям. Ребята с удовольствием приходят в «кафе» приносят с собой крошки белого хлеба, нежареные семечки, сало и другой корм. Здесь мы проводим наблюдения за зимующими птицами, их повадками.
Цель:
Расширять представление о жизни зимующих птицах.
Формировать умение различать их по внешнему виду (воробей,синица, голубь,снегирь, сорока, правильно называть. Развивать умение наблюдать.
Воспитывать доброе, заботливое отношение к птицам.
Объект №10 «Тропа здоровья» (ходьба босиком по участку травы, морским камушкам, по массажным коврикам, игровые физические и оздоровительные упражнения)
Солнце, воздух и вода –
Наши лучшие друзья.
С ними будем мы дружить,
Чтоб здоровыми нам быть.
По порядку
Стройся в ряд!
На зарядку
Все подряд!
Цель:
Приобщение детей к здоровому образу жизни.
Улучшение их эмоционально-психического состояния.
Повышение сопротивляемости детского организма инфекционным заболеваниям.
Профилактика плоскостопия у детей.
Улучшение координации движений у детей.
Укрепление сердечно-сосудистой и дыхательной систем.
Объект №11 «Елочки-малышки»
Этот объект у нас появился совсем недавно. Елочки очень маленькие. Они будут расти вместе с нашими детьми.
Цель: продолжать знакомить детей с елью, как хвойным деревом; обогатить знания детей о структуре, пользе и использовании дерева. Воспитывать бережное, заботливое отношение к ели.
Объект №12 «Вяз богатырь»
Словно дождик долговяз --
шелестит листвою вяз.
Цель: продолжать знакомить детей с деревом вяз. Развивать умение сравнивать его с другими деревьями. Воспитывать бережное отношение к природе.
Объект №13 Аллея «Русские красавицы» (рябинки)
Рябина красная - гордость нашего детского сада! Рябина - неприхотливое,
красивое во все времена года дерево, очень полезно для зрения ребенка. Пестрота дерева создает расчлен нный фон, на котором глаз отдыхает, работает в экономном режиме.
Для работы с детьми определили цели и задачи тематических экскурсий с
учетом времени года. Дети исследуют листья и ягоды, выясняют, какие животные ими питаются и почему ягоды рябины красные? Рассматривают ягоды обычным способом и через лупу. На примере рябин изучается явление листопада, как меняют цвет листья осенью, сравнивают живые и опавшие листы.
Заключение
Путешествуя с детьми по экологической тропе, мы достигли следующих результатов:
Пополнили экологическую тропу новыми объектами.
Создали паспорт экологической тропы.
Составили картосхему экологической тропы с нанесением маршрута и всех ее объектов.
Выбрали хозяина экологической тропы – Старичка - Лесовичка.
Разработали конспекты экскурсий, НОД, целевых прогулок
Дети обогатили свои представления о живой и неживой природе;
У детей проявился интерес к объектам и явлениям природы.
Многие дети умеют устанавливать причинно-следственные связи в природе.
Дети стали бережнее относиться к растениям, насекомым.
Повысилась экологическая культура у всех участников проекта.
Педагоги повысили свой профессиональный уровень.
Литература
О. Е. Громова «Стихи и рассказы о животном мире», М. 2005
А. И. Иванова «Живая экология (Программа экологического образования
и дошкольников, М. 2007
А. И. Иванова «Естественно научные наблюдения и эксперименты в детском саду»М. 2007
В. М. Корнилова «Экологическое окно в детском саду», М. 2008
Н. В. Коломина «Воспитание основ экологической культуры», М. 2005
С. Н. Николаева Парциальная программа «Юный эколог» Система работы в старшей группе детского сада».-М. : МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2016.- 208с.
С. Н. Николаева Парциальная программа «Юный эколог» Система работы в подготовительной к школе группе детского сада».-М. : МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2016.- 192с.
С. Н. Нифонтова «Цикл развивающих целевых и тематических экскурсий
для детей 4-7 лет», С-Петербург, 2010
10 Н. А. Рыжова «Экологическое воспитание в детском саду», М. 2001
11 Интернет источники.
Приложение 1
Правила поведения на экологической тропе.
1. Не мешайте жить обитателям тропы - проходите без лишнего шума.
2. Шум не помощник в познании природы. Наслаждайтесь пением птиц и другими звуками природы.
3. Запрещается срывать растения, ломать ветки, ловить насекомых, бросать мусор.
4. На тропе разрешается рассматривать, любоваться, размышлять.
5. С тропы нельзя выносить сувениры природы: красивые камни и т. п.
6. С тропы можно «выносить» только знания, впечатления и хорошее настроение.
Формы и методы работы с детьми на экологической тропе.
-экологические беседы
-наблюдения
-исследовательская деятельность
экскурсии
-целевые прогулки
-экологические конкурсы, викторины
Решение экологических ситуативных задач
-чтение художественной литературы
-трудовой десант
-экологические праздники, развлечения
-дидактические, подвижные игры, игры-путешествия
-театрализация, инсценировки
Формы и методы работы с родителями на экологической тропе
-совместные проекты
-изготовление поделок
-субботники по облагораживанию территории ДОУ
-участие в конкурсах, в совместных экологических праздниках, досугах.
-фотовыставки
-изготовление книжек-малышек.
Приложение 2
Карта схема экологической тропы.