Татьяна Егоровна Оленёва
Проект «Зимние забавы»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка.
Проблема.
Программа «Детство» не предусматривает методику обучения детей ходьбе на лыжах. Как правильно научится скользить, бежать на лыжах на грани удовольствия, чутко прислушиваясь к своему дыханию, ударам сердца, самочувствию, скольжению. Данный проект поможет сделать первые шаги на лыжах, получить двигательные навыки и умения ходьбы на лыжах.
Актуальность.
Публикация «Проект „Зимние забавы“» размещена в разделах
- Зима. Проекты и тематические недели на тему «Зима»
- Зимние забавы и игры
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2014
Физическое воспитание ребёнка в детском саду в значительной степени обеспечивается различными видами физических упражнений. Среди них большое место занимают и спортивные упражнения; ходьба на лыжах, катание на санках. При разнообразном обучении дети сравнительно легко овладевают основными техниками этих движений.
Данный проект предполагает начальное ознакомление детей с «азбукой спорта», и рассматривается как средство активного отдыха детей после занятий, проводимых в помещениях.
Педагогический проект «Зимние забавы» носит:
• Комплексный характер их воздействия на организм ребёнка (когда одновременно развиваются и совершенствуются двигательные навыки, двигательные качества и функции организма);
• Большая эмоциональность двигательной деятельности.
Одним из спортивных видов физических упражнений является ходьба на лыжах.
Лыжи на территории нашей страны появились давно, использовались для охоты и в высших целях, а затем как упражнения, развивающие силу и физические качества человека. Уже в начале нашего столетия передовые педагоги П. Ф. Каптерев и В. В. Горишевский уделяют большое внимание провидению игр и развлечений детей на свежем воздухе.
Лыжи прекрасное средство физического развития ребёнка. Ходьба на лыжах упражняет в балансировании тела и быстром беге, требует умения ставить ноги параллельно и сохранять это положение при скольжении, способствует укреплению связок голеностопных суставов и развитию точных и ловких движений, а умеренный холод является прекрасным возбудителем мышц и средством закаливания.
Проект повышает мотивацию ходьбы на лыжах, оказывает большое влияние на физическое развитие и закалку организма ребёнка. Она вовлекает в работу почти все мышечные группы, способствует энергетическому обмену веществ в организме ребёнка, усиливает функциональную деятельность внутренних органов, развивает мышечную чувствительность, способствует развитию пространственных ориентировок и координации движений, так как дети передвигаются на лыжах в условиях постоянного изменения рельефа местности.
Ходьба на лыжах вызывает активное действие крупных мышечных групп. Размашистая широкая амплитуда движений, постоянное ритмичное чередование напряжения и расслабления мышц, способствует развитию мышечной силы, создаёт благоприятные условия для работоспособности сердечнососудистой и нервной систем. Движения на свежем воздухе обеспечивает интенсивную работу сердца и лёгких. Лыжные занятия оказывают благоприятное влияние на формирование осанки и формирование свода стопы, укрепляются почти все мышечные группы. Благодаря регулярным занятиям на лыжах, уменьшаются простудные заболевания. Проект не ограничивается
лыжными занятиями. Лыжные прогулки способствуют воспитанию морально волевых качеств:
• Созданию интереса и любви к систематическим занятиям;
• Развивают смелость, настойчивость, решительность;
• Формируют выдержку и дисциплинированность;
• Приучают преодолевать трудности и препятствия;
• Воспитывают чувство дружбы, коллективизма, взаимопомощи.
Самообслуживание, взаимопомощь, соблюдение строгой дисциплины, воспитание заботы о сохранности лыжного инвентаря, вот те качества, которые дети приобретают в процессе обучения ходьбе на лыжах. В процессе обучения у детей возникает естественное стремление к конкретной и увлекательной деятельности. К достижению определенных конкретных целей, с удовольствием занимаются не только на занятиях, но и на лыжных прогулках в лес.
Лыжные прогулки требуют большую подготовительную работу с детьми:
• Проводятся беседы;
• Обсуждается план прогулки, её маршруты;
• Уточняются правила поведения в лесу, профилактика травматизма во время прогулки;
• Как подготовить лыжи;
• Каким должен быть костюм и т. д.
Проект включает в себя ряд компонентов:
• Формирование двигательных навыков ходьбы на лыжах;
• Оздоровительное и воспитательное воздействие лыжных занятий на организм дошкольника;
• Содержание и методику обучения ходьбе на лыжах детей дошкольного возраста;
• Методы и приёмы формирования двигательных навыков ходьбы на лыжах;
• Профилактика травматизма.
Работа по проекту осуществляется на основе следующих принципов:
1. Систематичности – работа проводится еженедельно на прогулках в течении сезонного времени: ноябрь, декабрь, январь, февраль, март.
2. Интеграции – данный проект выступает как часть план - программы спортивного кружка «Олимпийские резервы» по развитию физических способностей детей через дополнительное образование.
3. Сезонности – учитываются местные условия, время года, особенности учреждения.
4. Координации – в проекте участвуют дети подготовительной группы, воспитатели, родители. Задачи носят обучающий характер.
5. Преемственности – взаимодействие с детьми в условиях ДОУ и семьи. Основной материал проекта должен стать достоянием родителей, которые могут самостоятельно выступать участниками педагогического проекта.
6. Доступности – материал представленный детям должен соответствовать их возрастным особенностям.
Вид проекта : обучающий, сезонно - досуговый.
Участники проекта : дети подготовительной группы.
Сроки реализации проекта : ноябрь - март.
I Этап.
Цель проекта : формирование двигательных навыков по обучению детей ходьбе на лыжах с учётом их физиологических особенностей.
Задачи проекта.
1. Научить детей ходьбе на лыжах.
2. Способствовать формированию умений и навыков передвижения на лыжах, спусков, подъёмов, торможения, поворотов.
3. Содействовать развитию навыка подготовки организма ребёнка к ходьбе на лыжах.
4. Содействовать формированию сознанного отношения к своему здоровью, формирование навыков самообслуживания, взаимопомощи, воспитанию морально-волевых качеств.
5. Создавать условия для интереса и любви к систематическим занятиям, развивать смелость, настойчивость, решительность.
6. Способствовать формированию выдержки и дисциплинированности, приучать преодолевать трудности и препятствия, воспитывать чувство дружбы, коллективизма, взаимопомощи.
7. Создавать условия для организованного и правильного расхода физической энергии.
8. Обеспечить необходимую психологическую подготовку ребёнка к преодолению возникающих трудностей.
Формы и методы реализации проекта.
Основными методами обучения детей ходьбе на лыжах являются:
• Наглядные - показ физических упражнений. Слуховые, зрительные ориентиры (флажки, палки, бубен, непосредственная помощь воспитателя, родителей.
• Словесная – описание движений, объяснение, рассказ, беседа, указание, команда.
• Практические методы – повторение движений, применение элементов соревнования.
Предполагаемые результаты - у детей должны сформироваться следующие умения и навыки:
1. Овладения видами ходьбы на лыжах:
• Ступающий шаг, скользящий шаг;
• Попеременный двухшажный ход;
• Повороты, подъёмы, спуски, торможения.
2. Знать и уметь, как ухаживать за лыжным инвентарём;
3. Уметь оказать первую помощь на лыжне, соблюдать правила профилактики травматизма на спусках и подъёмах.
4. Навык познания родного края через лыжные прогулки.
II Этап.
Организация работы над проектом.
1. Предварительная работа:
• Обучающие занятия через игры и игровые упражнения доступные и понятные; интересные и эмоциональные;
• Беседы, рассказы, просмотр рисунков, фотографий, кинофильмов с элементами навыков ходьбы на лыжах;
• Экскурсии на лыжную базу;
• Целевые прогулки в зимний лес;
• Развлечения с разучиванием игр и игровых действий лыжника, основ общефизической и специальной подготовки.
• Постройка снежного городка.
• Подготовительный период дети тренируют вестибулярный аппарат, через различные упражнения на прогулке (бег с высоким подниманием ног, наклоны туловища, ходьба по качающемуся бревну, гимнастической скамейке, кружение, вращение обруча).
• На физкультурных занятиях особое внимание уделяется упражнениям укрепляющих мышцы стопы. Знакомятся с лыжами, лыжным инвентарём, лыжными креплениями, палками, стойками для хранения лыж.
2. Изучение программно – методических пособий:
• М. П. Голещихина «Лыжи в детском саду».
• В. С. Преображенский «Учись ходить на лыжах».
3. Использование собственной модифицированной программы «Олимпийские резервы».
III Этап.