Папки-передвижки

Детский проект «Зачем человеку мыло»

Екатерина Киселева
Детский проект «Зачем человеку мыло»

Городской конкурс детских исследовательских проектов

«Я познаю мир»

среди воспитанников муниципальных дошкольных образовательных учреждений города Кемерово

Секция: Естественные науки (биология, естествознание, химия, охрана окружающей среды)

Тема проекта : «Зачем человеку мыло

Авторы работы:

Г. Олеся Вячеславовна, 6 лет, МБДОУ № 66

В. Агата Павловна, 7 лет, МБДОУ № 66

Научные руководители:

Публикация «Детский проект „Зачем человеку мыло“» размещена в разделах

Киселёва Екатерина Александровна,

воспитатель МБДОУ № 66

Ревякина Анастасия Александровна, воспитатель МБДОУ № 66

Кемерово 2024 год

Введение

Однажды в выходной день Олеся с мамой ходили в кафе. Олеся случайно испачкала платье мороженым. Она попыталась удалить шоколадное пятно влажной салфеткой, но стало еще хуже. Олеся расстроилась. Чтобы смыть пятно с платья, Олеся и ее мама зашли в туалет. Там они увидели антисептик и жидкое мыло. С помощью жидкого мыла и заботливых рук мамы пятно почти исчезло.

– А смог бы антисептик так оттереть пятно? – спросила Олеся у своей мамы.

– Наверное, нет – ответила мама.

И тут Олеся засыпала маму вопросами: почему мыло для рук, а пятно смывали с платья, почему люди часто используют мыло не только для мытья рук, кто его придумал? Мама предложила задать эти вопросы завтра детям и воспитателям в детском саду и всем вместе разобраться. Олеся согласилась. В детский сад она пришла с готовыми вопросами.

Утром на утреннем круге Олеся рассказала свою историю о платье детям и задала ребятам свои вопросы о мыле и других средствах гигиены. И дети, и воспитатели поддержали эту интересную тему. Дети высказывали свои мысли, пытались ответить на вопросы Олеси. Агата, подружка Олеси предположила, что мыло вредно для рук, так как сушит кожу. Девочки заспорили.

Чтобы разобраться в данной проблеме, Олеся и Агата попросили воспитателей рассказать им о разных видах мыла, что знают, чем полезно, как его делают. Так же было принято решение узнать об этом дома (спросить у взрослых, найти информацию в интернете).

Так возник проект «Зачем человеку мыло, в ходе которого дети решили узнать, почему для людей предпочтительнее мыло, а не влажные салфетки или антисептики, автором которого стали Олеся Горлач и Виноградова Агата.

Основная часть

Проект «Зачем человеку мыло

Тип проекта : поисково-познавательный, практико-ориентированный, коллективный, краткосрочный – 2 недели.

Авторы проекта : Г. Олеся (6 лет, В. Агата7 лет) обучающиеся подготовительной группы «Радужка» МБДОУ № 66 «Детский сад комбинированного вида».

Научные руководители: воспитатели Киселёва Екатерина Александровна, Ревякина Анастасия Александровна.

Актуальность:

На полках магазина можно встретить разные средства гигиены: антисептики, влажные салфетки, но на сегодняшний день мыло остается важнейшим средством гигиены. Уникальное моющее действие мыла позволяет ему занять одно из важнейших мест в жизни человека. А также мыло можно дарить в качестве сувенира, делать картины и многое другое.

Цель проекта : изучение пользы мыла для здоровья человека, его свойств.

В процессе исследования мы решали следующие задачи:

1. Собрать информацию о мыле;

2. Доказать, что в быту мыло самое эффективное средство гигиены.

3. В ходе опытов и экспериментальной деятельности изучить свойства. Узнать, как цвет, запах, состав мыла влияют на выбор человека.

3. Создать мини-музей мыла;

4. Изучить процесс, условия изготовления мыла.

6. Распространить свой опыт и провести конференцию о мыле в других группах.

Объект исследования: мыло.

Предмет исследования: свойства мыла.

Гипотеза: мыло эффективнее, чем другие средства гигиены.

Планируемые результаты:

Доказана гипотеза: мыло эффективнее, чем другие средства гигиены.

Дети познакомились с историей возникновения мыла, с его свойствами.

Узнали много интересных фактов о мыле, о других возможностях его использования.

Изучили процесс изготовления мыла.

Организовали в группе мини-музей мыла.

Методы исследования: беседа, наблюдение, эксперимент, ознакомление с научной литературой по данной теме, просмотр презентаций, обобщение результатов.

Материалы и оборудование:

Дидактические игры, мультипликационные фильмы, энциклопедии, телевизор, интернет, разные виды мыла.

Этапы проекта :

1. Организационный

На утреннем круге Олеся и Агата задали детям свои вопросы. Дети поддержали девочек с выбором темы проекта. На детском совете по методике «Модель трех вопросов» : «Что знаем?», «Что хотим узнать?», «Что сделаем, чтобы узнать?» дети вместе с воспитателем составили план проекта, определили, из каких источников будут черпать информацию. Это энциклопедическая литература, сеть «Интернет», научные телепередачи, познавательные мультфильмы. Вечером этого же дня родителям предложили участвовать в создании мини-музея «Да здравствует мыло душистое

2. Реализация проекта

Информацию об истории возникновения мыла искали дети всей группы с привлечением взрослых: воспитатели, родители. Затем в группе каждый поделился своими знаниями, воспитатели представили презентацию «Виды мыла».

Инициативу в проведении опытов взяли на себя девочки Олеся и Агата. Часть опытов и экспериментов Олеся и Агата провели в домашних условиях вместе с родителями. Другие опыты проводили вместе с детьми и педагогами в группе.

Опыт 1. «Эффективность мыла при стирке»

Олеся и девочки самостоятельно провели эксперимент в группе с носовыми платочками загрязненными тушью для ресниц. Смывая загрязнения простой водой, оттирая салфетками и постирав жидким и хозяйственным мылом, Олеся убедилась, что хозяйственное мыло хорошо растворяется в воде, лучше всего «справилось» с грязным пятном: от него не осталось и следа.

Опыт 2. Аналогичный опыт Олеся и Агата самостоятельно провели в группе, но уже с мытьем рук. Они предложили детям помыть руки, испачканные гуашью в простой воде, оттереть влажными салфетками и вымыть руки мылом. В этом случае мыло также справилось с загрязнениями лучше других средств. Мыло легко намыливается на руки, это подтверждает его растворимость в воде.

Опыт 3. «Мыло – гроза микробов»

Авторы эксперимента, Олеся и Агата провели самостоятельно опыт в группе. В две тарелки налили чистой воды, в качестве «микробов» по совету воспитателей девочки взяли корицу (можно молотый перец, куркуму) и насыпали в тарелки. На пальце при погружении в тарелку остаются частицы приправы. Если же смочить палец жидким мылом или мыльным раствором и опустить в тарелку с корицей, то «микробы» (корица) разбегаются.

Результаты экспериментов: записи, рисунки, фото девочки фиксировали с помощью взрослых в альбоме.

Опыт 4. «Получение щелока из древесной золы» позволило определить одну из составляющих мыла. Опыт был проведен детьми вместе с педагогами в группе. Олеся рассказала, что другая составляющая мыла – это растительные или животные жиры и поделилась информацией как можно получить мыло из щёлока и жиров (информация взята из Википедии).

Кроме опытов доказывающих гипотезу проекта, дети по руководством авторов проекта и педагогов группы сделали и другие «открытия» :

Для того, чтобы мыло не сушило кожу, в производстве при его приготовлении добавляют смягчающие кожу вещества.

Мыльные пузыри это пленка из мыльной воды и воздуха. Пузыри могут быть маленькими и большими – размер зависит от диметра приспособления для выдувания пузырей: трубки, пластиковые бутылки, проволока и т. д. Чем меньше мыльные пузыри, тем быстрее они лопаются. А в гигантском мыльном пузыре может даже поместиться человек.

С помощью мыла можно рисовать на ткани (используют портные при раскройке тканей) или на бархатной бумаге; с помощью мыльных пузырей на бумаге можно изобразить красивый узор.

Мыльные пузыри, полученные во время прогулки в морозный день, красиво застывают, покрываясь причудливыми узорами. Такие пузыри не лопаются. Если к ним притронуться они деформируются, превращаются в трубочки.

В конце проекта девочки, Олеся и Агата для детей группы провели мастер-класс «Изготовление мыла своими руками». Для мастер-класса был использован набор для творчества.

3. Заключительный этап проекта

Научно-практическая конференция в подготовительных группах по итогам проекта;

Презентация продуктов проекта :

Журнал экспериментов;

Презентация «История создания мыла»;

Коллаж «Всё о мыле»;

Выставка рисунков выполненных с помощью мыла;

Мини-музей «Да здравствует мыло душистое;

Мыло ручной работы;

Видеоотчет в социальных сетях о ходе проекта, конференции.

Заключение

Гипотеза о том, что мыло лучше других средств гигиены справляется с загрязнениями, подтверждена Олесей и Агатой с помощью опытов и экспериментов.

В сети «Интернет», из энциклопедических книг, в беседах с взрослыми дети группы узнали об истории возникновения мыла, о его свойствах: растворимость в воде; способность очищать руки, тело, твердые поверхности, ткань; «тягучесть» мыла, способность образовывать тонкую пленку.

Дети узнали интересный факт о существовании растения, растущее на горе «Сапо». Если растворить это растение в воде, то оно даст стойкую пену, которой можно пользоваться для мытья и стирки. Название «сапонины» происходит от латинского sapo – мыло.

Дети узнали о составе мыла – в качестве сырья для получения основного компонента мыла могут использоваться животные и растительные жиры и щелочь (Википедия).

Оказалось, что мылом можно не только мыть руки и тело, но и создавать рисунки, проводить много интересных опытов.

От домашних более старшего поколения ребята узнали, что раньше мыло использовали вместо стирального порошка, его натирали на терке и разводили в воде, что вместо мыла использовали песок, воск, древесную золу или соду.

Создавая мини-музей мыла в группе, дети сравнили мыло и пришли к выводу, что форма, запах и цвет влияет на наш выбор. Для участия в конференции, чтобы рассказать об определенном мыле, дети выбирали более привлекательное для них мыло по цвету и запаху, оставив без внимания хозяйственное и дегтярное.

Список литературы

1. Кейбл К. «Натуральное мыло ручной работы. Большая иллюстрированная энциклопедия» Эксмо, 2019. - 224 с.

2. Кривова Т. А. «Усовершенствование технологии и разработка рецептурных составов новых видов крем-мыла» Москва, 2004. - 143 с.

3. Чат по мыловарению https://t.me/BillerSoap

Приложение

Опыт «Эффективность мыла при стирке»

Опыт «Мыло – гроза микробов»

«Сравнение средств гигиены»

Применение мыла в различных областях жизни

Мини-музей «Да здравствует мыло душистое

Изготавление мыла в домашних условиях

Заключительная конференция по итогам работы

Публикации по теме:

Проект «Да здравствует мыло душистое!» по формированию КГН во второй младшей группе детского сада Актуальность проекта: Важной задачей в работе с детьми младшей группы детского сада является воспитание культурно - гигиенических навыков.

Детский экспериментальный проект «Зачем мыть руки?»Детский экспериментальный проект «Зачем мыть руки?» История проекта глазами Б. Ксении, воспитанницы средней группы Здравствуйте! Меня зовут Ксюша Б., мы с мамой Машей хотим представить свой.

Фотоотчёт занятия по познавательному развитию в разновозрастной группе «Зачем человеку руки?»Фотоотчёт занятия по познавательному развитию в разновозрастной группе «Зачем человеку руки?» С целью ознакомления детей со значением рук для человека при помощи игры и экспериментирования,в нашей группе прошло очередное познавательное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Детский проект «Зачем человеку мыло»
Опубликовано: 16 апреля 2024 в 17:09
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД