Лучший педагог года

Программа дополнительного образования дошкольников

эльвира щеглова
Программа дополнительного образования дошкольников

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ПРОГРАММА

Старший дошкольный возраст

Содержание

1. Пояснительная записка

2. Цели и задачи

3. Методы и приёмы реализации программы

4. Календарный учебный план график

5. Учебный план

6. Методическое обеспечение программы по разделам и темам

7. Целевые ориентиры

8. Литература

1. Пояснительная записка

Публикация «Программа дополнительного образования дошкольников» размещена в разделах

Данная программа направлена на развитие интереса к культурному наследию Санкт-Петербурга у детей старшего дошкольного возраста, на усвоение предусмотренных знаний об истории родного города. На общее развитие детей, включающее в себя развитие мыслительных операций, восприятия, внимания, памяти и других психических процессов. Ведущим методическим приёмом непосредственно образовательной деятельности выступают дидактическая игра и игровые упражнения. Педагог прививает детям элементарные учебные умения: слушать объяснения взрослого, выполнять задание, не мешая друг другу, проявлять активность и интерес к предлагаемой деятельности. Педагог поддерживает усилия детей качественно выполнить задание с помощью похвалы, положительной оценки; поощряет высказывания и суждения детей, способствует становлению у них положительной самооценки. Данная программа построена на основе учебно-методического пособия «Город сказка-город быль», «Знакомим дошкольников с Санкт-Петербургом» - авторы: Солнцева О. В., Коренева – Леонтьева Е. В. СПб, 2013 г.

При реализации данной образовательной программы применяются словесные, наглядные, игровые и практические приемы и методы взаимодействия взрослого и ребенка (введение игрового персонажа, подвижные игры, экспериментирование, моделирование, занимательные упражнения, графические, фонематические, грамматические игры, игры на развитие внимания, памяти, а также новые информационно - коммуникационные технологии (презентации).

2. Цели и задачи.

Цель: развитие интереса к культурному наследию Санкт-Петербурга у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

1. Развивать у детей эмоционально-ценностное отношение к городу.

-Развивать способность чувствовать красоту города и эмоционально откликаться на нее.

-Содействовать становлению желания принимать участие в традициях города и петербургской семьи; поддерживать традиции, чувствовать свое единство с петербуржцами.

-Развивать чувство гордости за великие дела петербуржцев, бережное отношение к родному городу.

2. Развивать у детей способность воспринимать и понимать архитектурно-скульптурный облик города, символику Санкт-Петербурга.

-Включать детей в активную познавательную и практическую деятельность, способствующую расшифровыванию символов и основных мыслей, заложенных в архитектурно-художественных памятниках Санкт-Петербурга.

4. Содействовать развитию художественно-творческих способностей детей в продуктивной деятельности, содержанием которой являются представления о Санкт-Петербурге.

3. Методы и приемы реализации программы :

- наглядный (рассматривание изделия, разбор по форме, составление рисунка, показ иллюстраций, помогающий составить более полное впечатление о композиции)

- наглядно-зрительный. ( показ действий с инструментами педагогом: челноком, иглой, нитью, пяльцами и т. д.).

- словесный. (объяснение, беседа, диалог).

- практический. (упражнения, дидактические игры)

Диагностика.

Составлены критерии диагностики по усвоению задач данной программы.

Средства диагностики: психолого-педагогическое наблюдение, упражнения, задания на занятиях.

Форма подведения итогов:

Итоговая встреча для родителей (май, в течение учебного года по запросу.

Форма проведения

Занятия проводятся по подгруппам по 5 детей. Длительность встречи 25-30 минут, 1 раз в неделю, 4 раза в месяц.

4. Календарный учебный график программы «Город сказка, город быль»

№ Содержание

1 Режим проведения

2 половина дня

2 Количество занятий 1 раз в неделю

4 раза в месяц 25 минут

3 Продолжительность учебного года С 1 сентября по 31мая 34 недели

4 Сроки проведения каникул Зимние каникулы

Весенние каникулы

Летние каникулы С 01.01. по 11.01

С 01.05 по 09.05

С 01.06. по 31.08

5 Мониторинг, анкетирование родителей Первичный

Итоговый Сентябрь

Май

5. Учебный план программы «Город сказка, город быль»

Месяц Тема Кол-во часов

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь Тема: 1. Наш дом – Земля - Вселенная

Тема: 2. Сказки и были Петропавловской крепости.

Тема: 3. Сказки и были Адмиралтейства (2)

(6)

(2)

Декабрь

Январь

Февраль Тема: 4. Грифоны, сфинксы, обитатели водной стихии, сказочные животные и птицы в нашем городе. (13)

Март

Апрель

Тема 5. Мифы и легенды главных соборов города (Исаакиевский и Казанский соборы).

(6)

Май Тема 6. Мифы и легенды Зимнего дворца и Дворцовой площади.

Повторение пройденного материала.

Открытое занятие для родителей.

Итого: (3)

(1)

(1)

34

6. Методическое обеспечение программы по разделам и темам

№ п/п Наименование раздела и темы Форма занятий Приемы и методы Форма подведения итогов Средства обучения

Раздел I. Наш дом – Земля - Вселенная

1.1 Наш дом – Вселенная- Земля.

Россия - Визитная карточка Санкт-Петербург.

Беседа Словесно-наглядный Обобщающая беседа. Мультимедийная презентация. Набор открыток, иллюстраций.

Аудиозаписи Творческое задание: (нарисуй, раскрась) Придумай рассказ

Раздел II. Тема. Сказки и были Петропавловской крепости.

1.2 Что такое крепость? Тайна имени крепости. О чем рассказывают скульптуры богини Афины у Петропавловских ворот? Тайны царского ботика. Легенды ангела Петропавловского собора. О чем рассказывают фонари Иоановского моста.

Виртуальное путешествие «Полет над Петропавловской крепостью».

Беседа Словесно-наглядный. Приучение к выполнению требований Вводная диагностика Мультимедийная презентация. «Крепость» и макеты домиков из разных материалов. Набор геометрических фигур, включающих пятиугольники и прямоугольники. Набор открыток, иллюстраций Петропавловской крепости.

Раздел III. Тема: Сказки и были Адмиралтейства

1.3. Тайна Адмиралтейского кораблика. О ком рассказывает кивер Адмиралтейства?

Тайны нимф Адмиралтейства.

Что прославляют гении славы Адмиралтейства? Морское путешествие. (Легенды о скульптуре главной башни Адмиралтейства). Адмиралтейская набережная. Легенды львов. Тайны Медного всадника. Легенды памятников Петру 1 в Санкт-Петербурге.

Сказки воробья Адмиралтейства. О чем может рассказать здание Адмиралтейства и его окрестности? Объяснение Словесно-наглядный Обобщающая беседа. Анализ работ, выставка Мультимедийные

презентации Аудиозаписи Творческие задания: (нарисуй, изготовь, проект (макет). Выставка творческих работ «Петербургские фонари».

Раздел IV. Тема: Грифоны, сфинксы, обитатели водной стихии, сказочные животные и птицы в нашем городе.

1.4 Миф о грифоне. Грифоны банковского моста. Миф о сфинксах. Сфинксы на Университетской набережной. Обитатели водной стихии в Санкт - Петербурге. Сказочные животные (драконы, ши-цза и пегасы) в Санкт-Петербурге. Легенды Аничкова моста. Стрелка Васильевского острова (Биржевая площадь) - от легенды названия к древнегреческим богам. Легенды Ростральных колонн. Объяснение Словесно-наглядный Анализ работ, выставка Мультимедиа-презентация по теме. Карточки-иллюстрации для игры «Сказочное сложение».

Игра «Сказочное сложение» (соединение двух существ). Игра «Мозаика» Рисование

Раздел V. Тема: Мифы и легенды главных соборов города (Исаакиевский и Казанский соборы).

1. 5 Рождественская сказка ангелов со светильниками: (Исаакиевский и Казанский соборы). Тайна купола Исаакиевского собора (Собор-богатырь). Легенды коринфских колонн (Исаакиевский и Казанский соборы). Легенда о меандре. Меандр Казанского собора. Великие полководцы российской земли. Легенды об Александре Невском. Тайны соборов Санкт-Петербурга. Объяснение Словесно-наглядный Анализ работ, выставка Мультимедиа-презентация по теме. Игры с лабиринтами.

Конструирование. Фонограмма. Творческое задание: Делаем ангела из бумаги.

Раздел VI. Тема: Мифы и легенды Зимнего дворца и Дворцовой площади.

1.6 История кота Феникса, или были и сказки Зимнего дворца. Легенды Атлантов и кариатид. Легенды арки Главного штаба.

Объяснение Словесно-наглядный Обобщающая беседа. Мультимедиа-презентация по теме. Игра «Путешествие на машине времени» Книжки, фото, раскраски

1.7 Итоговое занятие. Открытое занятие для родителей.

7. Целевые ориентиры

- развивается познавательный интерес к изучению архитектурных и исторических достопримечательностей города;

- дети должны знать и узнавать главные достопримечательности Санкт-Петербурга;

- повышается уровень речевой активности детей, обогащается словарь;

- развивается память, внимание, восприятие;

- проявляют интерес к информации, любознательны;

- взаимодействуют со сверстниками;

- в дидактических играх и игровых упражнениях подчиняются правилам и сюжету;

- при взаимодействии со сверстниками и взрослыми выражают просьбу, отстаивают свою точку зрения;

- уровень развития познавательных психических процессов соответствует возрасту;

Литература для организации педагогического процесса:

1. Акулова О. В., Березина Т. А. Ты одна страна родная, многоликая, цветная. СПб. 2011 г.

2. Алифанова Г. Т. Первые шаги. Программа воспитания юного петербуржца. СПб.

3. Бровина Е. М., Гатин Е. В. Музей, школа, город. СПб. АППО методическое пособие 2005 г.

4. Ванюшкина Л. М., Копылов Л. Ю., Соколова А. А. Программа «Кругозор».

5. Голованов Г. И., Копылов Л. Ю. и др. Сказки Петербурга 2004 г.

6. Ермолаева Л. К. Гаврилов Н. Г. Чудесный город СПб. 2005

7. Ефимовский Е. С. Любимый город Петербург 2004 г.

8. Ермолаева Л. К., Лебедева И. М. Прогулки по Петербургу 2006 г.

9. Ермолаева Л. К., Н. И. Мой город 2000 г.

10. Канн П. Я. Прогулки по Петербургу. СПб. 1994

11. Коробова Е. Н. и др. С днем рождения, Петербург. СПб. 2005 г.

12. Кутьина Н. Воспитание культурой. СПб. 2011 г.

13. МорозоваА. Н., Мельникова О. В. Музейная педагогика. М., 2006 г.

14. Салария Д., Макдональдс Ф. Жилища, хижины, дома. 1995 г.

15. Солнцева О. В., Коренева-Леонтьева Е. В. Город сказка-город быль. Учебно-методическое пособие. Знакомим дошкольников с СПБ 2013 г.

16. Солнцева О. В. Принципы организации работы по приобщению детей дошкольного возраста к культуре Санкт-Петербурга. (Всерос. Научн. Конфер. СПб 2005 г.

17. Фролов В., Яковлев О. Как родился Петербург. 1995 г.

18. Шиф Л. И. Путешествие по Петербургу с Аликом и Гусариком. Сказка- путеводитель. СПб. 1994.

Детская энциклопедия: История России. 20011 г.

Альбом «Петербург-Ленинград», Смирнов Н. Т. «Город мой любимый»

Детские книги: Воскобойников В. «Оружие для победы»

«Наш город Санкт-Петербург», А. Дорофеев «Корабельные пути».

Петербургский детский Журнал «Автобус»

Дидактические игры: Путешествие по Петербургу, Символы СПб, Прогулки по Петербургу.

Альбомы раскраски: Твой Петербург, Достопримечательности СПб, Расскажи про свой город.

Публикации по теме:

Перспективный план работы музыкального руководителя на летний оздоровительный период 2014 года Цель: Сохранение физического и психического здоровья дошкольников. Задачи: - создание у детей атмосферы радости; - формирование положительного.

Основные структурные компоненты рабочей программы воспитателя ДОУ в соответствии с ФГОС Основные структурные компоненты рабочей программы I. Титульный лист Название дошкольного образовательного учреждения (по Уставу ДОУ).

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа дополнительного образования дошкольников
Опубликовано: 16 апреля 2015 в 14:35
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД