Папки-передвижки

Программа дополнительного образования «Вокал»

Губарь Оксана
Программа дополнительного образования «Вокал»

Раздел№1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГРАММЫ

1.1 Пояснительная записка

Актуальность программы обусловлена ее развиваююющей направленностью. Развитие певческих навыков и музыкальных способностей у детей способствует улучшению фонематического слуха, устранению речевых дефектов, формированию правильного речевого дыхания у ребёнка, развитию речи. Занятия пробуждают у ребят интерес к вокальному искусству, что даёт возможность развивать музыкальную и художественную культуру дошкольников. Ведущее место в этом процессе принадлежит ансамблевому пению и пению в сольном исполнении, что поможет детям преодолеть робость, зажатость и выработать такие качества, как уверенность и целеустремлённость.

Публикация «Программа дополнительного образования „Вокал“» размещена в разделах

В данной программе нашли отражение основные тенденции современной музыкальной педагогики:

- ориентир на дошкольный возраст 5-6 лет, как наиболее благоприятный в плане развития средствами музыки;

- опора на игровую деятельность, как преобладающую в этом возрасте;

- использование широкого комплексного подхода с опорой на синтез различных видов искусств.

Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «» разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами:

• Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012г. № 273-ФЗ (ред. от 25.12.2018) «Об образовании в Российской Федерации»»;

• Приказом Министерства образования Российской Федерации от 29.08.2013г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

• Концепцией развития дополнительного образования детей (утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09.2014г. №1726-р); №1726 от 4.09.14 г. ;

• Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 30 июня 2020 г. N 16 “Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4.3598-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" (документ не вступил в силу)

• Приоритетном проекте «Доступное дополнительное образование для детей» (утвержденном президиумом Совета при Президенте Российской Федерации, протокол от 30.11.2016 №11);

• Распоряжении Правительства РФ от 29.05.2015 N 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;

• Устава муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Лучик» села Лётно-Хвалынское Спасского района Приморского края.

Направленность программы – художественная.

Уровень освоения программы – базовый

Отличительные особенности программы заключаются в том, что дети на занятиях не только развивают вокально-хоровые навыки, но и раскрывают свой внутренний творческий потенциал. Освоение материала происходит в процессе практической творческой деятельности.

Для выполнения творческих заданий на занятии используются разные музыкальные инструменты. В структуру программы входят 2 образовательных блока : теория и практика. Все образовательные блоки предусматривают не только усвоение теоретических знаний, но и формирование практического опыта. Практические задания способствуют развитию у исполнителей вокально-хоровых навыков и творческих способностей. Эти навыки формируются довольно медленно и разновременно, поэтому спецификой вокально-хорового обучения является постановка всех основных учебных задач с самого начала обучения с постепенным их усложнением и расширением, что влечет за собой усложнение певческого репертуара.

Адресат программы Возраст обучающихся, участвующих в реализации программы кружка «Карамелька» 5 – 7 лет.

Условия набора в коллектив: принимаются все желающие. Форма обучения – очная. Особенности организации образовательного процесса : занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительностью 30 минут.

Продолжительность образовательного процесса (объём – 37 академических часов) и срок (1 год, определяются на основании уровня освоения и содержания программы, а также с учётом возрастных особенностей учащихся и требований СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».

Цель и задачи программы

Цель: Развитие творческих способностей путем освоения основ вокального искусства на основе использования лучших образцов мировой музыки.

Задачи:

Обучающие

Углублять знания детей в области музыки: классической, народной, эстрадной;

Обучать детей вокальным навыкам;

Развивающие

Развивать музыкально-эстетический вкус;

Развивать музыкальные способности детей;

Создавать условия для пополнения словарного запаса, а также успешной социализации дошкольников.

Воспитательные

Прививать навыки общения с музыкой: правильно воспринимать и исполнять ее;

Прививать навыки сценического поведения;

Формировать чувство прекрасного на основе классического и современного музыкального материала.

№ п/п Раздел, тема Количество часов Формы

контроля

Всего Теория Практика

1 Вводное занятие. Правила поведения во время занятий.

Правила пения и охрана детского голоса 1 1 Беседа, выполнение практических заданий, наблюдение, анализ

2 Вокально-хоровая работа

2.1 Певческая установка 1 1 Беседа, выполнение практических заданий

2.2 Дыхание 1 1 Беседа, выполнение практических заданий

2.3 Дикция, артикуляция. Музыкальные скороговорки. 1 1 Беседа, выполнение практических заданий

2.4 Вокальные упражнения 1 1 Беседа, выполнение практических заданий

2.5 Творческие задания 2 2 Беседа, выполнение практических заданий

3 Формирование чувства ансамбля

3.1 Устойчивое интонирование одноголосого

пения при сложном аккомпанементе 2 2 Беседа, выполнение практических заданий, наблюдение, анализ

4. Формирование сценической культуры.

4.1. Пение под фонограмму. 2 2 Выполнение практических заданий

4.2. Работа над репертуаром. Исполнительская культура в коллективе. 21 21 Выполнение практических заданий, наблюдение, анализ

4.3. Концертные выступления 4 4 Аттестация

Итого 36 1 36

Основное содержание образовательного процесса

1. Вводное занятие

Теория. Правила поведения во время занятий. Знакомство детей с положением корпуса во время пения (певческая установка).

Практика. Правила пения и охрана детского голоса. Прослушивание голосов. Исполнение педагогом песни Л. Абелян «Петь приятно и удобно» о положении корпуса во время пения. Стихотворение В. Степанова «Голос». Разучивание артикуляционной гимнастики «Как мастер язычок делал ремонт», исполнение детьми знакомых и любимых песен.

2. Вокально-хоровая работа

2.1 Певческая установка

Теория. Певческая установка Правильное положение корпуса, шеи и головы.

Практика. Навык вступления –вдох, мгновенная задержка –звук. Навык снятия звука «на вдохе». Выравнивание гласных. Сглаживание регистров. Освобождение гортани. Снятие зажимов с нижней челюсти. Навык свободного открытия рта. Максимальное сохранение певческой установки при хореографических движениях (элементах) в медленных и средних темпах. Соотношение пения с мимикой лица и пантомимой.

2.2 Дыхание

Теория. Посадка певца, положение корпуса, головы. Навыки пения сидя и стоя. Дыхание

перед началом пения. Одновременный вдох и начало пения.

Практика. Этот раздел основывается на использовании элементов дыхательной гимнастики и ставит перед собой следующие задачи:

- приобретение навыков певческого дыхания с усвоением трех элементов: вдох, задержка, выдох;

- развитие среднереберного певческого дыхания; вдох легкий, выдох бесшумный.

2.3 Дикция и артикуляция. Музыкальные скороговорки.

Теория.

Определение, что такое дикция, для чего она нужна при исполнении песни.

Практика. Артикуляционные упражнения. М. Ю. Картушиной.

Упражнения для губ, упражнения для языка. Губы активные, нижняя челюсть раскрепощена.

Отработка четкого произношения согласных звуков: взрывных, шипящих. Работа над скороговорками. Сочетание четкого произношения с движениями рук, ног.

2.4 Вокальные упражнения

Теория. Цель упражнений – выработка вокальных навыков, позволяющих овладеть певческим голосом. Они содействуют укреплению голосового аппарата, развивают его гибкость и выносливость, способствуют воспитанию певческих навыков.

На первом-втором году обучения главная задача упражнений: выработка чёткого унисона, расширение диапазона, овладение основными вокально-хоровыми навыками. Упражнения исполняются как маленькие произведения с различным образным содержанием. Мелодия упражнений не дублируется. Цель сопровождения – привитие гармонического восприятия упражнений. Важную роль играет исполнение гаммы в различных вариантах.

Практика. Усложнение вокально-хоровых упражнений. Распевание на двух-, трехголосных элементах.

2.5. Творческие задания

Теория. Творчество понимается как нечто сугубо своеобразное, уникально присущее каждому ребенку и поэтому всегда новое. Это новое проявляет себя во всех формах художественной деятельности вокалистов, в первую очередь в сольном пении, ансамблевой импровизации, музыкально- сценической театрализации.

Практика. Добавление упражнений с хроматизмами и модуляциями. Использование упражнений требующих разного характера исполнения. Выполнение различных заданий, позволяющих проявить творчество, развивающих фантазию. Большое внимание развитию образного мышления (образ во всем – от попевок, до произведений).

3. Формирование чувства ансамбля.

3.1. Устойчивое интонирование одноголосого пения при сложном аккомпанементе

Теория. Формирование чувства ансамбля, активного унисона (чистое и выразительное

интонирование диатонических ступеней лада, ритмической устойчивости в

умеренных темпах при соотношении простейших длительностей (четверть,

восьмая, половинная).

Практика. Устойчивое интонирование одноголосого пения при сложном аккомпанементе. Формирование активного унисона (чистое и выразительное интонирование диатонических ступеней лада, ритмической устойчивости в умеренных темпах при соотношении простейших длительностей (четверть, восьмая, половинная).

Развитие и закрепление навыков многоголосия и пения без сопровождения

4. Формирование сценической культуры.

. 4.1. Пение под фонограмму.

Теория. Что такое фонограмма. Как правильно вести себя на сцене. С помощью пантомимических упражнений развиваются артистические способности детей, в процессе занятий по вокалу вводится комплекс движений по ритмике.

Практика. Обучение ребенка пользованию фонограммой.

Пение под фонограмму – заключительный этап сложной и многогранной предварительной

работы. Задача педагога – подбирать репертуар для детей в согласно их певческим

и возрастным возможностям.

4.2. Работа над репертуаром.

Теория. Репертуар. Выбор произведений.

Практика. Исполнительская культура в коллективе.

4.3. Концертные выступления

Одна из форм аттестации. Концерт для родителей.

Планируемые результаты.

Личностные результаты:

Обучающийся будет:

- проявлять интерес к музыке и иметь потребность в общении с ней.

- иметь опыт восприятия песен разного характера, проявлять устойчивый интерес к вокальному искусству

У обучающегося:

- будут развиты такие качества личности, как трудолюбие, терпение, дисциплинированность, аккуратность, целеустремленность, уверенность в себе;

- будет сформирован широкий музыкальный кругозор;

- будет приобретён опыт творческой деятельности;

- приобретет опыт участия в публичных выступлениях.

Метапредметные результаты:

Обучающийся будет знать:

- мотивы музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного музицирования;

Обучающийся приобретет:

- опыт в вокально-творческой деятельности;

- навыки общения и культуры поведения в коллективе.

Предметные результаты:

Обучающийся будет знать:

- распевки, дыхательные и артикуляционные упражнения и их роль в развитии вокальных навыков;

- специфику певческого искусства;

- основные жанры народной и профессиональной хоровой музыки;

Обучающийся будет уметь:

- эмоционально – образно воспринимать и выразительно исполнять разученные произведения;

- активно работать артикуляционным аппаратом;

- понимать указания дирижера;

- правильно передавать мелодию в пределах ре-до2 октавы, чисто интонируя.

- различать звуки по высоте, слышать движение мелодии, поступенное и скачкообразное.

-точно воспроизводить и передавать ритмический рисунок.

-петь без музыкального сопровождения

Обучающийся будет владеть:

- всеми видами вокально-хорового дыхания;

- практическими умениями и навыками вокального творчества;

РАЗДЕЛ № 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

2.1 Условия реализации программы

1. Материально-техническое обеспечение:

Обязательными условиями проведения занятий в музыкальном зале являются:

• Фортепиано

• аппаратура (ноутбук, микшерный пульт, усилитель звука, колонки)

• Музыкальный центр

• Микрофоны

• Нотный материал

• Записи фонограмм (минусовки)

• Костюмы (для создания образа)

• Музыкальные инструменты.

• наличие стульев

• видеоматериалы

2. Учебно-методическое и информационное обеспечение:

1. Картушина М. Ю. Вокально-хоровая работа в детском саду. – М. : Издательство «Скрипторий 2003», 2010.2.

2. Абелян Л. М. Как Рыжик научился петь, М. «Советский композитор», 1989 г.

3. Бочев Б. Эмоциональное и выразительное пение в детском хоре. Развитие детского голоса. -М., 1963

4. Андрианова Н. З. Особенности преподавания эстрадного пения / Н. З. Андрианова. - М., 1999. - 168 с.

5. Багадуров В. А., Беркман Т. Л., Дышлевская В. А., Локшин Д. Л., Румер М. А. Воспитание восприятия музыки / В. А. Багадуров и др. - М., 1999

6. Венгрус Л. А. Постановка голоса - путь к здоровью /И. A. Венгрус. - // Региональные проблемы профилактической медицины. - Новгород, 1999. - 512 с.

7. Вербов А. Техника постановки голоса /Вербов А. - М. : Музгиз, 1962.-110 с.

8. Горский В. А. Концепция дополнительного образования детей /В. А. Горский. - //Внешкольник, №1. - 1996.-с. 6-12.

9. Новоскольцева. И. А., Каплунова И. М «Этот удивительный ритм»/ издательство «Невская нота» 2015

2.2 Оценочные материалы и формы аттестации

Оценка качества реализации Программы включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию учащихся. Итоговая аттестация и промежуточный контроль позволяет выявить динамику изменений образовательного уровня.

Успеваемость учащихся проверяется на различных выступлениях: концертах, конкурсах, просмотрах к ним и т. д.

Входная диагностика проводится в сентябре с целью выявления возможностей и способностей детей и определения их уровня подготовленности к слуховой и певческой деятельности.

Формы:

- выполнение практических заданий педагога;

- педагогическое наблюдение;

- анализ педагогом выполнения заданий учащимися.

Текущий контроль осуществляется на занятиях в течение всего учебного года с целью отслеживания уровня освоения программы.

Формы:

- педагогическое наблюдение;

- беседа, опрос;

- выполнение практических заданий педагога;

- анализ педагогом выполнения заданий учащимися.

Промежуточный контроль проводится в течении года с целью выявления уровня освоения программы учащимися и корректировки образовательного процесса.

Формы:

- концертное выступление;

- видеозапись выступления, для выявления ошибок;

Итоговый контроль

Проводится в конце обучения и выявляет уровень освоения программы учащимися, сформированность их теоретических знаний, вокально-хоровых навыков и умений, устойчивость интереса к хоровому пению, творческая активность.

Формы:

- Отчетный концерт, концерт для родителей.

По результатам проведенных исследований педагог заполняет диагностические карты на каждый год обучения.

Фиксация результатов сводится в таблицах «Оценочные материалы» и «Карта учета творческих достижений учащихся»

Ведутся видеозаписи, фотографии выступлений коллектива.

2.3 Методические материалы

Занятие состоит из следующих этапов

1. Коммуникативная игра-приветствие.

2. Упражнения на постановку речевого и певческого дыхания.

3. Упражнения для развития чувства ритма и музыкальной памяти, артикуляционная гимнастика, пальчиковая гимнастика.

4. Упражнения для распевания.

5. Разучивание и исполнение песен.

Технологии, методы и приемы обучения

Ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игра, в этом особенность «Игровой методики по обучению детей пению» О. В. Кацер - ненавязчиво, игровыми методами научить детей владеть своим голосом. Артикуляционная гимнастика и интонационно-фонетические упражнения О. В. Кацер выстраивают всю систему начального периода учебного процесса.

Постановка дыхания является самым важным этапом в процессе формирования вокальных навыков на занятиях. На занятиях в обязательном порядке используются упражнения на дыхание по методике А. Н. Стрельниковой.

Элементы здоровьесберегающей технологии являются необходимым условием снижения утомляемости и перегрузки учащихся

Методы и приёмы обучения и воспитания используются с учётом возрастных особенностей.

Словесные методы (беседа о характере, анализ текста, структуры музыкального произведения).

Наглядно-слуховой и наглядно-зрительный методы обучения (показ видеоматериалов, иллюстраций, исполнение педагогом).

Практические методы (выполнение упражнений, исполнение песен).

Методические приё мы:

1. Приё мы разучивания песен:

• знакомство с песней в целом (если текст песни трудный прочитать его как стихотворение, спеть без сопровождения)

• работа над вокальными и хоровыми навыками;

• проверка у детей качества усвоения песни (исполнение песен по одному, пение дуэтом или в ансамбле).

2. Приё мы работы над отдельным произведением:

• пение песни на определённый слог;

проговаривание согласных в конце слова;

• произношение слов шёпотом в ритме песни;

• выделение, подчёркивание отдельной фразы, слова;

• настройка перед началом пения (пропевание первого звука);

• остановка на отдельном звуке для уточнения правильности интонирования;

• анализ направления мелодии;

• использование элементов дирижирования;

• пение без сопровождения;

3. Приё мы звуковедения:

• выразительный показ (рекомендуется исполнение без сопровождения);

образные упражнения;

• оценка качества исполнение песни.

Дидактический материал, необходимый для реализации программы :

фонохрестоматии, музыкальная энциклопедия, вокально-хоровой словарь, нотные таблицы, схемы, портреты композиторов и т. п.

2.4 Календарный учебный график

2.4 Календарный учебный график.

Этапы образовательного процесса 1 год

Продолжительность учебного года, неделя 36

Количество учебных дней 36

Продолжительность учебных периодов 1 полугодие 01.09.2022- 31.12.2023

2 полугодие 09.01.2022- 25.05.2023

Возраст детей, лет 5-7

Продолжительность занятия, час 1

Режим занятия 1 раза/нед

Годовая учебная нагрузка, час 36

2.5 Календарный план воспитательной работы

Вокальное воспитание было и остается актуальным во все времена. Занятия в вокальной студии способствуют развитию музыкальной памяти, выработке и развитию интонационного и ладового слуха, развитию творческой фантазии. Приобщение к музыкальной культуре родного края имеет большое значение в духовно – нравственном воспитании воспитанников, в их патриотическом воспитании, особенно, когда участники вокального кружка принимают участие в концертах для ветеранов войны и труда, а также выступление на празднике, посвященном 23 февраля, дню защитника Отечества. Вокальное воспитание и развитие хоровых навыков объединяются в единый педагогический процесс, являющий собой планомерную работу по совершенствованию голосового аппарата ребёнка. Способствуют формированию и становлению всесторонне и гармонично развитой личности ребенка. Хоровое пение - один из самых массовых и доступных видов детского исполнительства - формирует позитивное отношение ребенка к окружающему миру, запечатленному в музыкальных образах, к людям, к самому себе. Уже в младшем школьном возрасте, знакомясь с лучшими образцами хоровой музыки, дети учатся индивидуально-личностной оценке разнообразных явлений музыкального искусства.

Мероприятие Ориентировочное время проведения

Обязательные мероприятия каждый год

«День матери» Ноябрь 2022г

«День Защитников Отечества» Февраль 2023г

«Международный женский день 8 марта» Март 2023г

«День Победы» Май 2023г

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Анисимов, В. П. Диагностика музыкальных способностей детей: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. П. Анисимов. — М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. — 128 с.

2. Вихарева, Г. Ф. Осенние картинки / Г. Ф. Вихарева. – СПб: Композитор, 2009. – 28 с.

3. Давыдова, М. А. Музыкальное воспитание в детском саду: средняя, старшая и подготовительная группы / М. А. Давыдова - М: ВАКО, 2006. - 240 с.

4. Евтодьева, А. А. Учимся петь и танцевать, играя! : Методическое и практическое пособие по обучению дошкольников пению и движениям в игровой форме. / А. А. Евтодьева. – Калуга, 2007. – 154 с.

5. Зимина, А. Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста. / А. Н. Зимина. – М. : ВЛАДОС, 2000. – 304 с.

6. Кацер, О. В. Игровая методика обучения детей пению / О. В. Кацер. – СПб. : Музыкальная палитра, 2005. – 42 с.

7. Котышева, Е. Н. Мы друг другу рады! : Музыкально-коррекционные занятия для детей дошкольного возраста. / Е. Н. Котышева. – СПБ КАРО, 2013. – 192 с.

8. Лютова-Робертс, Е. Игры-приветствия для хорошего настроения: серия развивающих карточек «Речь о детях». / Е. Лютова-Робертс, Г. Монина. – СПб: Речь, 2011.

9. Макшанцева, Е. Д. Детские забавы: Кн. для воспитателя и муз. руководителя дет. сад. / Е. Д. Макшанцева. – М. : Просвещение, 1991. – 64 с.

10. Поплянова, Е. А мы на уроке – играем. / Е. А. Поплянова. – М. : Новая школа, 1994. – 72 с.

Электронные ресурсы:

11. https://razym.ru/semiyahobbi/detiv/177145-kostina-ep-kamerton-programma-muzykalnogo-obrazovaniya-detey-rannego-i-doshkolnogo-vozrasta.html

12. https://www.maam.ru/detskijsad/dyhatelnaja-gimnastika-a-n-trelnikovoi.htm

13. https://xreferat.ru/63/387-2-penie-kak-osnovnoiy-vid-muzykal-noiy-deyatel-nosti-doshkol-nikov.html

14. https://www.fedorov.ws/dic.html

15. https://romaschka-w.narod.ru/index/dopolnitelnoe_obrazovanie/0-26

Публикации по теме:

Модифицированная программа дополнительного образования «До-ре-ми» Модифицированная программа дополнительного образования «До-ре-ми» для старших и подготовительных групп. Музыкальный руководитель Сидорова.

Программа дополнительного образования «Бумажные превращения»Программа дополнительного образования «Бумажные превращения» Пояснительная записка Как быстро летит время. Как незаметно взрослеют наши дети. Развитие ребенка у нас, взрослых, вызывает удивление.

Программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности «Весёлая карусель» .

Программа дополнительного образования курса социально-педагогической направленности «Кружок Читай-Ка» для детей 3–7 летПрограмма дополнительного образования курса социально-педагогической направленности «Кружок Читай-Ка» для детей 3–7 лет Пояснительная записка Данная программа разработана в соответствии с Федеральным законом «Об дополнительном образовании», принятого Государственной.

Программа дополнительного образования по финансово-экономической грамотности дошкольника Программа по знакомству с миром экономики и финансов логически должна быть выстроена от осознания собственного опыта – к пониманию экономических,.

Программа дополнительного образования экологического направления «Друзья природы» для детей 5–7 лет муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №2 "Малышок" г. Грязи Грязинского муниципального района Липецкой.

Программа дополнительного валеологического образования детей «Мои ступеньки»Программа дополнительного валеологического образования детей «Мои ступеньки» Пояснительная записка Современная статистика свидетельствует: здоровье детей от первых месяцев жизни к моменту поступления в школу не улучшается,.

Рабочая общеобразовательная программа дополнительного образования социально-педагогической направленности «Речецветик» Рабочая общеобразовательная программа дополнительного образования социально-педагогической направленности «РЕЧеЦВеТИК»для детей средней группы.

Рабочая программа дополнительного образования «Хакасия — мой край родной» (старшая группа)Рабочая программа дополнительного образования «Хакасия — мой край родной» (старшая группа) .

Рабочая программа общеобразовательной программы дополнительного образования «Ритмическая гимнастика» для детей 4–5 лет Рабочая программа общеобразовательной программы дополнительного образования «Ритмическая гимнастика» для детей 4-5 лет. Савельева Марина.

Автор публикации:
Программа дополнительного образования «Вокал»
Опубликовано: 30 октября 2022 в 13:22
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД