Ольга Олейник
Проект «Зимушка-Зима» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Краткосрочный проект «Зимушка-Зима»
Вид проекта : познавательный, творческий.
Участники проекта : воспитанники, воспитатели, родители
Возрастная группа : средняя группа
Продолжительность проекта : одна неделя с 29.11.21 по 3.12.2021 г.
Публикация «Проект „Зимушка-Зима“ в средней группе» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Проекты и тематические недели на тему «Зима»
- Проекты. Проектная деятельность
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» июль 2022
Актуальность проекта : У детей недостаточное представление о характерных явлениях зимней погоды; о свойствах снега, почему ведут себя по-разному животные и птицы. Участие детей в проекте поможет максимально обогатить знания и представления детей о зиме, свойствах снега, природных явлениях, развить связную речь, творческие способности, поисковую деятельность.
В 4-5 лет ребенок активнее накапливает опыт и усваивает знания в результате непосредственного общения с природой и разговоров со взрослым.
Цель проекта :
Расширить представление детей о времени года зима, закрепить характерные признаки, развить связную речь, наблюдательность.
Задачи проекта :
Расширять и углублять знания и представления детей о зимнем времени года.
Воспитывать бережное отношение к природе.
Знакомить с явлениям неживой природы (снег, метели, морозы, сильные ветра, свойствами снега (белый, пушистый, хрустящий)
Развивать наблюдательность, познавательную активность, продуктивную деятельность детей, совершенствовать навыки и умения в рисовании, лепке, аппликации.
Способствовать вовлечение семьи в процессе реализации проекта.
Укреплять здоровье детей, приобщать к здоровому образу жизни.
Ожидаемый результат:
По окончанию проекта дети смогут устанавливать зависимость жизни растений и животных от изменений в природе.
Узнают, как и где зимуют животные и птицы.
Бережно относится к природе.
Расширить знания о зимней природе.
Формы реализации проекта :
1. НОД.
2. Чтение художественной литературы.
3. Беседы.
4. Наблюдения.
5. Игровая деятельность.
6. Продуктивная деятельность.
Этапы реализации проекта :
1 этап – подготовительный:
1. Разработка и накопление методических материалов.
2. Создание необходимых условий для реализации проекта.
3. Создание развивающей среды.
4. Подбор необходимой художественной литературы по теме проекта.
2- этап – основной (практический)
Образовательная область «Речевое развитие»
Чтение художественной литературы:
Русские народные сказки «Зимовье зверей», «Заюшкина избушка», «Морозко», «Снегурочка», Ф. Тютчев «Чародейкою Зимою….», И. Суриков «Зима»,Г. Ладонщиков «Прилетели метели», И. Бурсов «Снежинки», Я. Аким «Первый снег», С. Дрожжин «Улицей гуляет…», И. Никитин «Встреча зимы», Константин Бальмонт «Снежинка».
Развитие речи:
Заучивание стихотворений о зиме.
Загадки и пословицы о зиме.
Проговаривание чистоговорок.
Рассматривание и рассказывание по картинам и иллюстрациям: «Зимующие птицы», «Зима», «Кто где зимовать будет», «Зимняя кладовка животных».
Прогулки.
«Наблюдение за ветром», «Наблюдение за погодой», «Наблюдение за зимним небом», «Наблюдение за птицами на участке», «Наблюдение за деревьями».
Наблюдения за погодой, ветром, небом, зимним солнцем, метелью (из окна, за снегопадом, снежинками, снегом (белый, холодный, легкий, летает, хрустящий, кружится, сверкает, тает, липкий, мокрый, сугробами, птицами (воробей, синицы, галки, голуби, за прохожими, как одеты, за деревьями, за трудом дворника. Наблюдение за явлениям природы, характерными, для зимы; иней, снег, гололед, метель, рассматривание следов на снегу.
Труд
«Кормление птиц», «Уборка сухих веток на участке».
Образовательная область «Познавательное развитие»
Беседа: «Как узнать зиму?»
Цель: Обобщать и расширять знания детей о типичных зимних явлениях.
Беседа «Морозные деньки»
Цель: Формировать представление о временах года: зима; связях между временами года и погодой; называть основные приметы зимнего периода.
Беседа «Что нового и интересного вы видели по дороге в детский сад?» Цель: учить детей составлять рассказ по личным наблюдениям.
Беседа «Как зимуют птицы»
Цель: Способствовать развитию связной речи.
Беседа по ЗОЖ. Проблемная ситуация «Чистый ли снег?»
Цель: предложить воспитанникам обсудить действия детей, которые едят снег, дать им оценку. Учить аргументировать своё мнение, корректно вести спор. Предложит взять снег в группу и проверить высказанные предположения.
Беседа по ЗОЖ. Проблемная ситуация «Почему дорожки стали скользкими?»
Образовательная область «Физическое развитие»
Подвижные игры:
«Зайцы и волк», «Ледяные фигуры», «Два мороза», «Остановись возле снежка», «Снежная баба», «Передай снежок», «Ветерок», «Заяц», «Зимушка –зима», «Снежная карусель» ,«Снег, лед, кутерьма», «Снежки», «Не будите медведя».
Зрительная гимнастика:
«Мы пришли в зимний лес», «Кто бродит в лесу зимой»
Цель: снять зрительное напряжение, повысить зрительную работоспособность.
Пальчиковая гимнастика:
«Прогулка», «Снежки», «Мы лепили снежный ком»
Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.
Образовательное развитие «Социально-коммуникативное развитие»
Сюжетно-ролевая игра «К доктору на прием с простудой гриппом».
Цель: закреплять умение обращаться за помощью при заболевании, воспитывать заботливое отношение к своему здоровью.
Дидактические игры
«Какое время года», «Так бывает или нет?», «Что это за птица», «Что умеют делать звери?» «Что изменилось?», «Когда это бывает?», «Сложи снежинку», «В зимней столовой», «Собери снеговика», «Наоборот», «Что прячется за сугробом».
Образовательное развитие «Художественно-эстетическое развитие»
Рисование «Снежинки за окном»
Цель: выполнение композиции «Снежинки за окном» в нетрадиционной технике»
Рисование «Снегирь на ветке», «Елочки».
Лепка «Первые снежинки».
Работа с родителями:
Оформление папок-передвижек для родителей:
1. «Зима пришла», «Давайте поиграем», «Развиваемся, играя», «Читаем дома вместе»
2. Консультация для родителей:
«Одеваем детей по сезону»,
«Зима»,
«К нам идет зима»
3. Изготовление кормушек для птиц.
4. Памятки для родителей:
«Безопасное катание на «ватрушках»
«Правила безопасной прогулки»
«Памятка для родителей и детей - ОСТОРОЖНО, ЛЁД!»
3-этап заключительный
1. Обработка результатов по реализации проекта
2. Выставка рисунков, поделок, аппликаций «Зимушка-зима»
Результаты проекта :
- Дети имеют представление о зиме, ее признаках, приобрели новый познавательный опыт;
- Дети владеют расширенным словарным запасом;
- Знакомы с правилами безопасного поведения на улице в зимнее время года;
- Разработаны рекомендации для родителей;
- Оформлена коллективная работа «Зимушка-зима»;
- Повышение процента родителей, проявляющих интерес к жизни детского сада.
Выводы: В проекте дети участвовали с удовольствием. Очень понравилась детям продуктивная и исследовательская деятельность, а также наблюдение за живой и неживой природой зимой. Понравилось кормить зимующих птиц. Дети очень много узнали о жизни растений и животных зимой. Могут сами устанавливать зависимость жизни растений и животных от изменений в природе. Родители стали активней принимать участие в жизни детей и детского сада. Укрепились детско – родительские отношения.
Список литературы:
1. Ануфриева Л. Общефизическая подготовка детей на прогулке Дошкольное воспитание. 1996. №2. 2. Воспитание детей в средней группе детского сада / Сост. Г. М. Лямина. М, 1982. 3. Дыбина О. Б. Занятия по ознакомлению с окружающим миром в средне группе детского сада. - М. : Мозаика-Синтез, 2010. 4. Иванова А. И. Естественно - научные наблюдения и эксперименты в детском саду. М, 2007 5. Осокина Т. А., Тимофеева Е. А. Игры и развлечения детей на воздухе. М., 1981.
6. Перельман Я. И. Занимательные задачи и опыты. Екатеринбург, 1995.
7. Рыжова Н. А. Экологическое воспитание в детском саду. М., 2001.
8. Соломенникова О. А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений в средней группе детского сада. - М. : Мозаика- Синтез, 2010.
Стихотворения для детей среднего возраста
Константин Бальмонт
«Снежинка»
Светло-пушистая,
Снежинка белая,
Какая чистая,
Какая смелая!
Дорогой бурною
Легко проносится,
Не ввысь лазурную,
На землю просится.
Лазурь чудесную
Она покинула,
Себя в безвестную
Страну низринула.
В лучах блистающих
Скользит, умелая,
Средь хлопьев тающих
Сохранно-белая.
Под ветром веющим
Дрожит, взметается,
На нем, лелеющем,
Светло качается.
Его качелями
Она утешена,
С его метелями
Крутится бешено.
Но вот кончается
Дорога дальная,
Земли касается
Звезда кристальная.
Лежит пушистая,
Снежинка смелая.
Какая чистая,
Какая белая!
Федор Тютчев
«Чародейкою зимою…»
Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит —
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
И стоит он, околдован, —
Не мертвец и не живой —
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Легкой цепью пуховой…
Иван Суриков
«Зима»
Белый снег, пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
И под утро снегом
Поле забелело,
Точно пеленою
Всё его одело.
Тёмный лес что шапкой
Принакрылся чудной
И заснул под нею
Крепко, непробудно…
Я. Акимов
«Первый снег»
Утром кот
Принёс на лапах
Первый снег!
Первый снег!
Он имеет
Вкус и запах,
Первый снег!
Первый снег!
Он кружится,
Лёгкий,
Новый,
У ребят над головой,
Он успел
Платок пуховый
Расстелить
На мостовой,
Он белеет
Вдоль забора,
Прикорнул на фонаре —
Значит, скоро,
Очень скоро
Полетят салазки
С горок,
Значит, можно будет
Снова
Строить крепость
Во дворе!
Иван Никитин
«Встреча зимы»
Поутру вчера дождь
В стёкла окон стучал,
Над землёю туман
Облаками вставал.
Веял холод в лицо
От угрюмых небес,
И, Бог знает о чём,
Плакал сумрачный лес.
В полдень дождь перестал,
И, что белый пушок,
На осеннюю грязь
Начал падать снежок.
Ночь прошла. Рассвело.
Нет нигде облачка.
Воздух лёгок и чист,
И замёрзла река.
На дворах и домах
Снег лежит полотном
И от солнца блестит
Разноцветным огнём.
На безлюдный простор
Побелевших полей
Смотрит весело лес
Из-под чёрных кудрей,
Словно рад он чему, —
И на ветках берёз,
Как алмазы, горят
Капли сдержанных слёз.
С. Дрожжин
«Улицей гуляет…»
Улицей гуляет
Дедушка Мороз,
Иней рассыпает
По ветвям берёз;
Ходит, бородою
Белою трясёт,
Топает ногою,
Только треск идёт.
Иль на окнах дышит
Закоптелых хат
Да узоры пишет,
Глядя на ребят.
Прогулка №1.
Наблюдение за погодой.
Цель: учить самостоятельно выделять и называть явления в природе зимой.
Ход наблюдения: Он к бровям моим прирос,
Он залез мне в валенки.
Говорят, он — Дед Мороз,
А шалит, как маленький.
Воспитатель задает детям вопросы: На улице тепло или холодно?
Почему люди прячут носы в воротники пальто и быстро идут по улице?
Как были одеты люди летом?
Морозы стали крепче, и не всегда можно гулять. На улице очень холодно люди идут быстро по улице, чтобы не замерзнуть.
Трудовая деятельность: Расчистка от снега (мусора) дорожки, ведущей к кормушке. Цель: учить правильно пользоваться метлой, доводить начатое дело до конца.
Подвижные игры: «Зайцы и волк», «Ледяные фигуры»
Цели: учить четко говорить текст в игре; соблюдать правила игры.
Дидактическая игра: «Скажи, сколько раз я хлопну» Цель: Продолжать учить считать до 3-х, используя слуховой анализатор
Индивидуальная работа: П / игра «Попрыгунчики». Цель: учить прыгать с продвижением вперед
Самостоятельные игры с природным материалом
Прогулка №2
Наблюдение за березой и рябиной.
Цели: формировать знания о жизни растений зимой; воспитывать бережное отношение к природе.
Ход наблюдения: Воспитатель организует беседу с детьми, обращая внимание на деревья, растущие на участке: Назовите, какие деревья и кустарники вы видите? Что происходит зимой с деревья? По каким характерным особенностям можно узнать березу, сосну? Для чего нужен снег деревьям? Что может произойти, если на ветках лежит много снега или он очень тяжелый?
Деревья зимою, деревья зимою
Пронизаны ветром и стужей самою,
И стройные сосны и острые ели
Встают, как солдаты, навстречу метели.
Трудовая деятельность: Сбор снега для постройки. Цель: учить работать сообща, добиваясь выполнения задания общими усилиями.
Подвижные игры: «Зайцы и волк» Цель: добиваться выполнения прыжков на двух ногах. «Не будите медведя».
Цель: добиваться улучшений координации движений, умения придать силу броску.
Дидактическая игра: «Отгадай» Цель: продолжать учить отгадывать загадки
Индивидуальная работа: Дид. / игра «Зимующие- перелетные» Цель: Продолжать закреплять знания о птицах
Самостоятельные игры с выносным материалом, игрушками, лопатками, кеглями.
Прогулка№3
Наблюдение за ветром.
Цель: учить определять наличие и направление ветра.
Ход наблюдения:
Ветер-ветерцо,
не дуй мне в лицо,
А дуй мне в спину,
чтоб идти было в силу.
Воспитатель задает детям вопросы: Есть ли ветер? Откуда дует ветер?
Почему против ветра идти тяжело, а по ветру легче?
Трудовая деятельность: Сооружение горки для кукол, прихлопывая снег лопаткой. Цель: учить работать сообща, получать радость от выполненного труда и его результата.
Подвижные игры: «Два мороза», «Остановись возле снежка»
Цели: учить внимательно слушать команду воспитателя; развивать внимание; следить за правильностью выполнения заданий.
Дидактическая игра «Когда это бывает?»
Цель: углублять знания детей о явлениях зимы, учить сравнивать с другими временами года.
Индивидуальная работа: Дид. игра «Зима –хорошо, зима- плохо»
Цель: Развивать речь, мышление, память, учить делать выводы.
Самостоятельные игры с выносным материалом, игрушками, лопатками
Прогулка № 4
Наблюдение за птицами
Цель: формировать желание детей заботиться о зимующих птицах (узнавать птицу, называть части ее тела).
Ход наблюдения: Дети выходят на прогулку и наблюдают, кто первый прилетел к кормушке. Конечно же, это воробей, он прыгает и клюет. Вот посмотрите, еще прилетели воробьи.
Как называется птичка с красной грудкой? Вот и наша старая знакомая летит. Какую песенку она поет? Прислушайтесь. Они между собой переговариваются, наверное очень рады, что появились у них друзья, которые о них позаботятся. Какого цвета перышки на крыльях у сороки?
Птицы очень пугливые. Если заметят что-то неладное, быстро вспорхнут и улетят. Ребята, представьте, что вы воробьи. Покажите своими движениями и голосом, что на участок прилетели воробушки. А теперь представьте, что вы — сороки. Покажите, как они машут крыльями в полете и какую песенку поют.
Трудовая деятельность: Расчистка дорожек. Цель: учить трудиться сообща, дружно, приходить на помощь товарищу.
Подвижные игры: «Снежная баба», «Передай снежок»
Цель: продолжать учить передвигаться по площадке, следуя указаниям, которые даются в игровой форме.
«Собачка и воробьи». Цель: продолжать учить бегать в разные стороны, ориентироваться в пространстве.
Дидактическая игра: Дид. игра «Скажи наоборот». Цель: Закреплять умение находить слова –антонимы, обогащать речь ребенка.
Индивидуальная работа :Дид. игра «В саду или в огороде?» Цель: закреплять знания о фруктах и овощах
Самостоятельные игры с выносными игрушками.
Прогулка №5
Наблюдение за снегом
Цель: продолжать формировать представление детей о свойствах снега (белый, холодный, мокрый).
Ход наблюдения: Чтение стихотворений:
Тихо-тихо снег идет,
Белый снег, мохнатый.
Мы расчистим снег и лед
Во дворе лопатой.
М. Познанская
Белым снегом все покрыло:
И деревья и дома.
Свищет ветер легкокрылый:
«Здравствуй, зимушка-зима!»
Г. Ладонщиков
Воспитатель задает детям вопросы: Какого цвета снег? Какой на ощупь?
Что из него можно сделать? Почему снег тает на ладошке?
Трудовая деятельность: Уборка снега на участке.
Цели: собрать снег в ведро и внести в группу для поливки растений водой;
поручить расчистить дорожки.
Подвижные игры: «Снежинки». Цель: развивать меткость, ловкость, быстроту. ,«Снег, лед, кутерьма». Цель: продолжать учить прыгать в высоту, развивать силу, ловкость.
Дидактическая игра: «Скажи наоборот». Цель: Закреплять умение находить слова –антонимы, обогащать речь ребенка.
Индивидуальная работа: Дид. игра «В саду и в огороде»
Цель: закреплять знания об овощах и фруктах.
Самостоятельные игры с выносным дидактическим материалом, игрушками, лопатками, ведрами.
Дидактические игры (средний возраст)
Интеграция: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.
«В зимней столовой»
Цель: Закрепить знания детей о зимующих птицах и их названия. Развивать умение подражать их повадкам.
Оборудование: Силуэты птиц, ветка на подставке, кормушка.
Описание: Педагог закрепляет силуэт птицы на ветке, обращает внимание детей на то, какая птица прилетела к кормушке. Предлагает назвать ее и показать, как она кричит. Дети называют птиц, подражают их звукам, изображают, как они летают, прыгают.
«Какое время года?»
Дидактическая задача : Учить детей соотносить описание природы в стихах или прозе с определенным временем года; развивать слуховое внимание, быстроту мышления.
Игровое правило: Показывать карточку можно только после того, как дети правильно назвали времена года.
Ход игры: У воспитателя на карточках выписаны короткие тексты о разных временах года. Тексты даются вперемешку. Воспитатель спрашивает: «Кто знает, когда это бывает?»
«Собери снеговика»
Цели:
• Развитие зрительного внимания, пространственных представлений.
• Совершенствование фразовой речи.
У каждого ребенка по 3 круга разного размера (большой, средний и маленький). Дети по образцу или по представлению собирают из них снеговика. Рассказывают, каких деталей не хватает, описывают их.
«Наоборот»
Цели:
• Развитие слухового внимания, логического внимания.
• Активизация словаря - закрепление в речи слов - антонимов.
Педагог произносит логически неправильную фразу, дети опровергают ее. Например, снег черный (нет, белый, снеговик горячий (нет, холодный, деревья с листочками (нет, голые, солнце греет (нет, светит, птички поют (нет, мерзнут, медведь гуляет по лесу (нет, спит в берлоге).
«Снежинки»
Цели:
• Развитие сильного направленного выдоха.
• Закрепление в речи предлога На.
У каждого ребенка бумажная или пластмассовая снежинка. Детям предлагается подуть на снежинку так, чтобы она попала на заданный предмет на сюжетной картинке, подуть и рассказать, куда присела снежинка отдохнуть.
«Что прячется за сугробом»
Цели:
• Развитие зрительного внимания.
• Активизация словаря по теме.
Из картона вырезан сугроб. Воспитатель прячет за ним силуэтное изображение какого-либо предмета (санки, снежинка, солнышко, дерево, шапка, рукавичка, шарф, лыжи, коньки, показывает детям из-за сугроба часть предмета, они догадываются, что это за предмет.