Светлана Софронова
Проектная деятельность. Проект «Родословное дерево моей семьи».
▼ Скачать + Заказать документы
Проект
" Родословное древо моей семьи"
для детей старшего дошкольного возраста
Разработала: Софронова Светлана Михайловна воспитатель второй квалификационной категории
В последнее время наметилась тенденция постоянного отклонения поколений друг от друга, потери связи между ними. В современном обществе человек теряет свои исторические корни, семейные устои, традиции. А основная роль по формированию личности ребенка и его воспитанию должна отводиться, прежде всего, семье. Сохранив прошлое, мы – взрослые поможем детям осознать, откуда они произошли, как развивались, куда им направляться дальше.
Публикация «Проектная деятельность, Проект „Родословное дерево моей семьи“,» размещена в разделах
- Генеалогическое древо семьи. Родословная
- Деревья. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Семья. Проекты
- Темочки
Выбор темы проекта связан с историей семьи, её родословной. Для детей дошкольного возраста эта тема трудная в понимании родства членов семьи, но в тоже время очень близкая, так как папа, мама, бабушка, дедушка – это люди, которые всегда рядом. Для успешной реализации данного проекта за основу взята модель взаимодействия: педагог - дети – родители.
Проблема изучения истории своей семьи в современной ситуации является одной из самых значимых. Поэтому возникла потребность в изучении данной темы.
Родословное дерево человечества изучалось всегда, но знакомство с ним происходило в старшем возрасте. Эта проблема не была исследована на уровне дошкольного возраста.
В детском понимании не до конца сложились определения таких понятий, как «семья», «род», «предок»…
С учетом этого и была выбрана тема исследования «Родословное дерево моей семьи».
Тип проекта :
информационно – исследовательский,
по содержанию «ребёнок и его семья»,
ребёнок - субъект проектирования;
внутри детского сада; при участии детей и взрослых;
коллективный,
долгосрочный
Участники: Воспитатели, специалисты, «совет педагогов», дети старшего дошкольного возраста, родители и другие члены семей воспитанников.
Цель: способствовать закреплению интереса к своей семье, воспитывать любовь и уважительное отношение к родителям и предкам, формировать и развивать личность, развивать партнерские отношения с семьёй.
Задачи:
1. Дать представление о понятиях: “род”, “родители”, “родословная”, “семья”, “родные”, “близкие”.
2. Дать понятие о народных семейных традициях, семейных реликвиях, о распределении семейных обязанностей.
3. Продолжать развивать познавательные способности у детей, активно включать их в творческо-поисковую деятельность.
4. Расширять кругозор и обогащать словарный запас детей терминами родственных отношений, развивать связную речь.
5. Укреплять детско-родительские отношения.
Сроки: 6 месяцев
Прогнозируемый результат проекта :
Результат может быть представлен как система работы с детьми и родителями по данной теме, с перечислением и кратким описанием всех используемых форм работы. Можно представить генеалогическое древо семьи. В приложении дать системную «паутинку» родословной, коллаж, поделки и рисунки детей, рассказа ребенка и др. Участникам проекта предлагается рассказать о проделанной работе, кратко описать этапы проекта (презентация).
Этапы прохождения проекта :
1-й этап: подготовительный
“Деятельность педагога и деятельность родителей”
разработка этапов проектной деятельности;
разработка диагностики уровня знаний детей о семье, родословной;
разработка примерных конспектов занятий и экскурсий;
разработка сюжетно-ролевых игр
создание предметно-развивающей среды, а также мини - музея “Музей моей бабушки”;
подготовить праздники на тему
провести развлечения “Мы будущие защитники Отечества” “Мамочка родная”, “Дружба крепкая, не сломается…”, изготовить подарки к праздникам,
продумать формы работы с родителями в процессе реализации проекта;
разработать консультации, родительские собрания, оформить уголок родителей. Подобрать полезную информацию по теме проекта : памятки, анкеты.
2-й этап: основной
“Деятельность детей, педагога и родителей”
проводится диагностика на начальном этапе и заключительном, где прослеживается динамика детей;
проводятся занятия и экскурсии, на которых дети изучают историю быта народов Поволжья;
проводятся туристические прогулки по городу вместе с родителями, “День здоровья”;
создана предметно-развивающая среда (атрибуты к сюжетно – ролевым играм, разработаны методические пособия;
участвуют в различных видах трудовой деятельности (дети совместно с родителями озеленяют участок детского сада, убирают территорию детской площадки от снега; в группе ухаживаем за комнатными растениями;
проявляют инициативу к чтению художественной литературы на тему «Семья», рассматриванию фотографий, альбомов, коллажа;
проводятся развлечения “Мы будущие защитники Отечества” “Мамочка родная”, “Дружба крепкая, не сломается…”, изготовлялись подарки к праздникам;
организуются выставки детских работ на тему “Мой любимый город”, “Моя семья”, «Моя любимая мамочка», «Целуем бабушкины руки», «Папа – лучший друг», фотовыставки на тему “Туристические прогулки по городу”,
подготовили формы работы с родителями для реализации проекта - туристические прогулки по городу, дни открытых дверей;
родительские собрания, консультации, индивидуальные беседы; праздники, выставки, конкурсы; уголок для родителей, памятки, анкетирование.
3-й этап: итоговый
1. Подведение итогов:
- в результате проделанной работы дети смогли чётко рассказать о членах своей семьи;
- воспитанники в игровой форме продемонстрировали знание о народных семейных традициях, семейных реликвиях, о распределении семейных обязанностей;
- на протяжении всего проекта дети совместно с родителями и педагогами вели активную творческо-поисковую деятельность;
- в ходе реализации проекта словарный запас воспитанников обогатился такими понятиями как: ухват, чугунок, рушник, лапти, батюшка, матушка, баурсак, калфак, тюбетейка, читек, родословное древо моей семьи;
- активное участие родителей в подготовке и реализации проекта позволило продемонстрировать укрепление внутренних духовных связей между родителями и их детьми.
2. Обработка информации по сводной информационно-диагностической карте по выявлению знаний у детей о своей семье;
3. Оформление результатов проекта;
4. Проведение итогового комплексного занятия «Семья. Родословное древо моей семьи».
Постановка новой проблемы.
У детей появился особый интерес к семейным традициям и реликвиям. Вместе с родителями мы решили начать создавать мини-музей “Сундук моей бабушки”.
Литература :
1. Варанкина Л. И. «Моя родословная» - Курганск, 2001
2. Коротков Е. В. «Твоя родословная. Кто ты?» - Волгоград, 1999
3. Новая иллюстрированная энциклопедия. Кн. 8. – ООО «ТД Издательство Мир книги», 2007
4. Евдокимова Н. В., Додокина Н. В «Детский сад и семья : методика работы с родителями» - М. : Мозаика-Синтез, 2007
5. Каспарова Ю. «Культурная память семьи» - Обруч №5, 2008
6. Ривина Е. «Родословная в детском саду : история и образ жизни»