Анастасия Новикова
Проектная деятельность как средство формирования творческой личности младшего дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
Одним из направлений инновационной деятельности в дошкольном образовании становится педагогическое проектирование, которое рассматривается как система планируемых и реализуемых действий, а так же характеристика условий и средств достижения поставленных целей и задач. На смену традиционному образованию приходит продуктивное обучение, которое направлено на развитие творческих способностей, формирование у дошкольников интереса и потребности к активной созидательной деятельности. Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектной деятельности.
Публикация «Проектная деятельность как средство формирования творческой личности младшего дошкольника» размещена в разделах
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2016
Развитие личности, ее творческой индивидуальности должно лежать в основе современного педагогического процесса. Эффективное решение этой проблемы зависит от содержательных и структурно-функциональных изменений, ориентированных на поиск условий, механизмов и средств создания развивающей среды, которая способствовала бы формированию творческих способностей детей. Формирование творчески активной личности ребенка дошкольного возраста является одной из важнейших задач современной педагогической науки и практики. Успешное решение этой задачи имеет большое значение, как для общества, так и для самой личности детей.
Главной педагогической задачей по развитию творческого потенциала в дошкольном возрасте является формирование ассоциативности, диалектичности и системности мышления. Так как развитие именно этих качеств делает мышление гибким, оригинальным и продуктивным.
В исследованиях, посвященных проблемам развития детского творчества, отмечается, что в дошкольном возрасте у ребенка появляется ряд черт, характеризующих его как творца. Это проявление активности и инициативы в применении уже освоенных приемов работы по отношению к новому содержанию, нахождение оригинальных способов решения поставленных задач, использование разных видов преобразований и т. п.
В исполнительских видах деятельности (пении, рисовании, играх-драматизациях, танцах) развитие способности к творчеству идет от подражания взрослому к попытке самостоятельного переноса приобретенного опыта в повседневную жизнь, а затем и к творческой инициативе.
Активно развиваются творческие способности в художественных видах деятельности : музыкально-ритмической, театрализованной, музыкально-игровой, рисовании и лепке, художественно-речевой. Возрастная сенситивность и характерная для дошкольников реакция на непосредственные впечатления, доставляемые органами чувств, чуткость к образно-эмоциональным моментам, типичное для данного периода соотношение первой и второй сигнальной систем способствуют притягательности художественной творческой деятельности в дошкольном детстве, развитию творческого воображения.
Как считают ведущие отечественные исследователи А. И. Савенков, А. И. Иванова, И. Э. Куликовская, О. В. Дыбина и др., занимающиеся проблемами воспитания и обучения детей дошкольного возраста, главная цель проектной деятельности – это формирование у ребёнка способности творчески осваивать окружающий мир. Поэтому они рекомендуют использовать метод проектов в работе с детьми дошкольного возраста как важное средство для развития творческих и исследовательских способностей.
В дошкольном возрасте проектную деятельность рекомендуется развивать поэтапно. Поэтапное стимулирование проектной деятельности педагогом позволяет формировать у ребенка умения, которые могут развиваться только в деятельности, - умение работать в коллективе, подчинять свой темперамент, характер интересам общего дела, умение решать творческие споры, достигать договоренности, оказывать помощь участникам деятельности, умение обсуждать результаты деятельности, оценивать действия каждого.
С целью доказательства гипотезы исследования: правильно организованная с учетом возрастных особенностей и необходимых организационно-педагогических условий проектная деятельность способствует формированию творческой личности ребенка, нами была разработана программа эксперимента на тему: «Формирование творческой личности младшего дошкольника через реализацию познавательно – исследовательского проекта «Круговорот воды в природе»
Для диагностики развития творческих способностей детей в возрасте 3 -4 лет в ходе игровой, познавательной и проектной деятельности в практике дошкольных образовательных учреждений существует огромное количество различных методов. Наиболее популярные из них педагогическая диагностика Дж. Рензулли и Р. Хартман, а так же тест Е. Торренса.
Данные диагностики мы оформили в таблицы и диаграммы, а так же выяснили, что на констатирующем этапе эксперимента творческие способности дошкольников имеют средний уровень и существенно не отличаются друг от друга.
На формирующем этапе учебного эксперимента во второй младшей группе детского сада «Лесная сказка» был реализован познавательно – исследовательский проект «Круговорот воды в природе» (Приложение 1). Целью данного этапа эксперимента являлось формирование творческих способностей младшего дошкольника через проектную деятельность.
На контрольном этапе группы детей, участвующие в эксперименте, имели практически одинаковые начальные параметры, но отличались ориентацией на различные педагогические условия.
В первой группе (ЭГ) нами проверялось условие формирования творческих способностей при личностно-деятельностном взаимодействии педагога и ребенка, соблюдались заданные педагогические условия, проектная деятельность протекала с соблюдением возрастных требований к данному виду деятельности. В контрольной группе (КГ) не обеспечивались некоторые условия (отсутствие систематизированной проектной деятельности). В составе каждой из групп по четверо детей.
Тема проекта была выбрана в силу особой актуальности экологической культуры дошкольников. Детей необходимо обучать бережно и экономно относиться к воде, обращать их внимание на то, что такой привычный объект, как вода, таит в себе много интересного и неизвестного.
В реализации проекта участвовали педагоги, родители и дети. Распределение деятельности в рамках реализации проекта осуществлялось поэтапно (см. Приложение 2).
На первом этапе реализации проекта были проведены следующие мероприятия:
- сюжетно – ролевая игра «Водичка капельки потеряла».
Целью проведения данного мероприятия стала активизация детей на дальнейшую творческую деятельность, пробуждение интереса к теме проекта.
Беседы «Для чего нужна вода», «Кто не может без воды».
Задачи:
- знакомить с зависимостью состояния воды от температуры окружающей среды;
- закреплять знания об использовании воды;
- развивать умение делать логические выводы;
- воспитывать интерес к экспериментальной деятельности;
- познакомить с понятиями «пресная» и «соленая» вода, «засуха»;
- воспитывать желание заботиться о природе, беречь воду
Чтение сказок и стихов о воде
Задачи:
- соотнесение темы проекта с литературными произведениями;
- поддержание интереса к теме проекта;
- Закрепление знаний о свойствах и применении воды.
НОД по художественно – эстетическому развитию «Снежок на елочке».
Задачи:
- учить детей изображать снежок, используя технику «набрызг»;
- развивать творческие способности детей;
- воспитывать умение слушать и слышать речевую инструкцию воспитателя.
НОД по познавательному развитию «Теплая капелька или поможем Колобку умыться».
Задачи:
- способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах воды: жидкая, прозрачная, бесцветная;
- способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах воды; познакомить со способом получения теплой воды, смешивая горячую с холодной;
- развивать умение детей планировать свою деятельность, делать выводы;
- развивать эмпатию, желание помочь другим;
- воспитывать аккуратность при работе с водой
Наблюдение за осадками.
Задачи:
- практическое применение знаний о свойствах воды;
- развитие наблюдательности
- воспитание любви к природе.
Данный этап реализации проекта был посвящен ознакомлению детей с основными свойствами воды, способами ее применения.
Соблюдение организационно – педагогических условий при реализации первого этапа Проекта дало проявление интереса детей к каждому мероприятию, активному участию во всех видах деятельности.
Второй этап Проекта был усложнен и посвящен ознакомлению детей с состояниями воды, устройством, распределяющим воду в дома, а также влиянию воды на рост растений и жизнь животных.
В рамках этапа были проведены следующие мероприятия:
НОД по художественно – эстетическому развитию «Водонапорная башня»
Задачи:
- закрепить названия деталей конструктора (кубик, кирпичик, пластинка);
- совершенствовать умение аккуратно устанавливать детали, строить по образцу;
- дать понятие «водонапорная башня»;
- развивать творческие способности детей.
НОД по познавательному развитию «Прятки – игры с водой».
Задачи:
- способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах воды: жидкая, прозрачная, бесцветная;
- подвести к пониманию того, что вода может изменять цвет;
- развивать речь детей, активизировать их словарь «жидкость», «бесцветная», «разноцветная», «прозрачная»;
- воспитывать аккуратность при работе с водой.
Беседа «Сколько у нас воды».
Задачи:
- познакомить с картой мира, обозначениями воды и суши;
- познакомить с понятиями «пресная» и «соленая» вода, «засуха»;
- воспитывать желание заботиться о природе, беречь воду.
С целью поддержания интереса к теме проекта были организованы наблюдения за осадками, за ростом травы в Травничке, чтение сказок и стихов о воде.
На данном этапе особое внимание уделялось созданию проблемных ситуаций (откуда вода в наших домах, как в прозрачной воде спрятать предметы, много ли воды в мире, в которых дошкольники самостоятельно, опираясь на имеющиеся знания и умения, предлагали пути решения, прогнозировали результаты деятельности. В качестве иллюстрации такой ситуации можно привести следующие примеры:
- при проведении НОД «Водонапорная башня» перед детьми была поставлена задача подумать, из чего состоит устройство, поставляющее воду в дома, и дети предположили следующее – чтобы вода лилась в трубы ее нужно чем-то толкать. Создание педагогом ситуации успеха стимулировало дошкольников на творческие действия.
Заключительный этап реализации Проекта был посвящен актуализации полученных знаний, активизации творческого потенциала, а также участию детей в индивидуальных семейных проектах «Вода в нашем доме».
Проведенные мероприятия:
Беседа «Река. Озеро. Море. Океан».
Задачи:
- познакомить с видами ввозных ресурсов (реки, озера);
- дать понятие о загрязняющих воду факторах;
- воспитывать желание заботиться о природе, беречь воду.
Опыты с водой.
Цель:
Развитие исследовательской деятельности детей.
НОД по художественно – эстетическому развитию «Как появилась лужа».
Задачи:
- учить детей изображать дождик, используя прием «примакивание»;
- развивать умение ритмично наносить мазки на всю поверхность листа;
- воспитывать умение слушать и слышать речевую инструкцию воспитателя.
Сюжетно – ролевая игра «Стирка».
Задачи:
- поддержание интереса к теме проекта;
- практическое применение знаний о свойствах и применении воды;
- развитие моторики рук;
- развитие речи детей;
- воспитание дружеских связей среди детей.
Наблюдения за осадками.
Чтение сказок и стихов о воде.
Этап полностью подразумевал решение проблемных ситуаций самими детьми, с минимальными подсказками педагога. В ходе деятельности дошкольники активно использовали приобретенные знания и умения, предлагали нестандартные пути решения проблемных ситуаций, проявляли творческие способности. Как пример, при проведении НОД «Как появилась лужа», некоторые ребята предположили, что образование лужи вызвано таянием большого куска льда или тем, что вода просочилась из земли.
В рамках Проекта нами использовалось такое направление как работа с родителями. Им было дано задание разработать индивидуальный семейный проект «Вода в нашем доме». Участие родителей позволило поддерживать постоянный интерес детей к нашей исследовательской теме. Последующие индивидуальные беседы с родителями о поведении детей дома, подтвердили активизацию творческого потенциала детей. Дошкольники много рисуют, активно делятся с семьей приобретенными знаниями, самостоятельно предполагают результаты своей деятельности.
Таким образом, реализация проекта «Круговорот воды в природе» в рамках учебного эксперимента с соблюдением заданных условий позволила сделать следующие выводы:
- возникает стойкий интерес к предмету исследования;
- формируется уверенность в последовательности реализации замысла в творческий продукт;
- чаще возникает желание нестандартного решения проблемной ситуации;
- появляется потребность в углублении знаний о предмете исследования;
- развиваются коммуникативные связи взаимопомощи между сверстниками и взрослыми.
В результате, приобретенного опыта формируются качества личности ребенка, способствующие его творческой активности.
На контрольном этапе учебного эксперимента основными педагогическими методами стали педагогическое наблюдение и Р. Хартман. и сравнение с результатами экспериментальной и контрольной групп детей. Мы провели сравнение сводных диаграмм для более точного определения уровня творческих способностей детей и выяснили, что результаты двух методик диагностирования совпадают между собой. На диаграмме 10 результаты группы (ЭГ) изображены розовым цветом, группы (КГ) – голубым. Как видно из диаграммы показатели групп разнятся. Исходя из анализа сравнительной диаграммы можно отметить, что творческие способности детей имеют отличия. По всем пяти показателям экспериментальная группа опережает контрольную группу.
Положительные результаты для экспериментальной группы безусловно связаны с возможностью младших дошкольников участвовать в реализации увлекательного познавательно-исследовательского проекта.
Исходя из показателей эксперимента и основываясь на данных наблюдений, мы пришли к выводу о том, что успешное использование проектной деятельности по формированию творческой личности ребенка невозможно без соблюдения заданных педагогических условий.
Следовательно, проектная деятельность способствует формированию творческой личности дошкольников.
Наше исследование было посвящено одной из важнейших задач современного дошкольного образования – формированию творческой личности. При создании нашей работы мы руководствовались профессиональным интересом к внедрению инновационной деятельности в дошкольном учреждении, в следствии чего наше исследование приняло экспериментальную направленность.
В ряду средств, формирующих творческую личность дошкольника, мы выделили проектную деятельность, в основе которой лежит концептуальная идея доверия к природе ребёнка, опора на его поисковое поведение. Как было выяснено эта деятельность предполагает использование педагогом метода проектов.
В ходе работы выделены и раскрыты основные понятия по проблеме исследования – «творческая личность», «проектная деятельность», «метод проектов».
Изучен и проанализирован опыт дошкольных образовательных учреждений в применении тестовых методик для определения уровня сформированности творческих способностей дошкольников.
Составлена программа эксперимента на тему «Формирование творческой личности дошкольника через реализацию проекта «Круговорот воды в природе», который проводился в течение трех месяцев в МБДОУ ДСКВ «Лесная сказка» г. Фокино Брянской области. Полученные данные оформлены в таблицы и диаграммы. Предложенная гипотеза: организованная с учетом возрастных особенностей и необходимых условий проектная деятельность способствует формированию творческой личности ребенка, подтвердилась в ходе учебного эксперимента.
Таким образом, задачи исследования выполнены, цель исследования достигнута.