Татьяна Егоровна Оленёва
Проект «Зкологическая тропа — территория здоровья»
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт проекта
Вид проекта : физкультурно – оздоровительный.
Продолжительность проекта : долгосрочный.
Участники проекта : инструктор по физической культуре, дети старшего возраста, воспитатели групп, родители воспитанников.
Интеграция образовательных областей: «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Познание».
Публикация «Проект „Зкологическая тропа — территория здоровья“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2014
Проблема: Анализ состояния здоровья наших воспитанников показал, что при наших природных условиях; холодная зима и осень, дождливое и холодное лето; сокращённое время пребывания детей на свежем воздухе, отсюда нехватка игровой и двигательной деятельности, условий для закаливания. Экологическая тропа должна стать стартовой площадкой для развития физических качеств, закаливания, кислородного дыхания дошкольников. Отсюда возникает проблема, как помочь им реализовать своё право на здоровье и счастливую жизнь, а экологическая тропа в детском саду станет важнейшим местом взаимодействия с природой и получением знаний, как оздоровительных, так и игровых.
Актуальность: Одной из главных задач детского сада - это здоровье воспитанников. Каждый родитель хочет, чтобы его ребёнок был сильным, бодрым, энергичным: бегал не уставая, играл с ребятами во дворе в спортивные и подвижные игры, а самое главное не болел. Мы учим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье просим родителей на личном примере демонстрировать здоровый образ жизни. Всё это можно проводить в естественных условиях - на экологической тропе. Физическое воспитание и оздоровительная работа на экологической тропе сегодня актуальна и позволяет научить детей относиться к своему здоровью бережно и ненавязчиво, в игровой форме, при этом приобретая знания о родной природе. Как дети воспринимают экологическую тропу и с помощью игровой деятельности определяют, что полезно для укрепления их здоровья? Какие игровые упражнения помогают правильной осанки, а растения на тропе полезны? При помощи, каких упражнений, можно развивать физические качества: быстроту, силу, ловкость и обогатить свои двигательные возможности? Для чего необходима дисциплина и правила в процессе игровой деятельности на экологической тропе? В ходе проекта все эти вопросы успешно реализовываются. Дары природы на экологической тропе должны стать для наших воспитанников укрепляющим фактором здоровья. Экологическая тропа - это источник сохранения и укрепления здоровья воспитанников детского сада.
Степень разработанности проблемы:
Учебные пособия, существующие на сегодняшний день, недостаточно широко раскрывают вопрос по ознакомлению дошкольников с экологической тропой, через физкультурно - оздоровительную работу в доступной для их восприятия форме. Поэтому мы решили раскрыть проблему более полно с помощью созданного проекта.
Объект проектной деятельности :
Процесс приобщения детей с помощью экологической тропы к физическим нагрузкам, закаливанию организма и заботе об окружающей среде.
Предмет проектной деятельности :
Инновационные технологии: проектный метод игровых технологий и; условия, созданные для реализации проекта.
Цель проекта :
Создание устойчивой мотивации в сохранении и укреплении физического и психического здоровья каждого ребёнка в природных условиях. Развитие наглядно – действенного мышления; стимулирующего поиска новых способов решения практических задач на экологической тропе. Создание на ней условий для полноценной деятельности и укреплению здоровья детей.
Задачи проекта :
1. Сформировать у дошкольников основы здоровьесбережения на экологической тропе.
2. Развивать здоровьесберегающую деятельность детей на экологической тропе.
3. Формировать у детей элементарные представления об игровой и здоровьесберегающей деятельности на экологической тропе.
4. Обогатить знаниями закаливающих, физических, игровых, двигательных действий в окружающем нас мире.
5. Обогатить словарь, пословицами, поговорками о здоровье, которые приносит нам природа.
6. Помочь применять эти знания на практике в ходе игровой, здоровьесберегающей деятельности.
7. Развивать физические качества, оздоровительные, познавательные способности в практической и исследовательской деятельности.
8. Помочь детям через игровую деятельность развивать, раскрывать личностное отношение к проблеме, проявлять индивидуальность.
9. Демонстрировать родителям знания и умения детей, приобретённые в ходе проекта.
10. Вовлечь родителей в реализацию проекта - творческий, здоровьесберегающий процесс экологической тропы.
Гипотеза:
Если мы в процесс ознакомления детей с экологической тропой детского сада, с экологической лесной тропой; будем использовать её по назначению с целью приобщения к здоровому образу жизни с помощью инновационных технологий, а реализация идеи и замысел проекта будет производиться в естественных условиях. Использование художественно – иллюстрированного материала; бесед, наблюдений, экскурсий приведёт к продуктивной деятельности воспитанников.
Ресурсы:
Материально – технические:
ТСО
Макет экологической тропы
Карточки значимости точек экологической тропы для здоровья.
Материал для проведения продуктивной и оздоровительной деятельности
Кадровые:
Руководитель проекта инструктор по физической культуре и исполнители проекта - воспитанники старшего возраста, воспитатели.
Информационные:
Информационные стенды иллюстрированная справочная литература о природе, плакаты.
Принципы образовательного процесса:
1. Интегрированность и преемственность педагогического процесса.
2. Рациональное сочетание разных видов деятельности.
3. Развивающий характер обучения.
4. Дифференцированность подхода к каждому ребёнку, максимальный учёт его физических, психологических особенностей, возможностей и интересов.
Методы, которые используются в педагогическом процессе:
Наблюдения.
Беседы.
Чтение художественной литературы.
Целевые прогулки, маршруты.
Разучивание дидактических, подвижных, спортивных игр, эстафет оздоровительной направленности.
Практическая деятельность детей: участие в спортивных праздниках, совместной работе, совместных акциях.
Предполагаемый результат:
• Дети получают элементарные знания о работе организма человека в природных условиях.
• Приобретут устойчивую мотивацию в сохранении своего здоровья; получат знания о здоровом образе жизни; научатся играм, движениям, понятиям «что вредно, а что полезно для здоровья».
• Выучат упражнения гимнастики, стихи, пословицы и загадки, игры оздоровительной направленности.
• Приобретут простейшие представления продвижения по экологической тропе направленные на укрепление их здоровья.
• Смогут демонстрировать свои познания в окружающем мире, через игры, эстафеты, праздники.
• Должно измениться мнение родителей к данной проблеме.
1 этап подготовительный: (погружение в проект).
Предварительная работа:
1. Изучение точек экологической тропы, детского сада, лесной тропы
2. Разучивание игр, эстафет с элементами оздоровления.
3. Рассматривание рисунков, фотографий с изображением природных точек.
4. Знакомство с литературными произведениями.
5. Использование валеологических – дидактических игр; сюжетно – ролевых, театрализованных.
6. Разучивание комплексов дыхательных гимнастик.
Деятельность родителей в реализации проекта :
*Помощь педагогам.
*Беседы с детьми.
*Чтение литературы.
*Рассматривание иллюстраций.
*Выполнение домашних заданий совместно с детьми.
Деятельность воспитателя в проекте :
*Совместное изучение экологических точек, разучивание игр, эстафет в интеграции.
* Рассматривание игровых ситуаций с помощью, бесед, слайдов, рисунков, фотографий.
*Знакомство с литературными произведениями в заданиях игровой направленности.
*Общая активизация поисковой активности детей с использованием сюжетно – ролевых игр, оздоровительных игр с элементами театрализации.
*Закрепление разученных комплексов оздоровительных гимнастик, дидактических игр, в процессе двигательной деятельности детей.
*Оказание помощи руководителю в организации и структуре построения этих игр на экологической тропе с использованием здоровьесберегающих технологий.
2 этап информационно практико ориентированный: (организация и осуществление деятельности)
Деятельность руководителя в реализации проекта :
*Разработка маршрутов, игр, упражнений игровой, оздоровительной направленности на экологической тропе.
*Организация и проведение бесед с детьми и родителями, подбор научно – популярной и художественной литературы о здоровом образе жизни, об экологической тропе и её значении.
*Оформление выставок и детских работ.
*Разработка домашних заданий в этом направлении для детей и родителей.
*Разработка консультаций и памяток оздоровительной деятельности на экологической тропе.
Реализация работы по проекту :
Формы организации Содержание
Цикл игровых занятий на тему: «Экология растений» Тема: «Что у нас сегодня на экологической тропе?»
Тема: «Чудеса природы!»
Тема: «Загадки и пословицы о здоровом образе жизни».
Тема: «Какие игры и эстафеты помогут в оздоровлении и закаливании?»
Тема: «Секреты здоровья на маршруте»,
Беседа «Какую пользу приносит экологическая тропа нам!»
Игровые и проблемные ситуации для решения занимательных задач на экологической тропе. «Мы - друзья леса!»; «Какие растения помогают нам бороться с болезнями»
«Кто как ведёт себя в лесу»
Игры: с элементами экологического направления (животных, растений, охрана природы). «Сколько детей у растений»; «Ядовит не ядовит»; «Кто полезен» (с мячом); «Высота нашей берёзы»; «Урожай»; «Рассада»; «Вопросы – загадки»
3 этап: заключительный
• Коллективная работа с детьми – изготовление макета экологической тропы.
• Создание картотеки с оздоровительными играми.
• Экологический поход «Лесная сказка» - развлечение.
• Совместная акция: «Мы поможем обогатить экологическую тропу» (строительство оздоровительной дорожки на участке)
Литература:
С. Н. Николаева Методика экологического воспитания дошкольников 2001г. Т. И. Попова Мир вокруг нас 1998г. Т. М. Бабушкина Окружающий мир 2010г.