Лучший педагог года

Проектирование коррекционно-образовательной деятельности с использованием здоровьесберегающих технологий

Яна Третьякова
Проектирование коррекционно-образовательной деятельности с использованием здоровьесберегающих технологий

Проектирование коррекционно-образовательной деятельности с использованием здоровьесберегающих технологий в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР.

Актуальность

«Здоровье детей — здоровье нации. Этот лозунг нашел свое отражение во многих образовательных документах, в том числе и в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. По ФГОС одним из приоритетных направлений деятельности ДОУ является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.

Публикация «Проектирование коррекционно-образовательной деятельности с использованием здоровьесберегающих технологий» размещена в разделах

Статистика утверждает, что здоровье ребёнка на 20% зависит от наследственных факторов, на 20% - от условий внешней среды, т. е. экологии, на 10% - от деятельности системы здравоохранения, а на 50% - от самого человека, от того образа жизни, который он ведёт. Если на первые 50% здоровья педагоги повлиять не могут, то другие 50% напрямую зависят от слаженной работы педагогов и родителей.

К сожалению, в ДОУ с каждым годом растёт количество детей с тяжелыми нарушениями речи. Такие дети в основном имеют нарушения ЦНС, имеют различные хронические и соматические заболевания.

В настоящее время в нашем ДОУ функционируют 1 группа компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи, которая открылась в 2017 году.

Педагогический процесс постоянно обогащается новыми технологиями. Здоровьесберегающие технологии интегрируют все направления работы ДОУ и направлены на сохранение, формирование и укрепление здоровья воспитанников. В настоящее время большинство специалистов склоняются к мнению, что не может быть полноценной коррекционно-образовательной работы без укрепления организма ребенка и без общего развития психических процессов.

Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей. Главный их признак - использование психолого-педагогических приёмов, методов, подходов к решению проблем. Выбор здоровьесберегающих технологий зависит от конкретных условий, показаний, а также от степени выраженности и структуры дефекта ребёнка. Развитие ребенка с тяжелыми нарушениями речи замедляется с самого начала и идёт на дефектной основе. Обучение с применением здоровьесберегающих технологий имеет решающее значение для развития и дальнейшей социализации воспитанников в обществе. Мероприятия выстраиваются в последовательную цепочку и проходят через все виды деятельности.

Новизна проекта заключается в разработке методического комплекса здоровьесберегающих технологий с учетом тематического планирования логопедической группы.

Цель проекта : развитие психических процессов детей с тяжелыми нарушениями речи посредством проектирования коррекционно-образовательной деятельности с использованием здоровьесберегающих технологий.

Задачи проекта :

1. Разработать модель организации коррекционно-образовательной деятельности с использованием здоровьесберегающих технологий.

2. Обеспечить системный подход в реализации проекта по коррекционно-образовательной работе с детьми тяжелыми нарушениями речи с использованием здоровьесберегающих технологий.

3. Провести сравнительный анализ развития психических процессов детей с тяжелыми нарушениями речи до реализации проекта и после.

Сроки реализации проекта : с сентября 2021 года по май 2022.

Реализация проекта включает в себя 3 этапа. Каждый этап имеет свои цели и задачи.

I этап - подготовительный

Цель: проектирование коррекционно-образовательной работы с использованием здоровьесберегающих технологий с учетом уровня развития психического процесса детей с тяжелыми нарушениями речи.

Задачи:

1. Изучить психолого-педагогическую литературу по особенностям развития психических процессов детей с тяжелыми нарушениями речи и методическую литературу о здоровьесберегающих технологиях.

2. Провести первичную диагностику психических процессов у детей с тяжелыми нарушениями речи

3. Создать ППРС для реализации коррекционно-образовательной работы с использованием здоровьесберегающих технологий.

Примечание: на данный этап отводится до 1,5 месяцев.

Проектирование коррекционно-образовательной работы включает в себя использование следующих здоровьесберегающих технологий :

В ходе реализации проекта были отобраны оптимальные формы, способы реализации здоровьесберегающей технологии.

Дыхательная гимнастика – это система упражнений на развитие речевого дыхания. Дыхательные упражнения с удлинённым, усиленным выдохом и вдохом через нос. Оборудование для развития дыхания, является частью предметно-развивающей среды (вертушки, мыльные пузыри, игрушки-тренажёры). Проводится в различных формах оздоровительной работы, во время гимнастики, после дневного сна, на физ. минутках в хорошо проветриваемом помещении через час после приёма пищи.

Артикуляционная гимнастика. Целью артикуляционной гимнастики является выработка правильных, полноценных движений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков. Артикуляционную гимнастику целесообразно проводить с детьми начиная с трёхлетнего возраста. На артикуляционные упражнения отводится от 3-5 минут ежедневно в младшем дошкольном возрасте, до 10-12 минут ежедневно для детей старшего дошкольного возраста. Каждый комплекс включает от четырёх до восьми упражнений (соответственно возрасту детей, но не должен превышать рекомендованной продолжительности).

Динамические паузы способствуют снижению утомляемости у детей между двумя видами непосредственной образовательной деятельности. В результате активизируется мышление и повышается умственная работоспособность.

Су Джок терапия — это высокая эффективность, безопасность и простота, наилучший метод самопомощи, существующий в настоящее время. С помощью шариков («ежиков») и колец удобно массировать пальцы в целях благотворного влияние на весь организм. Это позволяет повысить потенциальный энергетический уровень ребенка, обогащает его знания о собственном теле, развивает тактильную чувствительность.

Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма.

При выполнении телесных движений развивается межполушарное взаимодействие, снимаются непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы. Оказывается, человеку для закрепления мысли необходимо движение.

Гимнастика для глаз благотворно влияет на работоспособность зрительного анализатора и всего организма. Для проведения не требует специальных условий. Любая гимнастика для глаз проводится стоя, при выполнении упражнений голова неподвижна (если не указано иначе). Длительность 2-4 минуты. Используется в любое свободное время, во время занятий для снятия зрительной нагрузки.

Пальчиковая гимнастика направлена на повышение работоспособности коры головного мозга, развитие активной речи ребёнка. Развитие мелкой моторики проводится ежедневно, в любое удобное время, а также и во время занятий.

II этап - основной

Цель: реализация модели коррекционно-образовательной работы с использованием здоровьесберегающих технологий.

Задачи:

1. Разработать методический комплекс здоровьесберегающих технологий с учетом тематического планирования логопедической группы.

2. Обеспечить взаимодействие учителя-логопеда, педагога-психолога и воспитателей логопедической группы в реализации модели коррекционно-образовательной работы с детьми тяжелыми нарушениями речи.

3. Провести родительский всеобуч по здоровьесберегающим технологиям.

Примечание: основной этап осуществляется с октября по апрель.

III этап - контрольно-итоговый

Основной целью контрольно-итогового этапа является оценка эффективности коррекционно-образовательной работы с использованием здоровьесберегающих технологий для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Задачи:

1. Провести контрольную диагностику психических процессов детей с тяжелыми нарушениями речи.

2. Сравнить результаты первичной и контрольной диагностики психических процессов детей с тяжелыми нарушениями речи.

3. Проанализировать результат коррекционно-образовательной работы с использованием здоровьесберегающих технологий для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Примечание: на контрольно-итоговом этапе отводится 1 месяц (май). Анализируется эффективность коррекционно-образовательной работы с использованием здоровьесберегающих технологий, компетентность педагогов и родителей. В результате анализа выявляются слабые стороны психолого-педагогического сопровождения, вносятся необходимые коррективы в методический комплекс здоровьесберегающих технологий.

В ходе реализации проекта разработаны следующие методические разработки:

1. Методический комплекс здоровьесберегающих технологий для сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, включающий в себя:

• картотека комплексов динамических пауз;

• картотека комплексов артикуляционных гимнастик;

• картотека комплексов пальчиковых гимнастик;

• картотека комплексов дыхательных гимнастик;

• картотека комплексов зрительных гимнастик, глазодвигательных упражнений;

• картотека комплексов упражнений с мячиками Су-Джок.

Все комплексы подобраны и разработаны с учетом тематических недель. Методический комплекс здоровьесберегающих технологий для сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья универсален. Он ориентирован на деятельность учителей-дефектологов, учителей-логопедов, педагогов-психологов, воспитателей, как компенсирующих групп, так и групп общеразвивающей направленности в дошкольном образовательном учреждении, но может быть успешно использован и в практике учителей начальных классов.

2. Комплекс авторских игр и оборудований «Дышим, говорим, играем – свое здоровье сохраняем» с использованием здоровьесберегающих технологий :

• Тренажер для детей Балансир.

• Сенсорный куб «Чудо Куб» игра для развития тактильных ощущений, сенсорного опыта, ВПФ, мелкой моторики, речи.

• Игровая нейродорожка.

• Сенсорный домик «Чудо-Дом» способствует развитию тактильных ощущений, мелкой моторики, ВПФ.

• Игра «Лабиринт» для развития мелкой моторики и психических процессов.

Вывод. Только комплексное воздействие на ребенка может дать успешную динамику речевого развития. Мы не говорим об одной универсальной и чудодейственной технологии, а о комплексной системе, направленной на коррекцию речевого нарушения, личностного развития ребенка и сохранения его здоровья. Таким образом из немаловажных факторов, влияющих на эффективность коррекционно-развивающего процесса в нашем ДОУ является рациональность организации взаимодействия участников образовательного процесса – воспитателя, учителя-логопеда, педагога-психолога, инструктора по физической культуре, родителей. В нашем детском саду вся работа осуществляется комплексно в течении всего дня с участием педагогических работников. Педагогами разработаны программы, согласно которым проводятся специально-организованные занятия.

Воспитатели в своей повседневной работе используют по заданию учителя –логопеда по разработанному комплексу динамические паузы, подвижные игры, пальчиковую гимнастику, гимнастику для глаз, дыхательную гимнастику, артикуляционную гимнастику, проводят беседы о здоровом образе жизни с родителями. В работе с родителями используются консультации, собрания, папки-передвижки по пропаганде ЗОЖ. Таким образом осуществляется активное вовлечение родителей в образовательный процесс.

Учитель-логопед в своих занятиях использует разработанный тематический комплекс здоровье-сберегающих технологий, направленный на развитие артикуляционной моторики, пальчиковой моторики, правильного дыхания, сохранение и укрепление зрительных процессов, развитие двигательных навыков, координации движений, так же использование в своей работе Су-Джок терапии.

Один из методов здоровьясбережения является тренажёр-балансир, сенсорный куб «Чудо Куб», Игра «Лабиринт», которые используют своей совместной работе учитель-логопед и педагог-психолог на своих занятиях для детей группы компенсирующей направленности.

Так же одним из методов является дорожка здоровья, которая изготовлена из подручного материала, предназначена для босохождения ногами, закаливания которую использует в своей работе работник по физической культуре.

Таким образом можно сделать вывод, что здоровьесберегающие технологии – это неотъемлемая часть педагогического процесса для сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья для сохранения, укрепления и развития эмоциональных, интеллектуальных, психологических личностных качеств ребенка.

Проектирование образовательной деятельности с использованием здоровьесберегающих технологий позволяет максимально скорректировать отклонение детей в физическом и эмоциональном развитии и является существенным звеном в коррекции психических, речевых функций и в целом личности дошкольников детей с ТНР.

Публикации по теме:

Конспект НОД «Я и моё тело» с использованием здоровьесберегающих технологий в подготовительной группеКонспект НОД «Я и моё тело» с использованием здоровьесберегающих технологий в подготовительной группе Участники: дети подготовительной группы. Количество участников: подгруппа (6 человек). Автор и ведущий: Л. Г. Свинина, воспитатель. Форма.

Гимнастика после дневного сна с использованием здоровьесберегающих технологий и игрового стретчинга для детей 4–5 летГимнастика после дневного сна с использованием здоровьесберегающих технологий и игрового стретчинга для детей 4–5 лет Конспект открытого режимного момента " Гимнастика после дневного сна с использованием здоровьесберегающих технологий и игрового стретчинга.

Игра-развлечение с использованием здоровьесберегающих технологий «День рождения зайки»Игра-развлечение с использованием здоровьесберегающих технологий «День рождения зайки» Добрый день уважаемые коллеги. Хочу представить Вашему вниманию игру-развлечение, которую я провела в нашем детском саду. В условиях карантина.

Конспект интегрированной НОД для младшей группы с использованием здоровьесберегающих технологий «В гости к Лету»Конспект интегрированной НОД для младшей группы с использованием здоровьесберегающих технологий «В гости к Лету» Конспект интегрированной НОД для младшей группы с использованием здоровьесберегающих технологий «В гости к Лету» Цель: обобщить представления.

Конспект коррекционно-развивающего занятия с детьми 6–7 лет с ОНР «Транспорт» с элементами здоровьесберегающих технологийКонспект коррекционно-развивающего занятия с детьми 6–7 лет с ОНР «Транспорт» с элементами здоровьесберегающих технологий .

Конспект коррекционной образовательной деятельности с использованием компьютерных игровых технологий «Автоматизация звука[р]» Конспект коррекционной образовательной деятельности с использованием компьютерных игровых технологий для детей старшего дошкольного возраста.

Конспект НОД по рисованию «Осенняя береза» с использованием здоровьесберегающих технологийКонспект НОД по рисованию «Осенняя береза» с использованием здоровьесберегающих технологий Интеграция образовательных областей: ХЭР; ПР; РР; ФР. Цель: Познакомить детей с новым видом нетрадиционной техники рисования «отпечаток.

Конспект НОД с использованием здоровьесберегающих технологий «Друга в беде не оставим»Конспект НОД с использованием здоровьесберегающих технологий «Друга в беде не оставим» Конспект НОД с использованием здоровьесберегающих технологий «Друга в беде не оставим» Задачи. Обучающие: прививать детям интерес к ЗОЖ.

Конспект открытого занятия с использованием здоровьесберегающих технологий «За здоровьем — в детский сад»Конспект открытого занятия с использованием здоровьесберегающих технологий «За здоровьем — в детский сад» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №258 Конспект открытого занятия по физической культуре для детей.

Консультация для воспитателей на тему «Музыкальные занятия с использованием здоровьесберегающих технологий» Основная форма музыкальной деятельности в ДОУ – музыкальные занятия, в ходе которых осуществляется систематическое, целенаправленное и всестороннее.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проектирование коррекционно-образовательной деятельности с использованием здоровьесберегающих технологий
Опубликовано: 13 марта 2022 в 15:02
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД