Донская Елена Михайловна
Проект «Эндемики Байкала»
▼ Скачать + Заказать документы
ПАСПОРТ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИСЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПРОЕКТА
«Эндемики Байкала»
№ компоненты характеристика
1 Автор проекта (Ф. И. О., место работы, должность) Донская Елена Михайловна,
МДОУ ИРМО «Хомутовский детский сад №2»
воспитатель
2 Название проекта
(Тема) «Эндемики Байкала»
3 Тип проекта Экологический, практико-ориентированный, исследовательский, творческий
4 Сроки реализации 3 недели
Публикация «Проект „Эндемики Байкала“» размещена в разделах
5 Актуальность проекта Мы живем на территории Сибири, обладаем мировым сокровищем - озером Байкал. Проживая в непосредственной близости от него, многие никогда там не были, и мало знают о его растительном и животном мире. Дети и их родители даже не задумываются о том, что будет с Байкалом и его окрестностями через 10-20 лет. Содержание регионального компонента дошкольного образования призвано способствовать формированию у дошкольников духовно – нравственных ориентаций. Духовность и воспитанность ребёнка проявляется не только в обществе и в межличностных отношениях, но и по отношению к природным объектам с которыми он сталкивается в своей жизнедеятельности. На примере озера Байкал, его красоте, неповторимости педагог может привить любовь к природе, зажечь огонёк любознательности и наблюдательности, и кроме того формировать исследовательский интерес и положительное отношение к природе
6 Проблема, на решение которой направлена проектная деятельность Проект дает возможность донести до сознания детей необходимость сохранения уникальности озера Байкал, бережного отношения к представителям флоры и фауны. Позволяет в доступной детям форме, акцентировать внимание на том, что озеро Байкал –является самым большим запасом пресной воды, а его обитатели уникальны в своем виде и нуждаются в природоохранных мероприятиях, поддержке популяции. Данный проект в первую очередь направлен на решение проблемы касающейся загрязнения озера Байкал и уничтожения редких представителей флоры и фауны (эндемиков) озера. Важно донести до детей, что каждый человек, даже ребенок, способен повлиять на экологическую ситуацию, внести свой вклад в решение определенной проблемы доступным способом.
7 Цель проекта Формирование представлений об уникальных особенностях озера Байкал, его представителях флоры и фауны.
8 Задачи проекта
(дидактические, развивающие, воспитательные) 1. Формировать и расширять представления детей об озере Байкал, о заповедных местах (Байкальский и Баргузинский заповедники); об особенностях животного и растительного мира, о водных обитателях озера Байкал;
2. Углублять представления об охране и природоохранных мероприятиях, направленных на сохранение животного и растительного мира Байкала;
3. Воспитывать любовь к родному краю, бережное, гуманное отношение к природе.
9 Новизна
(инновационность) Социокультурная ситуация современного общества обуславливает необходимость применять инновационные формы работы для повышения экологической культуру воспитанников.
10 Практическая значимость Данный проект способствует формированию и обогащению представлений о богатстве природных ресурсов нашей страны. Дает возможность на примере озера Байкал формировать гуманное, бережное отношение к природе, уникальным, заповедным местам.
Проектный метод способствует более глубокому изучению особенностей озера Байкал, привлечению внимания детей и общественности (другие группы детского сада, родители) к экологическим проблемам, необходимости сохранения данного ресурса и его обитателей. Данный краткосрочный проект доступен для реализации в дошкольных образовательных учреждениях общеразвивающего вида, в учреждениях дополнительного образования.
11 Краткое описание
(аннотация) Данный проект разработан в соответствии с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей, направлен на поддержку личной инициативы воспитанников. При проведении проекта были созданы необходимые условия для более обширного освещения проблем сохранения флоры и фауны озера Байкал. Для повышения качества познавательно-исследовательской деятельности детей были подобраны доступные данному возрасту формы и методы использованные при реализации мероприятий. Каждый этап реализации проекта предполагает использование демонстрационного материала, презентаций, дидактических игр, привлечение внимания родителей к участию в проектной деятельности (совместный поиск информации, участие в акциях, выставках поделок и рисунков).
12 Ожидаемый результат - Для детей:
1. У детей формируются представления об озере Байкал : его флоре и фауне, о местонахождении, особенностях (внешний вид, география, климат, вода, об уникальности озера, о позитивной и негативной деятельности человека на Байкале.
2. Формируются навыки познавательно - исследовательской и проектной деятельности;
3. Участие в акциях, выставках поделок и рисунков, создание книг и презентация результатов своей работы – дает возможность развивать навыки публичного выступления, творческий потенциал, личностные качества воспитанников. Книга «Эндемики Байкала» созданная детьми старшей группы.
4. Воспитание в детях предпосылок экологической культуры, гуманного, бережного отношения к природным богатствам нашей страны и природе в целом.
- Для педагога:
1. Активизация и вовлечение родителей в образовательно –воспитательный процесс.
2. Пополнение предметно развивающей среды новыми пособиями, дидактическими играми, демонстрационным материалом по решению задач регионального компонента.
3. Повышение уровня компетентности в вопросах использования эффективных форм работы с детьми дошкольного возраста.
4. Приобретение новых научных знаний о Байкале в процессе проектной деятельности.
- Для родителей
1. Повышение уровня общей экологической культуры родителей.
2. Возможность участия в пополнении и обогащении предметно-пространственной среды, выставках, акциях, мероприятиях.
3. Актуализация представлений родителей о природоохранных мероприятиях по защите озера Байкал, повышение уровня компетентности в вопросах экологического воспитания детей.
13 Мероприятия по реализации проекта
- подготовительный
- основной
-итоговый I. Подготовительный этап
1. Формулировка темы проекта, определение проблемы, постановка целей и задач.
2. Составление плана реализации проекта, определение продуктов проекта.
3. Опрос, беседа с детьми для определения уровня знаний и сформированности представлений об озере Байкал.
II. Основной этап
1. Подбор и оформление демонстрационного материала для детей, изготовление дидактических игр, художественной литературы, подбор видео о Байкале и его обитателях, создание интерактивных игр и презентаций по теме проекта.
2. Реализация мероприятий по плану проекта :
- беседы;
- просмотр презентации: Байкал – жемчужина Сибири, растительный и животный мир Байкала, подводный мир Байкала, ветра Байкала, байкальская нерпа, красная книга, заповедники Байкала.
-чтение художественной литературы: Стихотворения о Байкале, чтение легенды «Богатырь Байкала»,
-просмотр мультфильмов и документальных фильмов о Байкале и его обитателях : Озеро Байкал, Приключения Юмы; Нерпа и тайны Байкала; Байкальские истории.
- Музыкально-художественная деятельность: Прослушивание записи: «Шум Бай-кала», «Шум леса», «Голоса птиц, зверей» песен: «Славное море, священный Байкал», «По Ангаре»
3. Организация выставок поделок и рисунков «Береги Байкал»
4. Создание книги «Эндемики Байкала», лэпбука «Все о Байкале»
5. Решение проблемных ситуаций: Как заботиться о диких животных Приангарья, Как помочь Байкальской нерпе? Что было бы, если из леса исчезли? Для чего люди устраивают субботники на Байкале? Кто засоряет Байкал? Как мы можем защитить Байкал? Нерпе нужен воздух, как и тебе?
6. Встреча с сотрудниками библиотеки.
Продуктивная деятельность:
1. Лепка: «Байкальская нерпа»
2. Рисование: «Природа озера Байкал»; «Ластоногий символ Байкала», «Подводный мир Байкала»
3. Составление рассказов из личного опыта «Моя поездка на Байкал»
4. Познавательно-исследовательская деятельность: Экспериментирование с камнями. Проведение опытов с водой и с воздухом.
5. Изготовление листовок, агитационных плакатов «Береги Байкал», участие в акции «Байкал – жемчужина Сибири».
III. Заключительный этап
Итоговое мероприятие:
1. Проведение викторины для детей подготовительной группы «Солнышко» «Что я знаю о Байкале» с участием детей старшей группы.
2. Презентация книги «Эндемики Байкала» для старшей группы «Непоседы»
3. Акция «Береги Байкал» (раздача листовок, агитация населения, воспитанников и родителей других групп к проблеме сохранения озера Байкал».
4. Презентация лэпбука «Все о Байкале» в других группах ДОУ.
5. Выставка рисунков «Береги Байкал»
6. Выставка поделок детско–родительского творчества «Удивительный мир Байкала»
Воспитатель /Донская Е. М. /
Отчет о реализации познавательно-исследовательского проекта
«Эндемики Байкала»
В декабре 2023 года мною разработан познавательно-исследовательский проект «Эндемики Байкала» для детей старшей группы «Звездочка».
Цель данного проекта : формирование представлений об уникальных особенностях озера Байкал, его представителях флоры и фауны.
В ходе проекта были реализованы следующие задачи:
Формирование и обогащение представлений детей об озере Байкал, о заповедных местах (Байкальский и Баргузинский заповедники); об особенностях животного и растительного мира, о водных обитателях озера Байкал;
Обогащение и систематизация представлений об охране и природоохранных мероприятиях, направленных на сохранение животного и растительного мира Байкала;
Способствование воспитанию любви к родному краю, бережного, гуманного отношения к природе.
Продолжительность проекта «Эндемики Байкала» краткосрочный (04.12 – 22.12 2023).
Тип проекта : познавательно-исследовательский.
Участники проекта : дети 5- 6 лет, воспитатели, родители.
Данный проект направлен на формирование и обогащение представлений о богатстве природных ресурсов нашей страны, привлечение внимания детей и общественности (родителей, населения) к экологическим проблемам, необходимости сохранения данного ресурса и его обитателей.
Проект способствует более глубокому изучению особенностей озера Байкал, вовлечению родителей в активное участие в жизнь детского сада. При проведении проекта были созданы условия для поддержки детской инициативы, развития творческого потенциала детей.
Организованная встреча с сотрудниками библиотеки – это интересная форма взаимодействия с общественными организациями, в результате которой ребята могли многое узнать об удивительном озере Байкал, его обитателях.
Для полноценной реализации проекта создан ряд дидактических игр, тематические альбомы по теме «Байкал, лэпбук «Все о Байкале», совместно с детьми создана книга «Эндемики Байкала», значительным образом пополнилась предметно развивающая среда группы демонстрационным материалом, макетами, дидактическими пособиями по теме «Байкал – жемчужина Сибири», что в свою очередь способствует повышению уровня знаний и представлений детей, родителей по проблемам сохранения уникальности озера Байкал.
В процессе реализации проекта дети приняли активное участие в разных видах деятельности: исследовательской, познавательной, трудовой, практической.
План реализации проекта был составлен таким образом, чтобы тема проекта была охвачена всеми видами детской деятельности.
Беседы, разного характера практическая деятельность, просмотр видео ряда, презентаций, чтение художественно й литературы, все это в комплексе способствует воспитанию в детях чувства бережного, гуманного отношения к природе, желания быть участниками природоохранных мероприятий.
Была проведена агитационная работа по привлечению общественности к проблемам сохранения уникальности озера Байкал. Данная форма работы заключалась в изготовлении агитационных листовок, буклетов, тематических плакатов самими детьми, родителями. Акция «Береги Байкал» - это один из итоговых продуктов реализации проекта. Мы, вместе с воспитанниками старшей группы, раздавали листовки, демонстрировали плакаты, рассказывали о необходимости сохранения природного ресурса озера Байкал и охватили аудиторию состоящую из воспитанников и родителей других групп, кроме того вышли с данным призывом к населению села Хомутово. Такой опыт работы является важным для личностного роста воспитанников, развивает навыки публичных выступлений, способствует сплочению всех участников образовательного процесса, создает ситуацию успеха для детей, необходимую для дальнейшей социализации.
Организованные выставка рисунков «Береги Байкал» и выставка «Удивительный мир Байкала», являются яркой демонстрацией совместного детско-родительского творчества способствующей выражению полученных представлений о флоре и фауне озера Байкал, через художественно выразительные средства.
Еще одним запоминающимся событием реализации данного проекта стала викторина для детей подготовительной группы «Солнышко» «Что я знаю о Байкале, где ребятам представилась возможность применить полученные знания и стать непосредственными ведущими викторины.
Презентация изготовленного совместно с детьми и родителями лэпбука «Все о Байкале» и книги «Эндемики Байкала», дала возможность детям самостоятельно рассказать воспитанникам старшей группы «Непоседы» о разнообразии растительного и животного мира озера Байкал, поделиться своим опытом и представлениями.
Таким образом, результаты и продукты, полученные за время работы над проектом «Эндемики Байкала» оказались достаточно значимыми как для детей, так и для всех участников образовательного процесса. После проведения мероприятий повысилась компетентность родителей в вопросах экологического воспитания детей.
На педагогическом совете №5, проходившего 25 января2023г мною был представлен отчет о реализации проекта «Эндемики Байкала». Проводимая работа признана педагогами достаточно эффективной, результативной. Решением педагогического совета данный проект рекомендован к реализации во всех группах в следующем учебном году. А изготовленные дидактические игры, лэпбук «Все о Байкале», книга «Эндемики Байкала» пользуются спросом среди педагогов нашего ДОУ.
Реализация проекта признана удовлетворительной, рекомендована для использования в работе с детьми дошкольного возраста МДОУ ИРМО «Хомутовский детский сад №2» ежегодно.