Мария Лазеева
Программа дополнительного образования естественнонаучной направленности
▼ Скачать + Заказать документы
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад присмотра и оздоровления №79» городского округа Самара
443030, г. Самара, ул. Буянова, д. 145, тел. 333-53-26
Программа дополнительного образования естественнонаучной направленности «Природа и фантазия»
(1 ЧАСТЬ)
Программа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет
Срок реализации программы 1 год
Рецензент :
к. п. н., доцент
Публикация «Программа дополнительного образования естественнонаучной направленности» размещена в разделах
Зав. кафедрой педагогики
МБОУ ДПО (ПК) ЦРО г. о. Самара
Никулина Е. Б.
Автор составитель: воспитатель Лазеева М. В.
Самара
2014г.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯЗАПИСКА…3
2. ЦЕЛЕВОЕ НАЗНАЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ….4
3. АДРЕСНОСТЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ….5
4. УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН …. 7 5. СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ…. 9
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ОСНАЩЕНИЯ ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ…12
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа дополнительного образования естественнонаучной направленности составлена на основе:
- основной общеобразовательной программы МБДОУ детский сад №79 г. о. Самара написанной на основе примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. 3-е издание, исправленное и дополненное;
-программы Юный эколог. Николаева С. Н.
Нормативной базой разработки дополнительной общеобразовательной программы являются :
- Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ;
- Приказ Минобрнауки Российской Федерации от 29.08.2013 №1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (Зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации 27.11.2013 №30468);
-Приказ Минобрнауки Российской Федерации от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» с приложением «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования»;
-Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».
Образовательное учреждение осуществляет образовательную деятельность в интересах личности ребенка, общества и государства, обеспечивает охрану здоровья и создание благоприятных условий для разностороннего развития личности, в том числе возможность удовлетворения воспитанника в самообразовании и получении дополнительного образования.
Одной из задач МБДОУ №79 является создание условий, обеспечивающих превышение стандартных требований по всем ведущим направлениям его развития, закрепленным в ФГОС. В детском саду всегда есть дети, проявляющие большой интерес к различным видам деятельности, но требования основной общеобразовательной программы не позволяют в полной мере удовлетворять этот интерес.
ЦЕЛЕВОЕ НАЗНАЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ПРИРОДА ИФАНТАЗИЯ»
ЦЕЛЬ: дополнительной общеобразовательной программы естественнонаучной направленности является формирование у старших дошкольников системы знаний об окружающем мире; развитие навыков изучения (юные исследователи природы) и сохранения живой природы; рационального природопользования (сфера деятельности «человек – природа»).
ЗАДАЧИ:
-Формировать элементарные естественнонаучные представления об окружающем мире (комплексное представление о природе, многообразии ее объектов и проявлений);
- систематизировать представления о сезонных изменениях в живой и неживой природе;
- формировать представления о типичных и нетипичных представителях сообществ;
- формировать представление о географической карте, глобусе;
- знакомить с элементами географических карт и их «прочтением»;
-формировать представление о природе, климате, географическом местоположении и экологических условиях города Самара;
- формировать представление о некоторых приборах и приспособлениях;
- формировать представление о некоторых технологиях, способах утилизации;
- расширять знания об окружающих предметах, их назначении, характеризовать материалы, их которых они изготовлены.
-Развивать способность к первоначальной систематизации представлений о живой и неживой природе в целом;
-развивать первичные приемы логического мышления (формировать способность к наблюдению, сравнению, обобщению, классификации, установлению закономерностей, интеграции информации);
-развивать речь как средство и форму мыслительной деятельности.
-Воспитывать умение выражать своё отношения к окружающим адекватными, социально - допустимыми способами, доброжелательно и мотивированно высказывать свои притязания.
-воспитывать любознательность, любовь и интерес к родному краю, Родине, природе;
- творческое созидательное отношение к природе;
- интерес к путешествию как форме познания окружающего мира.
АДРЕСНОСТЬ ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ПРИРОДА ИФАНТАЗИЯ»
Программа ориентирована на удовлетворение желаний родителей (законных представителей детей) и детей дошкольного возраста, посещающих дошкольное учреждение.
Данная программа дополнительного образования разработана для детей 5-7 лет с учетом возрастных, физиологических, психологических особенностей развития. Продолжительность образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста 25-30 минут, Занятия проводятся во второй половине дня по подгруппам. Наполняемость группы детей для занятий по программе дополнительного образования устанавливается в соответствии с нормативами и составляет 10 -15 человек.
Программа рассчитана на 32 занятия в год. Срок реализации программы 1 год.
Достижение уровня готовности к освоению дополнительной общеобразовательной программы предполагает :
- сформированность речевого развития, соответствующего возрасту детей 5 - 7 лет;
- умение понимать словесные указания педагога и готовность выполнять его требования;
- наличие основ наглядно-образных представлений об окружающем мире;
- сформированность мелкой моторики рук на должном физическому развитию уровне;
- умение вести себя в детском коллективе;
- наличие основных навыков самообслуживания, соблюдения правил личной и общественной гигиены.
Форма занятий - тематическая совместная деятельность педагога и ребенка в форме кружковой работы.
Основными формами реализации разделов программы являются :
• фронтальные развивающие занятия с подгруппой детей (в основе которых лежит личностно-ориентированная модель взаимодействия педагога и ребенка);
• занятия-инсценировки;
• игры;
• занятия путешествия;
• обыгрывание ситуаций;
• экспериментальная деятельность
• экологическая акция
• творческая мастерская
• исследовательская деятельность
• презентации и др.
Одним из направлений деятельности ДОУ по дополнительному образованию детей является взаимодействие с родителями. В этом направлении используются следующие формы работы:
• открытый просмотр занятий;
• индивидуальные беседы, консультации по запросам родителей;
• выставки творчества
• анкетирование, опрос
УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Блок Тема Кол – во
часов
теория практика
1. Наш общий дом 1. Вводное. Мониторинг 1
2. Земля - планета 1
3. Дом под крышей голубой 1
2. Про зеленые леса и другие чудеса 1. "В гостях у старичка Лесовичка" 1
2. От семечка до семечка (тайна семян) 1 1
3. Фасоль и лук 1
4."Сладкие таблетки" 1
5."Микроскоп и его волшебный глаз" 1
3. Соседи по планете
1. И синица в руке и журавль в небе. 1
1
2. Как рыба в воде 1
3. Шестиногие 1
4."Грибное царство" 1 1
5."Люблю тебя, родное Поволжье"
1
4. Солнце, воздух и вода…
1. При солнышке добро. 1
2. Вода в природе. Растворимость веществ в воде. Плавучесть предметов 1 1
3."Путешествие волшебной капли по растению" 1 1
4. Воздух и его свойства 1 1
5. Воздух в жизни человека, животных и растений 1
5. Камни, песок,глина 1. Такой разный песок 1 1
2. Глина-волшебница 1
3. Разнообразие камней в природе 1
6. Дары природы в жизни человека 1. Бумажные истории (свойства бумаги) 1
2. Природные ткани 1
7. Много знаем сами-всё расскажем маме 1. Мониторинг 1
2. Праздник "Мы - друзья природы" (с родителями) 1
Всего: 32