Олейник Елена Николаевна
Проект «Здоровячок-речевичок». Использование здоровьесберегающих технологий в процессе коррекционной работы с детьми с ТНР
▼ Скачать + Заказать документы
МБОУ «СОШ» пгт. Войвож
Проект «Здоровячок-речевичок». Использование здоровьесберегающих технологий в процессе коррекционной работы с детьми с ТНР.
Автор состовитель:
Учитель-логопед
Олейник Е. Н.
Войвож, 2018 г.
Содержание
Введение…. 3
Понятие о здоровье и здоровьесберегающих технологиях….4
Здоровьесберегающие технологии, применяемые в коррекционной работе с детьми с ТНР…6
Публикация «Проект „Здоровячок-речевичок“, Использование здоровьесберегающих технологий в процессе коррекционной работы с детьми с ТНР» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Проекты
- Коррекционная работа. Для педагогов коррекционных групп
- Проекты. Проектная деятельность
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» июнь 2021
Нетрадиционные приёмы здоровьесбережения в коррекционной работе с детьми с ТНР…7
Этапы работы над проектом…. 9
Список использованных источников…. 10
Введение
Мы способны словом влиять на других, убеждать, спорить, производить впечатление, достигать успеха с помощью таланта оратора, управлять, получать удовольствие от спектакля, понимать юмор и шутить, создавать стихотворения, поэмы, песни и даже спасти отчаявшегося в жизни путем убеждения.
Но все более ухудшающаяся экология, стрессы, неблагоприятные социальные условия жизни повышают процент детей, рождающихся с проблемами в развитии центральной нервной системы и, как следствие, с речевой патологией. И не получив своевременной помощи, дети приобретают массу сопутствующих проблем.
Логопедическая работа предполагает коррекцию не только речевых расстройств, но и личности детей в целом. Среди детей с проблемами в речевом развитии высок процент тех, у кого имеются проблемы с развитием общей и мелкой моторики, памяти, внимания, а зачастую и мышления.
Соответственно возникает необходимость проведения комплексной оздоровительно-коррекционной работы с данными детьми, которая включает в себя мышечную релаксацию, дыхательную гимнастику, артикуляционную гимнастику, пальчиковую гимнастику, упражнения на развитие высших психических функций (внимания, памяти, мышления, физкультминутки, упражнения для профилактики зрения, логоритмику и др.
Цель проекта : создание условий, обеспечивающих овладение ребёнком нормами устной речи, способствующих развитию коммуникативных способностей ребёнка в соответствии с возрастными возможностями.
Задачи проектной деятельности :
1. Повысить результативность воспитательно-образовательного и коррекционного процессов;
2. Сохранить и укрепить здоровье детей с ТНР;
3. Стимулировать работоспособность, способствовать восстановлению сил, снятия напряжения;
4. Создать благоприятную психоэмоциональную атмосферу, поддержать психологическое здоровье;
5. Пропагандировать здоровый образ жизни.
Проект «Здоровячок-речевичок» по использованию здоровьесберегающих технологий в процессе коррекционной работы с детьми с ТНР реализовывался в три этапа:
I Этап. Подготовительный.
II Этап. Основной (практический)
III Этап. Заключительный.
Ожидаемый результат реализации проекта :
-в ходе проекта у детей повысится результативность в процессе воспитательно-образовательного и коррекционного процессов;
-правильное речевое дыхание у детей;
-сформированные движения пальцев рук, общая моторика;
-положительная динамика в развитии всех сторон речи воспитанника;
-отсутствие напряжения и скованности у детей;
-улучшение соматического здоровья детей, посещающих логопедический пункт;
-повышение интереса у родителей к данному вопросу;
-использование родителями здоровьесберегающих технологий в общении с детьми.
Вид проекта : долгосрочный, групповой.
Участники: дети 5-7 лет, родители воспитанников, учитель-логопед, воспитатели.
Понятие о здоровье и здоровьесберегающих технологиях
В Уставе Всемирной Организации Здравоохранения здоровье определяется как «состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов». Технология – пошаговая, заранее продуманная последовательность действий, направленных на достижение конкретного результата. Под здоровьесберегающими технологиями в широком смысле слова следует понимать все те технологии, использование которых идёт на пользу здоровья.
Здоровьесберегающая технология – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения и развития. Что особенно актуально при работе с детьми с ТНР.
Цель здоровьесберегающих технологий – обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Основные задачи здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании по ФГОС:
- сохранение уровня здоровья и подбор пошагового увеличения уровня здоровья воспитанников;
- создание обстановки для комплексного психофизиологического развития ребёнка;
- обеспечение комфортных условий жизни на протяжении всего времени нахождения ребёнка в детском саду.
Технологии здоровьесбережения :
1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья.
2. Технологии обучения здоровому образу жизни.
3. Коррекционные технологии.
Принципы здоровьесберегающих технологий :
- принцип «Не навреди!»;
- принцип сознательности и активности;
- принцип непрерывности здоровьесберегающего процесса;
- принцип систематичности и последовательности;
- принцип доступности и индивидуальности;
- принцип всестороннего и гармонического развития личности;
- принцип системного чередования нагрузок и отдыха;
- принцип постепенного наращивания оздоровительных воздействий;
- принцип возрастной адекватности здоровьесберегающего процесса.
Здоровьесберегающие технологии, применяемые в коррекционной работе с детьми с ТНР
Упражнения на развитие высших психических функций (внимания, памяти, мышления)
В подготовке к школе существенная роль принадлежит развитию высших психических функций, тесно связанных с речевой деятельностью, поэтому учитель-логопед включает в коррекционную работу упражнения на развитие внимания, памяти, мышления.
Дыхательная гимнастика
Правильное дыхание очень важно для развития речи, так как дыхательная система – это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса.
Артикуляционная гимнастика
Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц речевого аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированных движений органов, принимающих участие в речи.
Логопедический и точечный массаж
Детям со значительными речевыми расстройствами для коррекции звукопроизношения недостаточно только артикуляционной и дыхательной гимнастики. Необходим логопедический массаж. Логопедический массаж – активный метод механического воздействия, который изменяет состояние мышц, нервов, кровеносных сосудов и тканей периферического речевого аппарата. В основу точечного массажа положен тот же принцип, что и при иглоукалывании, с той лишь разницей, что на биологически активные точки воздействуют пальцем или кистью.
5. Пальчиковая гимнастика
Систематические упражнения по тренировке движений пальцев, наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи, является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга, влияет на центры развития речи, развивает ручную умелость, помогает снять напряжение.
6. Зрительная гимнастика
Цель зрительной гимнастики – включить в динамическую работу глазные мышцы, бездеятельные при выполнении заданий, и наоборот – расслабить те глазные мышцы, на которые падает основная нагрузка.
Физкультминутки
При проявлении утомления, снижении работоспособности, при потере интереса и внимания в структуру занятия включаются физкультурные минутки. Эта форма двигательной нагрузки является необходимым условием для поддержания высокой работоспособности и сохранения здоровья воспитанников.
Нетрадиционные приёмы здоровьесбережения в коррекционной работе с детьми с ТНР
Психогимнастика – это метод психотерапии, который использует движение в качестве средств коммуникации. Эта методика позволяет выражать свои переживания, изображать эмоции с помощью движения, мимики, пантомимы.
Гидрогимнастика – прокатывание, перекатывание, перекладывание в тёплой воде различных предметов, например, резиновый мяч, массажёров, маленьких фигурок и т. д.
Биоэнергопластика – это соединение движений органов артикуляционного аппарата с движениями кистей и пальцев рук. Основной принцип биоэнергопластики – это сопряжённая работа кистей, пальцев рук и артикуляционного аппарата, где движения рук имитируют движения речевого аппарата.
Мнемотехника – это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и, конечно, развитие речи. Основной принцип заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текст, стихотворение, скороговорку, загадку.
Фонетическая ритмика – это система двигательных упражнений, в которых различные движения (корпуса головы, рук, ног) сочетаются с произнесением определённого речевого материала (фраз, слов, слогов, звуков).
Релаксация – глубокое мышечное расслабление, сопровождающееся снятием психического напряжения. Релаксация может быть как непроизвольной, так и произвольной, достигнутой в результате применения специальных психофизиологических техник.
Кинезиология («Гимнастика мозга») – наука о развитии головного мозга через движение. Кинезиологические упражнения – это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное воздействие. Данные упражнения помогают лучше концентрировать внимание, улучшают чувствительность левой и правой стороны тела. Упражнения для развития межполушарного взаимодействия способствуют улучшению запоминания, повышают устойчивость внимания, улучшают мыслительную деятельность.
В переводе с корейского языка Су означает кисть, Джок – стопа. Таким образом, Су Джок терапия - это метод лечения с использованием кистей и стоп. С помощью шариков («ёжиков») и колец удобно массировать пальцы в целях благотворного влияния на весь организм.
Музыкотерапия – это воздействие музыки на человека с терапевтическими целями. Музыкотерапия – это лекарство, которое слушают. Медиками установлено, что приятные эмоции, вызываемые музыкой, повышают тонус коры головного мозга, улучшают обмен веществ, стимулируют дыхание, кровообращение.
Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для речевого развития личности, расширения сознания и совершенствования взаимодействия через речь с окружающим миром. Основной принцип сказкотерапии – целостное развитие личности, забота о душе.
Песочная терапия - одна из техник, которая позволяет раскрыть индивидуальность каждого ребёнка, разрешить его психологические затруднения, развить способность осознавать свои желания и возможность их реализации.
Куклотерапия – это раздел частной психотерапии (арттерапии, использующий в качестве основного приёма психокоррекционного воздействия куклу как промежуточный объект взаимодействия ребёнка и взрослого.
Этапы работы над проектом
Содержание деятельности Сроки
1 этап подготовительный
1. Постановка целей, определение актуальности и значимости проекта.
2. Подбор методической литературы для реализации проекта.
3. Подбор наглядно-дидактического материала; художественной литературы, песен и музыкальных произведений; дидактических игр, разработка бесед.
4. Изучение уровня компетентности родителей по проблеме – анкетирование по теме: «Здоровый образ жизни». Сентябрь
2 этап основной (практический)
1. Проведение консультаций для воспитателей «Комплекс артикуляционной гимнастики для каждой группы звуков», «Профилактика речевых нарушений», «Пальчиковая гимнастика в театрализованной деятельности как средство профилактики речевых нарушений».
2. Консультация для музыкального руководителя «Использование логоритмики на музыкальных занятиях».
3. Консультация для инструктора физической культуры «Подвижные игры для детей с речевыми нарушениями».
4. Проведение мастер-классов для воспитателей «Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста», «Правополушарное рисование», «Игры в ладушки», «Игры с палочками».
5. Изготовление буклета для педагогов и родителей «Современные здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста»
6. Проведение консультаций для родителей «Дыхательная гимнастика – основа правильной речи», «Артикуляционная гимнастика дома».
7. Изготовление картотек (комплексов упражнений) «Развитие высших психических функций», «Дыхательная гимнастика», «Пальчиковая гимнастика», «Зрительная гимнастика», «Физминутки».
8. Использование традиционных и нетрадиционных приёмов здоровьесбережения на логопедических занятиях. Октябрь-апрель
3 этап заключительный
1. проведение мониторинга и диагностики для составления речевых профилей детей;
2. анализ проделанной работы : определяются трудности, слабые места проекта.
3. Оформление презентации проекта, показ презентации на педсовете и размещение на сайте материалов из опыта работы.
4. Практический материал по реализации проекта (картотеки) Апрель-май
Теоретическая значимость проекта : систематизация и расширение имеющихся представлений у педагогов, специалистов ДОУ, родителей о здоровье и здоровьесберегающих технологиях и их применении в работе с детьми с ТНР.
Практическая значимость проекта : применение здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с ТНР.
Список использованных источников
1. Деева Н. А. Игровые здоровьесберегающие технологии. – Волгоград: Учитель, 2014
2. Ковалько В. И. Здоровьесберегающие технологии. – М. : ВАКО, 2007
3. Коновалова Н. Г. Зрительная гимнастика для занятий с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. – Волгоград: Учитель, 2014
4. Коновалова Н. Г., Корниенко Л. В. Дыхательная гимнастика для детей дошкольного и младшего школьного возраста. – Волгоград: Учитель, 2016
5. Оглоблина И. Ю., Танцюра С. Ю. Логопедический массаж. – М. : ТЦ Сфера, 2015
6. Поваляева М. А. Полный справочник. Настольная книга логопеда. – М. : АСТ, 2010
Интернет-ресурсы:
https://logopeddoma.ru/publ/master_klass/master_klass_zdorovesberegajushhie_tekhnologii_v_rabote_uchitelja_logopeda/8-1-0-190
https://domlogo.ru/str/02_logopedam.php?str=zdorovesberegajushhie-tehnologii.htm
https://infourok.ru/zdorovesberegayuschie-tehnologii-v-rabote-uchitelyalogopeda-dou-kompensiruyuschego-vida-659480.html
https://edu.tatar.ru/upload/images/files/программа%20учителя-логопеда. pdf
https://www.myshared.ru/slide/725720
https://gigabaza.ru/doc/7546.html