МААМ-картинки

Программа дополнительного образования детей старшего дошкольного возраста по обучению вязанию крючком «Петелька за петелькой»

Наталья Устюгова
Программа дополнительного образования детей старшего дошкольного возраста по обучению вязанию крючком «Петелька за петелькой»

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ.

Программа «Веселая петелька» МАДОУ г. Нижневартовска ДС №45

Заказчики программы Родители

Разработчики программы Устюгова Н. В. - воспитатель.

Цель программы : Формирование и развитие основ художественной культуры ребенка через народное декоративно-прикладное искусство.

Задачи программы

Предметные:

Публикация «Программа дополнительного образования детей старшего дошкольного возраста по обучению вязанию крючком „Петелька за петелькой“» размещена в разделах

1. овладение основами вязания крючком;

2. углубление и расширение знаний об истории вязания крючком; 3. формирование знаний и умений по оформлению выполненных работ, по основам композиции, цветоведения.

Метапредметные:

1. Развитие образного и пространственного мышления, творческих способностей, наблюдательности, фантазии;

2. Формирование эстетического вкуса и художественного вкуса; 3. развитие моторных навыков.

Личностные:

1. привитие интереса к истории народного творчества; 2. воспитание эстетического отношения к действительности;

3. формирование трудолюбия, самоконтроля, взаимопомощи при выполнении работы, усидчивости, аккуратности, терпения, умения довести начатое дело до конца.

Срок реализации программы 1 год.

Ожидаемый результат В результате реализации программы воспитанник должен знать/понимать

Общие сведения по истории вязания;

Правила техники безопасности при работе с крючком и работе с колющими и режущими инструментами;

Основные способы вязания петель;

Основы материаловедения, классификацию и свойства различных материалов.

Уметь:

Четко выполнять основные приемы: начальная петля, воздушная петля;

Вывязывать цепочку из воздушных петель;

Составлять композицию, подбирать нитки по цвету, определять размер выполняемой аппликации;

Гармонично сочетать цвета при выполнении работы;

Организовывать и содержать в порядке свое рабочее место

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

На протяжении всей истории человечество народное искусство было неотъемлемой частью национальной культуры. Народное искусство сохраняет традиции преемственности поколений, влияет на формирование художественных вкусов. Жизнь показала, что утрачена связь духовных и нравственных ценностей у детей между сегодняшним днем и жизнью наших предков. Духовное возрождение не возможно без ознакомления с культурными ценностями, тем богатейшим материалом, который передается от поколения к поколению, как великое достояние нации.

Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, мышления способствующего формированию разносторонне развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью. Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста характеризуется как процесс целенаправленного воздействия средствами искусства на личность, благодаря которому у воспитуемых формируется художественные чувства и вкус, интерес к искусству, умение понимать его, наслаждаться им, развиваются творческие способности.

Вязание – вид рукоделия не только доступный для старших дошкольников, но и очень полезный для развития мелкой моторики руки, формирования положительных качеств личности, необходимых ребенку в его дальнейшем обучении в школе.

Вязание крючком – прекрасное, древнее, но не стареющее рукоделие. Оно является подлинно массовым искусством, собравшим по крупицам опыт художественного творчества всех эпох и народов. Вязание постоянно развивается и совершенствуется, поэтому не одна работа по вязанию не может быть исчерпывающе полной и законченной. Увлекает сам процесс, открывающий безграничный простор для фантазии и творчества. Этот вид декоративно-прикладного творчества характеризуется изяществом, красотой и возможностью изготовить разнообразные изделия. Изготовление своими руками красивых предметов вызывает повышенный интерес к работе и приносит удовлетворение результатами труда, возбуждает желание к последующей деятельности.

Вязание крючком детям освоить легче, чем вязание спицами, так как в руке ребенка находится только один инструмент (крючок, а в работе только одна петля, а значит за ней легче проследить и ее легче поймать. Навыки вязания крючком могут пригодиться детям не только для создания полностью вязанных изделий, но и для соединения или обвязывание деталей из ткани.

Дошкольники, увлеченные работай, учатся ограничивать свои желания, представляют поставленную перед собой цель, подчиняют ей способ и порядок выполнения действий, преодолевают несложные препятствия, оценивают полученный результат. Развивается способность анализировать, выделять и сопоставлять результаты деятельности товарищей.

Занятия творчеством помогают развивать художественный вкус и логику, способствуют формированию пространственного воображения. Кроме того, у детей совершенствуется мелкая моторика рук, это очень важно для дошколят. Делая что-то своими руками дети развивают внимание и память, приучаются к аккуратности, настойчивости, терпению. Все это поможет ребенку в школе, особенно при овладении письмом.

Умение сделать что-нибудь самому, позволяет ребенку чувствовать себя увереннее, избавляет от ощущения беспомощности в окружающем его мире взрослых. А ведь вера в себя, уверенность в своих силах – необходимое условие для того, чтобы ребенок был по настоящему счастлив. Проведение таких занятий способствует снятию детских страхов, обретению веры в свои силы, внутренней гармонии с самим собой и с

окружающими, дарят дошкольникам новую широкую гамму ощущений. Развивается взаимосвязь эстетического и художественного восприятия в творческой деятельности дошкольника.

Работа по вязанию помогает развивать точность и ловкость движений рук, воспитывает усидчивость, аккуратность в работе, умение доводить задуманное до конца. Работа по вязанию развивает Элементарные математические представления: дети быстрее осваивают счет в пределах 20, легко ориентируются в пространстве (верх, низ, право, лево, работают по схеме. Вывязывая воздушные петельки дети непроизвольно их считают, выполняя аппликации закрепляют знания основных цветом и их оттенков. К тому же вязание прекрасно развивает мелкую моторику, координацию движения рук.

2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ.

Цель:

Формирование и развитие основ художественной культуры ребенка через народное декоративно-прикладное искусство.

Задачи программы : Предметные:

1. овладение основами вязания крючком;

2. углубление и расширение знаний об истории вязания крючком;

3. формирование знаний и умений по оформлению выполненных работ, по основам композиции, цветоведения.

Метапредметные:

1. Развитие образного и пространственного мышления, творческих способностей, наблюдательности, фантазии;

2. Формирование эстетического вкуса и художественного вкуса; 3. развитие моторных навыков.

Личностные:

1. привитие интереса к истории народного творчества; 2. воспитание эстетического отношения к действительности;

3. формирование трудолюбия, самоконтроля, взаимопомощи при выполнении работы, усидчивости, аккуратности, терпения, умения довести начатое дело до конца.

3. ПРИНЦИПЫ СОДЕРЖАНИЯ ПРОГРАММЫ.

1. Комфортность: атмосфера доброжелательности, создание для каждого ситуации успеха.

2. Личностно – ориентированное взаимодействие: учитываются индивидуальные и психофизиологические особенности каждого ребенка и группы в целом, в творческом процессе создается раскованная, стимулирующая творческую активность ребенка, атмосфера. В процессе совместной (дети – дети, дети – родители, дети – педагог) продуктивно – творческой деятельности ребенок учиться придумывать новое, вариативно мыслить и общаться с разными людьми.

3. Погружение каждого ребенка в творческий процесс: реализация творческих задач достигается путем использования в работе активных методов и форм обучения.

4. 0пора на внутреннюю мотивацию: с учетом опыта ребенка создание эмоциональной вовлеченности его в творческий процесс и естественное повышение его работоспособности.

5. Деятельность: переход от совместных действий взрослого и ребенка, ребенка и сверстников к самостоятельному вязанию; открытие новых знаний.

4. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Формы работы с детьми: Беседы;

Показ; Объяснение;

Индивидуальная работа; Коллективно-творческая работа; Игры;

Оформление выставок.

Методы работы:

Теоретический: рассказ воспитателя по теме занятия;

Словесный: беседы, словесное объяснение механизмов выполнения работ; Наглядный: показ воспитателя выполнения работы, иллюстрации, просмотр презентаций, мастер-классов;

Практический: самостоятельное выполнение работы, помощь воспитателя при выполнении работы.

Программа способствует :

В процессе вязания у детей развивается вкус, воображение, фантазия, творческие способности;

Ребенок учится основам счета;

Развивается мелкая моторика и точность движения рук, что способствует развитию памяти, внимания, мышления.

Приобретению навыков самостоятельной работы, повышению внутренней мотивации ребенка;

Появлению уверенности в своих силах, умению находить варианты решения при выполнения работ, возникновению желания доводить до конца начатое дело, добиваться планируемого результата.

Созданию творческой атмосферы в группе воспитанников на основе взаимопонимания и сотрудничества при выполнении коллективных работ.

5. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.

Важнейшими условиями реализации программы являются следующие :

Методические: интенсивное применение методов индивидуально-групповой работы, ориентированных на детей с разным темпом восприятия и скоростью выполнения учебно – творческих заданий. Для этого педагог должен в совершенстве владеть различными техниками работы с крючком, а также иметь определенную технику педагогических действий.

Дидактические: необходимо создание по каждой теме специальных заданий, дифференцирующих учебную работу по степени ее сложности и доступности для обучающихся с различным уровнем практической облученности вязания крючком.

Материально-технические: для кабинета, в котором систематически проводятся занятия, необходимо специальное оборудование, соответствующее санитарно- гигиеническим нормам.

6. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.

В основе программы лежит систематизация и обобщение технологии И. В. Новиковой «Вязание крючком и вышивка в детском саду».

Отличительные особенности программы :

Темы программы расположены в определенной системе: от более простых к более сложным;

Предложенный тематический план

Содержание теоретических сведений согласовывается с характером практических работ по каждой теме. На теоретическую часть отводится не более 30% общего объема времени. Остальное время посвящается практической работе.

При планировании работы по освоению программы, подборе содержания занятий, последовательности их проведения следует учитывать дидактические принципы, такие как расположение учебного материала «от простого к сложному», «учет возрастных особенностей детей», «Практическая значимость работы», «доступность», «наглядность» и тд. С учетом этих принципов обучение дошкольников вязанию может проходить по следующим блокам.

1. Блок "Знакомство со страной Вязанией"

Дает детям первоначальные сведения об истории одного из видов декоративно – прикладного искусства – вязание крючком.

Данный блок знакомит детей с инструментами и материалами. Они приобретают навыки в работе с крючком, иголкой, шилом, ножницами и нитками:

1. Дети учатся правильно сматывать клубок, различать и подбирать пряжу (шерсть, синтетика, завязывать узелки, выполнять воздушные петли.

2. Знакомятся с разными крючками, различными по материалу: алюминиевый или стальной;

пластмассовый; деревянный; костяной.

С разными крючками по длине :

-короткий (10-15 см.);

-длинный (22-25 см.).

С разными крючками по толщине :

-тонкий (№1,5-2,5);

-толстый (№3-6);

3. Дети овладевают знаниями о разных нитях: ручного и машинного прядения, натуральные и синтетические. Дети учатся выбирать нитки для вязания, обращая внимание на :

№ пряжи (показатель толщины); ровность (характеристика качества); скрученность;

упругость; прочность окраски.

4. Дети учатся вязанию воздушной петли, которую выполняют так:

1. Крючок держать как карандаш.

2. Нить от клубка в левой руке, перекинуть через указательный палец от себя и придерживая большим пальцем прихватить остальными пальцами, как бы зажав крючок в ладошке.

3. Подвести крючок под нить слева направо и повернуть против часовой стрелки, образуется петелька из нити.

4. Придерживая петельку большим пальцем крючок снова подвести под нить клубка (рабочая нить) движением слева направо и захватить рабочую нить снизу на себя протянув в петлю на указательном пальце.

5. Крючок из петли не вынимать, опора на указательный палец. Вывязанная петля воздушная.

6. Дети овладевают умением вязать цепочку из воздушных петель, соблюдая определенное натяжение нити для того, чтобы петли были одинаковы.

7. Вязание крючком имеет большое значение для развития глазомера, мелкой мускулатуры рук, развивается эстетический вкус, аккуратность.

2. Блок "Конструктивно- художественная деятельность"

Это объемное художественное конструирование, в котором новые целостные модели букв, цифр, имен создаются из вязаных цепочек разной структуры и цвета. Дети знакомятся с разными техниками работы с вязаными цепочками :

- аппликации;

- конструирование.

На 1 этапе работы наиболее доступными являются пришивание завязок, шнурков к кукольным шапкам, пинеткам, кофтам.

На 2 этапе из разноцветных вязаных цепочек дети выкладывают буквы (цифры, имена). В процессе работы у детей развивается поисковая деятельность и способность экспериментировать. Эти занятия приучают к точным движениям пальцев под контролем сознания, закрепляется знание букв, цифр.

3. Блок «Выкладывание узоров из вязаных цепочек»

Это более сложный и малораспространенный в детской деятельности ручной труд. Овладение практическими способами выкладывания узоров предполагает наличие у детей развитых пространственных ориентировок и не позволяет им действовать путем проб, т. к. ошибку почти невозможно исправить.

Знакомство детей сданной деятельностью позволяет:

научить различению: цвета, длины, высоты, месторасположения (сверху, снизу, над, под и т. д.)., формы конструируемых объектов;

формировать обобщенные способы конструирования (создание целого из деталей путем комбинаторики);

развивать сенсорно – аналитическую деятельность – умение вести целостно – расчлененный анализ объектов; выделение целого, его частей, деталей и их пространственного расположения.

4. Блок "Самостоятельное вязание цепочки"

Это освоение практических навыков вязания. Лучше всего начинать обучение детей вязанию толстым крючком и толстой крученой ниткой, а затем дети осваивают вывязывание петель тонким крючком и тонкими нитками. Использование разноцветных нитей способствует развитию эстетического восприятия и развивает творческое воображение, а также моторику кистей рук, художественное видение.

7. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Программа обучения рассчитана для детей 5-6 лет, наполненность группы 5-10 человек, поскольку работа в основном ведется индивидуально.

В середине занятий проводят физкультминутки, во время которых необходимо проветрить помещения, проводить гимнастику для глаз, мышц шеи, спины, рук в форме игры. Перерывы между занятиями не менее 10 минут.

Формой подведения итогов являются выставки работ детей.

Продолжительность 1 занятия Периодичность в неделю Количество занятий в неделю Количество занятий в год

25 минут 2 раза 8 занятий –

3 часа 20 минут 68 занятия –

28ч. 20 мин

№ п/п Тема занятия Количество часов Примечание

Всего Теоретические занятия Практические занятия

Занятия 1 блока

1. В гостях у бабушки рукодельницы 1 1

2. Мастер крючок 1 1

3. Пушистое солнышко 1 1

4. Веселый дождик 1 1

5. Первая петелька 1 1

6. Ежик 1 1

7. Рябиновая ветка 2 2

Занятия 2 блока

8. Веселый счет 7 1 6

9. Мое имя 4 1 3

Занятия 3 блока

10. Осенний пейзаж 4 1 3

11. Украшения для елки 3 3

12. Новогодняя открытка 4 1 3

13. Веселый снеговик 2 2

Занятия 4 блока

14. Петелька за петелькой 2 2

15. Заснеженный домик 4 1 3

16. Забавный человечек 2 2

17. Веселая обезьянка 2 2

18. Карандашница (подарок папе) 4 1 3

19. Маме в день 8 марта 3 1 2

20. Аквариум (разрезная картинка) 4 1 3

21. Плывет, плывет кораблик 3 3

22. Одуванчики 1 1

23. Космические дали 3 1 2

24. Кто спрятался в клубочке 3 3

25. Букет цветов 4 1 3

26. Выставка работ кружка 1 1

Итого 68 12 56

6.1. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ

Сентябрь 1 В гостях у бабушки рукодельницы.

Цель: познакомить с видом декоративно- прикладного искусства – вязание крючком, вызвать у детей интерес к вязанию крючком.

2 Мастер крючок.

Цель: познакомить с разнообразием крючков и пряжи для вязания.

3 Пушистое солнышко.

Цель: повторить название пальцев рук, учить правильно держать крючок, подцеплять нитку крючком.

4 Веселый дождик.

Цель: закреплять умение держать крючок, подцеплять нитку крючком, выполнять несложную аппликацию.

5 Первая петелька

Цель: знакомство с техникой выполнения первой петли

6 Ежик.

Цель: закреплять умение выполнять первую петлю, использовать полученные петельки в аппликации.

7 Рябиновая ветка

Цель: продолжить учить выполнять первую петлю, самостоятельно выполнять аппликацию, используя петельки.

Октябрь 8-9 Веселый счет.

Цель: познакомить детей с изготовлением аппликации, использую цепочки из воздушных петель, учить детей самостоятельно выбирать цвет цепочки.

Ноябрь 10-16Мое имя.

Цель: продолжить учить выполнять аппликацию из цепочек из воздушных петель, самостоятельно изготавливать заготовку для аппликации.

ноябрь 17-20 Осенний пейзаж

Цель: продолжить учить выполнять аппликацию, используя цепочки из воздушных петель, учить самостоятельно подбирать цепочки по цвету.

Декабрь 21-26 Украшения для елки.

Цель: выполнение аппликаций (заполнение заготовленной за ранее основы, использование декоративных элементов, подбор цветовых цепочек самостоятельно. аппликации, декоративные элементы (блески, стразы и тд, клей, цепочки из воздушных петель различного цвета.

27 Новогодняя открытка

Цель: выполнение аппликации, использование декоративных элементов, самостоятельно располагать элементы аппликации на шаблоне.

Январь 28-31 Веселый снеговик

Цель: закреплять умение выполнять аппликации, используя готовые декоративные элементы. Закреплять умение самостоятельно располагать элементы на листе бумаги.

Январь32-33 Петелька за петелькой

Цель: знакомить с приемами вязания цепочки из воздушных петель и закреплении последней петли. Упражнять в вязании цепочек из воздушных петель.

Январь 34-35 Заснеженный домик.

Цель: продолжить учить выполнять цепочку из воздушных петель, упражнять в вязании цепочки с определенным количеством петель. Закреплять умение выполнять аппликации из цепочек.

Февраль 36-39 Карандашница (подарок для папы)

Цель: продолжить закреплять навык вязания цепочки из воздушных петель, закреплять умение наклеивать цепочки по принципу «улитка», учить украшать полученное изделие.

Февраль 40-43 Забавный человечек

Цель: учить выполнять объемную поделку из ниток, дополняя ее деталями из вязанных цепочек и бумаги.

Март 44-45 Маме в день 8 марта. (Открытка для мамы) 3 Крючок, пряжа разных цветов,

Март 46-47 Цель: продолжить закреплять умение выполнять цепочку из воздушных петель, продолжить учить самостоятельно располагать на основе элементы аппликации.

Март 48 Веселая обезьянка

Цель: упражнять в выполнении бубонов, использовать полученную заготовку при выполнении игрушки, дополняя ее цепочкой из воздушных петель и деталями из бумаги.

Март 49-50 Аквариум (разрезная картинка)

Цель: учить детей работать небольшим группами (по 3-4 человека, создавая свою часть картинки. Учить выбирать пряжу в соответствии с цветом линий на своей части, учить собирать панно из отдельных частей и украшать его декоративными элементами.

Апрель 51-54 Космические дали

Цель: закреплять умение вязать цепочку из воздушных петель, учить самостоятельно создавать аппликации, основываясь на своих знаниях по теме. просторов.

Апрель 55-57 Одуванчики

Цель: продолжить упражнять в вязании цепочки из воздушных петель, в выполнении аппликации с изображением цветов, изготовленных из мотка пряжи и вязанных цепочек.

апрель 58-59 Плывет, плывет кораблик.

Цель: проложить учить вывязывать цепочку из воздушных петель, определенной длины, закреплять умение, при выполнении аппликации, наклеивать цепочку по принципу «улитка».

Май 60-61 Кто спрятался в клубочке

Цель: продолжить учить выполнять цепочку из воздушных петель, закреплять умение, при выполнении работы, наклеивать цепочку на основу по принципу «улитка», развивать воображение.

май 62-67 Букет цветов

Цель: познакомить детей с приемом вязания по кругу, с новым элементом

вязания – полустолбиком, его схематическим изображением. Учить работать по схеме. нарисованными стебельками цветов, образец связанного цветка, крючок, пряжа разных цветов.

Май 68 Выставка работ кружка. 1 Работы детей, выполненные за год.

7. ФОРМА КОНТРОЛЯ

В учебно-воспитательном процессе используются различные формы контроля знаний и умений: дидактические карточки, блиц - опросы, кроссворды, игровые формы контроля, выставки работ воспитанников.

Подведение итогов работы является необходимым элементом в работе творческого коллектива. Наиболее подходящей формой оценки является совместный просмотр выполненных работ, их коллективное обсуждение, выявление лучших работ. Такая форма работы позволяет детям критически оценивать не только чужие работы, но и свои.

Ожидаемый результат.

Практический результат и темп освоения программы является индивидуальным показателем, так как зависит от уровня творческого потенциала, то есть от природных способностей.

В программе отсутствует система баллов в традиционном понимании, существуют уровни облученности:

I уровень – репродуктивный (ребенок самостоятельность не проявляет, без помощи педагога не может выполнить даже простейшие элементы);

II уровень – самостоятельная работа с помощью педагога; III уровень - самостоятельная работа без помощи педагога;

IV уровень – творческий (ребенок выполняет работу самостоятельно, сам обдумывает замысел работы, подбирает весь необходимый исходный материал, четко определяет этапы работы, самостоятельно способен составить план выполнения работы).

Конечным результатам выполнения программы предполагается выход воспитанников на III и IV уровни облученности, участие в выставках, смотрах и конкурсах различных уровней.

В результате реализации программы воспитанник должен знать/понимать Общие сведения по истории вязания;

Правила техники безопасности при работе с крючком и работе с колющими и режущими инструментами;

Основные способы вязания петель;

Основы материаловедения, классификацию и свойства различных материалов.

Уметь:

Четко выполнять основные приемы: начальная петля, воздушная петля; Вывязывать цепочку из воздушных петель;

Составлять композицию, подбирать нитки по цвету, определять размер выполняемой аппликации;

Гармонично сочетать цвета при выполнении работы; Организовывать и содержать в порядке свое рабочее место

Методика диагностики результативности реализации программы

Констатация результата + 2 + 1 0 - 1

-2 Констатация результата

5-6 лет 5-6 лет

Ребенок умеет держать крючок Ребенок не умеет держать крючок

Ребенок правильно сматывает клубок. Ребенок не умеет правильно сматывать

Ребенок знает цвета нитей Ребенок не знает цвета нитей

Ребенок умеет вывязывать петли Ребенок не умеет вывязывать петли

Аккуратность в работе Не аккуратен в работе

Самостоятельность в работе Копирует замысел других

Правильное положение пальцев Неправильное положение пальцев

Отношение к выполнению задания Невнимателен, с ошибками

Отношение к помощи педагога или товарища Не принимает

Точность выполнения задания рукодельницы Другие способы выполнения задания

Быстрый темп вхождения в деятельность Долго входит в деятельность

8. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

1. Новикова И. В. Вязание крючком и вышивка в детском саду. " - Ярославль: Академия развития, 2009.

2. Крулехт М. В. Дошкольник и рукотворный мир. - СПб. : Детство- Пресс, 2003.

3. Нуждина Т. Д. Мир вещей. Энциклопедия для малышей. Чудо- всюду. - Ярославль. : Академия развития, Академия К.

4. Детство: Комплексная образовательная программа дошкольного образования. В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина и др. ; Под ред. Т. И. Бабаевой, З. А. Михайловой, Л. М. Гурович. - СПб. : Детство- Пресс, 2016.

5. Новотворцева Н. В. Учимся писать: Обучение грамоте в детском саду. - Ярославль. : Академия развития, Академия К., Академия Холдинг, 2000.

6. Программа "Художественный труд" // Вестник образования. - 2001.№20.

7. Ракова С. А. "Вязание крючком". - Ярославль: Академия развития, 2003.

8. Белошистая А. В., Жукова О. Г. Волшебные шнурочки. =М. :АРКТИ, 2008

Публикации по теме:

Образовательная программа дополнительного образования по опытно-экспериментальной деятельности для детей 5–6 лет 1. Пояснительная записка 1.1. Направленность программы кружка «Хочу всё знать» В современном обществе востребована творческая личность, способная.

Общеразвивающая программа дополнительного образования детей «Бисероплетение и вышивка бисером» Пояснительная записка История бисера уходит в далекое прошлое. В наши дни одним из популярных видов рукоделия является вышивка бисером.

Программа дополнительного образования детей дошкольного возраста. Кружок «Обучение плаванию» Содержание 1 РАЗДЕЛ. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 2 РАЗДЕЛ. ИНФОРМАЦИОННАЯ ЧАСТЬ ПРОГРАММЫ 2.1. Пояснительная записка 2.2 Методические указания.

Программа дополнительного образования детей старшего дошкольного возраста «Лоскутная мозаика» Дополнительное образование детей дошкольного возраста На протяжении нескольких лет в нашей группе работал кружок «Лоскутная мозаика. Мы.

Программа дополнительного образования для детей 3–4 лет «Волшебное тесто»Программа дополнительного образования для детей 3–4 лет «Волшебное тесто» программа "Волшебное тесто" «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее.

Программа дополнительного образования для детей 4–5 лет «В мире звуков и слов» Администрация городского округа Подольск Комитет по образованию Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития.

Программа дополнительного образования по нетрадиционной технике рисования «Радуга» для детей 3–7 лет СОДЕРЖАНИЕ 1. Цель программы. Задачи работы детьми …. …. 2. Учебно-тематический план…. 3. Календарно-тематический.

Программа дополнительного образования по сенсорному развитию детей среднего дошкольного возраста. Кружок «Разноцветный мир» Цель:Обогащение сенсорного опыта детей, развитие и совершенствование сенсорных процессов (ощущение, восприятие, представление) у детей среднего.

Программа дополнительного образования «Разноцветные ладошки» для детей старшей группы Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Веселый городок» Программа дополнительного образования «Разноцветные.

Программа по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста «Развивайка» (5–7 лет) Пояснительная записка Программа по обучению грамоте старшего дошкольного возраста (далее программа) разработана в соответствии.

Автор публикации:
Программа дополнительного образования детей старшего дошкольного возраста по обучению вязанию крючком «Петелька за петелькой»
Опубликовано: 19 октября 2016 в 18:45
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 22 ноября Указ об объявлении 2024 года в России Годом семьи.

18 апреля. День отпечатка пальца. Передвижка «Пальчиковая живопись»

 18 апреля 1902 года впервые был использован метод установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Эта дата считается днем рождения дактилоскопии, поэтому 18 апреля отмечаем с детьми...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД