ИРИНА ГИЕВАЯ
Проектная деятельность в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт проекта для детей старшего дошкольного возраста
"Мини-музей в ДОУ. История одной игрушки"
Авторы проекта :
Гиевая Ирина Михайловна
Музей – это смесь искусства и истории,
филологии и басни, документа и романа,
которая посылает нам через многие
годы луч света и доносит уникальные
по ценности опыт и знания.
Ф. Дзери
Публикация «Проектная деятельность в ДОУ» размещена в разделах
В условиях нашего города не так много музеев и ориентированы они в основном на школьников. Некоторые детские сады находятся далеко от центра города и существует проблема с организацией посещения музея. Проведя опрос, мы выяснили, что не все дети были в музее, некоторые не знают что это такое, а родители не считают нужным водить детей дошкольного возраста в музеи.
Проблему решает создание мини музеев в ДОУ т. к. они являются наиболее оптимальным средством передачи информации, и происходит внедрение в воспитательно-образовательный процесс ДОУ средств музееведения и музейной педагогики, создание в МДОУ музейно-образовательного пространства центром которого является мини музей.
В условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому музеи в детском саду называют «мини-музеями». Часть слова «мини» в нашем случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики.
Назначение музея – патриотическое воспитание дошкольников, суть которого, с нашей точки зрения, состоит в том, чтобы взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и семье, истории и культуре своей страны, ко всему, что создано трудом родных и близких людей – тех, кого зовут соотечественниками.
Важная особенность мини-музеев — участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею. Они могут: участвовать в обсуждении его тематики, приносить из дома экспонаты, ребята из старших групп проводить экскурсии для младших, пополнять их своими рисунками.
В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.
Значение музея в воспитании ребенка нельзя переоценить. «Диалог» с музеем развивает у детей наглядно-действенное мышление, формирует представление о предметном мире, созданном руками человека, помогает восприятию чувственной основы слова, словесному описанию объектов. Накопленный опыт работы по музейной педагогике показывает, что создание музея также способствует установлению эмоциональной близости в детско-родительских отношениях.
Цели и задачи мини – музея
• Реализация направления «Музейная педагогика».
• Обогащение предметно-развивающей среды ДОУ.
• Обогащение воспитательно-образовательного пространства новыми формами.
• Формирование у дошкольников представлений о музее.
• Расширение кругозора дошкольников.
• Развитие познавательных способностей и познавательной деятельности.
• Формирование проектно-исследовательских умений и навыков.
• Формирование умения самостоятельно анализировать и систематизировать полученные знания.
• Развитие творческого и логического мышления, воображения.
• Формирование активной жизненной позиции.
Задачи проекта :
• приобщать дошкольников к культурно-эстетическим ценностям, побуждать к творческой деятельности, популяризовать персонажи отечественных писателей;
• способствовать обогащению представлений о природном и рукотворном мире, развивать познавательные интересы;
• повышать культурный уровень педагогов и родителей, взаимодействовать с социумом
Участники проекта : дети подготовительной группы №3, родители, педагоги, музыкальный руководитель.
Сроки проведения: сентябрь – ноябрь 2012 года
Форма проведения: дневная (в повседневной жизни и образовательной деятельности)
План реализации проекта включает работу по трем направлениям:
• Методическая работа
• Работа с детьми
• Взаимодействие с родителями
Ожидаемый результат:
• Создание оригинальной активизирующей предметной среды в группах
• Расширение кругозора воспитанников
• Повышение социальной компетенции дошкольников
• Вовлечение родителей в педагогический процесс, укрепление их заинтересованности в сотрудничестве с детским садом
Этапы реализации проекта
N Название этапа Содержание работы Сроки реализации Ожидаемый результат
1 Подготовительный этап. Родительское собрание 2 неделя сентября 2012 1. Определение темы и названия музея.
2. Выбор места для размещения.
3. Выбор инициативной группы.
2 Практический этап. 1. Сбор экспонатов.
2. Оформление выставки.
3. Индивидуальная работа с детьми.
4. Проведение экскурсий.
5. Цикл интегрированных занятий (ознакомление с окружающим миром, ознакомление с художественной литературой, художественное творчество) Сентябрь –ноябрь 2012
Создания мини-музея «История одной игрушки. Чебурашка»
3 Подведение итогов 1. Заседание инициативной группы.
2. торжественное открытие мини-музея «История одной игрушки, Чебурашка»
Ноябрь 2012 Выставка экспонатов мини-музея
ХАРАКТЕРИСТИКА МИНИ-МУЗЕЯ
Экспонаты мини-музея
№ Название экспоната Дата поступления Постоянное/
временное хранение Ф. И. О. представившего экспонат
1 Картина «Чебурашка» из зерен риса и гречихи сентябрь постоянное Стукало Артем
2 Вязаная игрушка «Чебурашка» октябрь постоянное Полежаева Т. А.
3 Картина «Мой друг Чебурашка» (квиллинг+пластиллинография) сентябрь постоянное Стукало Артем
4 «Чебурашка в апелисинах» (лепка из теста) сентябрь постоянное Стукало Артем
5 Картина «Чебурашка» (витраж) ноябрь постоянное Зейнетдинова Арина
6 Вышивка крестиком «Чебурашка», «Крокодил Гена» сентябрь постоянное Гиевая И. М.
7 Игрушка «Чебурашка» (флис) октябрь постоянное Смирнова Анегина
8 Крокодил Гена (из соленого теста) октябрь постоянное Полежаева Т. А.
9 Картина «Мой друг Чебурашка» (флис) октябрь постоянное Смирнова Ангелина
10 Поделка из каштанов «Чебурашка» октябрь постоянное Матишина Елизавета
11 Игрушка Чебурашка
Сентябрь - ноябрь постоянное Воспитанники группы №3
12 Игрушка Крокодил Гена Сентябрь - ноябрь постоянное Воспитанники группы №3
13 Картина «Крокодил Гена и Чебурашка» (выжигание по дереву) Ноябрь постоянное Саполнова Е. В.
Разделы мини-музея, особенности использования
«Мягкие игрушки», «Резиновые игрушки», «Пластмассовые игрушки».
Экспонаты данных коллекций находятся в свободном доступе у детей и используются ими для сюжетно-ролевых игр, для театральной деятельности. Игрушки могут быть использованы в процессе непосредственно образовательной деятельности, конкретно в образовательных областях «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество»
«Сами своими руками» экспонаты данной коллекции выполнены детьми, родителями, воспитателями. Экспонаты могут быть применены в процессе организации непосредственно образовательной деятельности в образовательных областях «Социализация», «Познание», «Художественное творчество», «Чтение художественной литературы».
«Галерея» оформлена в виде небольших полотен в рамках, где расположены детские рисунки, аппликации. Фотографии после некоторого времени переносятся с полотна в фотоальбом. Экспонаты галереи могут быть использованы в процессе непосредственно образовательной деятельности в образовательных областях «Художественное творчество», «Коммуникация».
«Библиотека»
Здесь собраны загадки, стихи и авторские произведения о собаках, которые могут быть использованы как в непосредственно образовательной деятельности, так и в самостоятельной игровой деятельности детей.
«Игротека»
Игры и атрибуты для игр расположены на низкой полке. Дети могут использовать их самостоятельно в процессе самостоятельной игровой деятельности или вместе с педагогом в процессе непосредственно образовательной деятельности.
Тематический план занятий в ходе реализации проекта
№ Тема цикла занятий Образовательная область Цель занятия месяц
1. Музей. Познание Познакомить детей с историей создания музеев, об их назначении. сентябрь
2. Перед экскурсией. Познание Раскрыть содержание музейной деятельности, познакомить с правилами поведения в музее, познакомить с профессией – экскурсовод. сентябрь
3. Картина из зерен риса и гречихи
Художественное творчество Формировать представления о различных способах создания картины, учить выполнять картину посредством использования зерен различных видов крупы сентябрь
4. Сказочные герои (пластиллин) Познание, коммуникация, художественное творчество Формировать представления о частях тела человека и животных. сентябрь
5. Э. Н. Успенский – писатель для детей Коммуникация Познакомить детей с творчеством Э. Н. Успенского, прививать любовь к чтению и прослушиванию произведений. октябрь
6. «Чебурашка» (поделки из спичечных коробков) Художественное творчество Развивать творческое начало, учить применять различные материалы в работе, развивать мелкую моторику рук, воспитывать усидчивость и самостоятельность Октябрь
7. Картина «Крокодил Гена и Чебурашка» (аппликация) Художественное творчество Учить аккуратному выполнению аппликации, развивать творчество, воспитывать усидчивость в работе Ноябрь
8. «Чебурашка» Художественное творчество Закреплять технику создания изображения на плоскости при помощи пластилина; учить создавать целостность объекта из отдельных частей, развивать мелкую моторику рук; доставить детям радость от встречи с любимой игрушкой. ноябрь
9. Итоговая выставка и музыкально-игровое разлечение Познание, коммуникация, игровая деятельность ноябрь
ПЕРСПЕКТИВА РАЗВИТИЯ МИНИ-МУЗЕЯ
Подбор коллекций детских мультфильмов
Проведение экскурсий для других групп детского сада
Изготовление книжек-малышек о сказочных героях
Использование сказочных персонажей Э. Н. Успенского на праздниках в ДОУ
На базе мини-музея или с использованием его коллекций можно проводить занятия по разным видам деятельности.
ФОТОРЕПОРТАЖ - СОЗДАНИЕ МИНИ – МУЗЕЯ
«ИСТОРИЯ ОДНОЙ ИГРУШКИ. ЧЕБУРАШКА»
Так все начиналось: есть идея, но пока еще нет экспонатов
Но спустя некоторое время, дети «загорелись» идеей создания
музея и начали потихонечку мастерить. Подключились и воспитатели:
шили игрушки и вышивали.
Постепенно и родители стали узнавать информацию о способах изготовления различных поделок, о материалах, которые можно использовать для работы. И вот что получилось…
У нас появился и ростомер, которым дети активно пользуются:
Наша экспозиция пополнялась все новыми игрушками. Дети приносили свои любимые игрушки, и расставались с ними, ничуть не сожалея об этом. Ведь они прекрасно знают, что приходя каждый день в группу, здесь их ждет целая коллекция игрушек Чебурашка и его друзей.