Приложение МААМ

Профилактика и коррекция плоскостопия у детей дошкольного возраста

Иляна Коробейникова
Профилактика и коррекция плоскостопия у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Согласно современным представлениям целью образования является всестороннее развитие ребенка с учетом его возрастных возможностей и индивидуальных особенностей при сохранении и укреплении здоровья. Наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей являются здоровьесберегающие образовательные технологии. Главный их признак – использование психолого-педагогических приемов, методов, подходов к решению возникающих проблем.

Публикация «Профилактика и коррекция плоскостопия у детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Существует более 300 определений здоровья. В Уставе Всемирной организации здравоохранения: здоровье - это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.

Сейчас все чаще можно услышать об отсутствии культуры здоровья в России. Человек не стремится взять на себя ответственность за здоровье. Рождаясь здоровым, самого здоровья человек не ощущает до тех пор, пока не возникнут серьезные признаки его нарушения. Почувствовав болезнь и получив облегчение от врача, он все больше склоняется к убеждению о зависимости своего здоровья именно от медицины. Такой подход освобождает самого человека от необходимости "работать над собой". Культурный же человек, как отмечал И. И. Брехман, "не должен допускать болезни, особенно хронической, так как в подавляющем числе случаев они являются следствием образа жизни в течение довольно длительного времени".

К сожалению, медики не в состоянии справиться с проблемами ухудшения здоровья, поэтому встает вопрос о формировании у детей дошкольного возраста осознанного отношения к здоровью и здоровому образу жизни. Пропедевтическая работа в данном направлении ложится на плечи педагогов ([1]).

В настоящее время проблема профилактики и коррекции отклонений в состоянии здоровья детей дошкольного возраста приобрела особую актуальность. Это обусловлено прежде всего наличием большого числа дошкольников с различными отклонениями в состоянии здоровья.

В процессе организации работы профилактической и коррекционной направленности особое внимание специалистами нашего учреждения уделяется профилактике и коррекции нарушений со стороны опорно-двигательного аппарата у детей, поскольку среди функциональных отклонений они имеют наибольший удельный вес.

Плоскостопие в медицине рассматривается как нарушение функций стопы, которое внешне проявляется в опущении сводов стопы, что вызвано ослаблением мышц и растяжением ее связок. Другие авторы под плоскостопием понимают деформацию стопы, заключающуюся в уменьшении высоты ее сводов в сочетании с пронацией пятки и супинационной контрактурой переднего отдела стопы. В результате опускается медиальный край стопы, патологически растягивается ее связочный аппарат, изменяется положение костей; мышцы-супинаторы, играющие важную роль в поддержании свода стопы, ослабевают и атрофируются.

Стопа является опорой, фундаментом тела, поэтому естественно, что нарушение этого фундамента обязательно отражается на формировании подрастающего организма. Изменение формы стопы не только вызывает снижение ее функциональных возможностей, но и, что особенно важно, изменяет положение таза, позвоночника. Это отрицательно влияет на функции последнего и, следовательно, на осанку и общее состояние ребенка. Недостаточное развитие мышц и связок стоп неблагоприятно сказывается на развитии многих движений у детей, приводит к снижению двигательной активности и может стать серьезным препятствием к занятиям многими видами спорта. Таким образом, укрепление опорно-двигательного аппарата, и в частности стопы, имеет большое значение в профилактической работе педагогов с детьми дошкольного возраста.

В этом возрасте стопа находится в стадии интенсивного развития, ее формирование еще не завершено, поэтому любые неблагоприятные внешние воздействия могут приводить к возникновению тех или иных функциональных отклонений. Вместе с тем в этом возрастном периоде организм отличается большой пластичностью, поэтому можно сравнительно легко приостановить развитие плоскостопия или исправить его путем укрепления мышц и связок стопы.

Успешная профилактика и коррекция плоскостопия возможны на основе комплексного использования всех средств физического воспитания: гигиенических, природно-оздоровительных факторов и физических упражнений. А упражнения этого цикла можно включать в различные виды деятельности: познавательную, игровую; использовать разные формы организации детей : занятия, гигиенические процедуры, развлечения, прогулки; а также создавать условия для использования детьми полученных навыков в самостоятельной деятельности ([2]).

В основу работы по профилактике плоскостопия должны быть заложены такие принципы как системность, интеграция, индивидуально-личностный подход, результативность; используются методы: проблемный, наглядный, беседа; и формы организации: индивидуальная, групповая, развлечения, прогулки, самостоятельная деятельность детей.

Гигиенические факторы:

гигиена обуви и правильный ее подбор в соответствии с назначением. Гигиеническое обмывание ног прохладной водой перед сном, после хождения босиком и т. п.

Природно-оздоровительные факторы:

хождение босиком по естественным грунтовым дорожкам (траве, песку, гальке и др., оборудованным на групповых участках в теплое время года, по искусственным грунтовым дорожкам (ящики с промытой речной галькой) в холодное время года. Закаливающие процедуры для стоп (солевая дорожка, обтирания стоп, контрастное обливание ног, интенсивное закаливание стоп) в соответствии с индивидуальными особенностями детей и отсутствием противопоказаний, при наличии врачебного контроля

Физические упражнения:

специальные комплексы упражнений, направленные на укрепление мышц стопы и голени и формирование сводов стопы. Особенностью является использование образных названий упражнений ("Котята", "Утята", "Веселый зоосад" и другие упражнения с предметами (обручем, мячом, скакалкой). Один комплекс в течение двух недель разучивается и выполняется на занятиях по физической культуре, а в последующие две недели включается в содержание утренней гимнастики. Следующие четыре недели применяется другой комплекс. Далее в течение еще двух недель в процессе гимнастики после дневного сна повторяется предыдущий комплекс.

Библиографический список:

1. Ахутина Т. В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья. 2000. Т. 7. №2. С. 21 – 28.

2. Шарманова С. Б., ФедоровА. И. Профилактика и коррекция плоскостопия у детей дошкольного возраста средствами физического воспитания //Физическая культура. 1999. №3-4

3. Козырева О. В. Лечебная физкультура для дошкольников (при нарушениях опорно-двигательного аппарата) 3-е издание

4. Кучма В. Р. Теория и практика гигиены детей и подростков на рубеже тысячелетий. - М., 2001.

5. Кучма В. Р., Сердюковская Г. Н., Демин А. К. Руководство по гигиене и охране здоровья школьников. - М., 2000.

6. Назаренко Л. Д. Оздоровительные основы физических упражнений. - М., 2002.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Коррекция агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста Статья на тему "Коррекция агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста" Подготовила Соловьева Ирина Витальевна - воспитатель.

Консультация для родителей «Профилактика нарушений осанки и плоскостопия у детей дошкольного возраста» Здоровый позвоночник, правильная осанка,хорошо сформированная грудная клетка, а также симметрично и достаточно развитые мышцы являются не.

Консультация для родителей «Профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста» с использованием ИКТ Каждый родитель мечтает видеть своего ребенка радостным, веселым и самое главное –здоровым. Одна из причин,заставляющих родителей волноваться.

Плоскостопие и его профилактика у детей дошкольного возраста Плоскостопие и его профилактика у детей дошкольного возраста Плоскостопие и его профилактика у детей дошкольного возраста Плоскостопие.

Практикум для родителей по лечебной физкультуре (профилактика плоскостопия).Практикум для родителей по лечебной физкультуре (профилактика плоскостопия). Практикум для родителей по лечебной физкультуре (профилактика плоскостопия). Цель: - Расширить знания родителей о профилактике плоскостопия.

Профилактика и коррекция плоскостопия у детей дошкольного возраста Знаете ли вы! Что распространение плоскостопия у детей ставит проблему профилактики и коррекции плоскостопия как одну из актуальных в.

Консультация для родителей «Профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста» МАДОУ «Детский сад «Непоседы» с. Бокино воспитатель Воронова Татьяна Алексеевна «Профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста».

Профилактика плоскостопия в нашей группеПрофилактика плоскостопия в нашей группе Проблема плоскостопия очень актуальна в настоящее время. Наш детский сад уже давно сотрудничает с Областным центром лечебной физкультуры.

Программа по профилактике плоскостопия у детей дошкольного возраста Пояснительная записка Все чаще и чаще в детском саду стали встречаться дети с плоскостопием. Плоскостопие - деформация стопы, заключающаяся.

Развитие и коррекция внимания у детей старшего дошкольного возраста с проблемами в развитии Опытно-экспериментальная работа по проблеме: «Гуманитарно – антропологическая модель коррекционного обучения и воспитания с учетом возрастной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Профилактика и коррекция плоскостопия у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 3 октября 2016 в 18:45
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Профилактика и коррекция плоскостопия у детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Иляна Коробейникова (УИ 121501) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД