Папки-передвижки

Общешкольная профилактическая неделя «Экология слова»

Алёна Бытотова
Общешкольная профилактическая неделя «Экология слова»

Цель: сформировать негативное отношение к ненормативной лексике.

Задачи: 1. формирование культуры речевого общения;

2. побуждение к нравственному самосовершенствованию.

3. снижение количества ненормативной лексики через профилактику синдрома эмоционального выгорания педагогов.

Сроки проведения недели 1. Неделя проводится с 4 по 8 февраля 2019 года.

1 день. Анкетирование «Сквернословие в моей жизни»

2 день. Мастерская по созданию коллективных плакатов «#Стопмат».

Публикация «Общешкольная профилактическая неделя „Экология слова“» размещена в разделах

3 день. Занятие с элементами тренинга для педагогов по профилактике эмоционального выгорания «Гори, гори, моя звезда!»

4 день. Беседа с элементами тренинга и интерактивной викториной (1-7 классы) «Сила слова или яд сквернословия»

5 день. Выставка плакатов "СТОПМАТ".

Приложение 1. Занятие с элементами тренинга для педагогов «Гори, моя звезда!» Цель : профилактика синдрома эмоционального выгорания педагогов.

Задачи: познакомить педагогов с понятием синдрома эмоционального выгорания (СЭВ, провести экспресс-диагностику по выявлению СЭВ, предложить способы коррекции и профилактики СЭВ, провести упражнения для снятия психоэмоционального напряжения. Время: 90 минут. Материалы: фломастеры, лист ватмана, ручки, цветные карандаши, бланки тестовых заданий, видеоряд, анкеты по количеству участников. 1. Упражнение «Я - это…» Цель: помочь участникам познакомиться друг с другом, рассказать о себе. Время: 5 минут. Материалы: ручки. Инструкция: «Представьтесь по имени и назовите свойство своего характера, начинающееся на первую букву вашего имени. Это прилагательное должно вас позитивно характеризовать. А теперь представьтесь еще раз и назовите ваш эпитет, но уже в форме преувеличения (гениальная Галя, добрейшая Даша)». Анализ: Сложно ли было себя охарактеризовать? Какие эпитеты вас впечатлили? 2. Упражнение «Наши ожидания от тренинга» Цель: выявить ожидания участников от предстоящего занятия. Время: 10 минут. Инструкция: «Каждый из нас чего-то ожидает от нового дела. Я вам предлагаю минуту подумать и ответить на вопрос «Что я ожидаю от тренинга?». После того как первая часть упражнения будет выполнена ведущий говорит: «Уважаемые участники группы, ваши ожидания исполнятся только в том случае, если вы что-то конкретное вложите в этот тренинг. Посмотрите на таблицу. Чтобы получить то, что здесь написано, необходимо вложить, отдать что-то взамен. А сейчас ответьте еще на один вопрос: «Что я готов вложить в тренинг? В конце тренинга у нас с вами будет возможно проанализировать наши ожидания». Анализ: Участники по кругу проговаривают свои ожидания от тренинга и вклад. 3. Упражнение «Яблоко»

Цель: показать участникам тренинга насколько люди отличаются друг от друга, и что все мы поразному реагируем на жизненные обстоятельства. Время: 10 минут. Материалы: цветные карандаши, листы бумаги. Техника проведения: Ведущий произносит слово «яблоко». Участникам предлагается на листе бумаги нарисовать тот образ яблока, который у него возник. Когда рисунки готовы, участники крепят их к стене. Инструкция: «Сейчас я произнесу слово «Яблоко». У каждого из вас в сознании возникло свое яблоко. Возьмите лист бумаги, карандаши и нарисуйте яблоко. Представьте, что у нас вместо стены огромная корзина. И вам предлагается положить все яблоки в корзину. Прикрепите к стене магнитиками». Анализ: Посмотрите, есть ли среди яблок одинаковые? Почему яблоки разные? Мы индивидуальны и меняемся каждую минуту. Если попросить вас снова нарисовать яблоко, вы никогда не сделаете точно такой же рисунок. Точно также каждый из нас по-разному реагирует на жизненные обстоятельства. Мы каждый по-своему чувствуем радость или грусть. Поаплодируем за чудесные яблоки. 4. Упражнение «Незаконченное предложение» Цель: выявить эмоциональное отношение к работе. Время: 10 минут. Материалы: бланки с вопросами, ручки, планшеты. Техника проведения: участникам предлагается анонимно ответить на 2 вопроса: «В последнее время на работе меня радовало», «В последнее время на работе меня огорчало». Инструкция: «Сейчас вам предлагается ответить на 2 вопроса. Подписывать бланки не нужно. После того как все ответят, мы поместим все в коробку, перемешаем и вы наугад достанете и прочитаете, то что написано. Итак, приступим. Вопросы: «В последнее время на работе меня радовало». «В последнее время на работе меня огорчало». Анализ: Какие чувства вызывало чтение чужих ответов? У кого есть такие ощущения, что и у другого человека? О чем вам говорят ваши ответы? 5. Экспресс-оценка эмоционального выгорания Цель : диагностика эмоционального выгорания. Время: 10 минут. Материалы: бланки анкеты, ручки. Техника проведения: необходимо ответить на ряд предложенных вопросов и подсчитать результаты тестирования. Инструкция: «На следующие предложения отвечайте «да» или «нет». Бланк № п/п Вопросы Ответ

1 Когда в воскресенье в полдень я вспоминаю о том, что завтра снова идти на работу, то остаток выходных уже испорчен

2 Если бы у меня бала возможность уйти на пенсию (по выслуге лет, инвалидности, я сделал (а) бы это без промедления

3 Коллеги по работе раздражают меня: невозможно терпеть их одни и те же разговоры

4 То, насколько меня раздражают коллеги, еще мелочи по сравнению с тем, как выводят меня из равновесия клиенты (пациенты, ученики, посетители, заказчики)

5 На протяжении последних трех месяцев я отказывался (отказывалась) от курсов повышения квалификации, от участия в конференциях и т. д.

6 Коллегам (ученикам, посетителям, заказчикам и т. д.) я придумал (а) обидные прозвища (например, «дураки», которые использую мысленно

7 С делами по службе я справляюсь «одной левой». Нет ничего такого, что могло бы удивить меня в ней своей новизной

8 О моей работе мне едва ли кто скажет что-нибудь новое

9 Стоит мне только вспомнить о своей работе, как хочется бросить и послать ее ко всем чертям

10 За последние три месяца мне не попала в руки ни одна специальная книга, из которой я почерпнул (а) бы что-нибудь новенькое

Оценка результатов: Подсчитайте количество положительных ответов 1 балл – синдром выгорания вам не грозит. 2-6 баллов – вам необходимо взять отпуск, отключиться от рабочих дел. 7-9 баллов – пришло время решать: либо сменить работу, либо, что лучше, переменить стиль жизни. 10 баллов – положение весьма серьезное, но, возможно, в вас еще теплится огонек и поэтому важно, чтобы он не погас. 6. Упражнение «Ассоциации» Цель: обучение осознанию своего эмоционального состояния. Время: 5 минут. Техника проведения: участникам предлагается сказать по несколько ассоциаций к словам : жизнь, семья, ложь, дружба, общение, честность, страх, РАБОТА. Инструкция: «Скажи несколько ассоциации для слов : жизнь, семья, ложь, дружба, общение, честность, страх, РАБОТА. Анализ: Как вы думаете, о чем говорят ваши ассоциации к словам? Ваши ассоциации говорят о том, какие эмоции вы испытываете?

Для снятия психоэмоционального напряжения и самостоятельного освоения приемов саморегуляции можно выполнить ряд упражнений, таких как «Муха», «Лимон», «Сосулька». Упражнение «Муха» Цель: снятие напряжения с лицевой мускулатуры. Сядьте удобно: руки свободно положите на колени, плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте, что на ваше лицо пытается сесть муха. Она садится то на нос, то на рот, то на лоб, то на глаза. Ваша задача: не открывая глаз, согнать назойливое насекомое.

Упражнение «Лимон» Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления. Сядьте удобно: руки свободно положите на колени (ладонями вверх, плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте себе, что у вас в правой руке лежит лимон. Начинайте медленно его сжимать до тех пор, пока не почувствуете, что «выжали» весь сок. Расслабьтесь. Запомните свои ощущения. Теперь представьте себе, что лимон находится в левой руке. Повторите упражнение. Вновь расслабьтесь и запомните свои ощущения. Затем выполните упражнение одновременно двумя руками. Расслабьтесь. Насладитесь состоянием покоя. Упражнение «Сосулька» («Мороженое») Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления. Встаньте, пожалуйста, руки поднимите вверх и закройте глаза. Представьте, что вы – сосулька или мороженое. Напрягите все мышцы вашего тела: ладони, плечи, шею, корпус, живот, ягодицы, ноги. Запомните эти ощущения. Замрите в этой позе. Заморозьте себя. Затем представьте, что под действием солнечного тепла вы начинаете медленно таять. Расслабляйте постепенно кисти рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног и т. д. Запомните ощущения в состоянии расслабления. Выполняйте упражнение до достижения оптимального психоэмоционального состояния. Выполним упражнение ещ раз.

Упражнение «Для тебя» Цель: повышение настроения и самооценки. Время: 10 минут. Техника проведения: Участники группы пишут на 8–10 карточках пожелания. Затем под музыку все двигаются по аудитории. Предлагается подходить друг к другу и обмениваться пожеланиями. Подаренные пожелания дарить другому нельзя. По сигналу работа прекращается. Материал: магнитофон, бумага, ножницы, фломастеры. Инструкция: Возьмите бумагу и нарежьте 8–10 небольших карточек. Кто хочет, может больше. После этого напишите на каждой карточке пожелание. Когда зазвучит музыка, вы будете свободно передвигаться по группе и обмениваться пожеланиями с другими участниками. Одному человеку можно подарить одно или несколько пожеланий, но главное, подаренные вам пожелания дарить нельзя. Когда музыка прекратит звучание, работа прекращается.

Анализ: Что вызывало у вас трудности? Что лучше: дарить или принимать пожелания? 12. Упражнение «Рефлексия занятия» Ритуал окончания занятия «Аплодисменты по кругу» Цель: завершить занятие на положительной ноте. Время: 5 минут. Техника проведения: Психолог начинает тихонько хлопать в ладоши, глядя и постепенно подходя к одному из участников. Затем этот участник выбирает из группы следующего, кому они аплодируют вдвоем. Третий выбирает четвертого и т. д. последнему участнику аплодирует уже вся группа.

Приложение 2. Беседа с элементами тренинга "Сила слова"

Цель: формирование навыков здорового образа жизни. Задачи: Расширить знания детей о вредных привычках. Воспитывать отрицательное отношение к порокам человечества. Побуждать к нравственному самосовершенствованию. Подготовительная работа Подготовить плакат «Дерево красоты речи». Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, игрушечный микрофон, фломастеры, поролон, пропитанный гуашью разных цветов (листва «Древа красоты речи», музыка. Содержание: 1. Организационный момент. Игра «Необычные приветствия». 2. Информационный материал. 3. Игра «Волшебный микрофон». 4. Упражнение «Древо красоты речи». 5. Викторина. 6. Заключительное слово, обратная связь, раздача памяток. Ход занятия Все занятие сопровождается слайдами презентации «Необычные приветствия» 1. Игра "Необычные приветствия"

Спросите ребят, как люди обычно приветствуют друг друга. Какие движения они при этом делают? Спектр достаточно широк: от кивков до поцелуев. Остановимся на среднем варианте - рукопожатии. Почему люди жмут друг другу именно руку? Просто это традиция. А значит, все могло бы быть совсем иначе. Например, эскимосы трутся носами вместо поцелуев. Так что и мы сейчас будем приветствовать друг друга новыми, необычными способами. Итак, как только вы включите любую танцевальную музыку, дети должны начать ходить по комнате (можно также прыгать и танцевать). Когда музыка затихнет, то вы произнесете слова : «Раз, два, три, друга найди!» В это время каждый ребенок срочно должен найти себе пару и встать с ней рядом. Тогда вы скомандуете – «Поздоровайтесь.» - и затем назовете любую часть тела. Так в процессе игры дети узнают, что можно поздороваться ушками, мизинцами, пятками, коленками, ресничками, локтями и т. п. Не забудьте поставить важное условие : каждый раз во время музыкальной паузы ребенок должен встать рядом с тем игроком, с кем он еще никак не здоровался. Таким образом, игру можно завершать, когда каждый ребенок поздоровался со всеми присутствующими. Сегодня у нас очень важная, трудная и в тоже время интересная тема. Наше занятие называется «Сила слова или яд сквернословия». 2. Что же такое сквернословие? Итак, сквернословие – это речь, наполненная неприличными выражениями, непристойными словами, бранью. Но мало кто из вас догадывается, что сквернословие, как и хамство - оружие неуверенных в себе людей. Матерная брань - это не только набор непристойностей. Подобная лексика свидетельствует о духовной болезни человека. Слово – не просто набор звуков выражающих мысль. Оно способно очень много рассказать о нашем духовном состоянии. Сократ говорил: «Каков человек, такова его и речь». В древней Руси мат являлся ничем иным, как заклинанием. Наши предки произносили эти слова, призывая себе на помощь демонов зла. Ведьмы и колдуньи использовали сквернословие в своих наговорах, насылая проклятие. Все знали, что бранить детей нельзя матом, они будут мучимы бесами. Материться в доме нельзя: бесы будут жить в этом жилище. Также нельзя было ругаться в лесу: леший может обидеться, на берегу реки или озера – оскорбится водяной. Где же человеку можно было выругаться, выплеснуть из себя всю злость? Оставалось одно место – поле. Отсюда и выражение «поле брани». Не зная происхождения этой фразы, многие думают, что это поле битвы. Однако значение фразы другое – это поле матерной ругани. Употребляя мат в разговоре с друзьями, родными, современные люди, сами того не подозревая, совершают сокровенный ритуал, призывая зло изо дня в день, из года в год на свою голову и на голову своих близких. Количество бранных слов переходит в качество. Вначале у людей появляются мелкие неприятности, затем крупные, потом возникают проблемы со здоровьем и, наконец, ломается сама жизнь. Под действием звуков, в том числе и человеческой речи, молекулы воды (а наше тело примерно на 80 процентов состоит из нее) начинают выстраиваться в сложные структуры. И в зависимости от ритма и смысловой нагрузки эти структуры могут лечить или, наоборот, отравлять организм. В XX веке японский ученый Масару Эмото научно доказал, что вода не только воспринимает информацию, но может меняться под воздействием слова и даже мысли. С помощью новейшего оборудования он смог заморозить и сфотографировать воду под микроскопом. То, что он разглядел на молекулярном уровне, его поразило. На фото предстали в основном кристаллы разной формы и четкости — с виду очень похожие на снежинки. Воде перед заморозкой говорили разные слова на многих языках или воздействовали на нее музыкой. Выяснилось, что форма кристаллов отражает удивительные свойства воды. Ученый сделал вывод, что похвала влияет на воду лучше, чем просьба или требование, а сквернословие не способно породить гармоничную красоту. Как видите, слова с негативным смыслом даже не образуют форму, а положительно заряженная вода имеет красивые, четкие кристаллы. Вы только вообразите, если мысли и слова могут делать такое с водой, что же они способны сотворить с человеком!

К еще более поразительным выводам недавно пришел уральский ученый Геннадий Чеурин. Он утверждал, что ненормативная лексика очень активно воздействует на организм человека, со временем губя все живое. Гипотезу Чеурина «о влиянии ненормативной лексики на психофизиологическое состояние живых организмов» проверяли несколько НИИ - столичный научный центр при Минздраве РФ, технические университеты Санкт-Петербурга, Екатеринбурга и Барнаула. И доказать теорию удалось! Ученые под руководством кандидата биологических наук П. П. Гаряева пришли к ошеломляющему выводу, что с помощью словесных мыслеобразов человек созидает или разрушает свой генетический аппарат. Исследователи доказали, что бранные слова как бы взрываются в генетическом аппарате человека, вследствие этого происходят мутации, которые с каждым поколением ведут к вырождению человека. Исследователи изобрели аппарат, который переводит человеческие слова в электромагнитные колебания. Они, как известно, влияют на молекулы ДНК (наследственности). Ругается человек матом, и его хромосомы коржатся и гнутся, гены меняются местами. В результате ДНК начинает вырабатывать противоестественные программы. Вот так постепенно потомству передатся программа самоликвидации. Учные зафиксировали, что бранные слова вызывают мутагенный эффект, подобный тому, что дат радиоактивное облучение мощностью в тысячи рентген В целях эксперимента поливали зерна пшеницы разной водой: одна вода слышала только ругательные слова, а другая вода – только молитвы. В результате семена, которые поливали первой водой, всходили лишь в 49 случаях из 100. Те же, что поливали водой, заговоренной молитвами, прорастали в 96 случаях. Если над стаканом воды прочитать молитву или выругаться, а потом выпить, то эффект от этой воды будет прямо пропорционален позитивной или соответственно негативной энергии. Группа российских физиков сконструировала специальный аппарат, позволяющий трансформировать звуковые колебания в электромагнитные. В ходе изучения влияния на растения энергетического потенциала слов, в том числе и бранных, ученые установили, что почти все «обруганные» матом семена арабидопсиса погибли, а выжившие стали генетическими уродами, не способными программировать развитие здоровой жизни. Во второй части эксперимента исследователи обласкали самыми нежными словами убитые радиоактивным облучением семена. Результат превзошел все ожидания: в «благословленных» семенах процесс мутации был остановлен, перепутавшиеся гены, разорванные хромосомы и спирали ДНК стали на свои места и восстановились! Сквернословие наносит вред не только духовному, но и физическому здоровью человека. Другая группа ученых под руководством доктора биологических наук И. Б. Белявского семнадцать лет занималась проблемой сквернословия. Они доказали, что заядлые матерщинники живут намного меньше, чем те, кто не сквернословит, потому что в их клетках очень быстро наступают возрастные изменения и проявляются различные болезни. К сожалению, сквернословие негативно влияет не только на здоровье тех, кто ругается, но и тех, кто вынужден слушать ругательства. А ведь наши предки давно знали, что злые слова убивают. Не случайно проклятие поражало насмерть. И словом же воскрешали мертвых, исцеляли больных. Вероятно, если бы человек мог видеть, какой мощный отрицательный заряд, словно ударная волна взорвавшейся бомбы, распространяется во все стороны от скверного слова, он никогда не произнес бы его. Вот такие, неопровержимые факты.

Как же избавиться от сквернословия? Первое - не говорить плохих слов самому. Не нужно бояться быть белой вороной. Человек может через свою речь влиять на состояние языка. Скажите себе: «Все пусть говорят, а я не буду!» Конечно, для этого требуется мужество. Скорее всего, над вами будут смеяться, подтрунивать,

шутить. Ах, ты не пьешь? До сих пор не куришь? Не ругаешься? Попробуйте устоять в такой ситуации. Попробуйте не испугаться насмешек, презрения. Второе. Мы, конечно, не можем исправить общество в целом, но пресечь сквернословие в семье, в группе можно. Даже в самой ужасной среде есть люди, к которым грязь не пристает. Вот советы, которые помогут вам сделать свою речь лучше, богаче, чище. Не копируйте других, не говорите, как все, не старайтесь быть похожими на кого-то, сохраняйте самобытность и помните: «Не то, что входит в уста, оскверняет их, а то, что выходит из уст» Третье. Тренируйте себя просто говорить вежливо и красиво. Важно научиться думать и говорить о хорошем, помня, что наши слова материализуются, а помыслы реализуются. Используйте в своей речи как можно больше позитивных высказываний (похвалу, поощрения, высказывание добрых позитивных чувств и мыслей). Делайте ежедневно как можно больше комплиментов другим людям, например, «Ты сегодня очень хорошо выглядишь», «Рад тебя видеть», «Ты потрясающе здорово отвечал на уроке» и т. д. Со временем вы увидите, что комплименты становятся вашей привычкой, которая вам очень нравится. 3. Игра «Волшебный микрофон». Я хочу, чтобы каждый, кто держит «волшебный микрофон» в руках, подарил комплимент своему соседу слева. Четвертое. Сквернословие - не есть способ расслабления. Может показаться, что расслабляться - это пить пиво, вино и сквернословить. Других развлечений нет. Но есть спорт, музыка, рисование, коллекционирование и многое другое. Да, вообще, чаще занимайтесь какимнибудь позитивным, креативным трудом, например, лепкой, или посадите цветы или дерево. 4. Упражнение Древо красоты речи. Ведущий предлагает посадить «Дерево красоты речи. Для того чтобы оно росло крепким и здоровым участники должны удобрить почву добрыми словами (дети маркером вписывают слова, затем каждый участник прикладывает ладонь к поролону, пропитанному гуашью, выбирает место на ветке дерева и оставляет отпечаток своей ладони (листва дерева).

Публикации по теме:

Внеклассное занятие по русскому языку «Звонкие и глухие согласные в середине слова перед согласными и на конце слова» Внеклассное занятие по русскому языку " Звонкие и глухие согласные в середине слова перед согласными и на конце слова" Цель занятия: закрепить.

Коррекционно-профилактическая работа с детьми 3–4 лет Статистика показывает, что в настоящее время наблюдается увеличение количества детей с нарушениями речи в возрасте 2 – 4 лет. В связи с.

Общешкольная Неделя русского языка и литературы: план проведения и программа Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Голицынская средняя общеобразовательная школа №2 Методическая разработка.

Фотоотчет «Профилактическая акция «Двухколесная азбука»Фотоотчет «Профилактическая акция «Двухколесная азбука» Профилактическая акция «Двухколесная азбука» В целях сохранения жизни и здоровья юных водителей в период с 18 по 22 июня на территории Югры.

Профилактическая акция «Останови огонь!»Профилактическая акция «Останови огонь!» Профилактическая акция «Останови огонь!». Правила пожарной безопасности настолько нам знакомы, что порой кажется, что их знают все уже с.

Профилактическая беседа «Я выбираю здоровье» Беседа по теме "Я выбираю здоровье" Цели: - Воспитание внимательного отношения к своему здоровью; - Повышение мотивации на здоровый образ.

Профилактическая работа с воспитателями Профилактика эмоционального выгорания. Подготовила педагог-психолог Ермишина Л. И. Эмоциональное выгорание - это синдром, который возникает.

Урок русского языка в 1 классе по теме «Однозначные и многозначные слова. Близкие и противоположные по значению слова» Урок русского языка по теме «Однозначные и многозначные слова. Близкие и противоположные по значению слова» (УМК «Школа России», 1 класс).

Урок русского языка во 2 классе «Слова, которые не переносятся. Перенос слов с буквой Й в середине слова» Тема: Слова, которые не переносятся. Перенос слов с буквой Й в середине слова. Тип урока: комбинированный. Цель: правила переноса слов с.

Общешкольная выставка детских рисунков «Зимняя сказка»Общешкольная выставка детских рисунков «Зимняя сказка» Зима-любимое время года многих детишек. Мы лепим больших пузатых снеговиков,играем в снежки,строим ледяные крепости. А также именно зимой.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Общешкольная профилактическая неделя «Экология слова»
Опубликовано: 12 февраля 2019 в 07:49
+115Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД