Галина Комченко
Проект «Экологические ступеньки в природу родного края»
▼ Скачать + Заказать документы
Главная идея проекта: в соответствии с требованиями современных программ создать благоприятные условия для изучения природы родного края и развития экологической культуры старших дошкольников.
Планирование стратегии проекта:Цель: Формирование у старших дошкольников познавательно – исследовательского, эмоционально – нравственного, практически – деятельностного отношения к природе родного края.
Задачи:- Продолжать учить устанавливать причинно – следственные связи в явлениях природы родного края, находить характерные признаки субъектов природы, углубляя представления воспитанников об окружающем мире;
Публикация «Проект „Экологические ступеньки в природу родного края“» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Республика, область, край. Список городов
- Родной край, город. Проекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2013
- Формировать экологическую культуры личности;
- Развивать у воспитанников способности к анализу, синтезу, самоконтролю, самооценке своего поведения в природе;
- Воспитывать эмоционально – положительное, бережное, заботливое отношение к миру природы и окружающему миру в целом
План работы с детьми. Планирование мероприятий зависит от природных условий. Одна тема включает в себя несколько мероприятий (чтение, экскурсии, беседы и др.) на усмотрение педагога.
Проектно – исследовательская деятельность ведется в течении года.
Тема Цель
Краткое содержание
«День журавля» Знакомство с Красной книгой. Видео - рассказ о Муравьевском парке- заповеднике, расположенном на территории Амурской области.
«Почему деревья нынче «золотые». Развивать познавательные интересы, дать представление о красящих веществах содержащихся в листьях деревьев, воспитывать устойчивое внимание, наблюдательность, любовь к природе, стремление заботиться о ней и беречь её.
Экскурсия. Сезонные изменения, характерные особенности. Стихотворение Е. Трутнева «Осень».
«Осенний переполох в муравейнике». Расширить знания детей об особенностях жизни насекомых осенью, воспитывать интерес к природе.
Насекомые. Полезные и вредные. Почему осенью исчезают насекомые.
Наблюдение за поведением муравьев, зарисовка наблюдений в дневники.
Осенний карнавал растений Расширить представления воспитанников о морфологических характеристиках растений.
Развивать наблюдательность, учить делать выводы по результатам наблюдений.
Прививать любовь к природе, желание быть хозяином на земле, чувство ответственности за красоту и чистоту природы. *Чем дерево отличается от кустарника. Дуб (циклические наблюдения в течении 10 дней).
*Опыт: Проращивание в группе желудя и наблюдение за его развитием.
*Изготовление альбома растения нашего участка.
«Лесная колдунья - шептунья (Осина)» Расширить представления дошкольников об особенностях строения, пользе осины. Закрепить знания о размножении осин пневой порослью.
Воспитание наблюдательности, умения видеть прекрасное, учить беречь природу. Откуда появляются осинники.
Почему осину называют «Золушкой нашего леса».
Какие изменение погоды произошли осенью и как это отразилось на осине.
«Улетают, улетели…» Расширение представлений о перелётных птицах. Знакомство с народными приметами и литературными произведениями о перелётных птицах. Воспитание чувства сопричастности к окружающей природе. Е. Благинина «Улетают, улетели…» Г. Скребицкий «Первыми тронулись в путь».
«Как звери Амурской области готовятся к зиме» Формировать представление о подготовке зверей к зиме, рассмотреть зависимость животного мира от сезонных явлений. Презентация детьми сообщений о подготовке животных к зиме.
Исследовательский мини - проект: «Стоит на окошке цветок Огонёк» Уточнить и систематизировать знания детей о растениях. Определять необходимость ухода, ориентируясь на состояние листьев растения, устанавливать связь между особенностями листьев и способами ухода за ним. Закрепить понятия, что Солнце является источником тепла и света и имеет большое значение для жизни на Земле.
Е. Благинина «Огонёк».
Зарисовка растения в разных условиях.
«Где рождаются снежинки?» Расширять знания детей о природе, об окружающем мире. Где рождается снег. С. Покровский «Зима». Поговорки, загадки. Зарисовка снежинок в дневниках наблюдениях.
«Загадки хвойного леса» Учить детей дифференцировать хвойные породы деревьев – сосна обыкновенная, ель сибирская: выделять особенности цвета, длины, расположение на побегах хвоинок этих деревьев.
Воспитывать доброту, отзывчивость, эстетические чувства любовь к природе; развивать речь, умение объяснить то или иное явление природы Д. Зуев «Зимний лес». Пословицы. Поговорки. Загадки. Наблюдения. Акция «Берегите елочку»
«Северный попугайчик -кто он?» Дать представления об особенностях поведения клеста.
Узнать, как живут птицы зимой. Воспитывать умение наблюдать, делать выводы. Любить птиц. Воспитывать бережное отношение к птицам. Г. Ладонщиков «Наши друзья». Кого называют северным попугайчиком?
Игра «Узнай по описанию»
Проект:
«Они остались зимовать и мы им будем помогать» Познакомить детей с жизнью пернатых зимой и оказывать им помощь в зимовке. Воспитывать бережное отношение к птицам, испытывать радость от сознания того, что, делясь крохами, можно спасти птиц от гибели. Подготовка с родителями кормушек, семян растений.
Кормление птиц, наблюдения и зарисовка – работа с дневником наблюдений.
Г. Карпен «Завтрак», Г. Скребицкий «Сорока». Загадки.
Исследование в уголке природы:
«Огород круглый год» Расширить представления детей об окружающем мире, формируя умение делать открытия, развивать наблюдательность. Дать представления о свойствах почвы, на какой почве (камни, глина, песок, земля) лучше растут растения.
Аудиозапись «Чиполлино»,
Р. н. с. «Вершки и корешки»,
Пальчиковая гимнастика «Хозяйка однажды с базара пришла», Размещение огорода на подоконниках, посадка овощных культур. Работа с календарём наблюдений, зарисовки, коллаж.
«Как зимуют животные нашего края» Познакомить детей с жизнью животных зимой; учить различать следы зверей; воспитывать любовь к природе, ко всему живому. Книга зимы. Следы на снегу.
А знаете ли вы, как заяц спать ложится? Помощь животным. Загадки. Белый медведь (Красная книга). Чем бурый медведь отличается от белого.
Участие в ежегодном областном конкурсе рисунков и поделок «Зеленая планета глазами детей» Развитие экологического воспитания дошкольников.
Оформление детских рисунков. Изготовление коллективной поделки «Ферма»
«Мы - лесные хирурги»(экскурсия в сквер) Закрепить умение детей эмоционально идентифицировать себя с образом израненной березы. Вызвать чувство сопереживание и желание оказать ей действенную помощь. Отрабатывать в игровой ситуации «Мы – лесные хирурги» навыки оказания первой помощи израненным деревьям. Способствовать проявлению у детей рефлексии - осознания своих действий.
Воспитывать бережное отношение к природе.
Оказание помощи пострадавшим деревьям.
Народные приметы. Иллюстрации и картины. Береза
А. С. Пушкин «Только что на проталинах весенних…»
«Солнце на весну» Закрепить и расширить знания детей о временах года, о жизни растений, животных; показать взаимосвязь изменений в жизни растений, животных и неживой природы. Значение снега в жизни растений.
Пословицы и поговорки.
Солнце на лето – зима на мороз. А вот и приметы - беседы о народных приметах наступающей весны.
И. Бунин «После половодья».
«Весна. Цветение растений» Расширять знания о природе; знакомить с растениями своего города. Воспитывать бережное отношение к одуванчику и лекарственным растениям. Уточнить представления о последовательности роста и развития растения. Развивать наблюдательность. Беседа о наблюдении за весенней природой. Деревья, которые цветут – черёмуха, липа, слива, вишня.
Д. Кайгородов «Букет из перелесок». Знаете ли вы, что одуванчики в Москве садят на грядках специально? Лекарственные растения: мать – и – мачеха, одуванчики.
«Пора вить гнезда» Сформировать у детей представление о жизни птиц весной. Воспитывать бережное отношение к лесу, краю, в котором живем. Гнезда. Сорока. Ястреб – перепелятник. Скворечник. Наблюдение за гнездами сорок на территории детского сада.
Экологический праздник «Здравствуйте, пернатые
друзья!» Создать атмосферу увлеченности коллективной, творческой деятельностью. Привлечь родителей к изготовлению и размещению скворечников. Воспитывать бережное отношение к лесу, краю, в котором живём. Весенние русские – народные заклички, песенки.
Народные игры и забавы.
О. Цингер «Летят перелётные птицы».
Н. Красночуб «Соловьиный рейс».
Помощь людей птицам закрепление на участке скворечников.
«Проснулись насекомые» Воспитывать бережное отношение к природе, развивать наблюдательность. Насекомые. Шмели. Муравьи. Наблюдение за муравейником на участке, что с ним происходит после зимы.
Г. Скребицкий «Заурчали травяные лягушки».
«Северный эвкалипт кто он?» Морфологические особенности тополя. Выделить защитные функции тополя. Подтвердить опытом знания о том, что молодое тополиное дерево собирает за лето около 1 кг. пыли. Уточнить знания о распространении тополей с помощью летающих семян пушинок.
Пословицы и поговорки о лесе.
Придумывание загадок, сказок о тополиной пушинке или метели.
Изготовление поделок из пуха тополя.
«Сказка пестрого луга» Научить определять травы, отличать полезные травы от сорных, лесные цветы; воспитывать бережное, ответственное отношение природе. Экскурсия по малой экологической трапе: лекарственные клумбы и цветники.
Лесные цветы, травы - сорняки. Тысячелистник. Ромашка. Одуванчик. Подорожник. Клевер. Колокольчики. Осот полевой.
КВН «Мы – друзья природы»[/b] Обобщение и уточнение знаний детей о животных, растениях, птицах; развитие творческого воображения, внимания, смекалки, речи; воспитание умения работать сообща, оказывать друг другу помощь; воспитание любви к природе. Экологическая игра
«По лесным тропинкам».
Викторина.
Акция «Зеленый участок»
Привлечь детей, родителей к благоустройству и озеленению территории детского сада. Создание гармоничного жизненного пространства для детей. Создать максимальные условия для воспитательно – образовательной работы с детьми на прогулке. Разработка плана – проекта участка.
Подбор материала, рассады.
Трудовые поручения.
«Необычное в обычном»(Летние работы на огороде)
Привлечь детей к подготовке почвы и рассады овощных культур. Учить правильно, ухаживать за растениями. Развивать исследовательские навыки. Воспитывать трудолюбие. Трудовые поручения. Проведение опытнических работ «Как свет влияет на рост растений», «Такая разная почва», «Всем нужна вода»
Сбор урожая.
Работа с дневниками наблюдений.
«Не торопись сорвать, подумай»(Летние работы на цветниках)
Учить детей осуществлять уход за растениями в цветнике. Закрепить знания о особенностях строения садовых растений (петунья, астры, гладиолусы и т. д.). Развивать внимание, наблюдательность. Учить проявлять заботу о растениях. Привлечь детей к разбивке цветника, посадке рассады, поливу растений и прополке серников.
Замер и зарисовка роста растений.
Как климатические условия влияют на рост растений.