галина антонова
Консультация для педагогов «Проектная деятельность — что это?»
▼ Скачать + Заказать документы
Разговор об использовании метода проектов в практике ДОУ мне хочется начать вот с таких слов: «Всё, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить» – вот основной тезис современного понимания метода проектов. Итак, всем известно, что с самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает и поэтому познавательная активность детей в этом возрасте очень высокая: каждый ответ педагога на детский вопрос рождает новые вопросы. Наверное, во всех дошкольных учреждениях, наряду с объяснительно-иллюстративным методом обучения, воспитатели, узкие специалисты и педагоги дополнительного образования используют методы проблемного обучения.
Публикация «Консультация для педагогов „Проектная деятельность — что это?“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Особый интерес представляет собой интеграция по единому проекту, в основе которого лежит определенная проблема. Проект – это цель, принятая и освоенная детьми, актуальная для них, это детская самодеятельность, конкретное практическое творческое дело, поэтапное движение к цели, это – метод педагогически организованного освоения ребенком окружающей среды. Проектный метод предполагает интеграцию на основе единого проекта. Ведущими педагогами, психологами доказано, что проектно-исследовательский метод в обучении дошкольников является подготовительным этапом для дальнейшей его реализации в работе учителя начальной школы.
Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Метод проектов возник ещё в 20-е годы нынешнего столетия в Соединенных Штатах. Его назвали также методом проблем, и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании. А разработал данный метод американский философ и педагог Джордж Дьюи. Он предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность детей, руководствуясь с их личным интересом именно в этом знании. Метод проектов привлек всё же внимание и у русских педагогов ещё в начале XX века. Идеи проектного обучения и воспитания возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. В 1905 году пытались активно использовать проектные методы в практике преподавания. И уже позднее, при советской власти, эти идеи стали довольно широко внедряться в образовательное пространство, но недостаточно продумано и последовательно и в связи с этим, метод проектов был осужден, и с тех пор в России больше не предпринималось каких-либо серьёзных попыток возродить этот метод в образовательной практике, когда за рубежом он активно и весьма успешно развивался.
И вот уже многим позже, некоторые известные педагоги, так или иначе, всё же стали касаться проблем педагогического проектирования. А. С. Макаренко в отечественной педагогике по праву может считаться основоположником теории и практики педагогического проектирования, так как именно он был убежденным сторонником проектирования в человеке всего лучшего, формирования сильной, богатой натуры. Макаренко характеризовал «проект», «проектный метод» и «метод проектов» следующим образом:
Проект – это буквально «брошенный вперед», то есть прототип, некий прообраз какого-либо объекта, вида деятельности, а проектирование превращается в процесс создания определенного проекта.
Проектный метод – если в школьном образовании он рассматривается как некая альтернатива классно-урочной системы, то в дошкольном образовании – как некая альтернатива учебно-воспитательной системы.
Метод проектов – в свою очередь, педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых.
Таким образом, на сегодняшний день, метод проектов очень распространён в школах, но и в дошкольном образовании данный метод становится не просто популярным, но и «модным», что вселяет вполне обоснованные опасения, ибо, где начинается диктат моды, там нередко отключается разум.
И всем нам очень хорошо известно, что на сегодняшний день в условиях кардинальных изменений в социальной жизни нашей страны,перемен в области просвещения, особенно актуальным становится реализация многих современных проектов. Конечно, согласно нашим социальным условиям жизни, нужно, даже, наверное, необходимо использовать в практике дошкольного воспитания метод проектов, но не «уходить в него с головой» и не «отключать» свой разум, как нас уже предупреждают, а работать с ним в меру.
Мой проект, как и любой проект проходил несколько этапов. Все эти этапы вы видите здесь на схеме:поготовительный,конструкторский,технологический,подготовка к презентации и заключительный-сама презентация. Рассмотрим же поподробнее каждый из этапов.
1 этап подготовительный. На нем я определила тему и цель проекта, а также продукт проекта. Идея создания проекта пришла следующим образом. Как то раз, когда мои детки садились кушать, я спросила : «Что же мы сейчас с вами будем делать?»;на что дети ответили кто то кушать, кто то: завтракать,хотя мы садились ужинать. Я решила надо что то придумать, чтоб помочь моим деткам свободнее ориентироваться в этих понятиях, а именно:когда мы завтракаем,обедаем или ужинаем. В этом мне помогла проектная деятельность. На этом же этапе провела анкетирование родителей на тему «Мой малыш в разное время суток»,где выяснила чем занимается тот или иной ребенок в разное время суток и каков запас знаний у детей по временным понятиям, путают ли они их.
Срок реализации: С 1апреля по 30 апреля (краткосрочный).Но всего за месяц мои дети много чего освоили. На данном же этапе я поставила перед собой цель проекта :
создание условий для формирования временных представлений у младших дошкольников, а также задачи, которые заключались в следующем:
1. Знакомить детей с последовательностью частей суток.
2. Объяснить значение слов «вчера», «сегодня», «завтра».
3. Активизировать использование в речи слов, обозначающих временные категории.
4. Разработать конспекты мероприятий по формированию у детей временных представлений
Таким образом постепенно я подошла ко второму этапу. На данном втором этапе-конструкторском на родительском собрании я огласила результаты проведения анкетирования и сообщила какие знания имеются у детей по временным понятиям. Также я сообщила о начале проведения проекта. Родители меня охотно поддержали. Я попросила их сфотографировать деток в разное время суток и чем они занимаются. И родители и воспитанники были очень заинтересованы и охотно согласились со мной сотрудничать. Родители охотно вовлеклись к сбору материала по проекту :приносили фото, помогли в подборке стихов,пословиц,поговорок –кто то из интернета,кто-то из собственного опыта.
Таким образом мы постепенно подошли к третьему-технологическому этапу. Здесь мы вместе с детьми рассматривали фотографии, где они были запечатлены их родителями в разное время суток,вспоминали кто чем и в какое время суток занимались, одноврем енно закрепляя такие понятия, как «утро», «день», «вечер», «ночь».
На этом же этапе была проведена следующая работа моя с детьми:
• 1. Познание. Познавательные беседы с использованием проблемных ситуаций, приемов ТРИЗ «Что бывает раньше, а что – потом?», «Какая часть суток больше нравится?».
• 2. Познание. Коммуникация. НОД «День и ночь».
• 3. Чтение художественной литературы. Разучивание стихов о временах суток, чтение стихов на данную тему.
• 4. Продуктивная деятельность : Изготовление из бумаги и рисование солнышек ; рисование пальчиком на песочке звездочек; закрашивание заготовленных воспитателем трафаретов частей суток; лепка с использованием бросового материала «Что нас будит по утрам»
• 5. Социально- личностное развитие. Сюжетно-ролевая игра «Кукла Таня в детском саду».
Очень хочется уделить внимания изготовлению вместе с детьми часов-суток,где каждый из четырех секторов обозначен разным цветом и связан с частью суток, а именно:голубой-утро,жёлтый-день,серый-вечер и чёрный-ночь. У деток в младшем дошкольном возрасте в основном наглядно-образное мышление и именно связь цвета с частью суток очень помогла в оперировании этими понятиями.
И вот постепенно мы продвинулись к четвёртому этапу нашего проекта : подготовка к презентации. Я создавала те или иные слайды,вставляла фото, печатала те или иные конспекты, разработки и так далее. Хотелось отметить, что презентацию делала впервые, сама, без посторонней помощи. Работа очень понравилась, творческая. На данном же этапе создала диск с фотографиями, где собрала моменты из жизни моих детей в детском саду. Мы с удовольствием его смотрели, смотрим и оживляем те или иные события и закрепляем временные понятия.
И наконец подошёл пятый этап-сама презентация. Я представила ее на педагогическом семинаре,посвященному формированию элементарных математических представлений, своим коллегам и родителям на родительском собрании. Также все материалы по проекту были отправлены на всероссийский творческий конкурс «Талантоха-родителям и детям» и там я заняла первое место в номинации «Проекты».
Ну и в заключении мне хочется отметить, что умение пользоваться методом проектов – прежде всего показатель высокой квалификации педагога, его прогрессивной методики обучения, воспитания и развития. Недаром эти технологии, в настоящее время, относят к технологиям XXI века, предусматривающие, прежде всего умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека в нашем обществе.
•