МААМ-картинки

Профориентация дошкольников с помощью сюжетно-ролевой игры

Светлана Белугина
Профориентация дошкольников с помощью сюжетно-ролевой игры
▼ Скачать + Заказать документы

Профориентация – есть неотъемлемая часть общекультурной среды, формирующая целостный жизненный опыт ребенка в социальной сети. Приобщаясь к ней, ребенок принимает мир взрослых с его проблемами, успехами, решениями.

Профориентация дошкольников – это новое, малоизученное направление работы. Посредством профориентационной работы удовлетворяются важнейшие социальные потребности: ребенок через игру знакомится с атрибутами разных профессий.

Публикация «Профориентация дошкольников с помощью сюжетно-ролевой игры» размещена в разделах

Перед педагогами дошкольных учреждений серьезно встает вопрос: «С какого возраста можно начинать работать с ребенком в плане профессионального самоопределения?» Считается, что такую работу можно проводить с подготовительной к школе группы. Однако дети начинают мечтать с младшего дошкольного возраста. Сначала о любимой игрушке, о поездке с родителями в зоопарк, а с развитием мечты, оказывается, ребенок получает конкретные наглядные представления о мире, о жизни в этом мире, о труде взрослых. А, следовательно, получать информацию о мире профессий.

Передовой опыт педагогической науки раскрывает научные основы традиционного обучения, помогает творческому поиску современных, более эффективных методов. Одним из эффективных методов – игра. В дошкольный период она является основным фактором развития психических и познавательных процессов ребенка. Используются занятия и свободная деятельность детей. Формируются знания, интерес, увлечения.

Большую роль в формировании представлений дошкольников о профессиональной деятельности взрослых играют сюжетно – ролевые игры профессионально – ориентированной направленности.

Ролевая игра – форма моделирования ребенком, прежде всего, социальных отношений и свободная импровизация, не подчиненная жестким правилам, неизменяемым условиям. Тем не менее, произвольно разыгрывая различные ситуации, дети чувствуют и поступают так, как должны поступать люди, чьи роли они берут на себя.

Сюжетно-ролевые игры – это одни из самых любимых игр у детей. Ведь в игре можно стать кем угодно – врачом, парикмахером, водителем, мультипликационным или сказочным героем. Сюжетно-ролевые игры отлично подходят как для детей 2-3 лет, так и для детей старше.

Ролевая игра подразумевает, что главную роль возьмет на себя ребенок. Малыш совершает поступки, представляя, что он уже взрослый. Конечно, в три года ребенку еще трудно принимать на себя роль. Поэтому здесь необходима помощь взрослого. Намного проще ребенку будет принять роль, если у него будут характерные атрибуты для выбранного героя. Только при их выборе не надо забывать, что это должны быть атрибуты знакомых ребенку профессий : для игры в доктора, парикмахерскую, продавца, дочки-матери. В более старшем возрасте на первый план в игре уже выходит характер персонажей и их взаимоотношения. Например, доктор может быть добрым и веселым, мама строгой, а дочка непослушной. Вы можете предложить ребенку сыграть в «Детский сад».

Кроме традиционных сценариев (семья, магазин, больница, парикмахер, продавец, в сюжетно-ролевых играх можно также использовать и другие сценарии. Например, многие дети путешествуют с родителями с самого раннего возраста. Поэтому ребенку можно соорудить поезд, к примеру, из подушек и повезти маму, папу, брата и зверушек отдыхать в горы или на море. А можно соорудить самолет из стульев и стать пилотом.

Нужно предлагать как можно больше вариаций игр, поскольку игра поможет детям усвоить правила поведения в общественных местах, больше узнать о разных профессиях.

Роль воспитателя в игре может быть различной: он может быть прямым участником игры, советчиком, помощником и т. п. Но во всех случаях воспитатель, внимательно относясь к замыслам и стремлениям детей, не подавляя их инициативу и самостоятельность, влияет на содержание игр, создает условия для их развертывания, для развития детской изобретательности, творчества. Он помогает детям устанавливать взаимоотношения дружбы и взаимопомощи. В играх педагог изучает каждого ребенка, его интересы, индивидуальные способности, следит за его переживаниями, с тем, чтобы найти правильные пути и средства развития его личности, что и может явиться первой ступенью профориентации ребенка-дошкольника.

Методы развития содержания сюжетно-ролевых игр :

1. Проведение экскурсий

2. Организация встреч с людьми разных профессии.

3. Чтение художественной литературы, отражающей общественную направленность труда взрослых.

4. Беседы, рассказы воспитателя с использованием иллюстративного материала о труде взрослых.

5. Рассказы воспитателя по специально подобранным фотографиям, репродукциям с картин, о профессиях родителей.

6. Составление детьми рассказов на определенные темы, связанные с наблюдениями за трудом взрослых.

7. Индивидуальные беседы с детьми, уточняющие знания, представления о профессиях.

Все это имеет решающее значение для воспитания у дошкольника ценностного отношения к труду взрослых, способствует сближению между детьми и взрослыми, большему пониманию ребенком мира взрослых.

Важно чтобы ребёнок с раннего возраста проникся уважением к любой профессии, и понял, что любая профессия должна приносить радость и самому человеку и окружающим людям.

Публикации по теме:

Развитие познавательной активности дошкольников путем работы мини-музеев Уважаемые коллеги, многие из нас с детства помнят строки С. Михалкова: «В воскресный день с сестрой моей мы вышли со двора. – Я поведу тебя.

Предметно-пространственная развивающая среда для детей дошкольного возрастаПредметно-пространственная развивающая среда для детей дошкольного возраста Усова Виктория Борисовна. МБДОУ "Детский сад комбинированного вида №116", г. Братск, Иркутская область. Предметно-пространственная среда.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Профориентация дошкольников с помощью сюжетно-ролевой игры
Опубликовано: 5 ноября 2014 в 19:53
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Профориентация дошкольников с помощью сюжетно-ролевой игры» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Белугина (УИ 12036) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД