Лучший педагог года

Проект «Этот удивительный мир магнита» для детей 6–7 лет

Анна Козырева
Проект «Этот удивительный мир магнита» для детей 6–7 лет

Этот удивительный мир магнита

Вид проекта Поисково-исследовательский

Место реализации МБДОУ№3, станица Суворовская, Предгорного района, Ставропольского края

Участники проекта : Воспитатель группы,

воспитанники подготовительной группы (6-7 лет) – 10 человек,

родители воспитанников.

Сроки реализации проекта 1 месяц

Публикация «Проект „Этот удивительный мир магнита“ для детей 6–7 лет» размещена в разделах

Мир, в котором мы живем, сложен, многогранен и изменчив. Люди - часть этого мира открывают все новые и новые объекты, явления и закономерности окружающей действительности. При этом каждый человек вращается в рамках сформировавшегося у него образа мира.

В период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира благодаря познавательной активности ребенка, имеющей свою специфику на каждом возрастном этапе. Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составляющих, как общего развития дошкольника, так и дальнейшем успешности его обучения в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание освоить все новое - основа формирования этого качества. На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, как процесс усвоения знаний, умений, навыков. Понимая, какое значение имеет поисковая деятельность в развитии познавательной активности детей, их интеллектуальных способностей, одним из видов деятельности я выбрала детское экспериментирование.

Существует различные подходы в определении понятия «детское экспериментирование». В нашем исследовании мы придерживались определения, предложенного Н. Н. Поддьяковым:

«Детское экспериментирование – одна из форм организации детской деятельности с одной стороны и один из видов познавательной деятельности с другой».

Работая в дошкольном учреждении, я всегда стремилась искать новые подходы для интеллектуального развития дошкольников. Интенсивное изменение в окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все его сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания.

В образовательном процессе экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимозависимостей, закономерностей. Способность магнитов притягивать к себе предметы всегда вызывала у людей удивление.

В последнее время я обратила внимание на то, что дети стали приносить в группу магнитные игрушки. Дети активно работают с магнитом, не задумываясь о его свойствах, истории появления, о значимости в жизнедеятельности человека. Увидев интерес детей к магнитам, я решила раскрыть ребятам секрет – какие тайны хранит в себе магнит, поближе познакомить детей со свойствами магнитов, какая сила притягивает предметы к магниту, подробнее рассказать об их использовании в жизни.

Для того чтобы раскрыть секреты магнита нужно изучить литературу, провести ряд опытов, экспериментов. Магниты окружают нас повсюду. Дети легче и прочнее усваивают материал тогда, когда сами добывают знания, следят за изменениями, делают выводы. Данная, выбранная нами тема по опытно – исследовательской деятельности, является началом для дальнейшего изучения свойств магнита. Она вызвала интерес у детей, т. к. в ходе проведения опытов, ребенок самостоятельно получал результат своих исследований, делая соответствующие выводы.

Экспериментирование как специально-организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.

В ФГОС ДО говорится: «…Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.)»

Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи.

Проблема:

В реальной действительности в дошкольных образовательных учреждениях данный метод (экспериментирование) применяется неоправданно редко. Несмотря на многие позитивные стороны, он пока не получил широкого распространения.

Цель проекта : Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через экспериментирование.

Задачи проекта :

Образовательные: Познакомить с понятием «магнетизм», «магнитные силы». Сформировать представление о свойствах магнита. Пополнить знание детей об использовании свойств магнита человеком. Продолжать учить самостоятельно, осуществлять возможные решения в русле экспериментальной деятельности; проверять эти решения; делать выводы с результатами этой проверки. Продолжать учить делать обобщения. Активизировать в речи детей слова : притягивает, магнитные силы. Обогащать словарь детей словосочетанием магнитное поле. Формировать умение получать информацию о новом объекте в процессе его исследования.

Развивающие:

Развивать познавательную активность детей в процессе знакомства со скрытыми свойствами магнита : речь, внимание, логическое мышление, любознательность.

Воспитательные:

Воспитывать самостоятельность и инициативность.

Оснащение предметно-развивающей среды: книги познавательного характера, атласы; плакат схема «Правила безопасного поведения в лаборатории»; коллекции магнитов; схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов; металлические, пластмассовые, деревянные и резиновые предметы для проведения экспериментальной деятельности.

Предполагаемые результаты:

Формирование у детей предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы. Умение определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно. Умение применять методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов. Желание пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной, а затем самостоятельной исследовательской деятельности. Рост уровня любознательности, наблюдательности. Активизация речи детей, словарный запас пополнить многими понятиями. Желание самостоятельно делать выводы и выдвигать гипотезы.

Гипотеза: предположим, что магнит – объект, который создаёт магнитное поле, обладает свойством притягивать другие предметы и широко используется в жизни человека…

Методы и формы работы:

Беседы.

Наблюдения.

Игры.

Экспериментирование.

Исследование.

Рассказ воспитателя.

Просмотр презентаций.

Просмотр мультфильмов, фильмов познавательного характера.

Чтение познавательной литературы.

Проблемные ситуации.

Моделирование опытов.

План работы по проекту.

1этап - Организационно – диагностический

1. Постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов исследования, подготовительная работа с детьми и их родителями.

2. Создание необходимых условий для реализации проекта.

3. Изучение научной и методической литературы.

4. Составление плана, выбор форм работы.

5. Подбор наглядно-дидактических пособий, методического и демонстрационного материала, детской художественной литературы.

6. Разработка циклов НОД.

7. Подборка опытов с описанием проведения.

8. Организация предметно – развивающей среды.

2 этап - Формирующий

Реализация перспективного плана работы с детьми и родителями.

Содержание деятельности:

1. Организация предметно – развивающей среды (мини-лаборатория с необходимым для опытов оборудованием).

2. Работа с детьми: образовательные ситуации, опыты, эксперименты, индивидуальная работа с детьми, самостоятельная экспериментальная деятельность, дидактические игры, исследовательская деятельность на прогулке, беседы, просмотр презентаций, мультфильмов.

Познавательное развитие:

• Рассматривание фотографий и картинок с изображением магнитов разной формы и размера

• ООД «Этот удивительный мир магнита»

• Опыты с магнитом

Социально-коммуникативное развитие

«Вспомним правила безопасности работы в волшебной лаборатории». Беседа.

Художественно-эстетическое развитие:

• Чтение отрывка из сказки (про Железного Дровосека) А. Волкова «Волшебник изумрудного города»

Речевое развитие:

• Беседа «Использование свойств магнита человеком»

Дидактическая игра «Назови лишний»

Физическое развитие:

• Подвижная игра «Плюсики и минусики»

3. Работа с родителями:

Консультации, информационные буклеты, беседы, домашние задания.

3 этап – Заключительный

Обобщение выводов по результатам исследования;

Оформление фотоальбома «Зачем нужен магнит»;

Создание картотеки опытов на тему «Магниты».

• Через что может действовать магнит?

Попробуйте с ребенком притягивать магнитом предметы через немагнитные тела : песок, воду или бумагу, стекло. Вы убедитесь, что его свойства не теряются даже через другую плоскость. Ищем предметы!

• А может ли магнит передавать другим предметам свои свойства?

Передача свойств Намагничивание

• Сила воздействия

Детям также будет интересно изучить силу действия магнита, чтобы определить его поле на разном расстоянии

Картотека дидактических игр

Игра «Притягивается, не притягивается»

Воспитатель – «магнит». Дети – «предметы из разных материалов». Воспитатель называет материал, из которого сделаны дети. В зависимости от этого дети или «притягиваются», или «отталкиваются».

Игра «Определи, притягивается ли предмет?»

Воспитатель по очереди бросает мяч каждому ребенку и называет различные предметы. Ребенок должен сказать, притягивается предмет магнитом или нет.

Игра «Лабиринт». Лабиринт на карточках. Магнит под карточкой заставляет двигаться металлический шарик.

Игра «Магнитные истории» Ребенок выкладывает сюжет из магнитных картинок на игровом поле, составляет рассказ по картинкам.

Игра «Магнитная мозаика» С помощью деталей-магнитов составляются различные фигурки, предметы, картинки.

Игра «Назови лишний». С помощью предметных картинок, ребенок должен определить, какой предмет из 4-х притягивается или не притягивается к магниту.

Беседы о магнитах.

История магнитов.

Весь мир, от гигантских туманностей до элементарных частиц, магнитен. Великое множество магнитных полей пересекаются во вселенной и на Земле в том числе. Магниты вокруг нас : электробритва и микрофон, магнитофон и компьютер, холодильник и банка с гвоздями… Сами мы – тоже магниты. Земля – гигантский голубой магнит. Солнце – жёлтый плазменный шар – ещё более грандиозный магнит. Галактики и туманности – непостижимые по размерам магниты. Магниты занимают важное место в развитии технической мысли человечества. Природные магниты – это кусочки магнитного железняка, магнетита. С древних времён было замечено его свойство «любить» железо. Первые упоминания о магнитах встречаются в Центральной Америке, Азии и Китае. О магнитах знали в Древней Греции и Древнем Риме. Слово «магнит» происходит от названия провинции Магнезия в Древней Греции. В этой провинции много магнита добывали из горы, в которую часто попадали молнии. Этим, кстати, славится и гора Магнитная на Урале. И состоит она почти целиком из магнетита. И в Азии, и в Европе магнитный камень использовали для ориентирования в роли компаса. Магнитная сила привлекала не только мореходов, но и строителей, мечтавших создать храм, где статуя могла бы парить в воздухе благодаря огромному магнитному своду. Люди использовали вначале природные постоянные магниты. Затем появились магниты рукотворные. Учёные заметили, что многие железные колонны, стоявшие вертикально, приобретали свойства магнитов. Тоже происходило и с гигантскими стальными корпусами кораблей, которые намагничивались за счёт магнитного поля Земли. Первые искусственные магниты получали путём натирания. При этом вещества, которые легко намагничивались, так же легко и размагничивались и наоборот. Их называли магнитомягкими и магнитожёсткими веществами (железо и сталь). Затем люди заметили, что если добавить к железу вольфрам, свойства магнита улучшаются. Добавка кобальта ещё улучшила свойства искусственных магнитов. Затем появился сплав альнико (алюминий, никель, кобальт). Следующим стал сплав магнико (железо, кобальт, никель). Ещё более сильными стали оксидно-бариевые сплавы. Магнит стал незаменимым в повседневной жизни человека во всех её областях.

Использование магнитов.

Магниты используют для удержания предметов; разделения предметов; контроля над предметами; транспортировки предметов; поднятия предметов; преобразования электрической энергии в механическую энергию; преобразования механической энергии в электрическую энергию. При этом можно обнаружить сотни способов использования магнитов. Примерный список использования магнитов.

Внутри жилища. Наушники; стереоколонки; телефонная трубка; электрический звонок; держатель дверцы холодильника; дисковод и жёсткий диск компьютера; аудиоаппаратура; видеоаппаратура; магнитная полоска на банковской карте; магнитные системы телевизора; вентиляторы; трансформаторы; магнитные замки.

Внутри двигателей. Двигатели для вращения CD и DVD дисков; двигатели для аудиоаппаратуры; двигатели для видеоаппаратуры; насос и таймер в посудомоечной машине; насос и таймер в стиральной машине; компрессор в холодильнике; электрическая зубная щётка; двигатель для вибратора в сотовом телефоне.

В автомобиле. Двигатель стартера и реле стартера; внутренний вентилятор двигателя; блокираторы двери; стеклоподъёмники; регулятор бокового зеркала; насос для очищающей жидкости; датчики скорости; генератор переменного тока.

Магнетизм и магниты.

Магнетизм. Это сила, которая действует на расстоянии и вызывается магнитными полями. Магнетизм тесно связан с электричеством, поэтому чаще можно услышать электромагнетизм.

Магнит. Это тело, сделанное из определённого материала, которое создаёт магнитное поле и умеет притягивать другие тела. Магниты состоят из миллионов молекул, объединённых в группы, которые называют доменами. Если домены могут быть сориентированными в одном направлении, предмет будет намагничиваться. Если домены находятся в беспорядочном состоянии, их магнитные поля разнонаправлены, то эти материалы не будут намагничиваться. Каждый магнит имеет «северный» (N) и «южный» (S) полюс. Учёные условились, что линии магнитного поля выходят из «северного» конца магнита и входят в «южный» конец магнита. Если большой магнит разломить на два кусочка меньшего размера, каждый из кусочков будет иметь «северный» и «южный» полюса. Нет магнитов с одним полюсом.

Основные виды магнитов. Постоянные (природные) магниты; временные магниты; электромагниты.

Природные магниты. Природные магниты, называемые магнитной рудой, образуются, когда руда, содержащая железо или окиси железа, охлаждается и намагничивается за счёт земного магнетизма. Постоянные магниты обладают магнитным полем при отсутствии электрического тока, так как их домены постоянно ориентированы в одном направлении. Это железо.

Временные магниты. Это магниты, которые действуют как постоянные магниты только тогда, когда находятся в сильном магнитном поле, и теряют свой магнетизм, когда магнитное поле исчезает. Это скрепки, гвозди.

Электромагниты. Представляют собой металлический сердечник с индукционной катушкой, по которой проходит электрический ток.

Магнитное поле. Это область вокруг магнита, внутри которой ощущается воздействие магнита на внешние предметы. Органы чувств человека не способны обнаружить магнитное поле. Однако вспомогательные устройства доказывают, что магнитное поле существует (опыт с железными опилками на листе бумаги с магнитом под листом).

Консультация для родителей «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию».

Что нужно делать?

1. Поощрять детскую любознательность и всегда находить время для ответов на детское «почему?»

2. Предоставлять ребенку условия для действия с разными вещами, предметами, материалами.

3. Побуждать ребенка к самостоятельному эксперименту при помощи мотива.

4. В целях безопасности существуют некоторые запреты на действия детей, объясняйте, почему этого нельзя делать.

5. Поощряйте ребенка за проявленную самостоятельность и способность к исследованию.

6. Оказывайте необходимую помощь, чтобы у ребенка не пропало желание к экспериментированию.

7. Учите ребенка наблюдать и делать предположения, выводы. 8. Создавайте ситуацию успешности.

Чего нельзя делать?

1. Нельзя отмахиваться от вопросов детей, ибо любознательность — основа экспериментирования.

2. Нельзя отказываться от совместной деятельности с ребенком, так как ребенок не может развиваться без участия взрослого.

3. Нельзя ограничивать деятельность ребенка: если что-то опасно для него, сделайте вместе с ним.

4. Нельзя запрещать без объяснения.

5. Не критикуйте и не ругайте ребенка, если у него что-то не получилось, лучше помогите ему.

6. Нарушение правил и детская шалость — разные вещи. Будьте справедливы к своему ребенку.

7. Не спешите делать за ребенка то, что он может выполнить сам. Проявляйте спокойствие и терпение.

8. Дети бывают, импульсивны, будьте терпеливы и спокойны по отношению к ним.

Публикации по теме:

Фотоотчёт «Этот удивительный космос»Фотоотчёт «Этот удивительный космос» 12 апреля в нашей стране отмечается День космонавтики. В этот день в 1961 году нашу планету потрясла неожиданная весть:»Человек в космосе!».

Фотоотчёт о выставке совместных работ детей и родителей «Этот удивительный космос»Фотоотчёт о выставке совместных работ детей и родителей «Этот удивительный космос» Фотоотчёт о выставке совместных работ детей и родителей «Этот удивительный космос».В 2021 году 12 апреля Россия празднует 60 лет со дня.

Игровой макет «Этот удивительный мир»Игровой макет «Этот удивительный мир» В материале представлен игровой макет для развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста. Этот макет универсален,.

Исследовательский проект на тему «Этот удивительный воздух»Исследовательский проект на тему «Этот удивительный воздух» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №14 «РАДУГА» 141730, Московская область.

Конспект НОД в старшей коррекционно-развивающей группе для детей с ЗПР «Этот удивительный космос»Конспект НОД в старшей коррекционно-развивающей группе для детей с ЗПР «Этот удивительный космос» Конспект НОД в старшей коррекционно- развивающей группе для детей с ЗПР «Этот удивительный космос» Программное содержание: Развивать творческую.

Краткосрочный проект в старше-подготовительной группе «Этот удивительный космос»Краткосрочный проект в старше-подготовительной группе «Этот удивительный космос» .

Мастер-класс по изготовлению макета «Этот удивительный, подводный мир»Мастер-класс по изготовлению макета «Этот удивительный, подводный мир» Мастер – класс «Макет своими руками «Этот удивительный, подводный мир». Актуальность. Подводный мир – очень разнообразен, красивый, огромный,.

Конспект ООД «Этот удивительный магнит» (старший дошкольных возраст)Конспект ООД «Этот удивительный магнит» (старший дошкольных возраст) Цель: Развивать познавательно-исследовательскую активность детей в процессе знакомства со свойствами магнитов. Задачи: 1. Формировать.

Проект «Этот удивительный мир книги» (подготовительная к школе группа)Проект «Этот удивительный мир книги» (подготовительная к школе группа) Проект «Этот удивительный мир книги» (подготовительная к школе группа) Тип проекта: групповой, познавательно-творческий, художественно-речевой,.

Творческо-познавательный проект «Этот удивительный подводный мир»Творческо-познавательный проект «Этот удивительный подводный мир» Наша планета хранит массу секретов и один из самых удивительных и загадочных –подводный мир. Вода хранит свои тайны, занавесы которых.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Этот удивительный мир магнита» для детей 6–7 лет
Опубликовано: 20 июня 2021 в 19:20
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД