Ольга Сергеевна Сизяйкина
Проектная деятельность. Тема: «Область декоративного рисования — Веселый Городец»
▼ Скачать + Заказать документы
Краткая аннотация
Актуальность
Народных промыслов на территории России существует достаточно много. Овладеть искусством промысла дело сложное, долговременное. Все расписные промыслы объединяют общепринятые приемы кистевой росписи, которыми могут овладеть дети старшего дошкольного возраста. Городецкая роспись является доступным для изучения видом народного декоративно-прикладного искусства. И именно на занятиях по Городецкой росписи можно формировать навыки кистевой росписи, которые являются неотъемлемой частью процесса обучения старших дошкольников. Формирование таких навыков развивает мелкую моторику рук, что позволяет более успешно усвоить навыки письма и изобразительной деятельности; способствует развитию мышления, а также развитию эстетического вкуса.
Публикация «Проектная деятельность, Тема: „Область декоративного рисования — Веселый Городец“» размещена в разделах
- Городецкая роспись, узоры
- Проекты. Проектная деятельность
- Рисование. Все материалы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2013
Кроме того, с рисунком связана работа воображения. Замечено, что, чем подробнее и разнообразнее рисунки ребенка, тем легче ему впоследствии выражать свои мысли на письме.
Именно поэтому актуально становится разработка проекта «Область декоративного рисования – Веселый Городец»
Практическая значимость проект совершенствует и развивает изобразительные навыки, раскрывает творческий потенциал и личностные качества воспитанника, используя различные элементы городецкой росписи.
Инновационная направленность: использование инновационной педагогической технологии метода проектов в изобразительной деятельности. Совместная и согласованная деятельность всех участников проекта способствует повышению воспитательного эффекта и эмоционального тонуса всего процесса деятельности.
Степень распространения материалов
Данной работой могут воспользоваться воспитатели ДОУ, родители воспитанников ДОУ.
Введение
Детский рисунок, процесс рисования – это частица духовной жизни ребенка. Дети не просто переносят на бумагу что-то из окружающего мира, а живут в этом мире, входят в него, как творцы красоты, наслаждаются этой красотой.
В. Л. Сухомлинский
Как формируется творческая личность? Эффективным средством развития личности является народное декоративно-прикладное искусство. Общеобразовательная школа призвана приобщить детей к художественным традициям декоративно-прикладного искусства, тем самым способствовать сохранению этих традиций. Особая роль отводится урокам декоративного рисования, на которых младшие школьники овладевают определенными навыками работы и получают возможность приобщиться к культуре, эстетическим ценностям народа - источнику неиссякаемой мудрости. Народное декоративно-прикладное искусство бережно сохраняет и творчески развивает традиции, пришедшие из глубокой древности. Его основу составляет творческий ручной труд мастера. Красивые художественные изделия, выполненные народными мастерами, помогают прививать детям любовь к - родному краю, учат их видеть и понимать природу, уважать труд людей. Произведения народного декоративно - прикладного искусства свидетельствуют о духовном величии, громадных творческих и созидательных возможностях народа.
Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее должно начаться уже в дошкольном детстве. Наиболее эффективное средство для этого - изобразительная деятельность детей в дошкольном учреждении.
В процессе рисования, лепки, аппликации ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, которое он создал сам, огорчается, если что-то не получается. Но самое главное: создавая изображение, ребенок приобретает различные знания; уточняются и углубляются его представления об окружающем; в процессе работы он начинает осмысливать качества предметов, запоминать их характерные особенности и детали, овладевать изобразительными навыками и умениями, учится осознанно их использовать.
Поэтому так важно широко включать в педагогический процесс разнообразные занятия художественной, творческой деятельностью. Здесь каждый ребенок может наиболее полно проявить себя без какого бы то ни было давления со стороны взрослого.
Проект ориентирован в конечном итоге на решение одной главной проблемы - формирование творческой личности.
Проектом предусмотрен объект исследования, которыми выступают условия в изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста, предметом деятельности является процесс выявления методов и приемов работы с использованием элементов городецкой росписи, направленные на развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Актуальность создания проекта
Интерес к рисованию у детей появляется рано. Наблюдая со стороны за взрослыми, как они действуют с ручкой, малыши проявляют активное стремление, что-нибудь выполнить без помощи взрослого. Беря карандаши, начинают водить по бумаге, обоям, книгам. Но, не все так просто, рука не слушается, пальцы выводят лишь не понятные каракули. К сожалению, мама отругала малыша, а не лучше ли сесть вдвоем и продолжить рисовать : " Точка-точка, запятая, вышла рожица смешная". Но времени не хватает, чтобы начать хотя бы с самого элементарного. А ведь изобразительная деятельность интересна, увлекательна, необычайна богата буйством красок, и творческого воображения, фантазии. Когда у нас нет настроения, то мы тянемся к прекрасному: рассматриваем картины разных эпох, знакомимся с неповторимыми изделиями Дымковских, Гжельских, Городецких мастеров, любуемся тканями вышитых вручную бисером.
Разве это не прекрасно? Но, как не согласиться, ведь изобразительная деятельность - это сама жизнь. И тут на помощь родителям и неугомонным малышам приходит детский сад. Скоро научится держать карандаш, кисти, смешивать краски для получения новых цветов, узнает, чем акварель отличается от гуаши, а картины Репина от Шишкина.
Народных промыслов на территории России существует достаточно много. Каждый из них своеобразен и сохраняет корни технологического процесса. Овладеть искусством промысла дело сложное, долговременное. Народные расписные промыслы существуют столетиями и сохраняют первоначальные мотивы, колорит и приемы росписи. Все расписные промыслы объединяют общепринятые приемы кистевой росписи, которыми могут овладеть дети старшего дошкольного возраста. Городецкая роспись является доступным для изучения видом народного декоративно-прикладного искусства. И именно на занятиях по Городецкой росписи можно формировать навыки кистевой росписи, которые являются неотъемлемой частью процесса обучения старших дошкольников. Формирование таких навыков развивает мелкую моторику рук, что позволяет более успешно усвоить навыки письма и изобразительной деятельности; способствует развитию мышления, а также развитию эстетического вкуса.
Кроме того, с рисунком связана работа воображения. Замечено, что, чем подробнее и разнообразнее рисунки ребенка, тем легче ему впоследствии выражать свои мысли на письме.
Именно поэтому актуально становится разработка проекта «Область декоративного рисования – Веселый Городец»
Воспитание современного ребёнка и его познавательных способностей – приоритетная, наиглавнейшая задача дошкольной педагогики особенно в современных условиях, поскольку любой стране нужны личности эмоционально отзывчивые, активные, с эстетическим восприятием, творческим мышлением и творческим воображением.
Цели, задачи, ожидаемые результаты и продукты
Стратегическая цель: создание благоприятных условий для выявления творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством использования городецкой росписи в изодеятельности.
Тактические цели
1. Создать условия для приобщения детей и родителей к народному творчеству при помощи городецкой росписи. Задачи:
- Организация предметной среды.
- Подбор методического материала для проекта.
- Организация материально-технического обеспечения.
2. Сформировать творческий союз «педагог-ребенок-родитель». Задачи:
- Выбор участников проекта.
- Формирование мотивации участников проекта.
- Формирование у воспитанника ДОУ и родителя отношения к цвету как важнейшему свойству в развитии эстетического вкуса и навыков технического исполнения городецкой росписи.
3. Организовать насыщенное и творческое взаимодействие участников проекта.
Задачи:
- Знакомство участников проекта с городецкой росписью.
- Исполнение элементов городетской росписи на готовых шаблонах.
- Дальнейшее сотрудничество с участниками проекта.
Ожидаемые результаты первой тактической цели:
1 .Созданная предметная среда с учетом темы проекта.
2. Методический материал, в свете современности нацеленный на развитие индивидуальных творческих и познавательных способностей ребенка и родителя.
3. Создание выставочного мини-центра.
Ожидаемые результаты второй тактической цели:
1. Готовность участников проекта к деятельности.
2. Формирование системы взаимодействия «педагог-ребенок-родитель», как развивающейся творческой группе.
3. Сформированный навык технического исполнения городетской росписи.
Ожидаемые результаты третьей тактической цели:
1. Информационная грамотность участников проекта.
2. Создание отдельных образцов с элементами городетской росписи.
3. Создание передового педагогического опыта
Продукт первой тактической цели:
1. База образцов росписей.
2. Методические пособия и рекомендации.
3. Выставочный мини-центр.
Продукт второй тактической
1. Сплоченность участников проекта общностью целей.
2. Педагог – профессионал, ребенок - творец, родитель – партнер.
3. Готовые работы проекта.
Продукт третьей тактической
1. Презентация по теме проекта.
2. Альбом с элементами городетской росписи.
3. Проект «Причудливый городец»
Аннотация
Нельзя не согласиться с утверждением, что основная проблема сегодняшнего дня - воспитание духовно-богатой личности, с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями, имеющими активную жизненную позицию. Данный проект «Причудливый Городец» акцентирует внимание не только на овладение системой дополнительных знаний, но и на воспитательный и нравственный аспекты в работе с воспитанником и родителем.
При ознакомлении с элементами городецкой росписи ребенок получает информацию о разнообразии окружающего мира, уточняют свои представления о цвете, форме и размере предметов и их частей, у них развиваются воображение, мышление, речь.
Практическая значимость: проект совершенствует и развивает изобразительные навыки, раскрывает творческий потенциал и личностные качества воспитанника, используя различные Элементы городецкой росписи.
Инновационная направленность: использование инновационной педагогической технологии метода проектов в изобразительной деятельности.
В основу данного проекта положены следующие идеи:
1. воспитание образования ребенка на основе творческого развития;
2. развитие художественно-эстетических способностей дошкольника и родителя;
3. подготовка родителя к сотрудничеству с педагогом и ребенком.
В соответствии с ФГТ проект опирается на научные принципы ее построения:
• принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка. Развивающий характер образования реализуется через деятельность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития;
• сочетание принципа научной обоснованности и практической применимости;
• единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;
• принципы гуманизации, дифференциации и индивидуализации, непрерывности и системности образования.
Отражение принципа гуманизации в проекте означает :
— признание уникальности и неповторимости личности каждого ребенка;
— признание неограниченных возможностей развития личного потенциала каждого ребенка;
— уважение к личности ребенка со стороны всех участников образовательного процесса.
Дифференциация и индивидуализация воспитания и обучения обеспечивает развитие ребенка в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями. Осуществляется этот принцип через создание условий для воспитания и обучения каждого ребенка с учетом индивидуальных особенностей его развития.
Реализация принципа непрерывности образования требует связи всех ступенек дошкольного образования, начиная с раннего и младшего дошкольного возраста до старшей и подготовительной к школе групп. Приоритетом с точки зрения непрерывности образования является обеспечение к концу дошкольного детства такого уровня развития каждого ребенка, который позволит ему быть успешным в начальной школе. Соблюдение принципа преемственности требует не только и не столько овладения детьми определенным объемом информации, знаний, сколько формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью - любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности и др.
Многие отечественные исследователи изучали детское творчество в какой-либо конкретной деятельности - познавательной (Е. В. Рыжова, игровой (Л. А. Венгер, А. П. Усова, Е. О. Смирнова, О. В. Гударева, театральной (И. Г. Андреева). Особо следует отметить исследования, посвященные творческого воображения дошкольников (Н. Е. Веракса, О. М. Дьяченко, В. Т. Кудрявцев)
В качестве научной основы нашего проекта использован опыт работы практикующего педагога дошкольного образовательного учреждения Скорлуповой О. А. «Знакомство детей старшего дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством».
Ряд авторов (Н. Е. Веракса, доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой социальной психологии развития МГППУ, А. Н. Веракса, аспирант факультета психологии МГУ им. М. В. Ломоносова, преподаватель факультета социальной психологии МГППУ, Савенков А. И., М. В. Дубова) рассматривают проекты с детьми, во-первых: как поддержку детской познавательной инициативы в условиях ДОУ и семьи, во-вторых: для получения позитивного социального опыта реализации собственных замыслов; в-третьих: для поиска новых, нестандартных действий в самых разных обстоятельствах.
Пути решения проекта :
• обдумать и представить модель того, что собираются изучать;
• учесть требования и мнения всех участников проекта;
• разработать систему реализации идей на основе реальной
практики и возможностей конкретного ДОУ;
• оценить риски реализации проекта.
Этапы реализации проекта программы
Реализация проекта рассчитана на 2 недели.
1. Подготовительно-проектировочный этап. Цель: постановка проблемы и взаимодействие с родителями в целях реализации проекта
2. Практический этап. Цель: работа с детьми и родителями посредством совместного творчества в созданном сообществе.
3. Обобщающе - результативный этап. Цель: Защита и анализ работы сообщества по проекту.
План мероприятий
1 этап - Подготовительно-проектировочный этап
1. Постановка проблемы
2. Подбор методической литературы по теме
3. Подбор иллюстраций по теме городетская роспись.
4. Подбор консультации для родителей по теме.
2 этап - Практический этап
1. Проведение беседы с детьми и родителями по теме: «Веселый Городец».
2. Чтение художественной литературы по теме «Веселый Городец».
3. Совместный просмотр иллюстраций по теме и дальнейшее обсуждение.
4. Проведение совместного занимательного дела по теме.
5. Создание шаблонов для совместного творчества по теме «Веселый Городец».
6. Создание презентации по теме «Веселый Городец»
7. Создание альбома с образцами элементов городетской росписи.
3 этап - Обобщающе - результативный этап
1. Создание выставочного мини-центра по теме.
2. Отчет о проделанной работе в виде презентации и публикации
3. Выступление на педагогическом совете.
Риски и пути преодоления рисков
1. Нежелание родителей принимать участие в проекте. Преодоление:
- Индивидуальная беседа о важности общего дела.
- Консультация «Так ли важно рисование в жизни ребенка?».
- Встречи.
3. Недостаток демонстрационного материала. Преодоление:
- Приобретение необходимого материала в специализированных магазинах и на сайтах в интернете.
Выводы:
Проект должен стать мощным импульсом к развитию творческой инициативы дошкольных педагогических коллективов, занимающимся проблемами детства.
Народное искусство - это уникальный мир духовных ценностей, где воплощена духовная энергия народа, хранящая и развивающая нравственный потенциал этноса.
Рисование популярно среди детей дошкольников 5 - 6,5 лет. Рисуя, ребенок проявляет свое стремление к познанию окружающего мира, и по рисунку в определенной степени можно выяснить уровень этого познания. Чем более развито у детей восприятие, наблюдательность, чем шире запас их представлений, тем полнее и точнее отражают они действительность в своем творчестве, тем богаче, выразительнее их рисунки.
В изобразительной деятельности 6-летних детей находят отражение такие специфические особенности их мышления, как конкретность, образность. Изобразительная деятельность ребенка теснейшим образом связана не только с отдельными функциями (восприятием, памятью, мышлением, воображением, но и с личностью в целом. В ней проявляются интересы ребенка, темперамент, некоторые половые различия.
В процессе изобразительной деятельности развивается ручная умелость, зрительно-двигательная координация, необходимые для подготовки ребенка к письму. В наибольшей степени этому способствуют занятия, на которых дети создают изображения не по частям, а из целого куска пластилина, одной линией контура в рисовании. Ребенок успешно овладевает письмом, если но умеет производить рукой ритмичные, равномерные, плавные движения. Формированию такого рода движений способствует рисование растений, декоративное рисование по мотивам вышивок, росписей и др. В процессе рисования предметов различной формы, величины и пропорций формируются умения удерживать определенное направление. Знакомство детей с основными формами, близкими к геометрическими фигурам, как плоскими, так и объемными, умение выделить их из окружающей действительности, сравнить их по величине, длине, ширине, высоте, соотносить величину частей изображаемого предмета и их пространственное положение на занятиях по лепке, аппликации и рисованию способствуют овладению элементарными математическими понятиями на уроках математики в 1 классе. На занятиях изодеятельностью осуществляются и задачи всестороннего развития личности ребенка: умственное развитие и эстетическое отношение к действительности, нравственное воспитание. Процесс рисования, лепки, аппликации вызывает у детей положительные эмоции, удовлетворение от работы с изобразительным материалом, результатом которого является выразительный образ, формируются навыки работы в коллективе и для коллектива, умение согласовывать свои действия с товарищами.
В целом проект с детьми и родителями, с моей точки зрения, имеет прогрессивный характер и позволит не только способствовать развитию творческой личности ребенка, но и дадут толчок для развития взаимопонимания и сближения родителя с ребенком и воспитателем.