Наталия Тимофеева
Проект «Занимательная математика»
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание
1. Актуальность проблемы… 3
2. Основная часть
Анализ ситуации: 1) внешней среды …. 5
2)внутренней среды…. 7
3. Целепологание….9
Цель проекта
Задачи проекта
4. Ожидаемые результаты…10
5. Этапы реализации проекта
I этап – подготовительный…. 11
II этап - практический …12
6. Диагностика ….17
7. Итоги…. 22
8. Перспектива на будущее…. 23
9. Литература…24
10. Приложение…25
Актуальность
Публикация «Проект „Занимательная математика“» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Математика. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2014
Проблема обучения математике в современной жизни приобретает все большее значение. Это объясняется, прежде всего, бурным развитием математической науки и проникновением ее в различные области знаний.
Повышение уровня творческой активности проблемы автоматизации производства, моделирования на электронно-вычислительных машинах и многое другое предполагает наличие у специалистов большинства современных профессий достаточно развитого умения четко и последовательно анализировать изучаемые процессы. Поэтому, обучение в детском саду направлено, прежде всего, на воспитание у детей привычки полноценной логической аргументации окружающего. Развитию логического мышления дошкольников в наибольшей мере способствует изучение начальной математики. Для математического стиля мышления характерны четкость, краткость, расчлененность, точность и логичность мысли, умение пользоваться символикой.
Обучение дошкольников началам математики должно отводиться важное место. Это вызвано целым рядом причин: началом школьного обучения с шести лет, обилием информации, получаемой ребенком, повышением внимания к компьютеризации, желанием сделать процесс обучения более интенсивным, стремлением родителей в связи с этим как можно раньше научить ребенка узнавать цифры, считать, решать задачи.
Преследуется главная цель: вырастить детей людьми, умеющими думать, хорошо ориентироваться во всем, что их окружает, правильно оценивать различные ситуации, с которыми они сталкиваются в жизни, принимать самостоятельные решения.
Математика – это явление общечеловеческой культуры. Приобщение к ней – это прежде всего приобщение к нетленным культурным ценностям, и таким образом, ее роль в развитии личности растущего человека чрезвычайно важна. Кроме того, благополучие этой личности во многом зависит от адекватности ее поведения в современном обществе, от ее подготовленности к существованию в социуме.
Математика сегодня – это одна из наиболее важных областей знания современного человека.
Повсеместное широкое использование техники, в том числе и компьютерной, требует от каждого определенного минимума математических знаний и представлений.
Дошкольное математическое образование напрямую связано с процессом обучения математике в начальной школе.
Математика как наука не изучает конкретные предметы или явления в их непосредственном проявлении. Предметом ее изучения являются количественные и пространственные характеристики изучаемых объектов, явлений, процессов с помощью специфических математических моделей, имеющих высокую степень абстрактности и общности. Если человек в состоянии построить какую-либо модель изучаемого предмета, процесса, ситуации, отношений и описать её на математическом языке, значит, он обладает тем, что можно назвать математическим мышлением.
Анализ внешней среды
Проблема формирования и развития математических способностей одна из наиболее важнейших проблем в дошкольной педагогике. В настоящее время разработаны достаточно много методик и программ по этой проблеме.
В процессе анализа программ особое внимание уделяется методической литературе, рекомендуемой авторами для реализации программного содержания. При этом отмечается, в полной ли мере в них отражены современные научные отечественные и зарубежные исследования в области теории и методики развития математических представлений и понятий у детей дошкольного возраста. Трудно себе представить, что кто-либо из ученых способен провести качественные исследования по каждому из разделов методики. Как правило, мы видим, что каждый из дидактов посвятил свое научное исследование одной или двум темам. Так, например, А. М. Леушина работала в основном над проблемой формирования у детей количественных представлений, Т. Д. Рихтерман создала систему развития временных представлений у детей, Н. И. Непомнящая предложила систему обучения решению арифметических задач на основе моделирования, В. В. Данилова описала методику работы с детьми раннего возраста по формированию математических представлений.
Значимость формирования математических знаний у детей дошкольного возраста отмечали ученые на разных этапах развития дошкольной педагогики (Я. А. Каменский, И. Г. Песталоцци, К. Д. Ушинский, Ф. Фребель, М. Монтесори, Е. И. Тихеева, Ф. Н. Блехер м многие другие).
Большой вклад в теорию развития математических способностей внесли А. Н. Колмогоров, В. А. Крутецкий, Л. В. Виноградова, А. М. Леушина, А. А. Столяр, А. В. Белошистая и др.
Предпосылками для теоретической разработки исследования явились работы отечественных (Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, С. Л. Рубинштейн) и зарубежных (Ф. Гальтон, Ж. Пиаже) ученых, раскрывших различные аспекты математических способностей.
Проблема развития интеллектуально-математических способностей на начальном этапе становления личности достаточно широко представлены в психологических и педагогических исследованиях Л. А. Венгера, Л. С. Выготского, В. В. Давыдова, А. В. Запорожца, Т. В. Кудрявцевой, Н. И. Непомнящей, Н. Н. Поддьякова, Д. Б. Эльконина, Е. Е. Сапоговой, Б. М. Теплова и др.
Но, несмотря на усиление внимания к изучению развития математических способностей у дошкольников, ряд ее аспектов остается недостаточно изученным.
В этой связи возникает:
- противоречие между потребностью в поступательном развитии математических способностей и недостаточной разработанностью педагогических условий его обеспечения в сложившейся практике дошкольных образовательных учреждений;
- проблема – каковы педагогические условия, обеспечивающие развитие математических способностей у детей дошкольного возраста.
Нужно отметить здесь также недостаточное финансирование для обогащения материально-технической базы для создания педагогических условий, просвещения родителей по вопросам развития математических представлений; мало уделяют времени для формирования математических способностей в условиях семьи.
Анализ внутренней среды
МДОУ №111 работает по проблеме «Развитие интеллектуальных способностей путем внедрения здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательный процесс ДОУ».
Программа, определяющая содержание воспитательно-образовательного процесса «Программа воспитания и обучения в детском саду» (под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой)
По развитию формирования математических представлений проводятся ряд мероприятий. Организовываются тематические дни: «День науки», «День Наума – Грамотника», проводятся турниры по шашкам, детские конкурсы «Умники и умницы» и др.
Проводятся методические мероприятия: консультация «Современные развивающие игры», смотр-конкурсы «Центр науки».
А в средней группе для формирования математической деятельности созданы необходимые условия для проявления и стимуляции интереса к обследованию предметов: определение формы, количества, расположения, простых зависимостей между объектами. Это достигается наличием занимательных игр и пособий, удобно расставленной мебелью. Необходимый ассортимент игр, учебно-игровых материалов, постоянно обновляемых, обогащает развивающую среду. Они располагаются в шкафах, на полу, доступны для восприятия и использования. Игры в повседневной детской деятельности, организации, в основном, как совместные, разнообразны. Эти игры, способствующие сенсорному и общему умственному развитию («Сложи узор», «Составь картинку», «Дорисуй» и др., освоению форм, овладению счетом, различению и использованию цифр, условных знаков («Лото», «Сколько», «Весёлый счет» и др.).
Математический модуль пополнили настольно-печатными играми («Найди пару», «Целое – часть», «План – схема») и тд. ; отдельными дидактическими средствами: блоки Э. Дьенеша (логические блоки, палочки Х. Кюзенера, карточками и таблицами, приборами (песочные часы, чашечные весы) и т. д.
Для повышения уровня квалификации педагогов были проведены консультации на разные темы, беседы, организация выставки игр. Работу с родителями и детьми вели одновременно и параллельно. Этим было обеспечено разносторонне последовательное воздействие на ребят, направленное на воспитание у них интереса к математическим играм, занимательным задачам и т. д.
Формы и методы работы с родителями по данной проблеме были разнообразны: тематические родительские собрания, беседы и консультации, просмотр занятий и игр детей, оформление уголков для родителей по соответствующей тематике.
В группе регулярно проходят развлечения по формированию элементарных математических представлений : «Путешествие в страну Геометрия», «Мы любим математику», еженедельно проходят «Уроки тетушки Совы». Организовываем просмотры мультфильмов, связанных с развитием элементарных математических представлений.
Но пока нужно отметить, что уровень развития математических способностей стоит на среднем уровне.
Таким образом, педагогические условия, созданные в детском саду, не всегда позволяют обеспечить социально-эмоциональное становление личности ребенка, его интеллектуальное развитие, а также недостаточно способствуют активному взаимодействию детско-взрослого сообщества: педагоги – дети – родители.
Проблема проекта : Умственное развитие детей среднего дошкольного возраста в процессе решения математических занимательных задач.
Цель проекта :
Формирование интереса к математически занимательным задачам.
Задачи проекта :
• Формирование у детей желание заниматься математикой;
• Активизирование мыслительной и познавательной деятельности детей;
• Формирование умения понимать задачи и выполнять ее самостоятельно;
• Педагогическое просвещение родителей по развитию математических способностей у детей среднего дошкольного возраста;
• Активное включение педагога в совместную познавательную деятельность, создание необходимой основы для успешного освоения математики.
Ожидаемые результаты
От детей:Повышение интереса и желание у детей дошкольного возраста к занятиям математикой; Большой интерес решения математически занимательных задач; Формирование у детей познавательный интерес, желание и привычку думать, стремление узнать что-то новое; Повышение уровня психических процессов;Высокий показатель математических способностей
От родителей:Повышение педагогической грамотности родителей;Повышение интереса в создании предметно-развивающей среды и оказании помощи в педагогическом процессе.
От педагогов:Повышение теоретического уровня и профессионализма педагога в вопросах по развитию математических способностей.