МААМ-картинки

Программа дополнительного образования по математике

ВИКТОРИЯ КАЛИНИЧЕВА
Программа дополнительного образования по математике
▼ Скачать + Заказать документы

Кружок "Сосчитай-ка" по математике МБДОУ Детский сад №1 г. Починка

Пояснительная записка

Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта играет математика. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей. Математика – особая область познания, в которой при условии последовательного обучения можно целенаправленно формировать абстрактное мышление, повышать интеллектуальный уровень детей. В этом возрасте у детей закладываются основы знаний, необходимых в школе. Математика - это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей.

Публикация «Программа дополнительного образования по математике» размещена в разделах

Актуальность:

данная программы обусловлена следующими обстоятельствами:

- более ранним началом систематического обучения в школе,

- значительной продолжительностью рабочего дня многих родителей и увлечение их компьютерным общением, вследствие чего возникает недостаток познавательного, развивающего общения родителей и детей,

- изменение содержания обучения в школе значительно повысило требования к уровню математических представлений выпускников детского сада.

Новизна:

дополнительная образовательная программа «Сосчитай – ка» состоит в том, что каждое занятие в виде путешествий и игр, что не утомляет маленького ребенка и способствует лучшему запоминанию математических категорий. Самое главное - это привить ребенку интерес к познанию. Для этого занятия должны проходить в увлекательной игровой форме. Благодаря играм удаётся сконцентрировать внимание и привлечь интерес даже у самых несобранных детей дошкольного возраста. В начале их увлекают только игровые действия, а затем и то, чему учит та или иная игра. Постепенно у детей пробуждается интерес и к самому предмету обучения. Таким образом, игровая форма занятий позволяет научить ребёнка выполнять различные математические действия, развивать память, мышление и творческие способности. В процессе игры дети усваивают сложные математические понятия, учатся считать, читать и писать.

Направление программы : социально-педагогическое. Программа рассчитана : на 72 ч. (2 часа в неделю).

Возраст детей: 6 лет. Срок реализации: 1 год. Занятия проводятся 1 раз в неделю.

Программа нацелена : - на разностороннее развитие ребенка; - на развитие математических представлений детей 6-7 лет на элементарном уровне через приемы сравнения, обобщения, классификации, систематизации и смыслового соотнесения; - на формирование и развитие у детей простейших логических структур мышления и математических представлений.

Задачи: - развивать интерес к решению познавательных, творческих задач, к разнообразной интеллектуальной деятельности; - развивать образное и логическое мышление, умение воспринимать и отображать, сравнивать, обобщать, классифицировать, видоизменять и т. д. ; - развивать способности к установлению математических связей, закономерностей, порядка следования, взаимосвязи арифметических действий, знаков и символов, отношений между частями целого, чисел, измерения и др; - вызывать стремление к творческому процессу познания и выполнению строгих действий по алгоритму, самовыражению в активной, интересной, содержательной деятельности; - способствовать проявлению исследовательской активности детей в самостоятельных математических играх, в процессе решения задач разных видов, стремлению к развитию игры и поиску результата своеобразными, оригинальными действиями.

Методы обучения: наглядный; исследовательский; проблемно-поисковый; объяснительно-иллюстративный; практический.

ООД (организованная образовательная деятельность) – является основной формой работы с детьми, продолжительность которой 30 минут (1 академический час). В ООД включены подвижные игры, физкультминутки, пальчиковые игры, которые позволяют детям расслабиться, беседы, игры – эксперименты, рисунки и композиции, индивидуальная работа, сюжетно-дидактические игры, викторины, работа с родителями.

Формы подведения итогов:

итоговые занятия по темам программы, фотовыставка, выставка детских работ.

Методическое обеспечение:

Дидактический материал : геометрические фигуры и тела, наборы разрезных картинок, сюжетные картинки с изображением частей суток и времён года, полоски, ленты разной длины и ширины, цифры от 1 до 9. Игрушки: куклы, мишка, петушок, зайчата, лиса, волчонок, белка, пирамидка матрёшки пластмассовый и деревянный строительный материал и др. Фланелеграф, мольберт. Чудесный мешочек. Знаки-символы. Геометрическая мозаика. Счётные палочки. Блоки Дьенеша.

Техническое обеспечение:

используется ноутбук с выходом в интернет, аудио магнитофон.

Учебно-тематический план занятий

творческого объединения

«Сосчитай-ка»

на 2014-2015 учебный год

дата

тема кол-во часов

теория практика

1 06.09 Знакомство. Математические способности. 1 1

2 13.09 Цвет, форма, размер. 2

3 20.09 Формирование представлений о символическом изображении предметов. 1 1

4 27.09 Счёт, порядковые числительные в пределах 20 2

5 04.10 Пространственные представления 1 1

6 11.10 Ориентировка во времени 1 1

7 18.10 Ориентировка в пространстве 1 1

8 25.10 Счёт до 20 2

9 01.11 Знаки (плюс, минус, равно) 2

10 08.11 Развитие внимания, воображения 2

11 15.11 Круг, квадрат, прямоугольник 1 1

12 22.11 Знакомство с овалом 1 1

13 29.11 Пирамида, цилиндр 1 1

14 06.12 «Путешествие в математическое королевство». 2

15 13.12 Развивать графические умения. 2

16 20.12 Счёт 2

17 27.12 Задачи на смекалку 2

18 10.01 Математическая олимпиада 2

19 17.01 Формирование навыков сложения и вычитания 1 1

20 24.01 Зрительно – мыслительный анализ 2

21 31.01 Способы измерения 1 1

22 07.02 Измерение длинны предмета с помощью условной меры 2

23 14.02 Объём 2

24 21.02 Классификация 1 1

25 28.02 Математическая викторина 2

26 07.03 Символы 1 1

27 14.03 Время по часам 1 1

28 21.03 Дни недели 1 1

29 28.03 Геометрические тела 2

30 04.04 Смежные числа 1 1

31 11.04 Сравнение смежных чисел 2

32 18.04 Блоки Дьенеша 1 1

33 25.04 Работа с блоками Дьенеша 2

34 16.05 Закрепление математических знаний и умений 2

35 23.05 Игра «Путешествие по математическим островам» 2

36 30.05 Игра – путешествие «Я великий математик» 2

Содержание программы

1. Количество и счет.

Цель: знакомство со счетом и цифрами в пределах 20, упражнять в составлении и решение простых задач на сложение и вычитание, закреплять понимание отношений между числами натурального ряда, развивать психические процессы: внимание, память, логические формы мышления. Игры, помогающие реализовать задачи раздела: «Назови следующее, предыдущее число», «Назови соседей числа», «Назови меньше на 1, больше на 1», «Вверх вниз по числовой лестнице», «Составь и реши задачу», «Путаница», «Задумай число», «Считай, не ошибись», «Мозаика цифр», «Веселые цифры», «Подбери пару», «Числовые домики». Дидактические пособия: «Умею считать», «Забавная арифметика», «Найди цифру».

2. Геометрические фигуры.

Цель: расширение представлений о многоугольниках и их свойствах, умение классифицировать геометрические фигуры по определённым признакам, зрительно-пространственное восприятие, логическое мышление. Игры, помогающие реализовать задачи раздела: «Назови предметы заданной формы», «Что общего и чем различаются фигуры», «Найди предмет такой же формы», «Подбери фигуры по цвету, размеру, форме», «Найди лишнюю фигуру», «Танграм». Дидактические пособия: «Незнайка и геометрические фигуры», «На что похоже».

3. Определение величины

Цель: развивать умение сравнивать массу, объём, количество жидких, сыпучих и твёрдых тел, сравнивать полученные результаты, делать выводы и умозаключения, ориентироваться на листе бумаги, в пространстве. В работе по данному разделу используются игры– эксперименты: «В каком сосуде больше воды?», «Что легче, что тяжелее?», «Что тонет, что плавает?», «Подбери шарфик для кукол», «Короче - длиннее», «Путешествие по комнате», «Художник». Дидактические пособия: «Кто, где находится», «Слева, справа». Работа в тетрадях – графические диктанты

4. Ориентировка во времени

Цель: формирование чувства времени, умение определять время по часам, знакомство с разными видами часов: водными, песочными, механическими, закрепление представлений о последовательности дней недели, месяцев года. Игры, помогающие реализовать задачи раздела: «Вчера, сегодня, завтра», «Дни недели», «Мой режим дня по часам», «Определи время по часам», «Живая неделя», «Когда это бывает?», «Что перепутал художник?»,«Назови пропущенное слово», «Круглый год». Дидактическое пособие «Учимся определять время по часам». Модели времен года, месяцев года, недели, часов, Перфокарты.

5. Логические задачи

Цель: развитие у детей приёмов мыслительной активности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение). В работе используются: Счетные палочки, Ребусы. Игры: «Волшебный круг», «Колумбово яйцо», «Танграм», «Пифагор», Головоломки: «Кубик-рубик», «Лабиринт». Задачи в стихах, задачки – шутки

К концу года дети должны уметь:

- Самостоятельно объединять различные группы предметов, имеющие общий признак, в единое множество и удалять из множества отдельные его части. Устанавливать связи и отношения между целым множеством и различными его частями; находить части целого множества и целое по известным частям.

- Считать до 10 и дальше.

- Называть числа в прямом и обратном порядке, начиная с любого числа натурального ряда в пределах 10.

- Соотносить цифру (0-9) и количество предметов.

- Составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание, пользоваться цифрами и арифметическими знаками (+, -, =, <, >).

- Различать величины: длину, объем, массу и способы их измерения.

- Измерять длину предметов, отрезки прямых линий, объемы жидких и сыпучих веществ с помощью условных мер. Понимать зависимость между величиной меры и числом.

- Делить предметы (фигуры) на несколько равных частей. Сравнивать целый предмет и его часть. Соотносить величину предметов и частей.

- Различать, называть: отрезок, угол, круг (овал, многоугольники, шар, куб, цилиндр. Проводить их сравнение.

- Воссоздавать из частей, видоизменять геометрические фигуры по условию и конечному результату; составлять из малых форм большие.

- Сравнивать предметы по форме; узнавать знакомые фигуры в предметах реального мира.

- Ориентироваться в окружающем пространстве и на плоскости (лист, страница, поверхность стола и др., обозначать взаимное расположение и направление движения объектов; пользоваться знакомыми обозначениями.

- Определять временные отношения (день – неделя – месяц); время по часам с точностью до 1 часа.

Знать:

- Состав чисел первого десятка и состав чисел первого пятка из двух меньших.

- Как получить каждое число первого десятка, прибавляя единицу к предыдущему и вычитать единицу из следующего за ним в ряду.

- Монеты достоинством 1, 5, 10 копеек; 1, 2, 5 рублей.

- Название текущего месяца года; последовательность всех дней недели, времен года.

Иметь представление:

- О единице измерения длины; веса; объема; денежных единицах.

- О временных интервалах: временем суток, года.

- Об определении времени по часам

- О количественной характеристике числа.

Проверить результаты освоения программы, детьми, можно с помощью диагностики, которая проводится на начало, середину и конец учебного года (см. приложение, где определяется высокий, средний и низкий уровень знаний.

Публикации по теме:

Кружок Угадай-ка. Математика может и должна играть особую роль образования, то есть в его ориентации на воспитание и развитие личности. Знания нужны не ради.

Развитие математических способностей на логопедических занятияхРазвитие математических способностей на логопедических занятиях Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта играет математика. В настоящее время, в эпоху компьютерной революции встречающаяся.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа дополнительного образования по математике
Опубликовано: 7 марта 2015 в 22:43
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Программа дополнительного образования по математике» (включая файлы) размещена пользователем ВИКТОРИЯ КАЛИНИЧЕВА (УИ 239078) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД