Лучший педагог года

Программа дополнительного образования «Умнички»

Алсу Хайруллина
Программа дополнительного образования «Умнички»

Социокультурные, экономические и иные преобразования, присходящие в современном обществе, предполагают обновление содержания образования детей разного возраста, включая и состему боразования дошкольников. Поиск новых вариантов образования, ориентированного на развитие умственных способностей, актуализирует внимание ученых и педагогов-практиков к процессам развития логического мышления. Развитое логическое мышление позволяет человеку свободно ориентироваться в окружающем мире, продуктивно и результативно осуществлять деятельность.

Основными показателями умственного развития старших дошкольников являются:

Публикация «Программа дополнительного образования „Умнички“» размещена в разделах

- усвоение системы знаний,

- накопление их фонда,

- развитие творческого мышления,

- овладение способами познавательной деятельности, необходимыми для приобретения новых знаний.

Важнейшим представляется развитие умения наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки предметов и явлений, классифицировать, делать простейшие выводы и обобщения. Приобретенные в результате логические приемы мышления как способы познавательной деятельности необходимы для решения широкого круга умственных задач и призваны служить основой интеллекта ребенка.

Сформированность у детей элементарных приемов логического мышления является условием успешного обучения в начальной школе. Ведь большая часть содержания образования в 1-3 классах построена на использовании таких логических приемов, как выполнение простейших видов анализа и синтеза, сравнения, установления связи между рядовыми и видавыми понятиями. Умение активно перерабатывать в уме информацию, используя приемы логического мышления, позволяет ребенку получить более глубокие знания и понимание учебного материала в отличии от тех, кто, обладая невысоким уровнем развития логики, постигает образовательный курс, полагаясь лишь на память.

Таким образом, недостаточная сформированность мыслительных приемов снижает эффективность обучения,замедляет развитие познавательных процессов. Поэтому важно уже в период подготовки к школьному обучению особое внимание уделять развитию у детей приемов логического мышления.

Исследования ученых (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. З. Зак, Н. Н. Поддьяков и др.) убедительно доказывают, что основные логические структуры мышления формируются примерно в возрасте с пяти до одиннадцати лет. Эти данные подчеркивают важность старшего дошкольного детства, поддержку и всемерное развитие качеств мышления, специфических для возраста, т. к. создаваемые им уникальные условия больше не повторятся и то, что будет «недобрано» здесь, наверстать в дальнейшем окажется трудно или вовсе невозможно. Запоздалое формирование этих структур протекает с большими трудностями и часто остается незавершенным.

Важно отметить, что в исследованиях Н. Н. Поддьякова было выявлено, что старший дошкольный возраст сензитивен к формированию основных приемов логического мышления, которыми являются сравнение, сериация, классификация.

Возможность усвоения некоторых логических знаний и приемов детьми дошкольного возраста показана в психологических исследованиях Л. Ф. Обуховой, А. Ф. Говорковой, И. Л. Матасовой и др. В этих исследованиях была доказана возможность формирования отдельных логических приемов мышления (сериации, классификации, транзитивности отношений между величинами) у старших дошкольников при соответствующей возрасту методике обучения.

В настоящее время отечественная психология и педагогическая практика, учитывая эту закономерность, сделала большой шаг в направлении умственного развития ребенка старшего дошкольного возраста.

2. Цель:

развитие логического мышления детей с высоким уровнем интеллектуальных способностей.

Задачи:

- формировать у детей приемы мыслительной деятельности;

- формировать умения понимать и прслеживать причинно-следственные связи явлений;

- учить выстраивать простейшие умозаключения на основе причинно-следственной связи;

- обучать детей приемам умственных действий: сравнения, обобщеня, анализа, синтеза, систематизации, абстрагирования;

- воспитывать стремление к преодолению трудностей, уверенности в себе, желание достигнуть поставленной цели;

- воспитывать желание прийти на помощь сверстнику.

ПРИНЦИПЫ ПРОГРАММЫ

- принцип научного подхода – подкрепления всех форм обучения научно-обоснованными и практичесски адаптированными методиками;

- принцип гуманизации образования, диктующий необходимость бережного отношения к каждому воспитаннику;

- здоровьесберегающий принцип. Количество и время проведения занятий соответствует возрасту детей;

- принцип учета закономерностей интеллектуального развития детей в норме.

1 этап: диагностический

Цель: выявление интеллектуально способных детей;

2 этап: информационный

Цель: информирование родителей и педагогов о имеющихся интеллектуальных способностях детей;

3 этап: практический

Цель: развитие логического мышления у детей с высоким уровнем интеллектуальных способностей.

Количество детей: 6-8 детей

Возраст детей: 6-7 лет

Длительность занятий: 30 минут.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

месяц Содержание занятий

октябрь 1 занятие.

Цель: - нахождение логической связи;

- развитие внимания, ориентировки в пространстве.

Ход занятия:

1. дыхательная гимнастика;

2. кинезиологические упражнения;

3. игра «Что зачем и почему?»

4. «Сравни картинки»

5. игра «Логический поезд»;

6. физминутка;

7. задачки-шутки.

2 занятие.

Цель: - нахождение логической связи;

- развитие памяти, мелкой моторики.

Ход занятия:

1. дыхательная гимнастика;

2. кинезиологические упражнения;

3. игра «Бывает – не бывает»;

4. пальчиковая гимнастика «Пальцы – братцы»

5. чтение стихотворения «Муха-чистюха»

6. игра «Логический поезд»;

7. решение задачек-шуток.

3 занятие.

Цель: - развивать смысловое соотнесение, анализ, синтез;

- развитие внимания, памяти.

Ход занятия:

1. дыхательная гимнастика;

2. кинезиологические упражнения;

3. упражнеие «подбери пару»

4. сложи целое;

5. дорисуй в пустых клеточках;

6. гимнастика для глаз;

7. игра «Залатай коврик»

8. поиск противоположностей.

4 занятие.

Цель: - развивать смысловое соотнесение;

-учить анализировать контурные схемы, соотносить схематические изображения с детальными, использовать схему последовательности действий.

Ход занятия:

1. дыхательная гимнастика;

2. кинезиологические упражнения;

3. игра «Найди пару и объясни свой выбор»;

4. найди выделенные фрагменты картинок;

5. дорисуй, что должно быть в пустых клетках;

6. физминутка;

7. совмесное составление схемы последовательности действий;

8. индивидуальные задания со схемами на карточках.

ноябрь 1 занятие.

Цель: - учить делить целое на части, устанавливать между ними связь;

- устанавливать сходства и различия предметов по существенным признакам;

- развивать внимание, восприятие.

Ход занятия:

1. дыхательная гимнастика;

2. кинезиологические упражнения;

3. найди недостающий элемент;

4. дорисуй;

5. игра «Чем не похожи?»;

6. игра «Сделай всех бабочек одинаковыми (мячики, кораблики);

7. пальчиковая гимнастика;

8. найди два одинаковых предмета;

9. работа с клеточкой.

2 занятие.

Цель: - продолжить учить делить целое на части, устанавливать между ними связь;

- устанавливать сходства и различия предметов по существенным признакам;

- развивать внимание, память, восприятие.

Ход занятия:

1. дыхательная гимнастика;

2. кинезиологические упражнения;

3. игра «Четвертый – лишний»;

4. догадайся и дорисуй (работа по карточкам);

5. игра «Залатай коврик»;

6. физминутка;

7. игра «Найди отличия;

8. задачки-шутки.

3 занятие.

Цель: - закреплять умение обобщать, систематизировать;

- обогащать словарный запас;

- расширять бытовые знания детей;

- развивать внимание.

Ход занятия:

1. дыхательная гимнастика;

2. кинезиологические упражнения;

3. игра «Что третье?»

4. игра «Четвертый – лишний»

5. задание: раздели части листа бумаги так, чтобы буквы оказались на одной стороне, а цифры – на другой;

6. физминутка;

7. игра «Назови одним словом»

8. продолжи ряд;

9. игра «Рассели в домики».

4 занятие.

Цель: - продолжать закреплять умение обобщать, систематизировать;

- обогащать словарный запас;

- расширять бытовые знания детей;

- развивать внимание.

Ход занятия:

1. дыхательная гимнастика;

2. кинезиологические упражнения;

3. логико-кннструктивное задание (см. папка Работа с родаренными детьми)

4. игра «Для умников и умниц»;

5. игра «Найди различия»;

6. физминутка;

7. продолжи ряд;

8. игра «Волшебные сказки»;

9. задачки-шутки.

декабрь 1 занятие.

Цель: - формировать умение выявлять закономерности, определять последовательность;

-развивать речь, внимание, память.

Ход занятия:

1. дыхательная гимнастика;

2. кинезиологические упражнения;

3. логический ряд;

4. игра «Что в начале, что потом?»

5. составление логической цепочки (совместное сочинение забавной истории);

6. физминутка;

7. игра «Логические таблицы» ;

8. игра «Запоминай-ка»;

9. задачки-шутки.

2 занятие.

Цель: - Цель: - формировать умение выявлять закономерности, определять последовательность;

-развивать речь, внимание, память.

Ход занятия:

1. дыхательная гимнастика;

2. кинезиологические упражнения;

3. игра «Хитрые предметы»

4. игра «Что в начале, что потом?»

5. составление логической цепочки (совместное сочинение забавной истории);

6. игра «Логические таблицы» ;

7. игра «Запоминай-ка»;

8. задачки-шутки.

3 занятие.

Цель: - учить выделять один или несколько предметов из группы по определенным признакам;

- формировать умение делать умозаключения при помощи суждений;

- развиватьвоображение, внимание, наблюдательность.

Ход занятия:

1. дыхательная гимнастика;

2. кинезиологические упражнения;

3. игра «Хитрые предметы»

4. игра «Найди все буквы»

5. задание: найди, что общего у этих детей;

6. игра «Противоположности»;

7. логические задачки.

4 занятие.

Цель: - учить выделять один или несколько предметов из группы по определенным признакам;

- формировать умение делать умозаключения при помощи суждений;

- развивать воображение, внимание, наблюдательность.

Ход занятия:

1. дыхательная гимнастика;

2. кинезиологические упражнения;

3. найди общий признак (работа по карточкам);

4. расставь все цифры по местам;

5. игра «Выдели фрагмент»;

6. гимнастика для глаз;

7. игра «Противоположности»;

8. логические задачки;

9. игра «Найди и назови».

январь 1 занятие.

Цель: - закреплять умение находить сходства и различия;

- закреплять умение классифицировать предметы по существенным признакам;

- формировать умение высказывать свое суждение и давать свою оценку;

- развивать внимание, логическое мышление, речь.

Ход занятия:

1. дыхательная гимнастика;

2. кинезиологические упражнения;

3. игра «цвет, форма, размер»

4. игра «Что лишнее?» почему? Объясни, докажи.

5. игра «Назови одним словом»

6. пальчиковая гимнастика

7. бывает - не бывает (устно)

8. логическая задачка (см. папку Работа с одаренными)

2 занятие.

Цель: - закреплять умение находить сходства и различия;

- закреплять умение классифицировать предметы по существенным признакам;

- формировать умение высказывать свое суждение и давать свою оценку;

- развивать внимание, логическое мышление, речь.

Ход занятия:

1. дыхательная гимнастика;

2. кинезиологические упражнения;

3. игра «Расставь все по местам»;

4. игра «лишняя фигура. Почему?»;

5. игра «Цвет, форма, размер»;

6. физминутка;

7. игра «Исключи лишнее» (на слух)

8. логическая задачка (см. папку Работа с одаренными)

3 занятие.

Цель: - совершенствовать навыки ориентировки в пространстве; на листе в клеточку;

- продолжать формировать приемы умственных действий: анализа, синтеза;

- развивать зрительное восприятие, внимание, память, мелкую моторику руки.

Ход занятия:

1. дыхательная гимнастика;

2. Кинезиологические упражнения;

3. игра «Умные клеточки» (работа по карточкам) по теме: геометрические фигуры;

4. игра «Кому что пренадлежит?»

5. игра «Кого ты заметил?»

6. гимнастика для глаз;

7. лабиринт;

8. логические задачки.

4 занятие.

Цель: - совершенствовать навыки ориентировки в пространстве; на листе в клеточку;

- продолжать формировать приемы умственных действий: анализа, синтеза;

- развивать зрительное восприятие, внимание, память, мелкую моторику руки.

Ход занятия:

1. дыхательная гимнастика;

2. Кинезиологические упражнения;

3. игра «Муха»;

4. игра «Умные клеточки» тема: геометрические фигуры;

5. игра «лабиринты»;

6. физминутка;

7. игра «Кого ты заметил?»

8. логические задачки.

февраль 1 занятие.

Цель: - учить замечать общее в различном;

- продолжать учить классифицировать по заданному принципу;

-формировать умение составлять рассказ по серии картинок, выстроенных в логической последовательности;

- развивать внимание, восприятие, воображение, речь.

Ход занятия:

1. дыхательная гимнастика;

2. Кинезиологические упражнения;

3. игра «Помоги медведю дойти до деревни»;

4. игра «Перенеси фигурки на новое место»;

5. игра «Что потом?»;

6. пальчиковая гимнастика;

7. составь рассказ по серии картинок «мальчик Миша»;

8. логические задачки.

2 занятие.

Цель: - учить замечать общее в различном;

- продолжать учить классифицировать по заданному принципу;

-формировать умение составлять рассказ по серии картинок, выстроенных в логической последовательности;

- развивать внимание, восприятие, воображение, речь.

Ход занятия:

1. дыхательная гимнастика;

2. Кинезиологические упражнения;

3. определи место картинки в ряду;

4. игра «Что общего?»;

5. игра «Лабиринт»;

6. пальчиковая гимнастика;

7. игра «Чья тень?»;

Логические задачки.

3 занятие.

Цель: - учить находить закономерности, строить гипотезы, проверять их;

- развивать мышление, внимание, пытливость ума, желание достигнуть поставленной цели.

Ход занятия:

1.. дыхательная гимнастика;

2. Кинезиологические упражнения;

3. игра «Кому какой звук пренадлежит?»;

4. игра «Заселяем домики»;

5. игра «Выполни по образцу»;

6. физминутка;

7. игра «Нарисуй следующую картинку»

8. решение ребусов.

4 занятие.

Цель: - учить находить закономерности, строить гипотезы, проверять их;

- развивать мышление, внимание, пытливость ума, желание достигнуть поставленной цели.

Ход занятия:

1. дыхательная гимнастика;

2. Кинезиологические упражнения;

3. игра «Кому какой звук пренадлежит?»;

4. догадайся и нарисуй;

5. игра «Выполни по образцу»;

6. физминутка;

7. решение ребусов;

8. логические задачки.

март 1 занятие.

Цель: - продолжать учить находить закономерности;

- учить выполнять задания логико-конструктивного характера;

- закреплять умения работать по схеме;

- продолжать развивать воображение, внимание.

Ход занятия:

1. дыхательная гимнастика;

2. Кинезиологические упражнения;

3. игра «Продолжи ряд»;

4. игра «Лабиринт»;

5. «переверни домик» (работа со счетными палочками);

6. пальчиковая гимнастика;

7. игра «Кому какой достался?»;

8. логические задачки.

2 занятие.

Цель: - продолжать учить находить закономерности;

- учить выполнять задания логико-конструктивного характера;

- закреплять умения работать по схеме;

- продолжать развивать воображение, внимание.

Ход занятия:

1. дыхательная гимнастика;

2. Кинезиологические упражнения;

3. игра «Продолжи ряд»;

4. игра «Лабиринт»;

5. игра «Колумбово яйцо»;

6. гимнастика для глаз;

7. составь фигуру по схеме (работа со спичками);

8. логические задачки.

3 занятие.

Цель: - продолжать учить находить закономерности;

- учить выполнять задания логико-конструктивного характера;

- закреплять умения работать по схеме;

- продолжать развивать воображение, внимание.

Ход занятия:

1. дыхательная гимнастика;

2. Кинезиологические упражнения;

3. игра «Продолжи ряд»;

4. игра «Собери квадрат»;

5. игра «Запомни» (ассоциации);

6. пальчиковая гимнастика;

7. игра «Найди отличия»;

8. игра «Антонимы» или скажи наоборот;

9. задачки - шутки.

4 занятие.

Цель: - продолжать учить находить закономерности;

- учить выполнять задания логико-конструктивного характера;

- закреплять умения работать по схеме;

- продолжать развивать воображение, внимание.

Ход занятия:

1. дыхательная гимнастика;

2. Кинезиологические упражнения;

3. составь 2 равных треугольника из 5 палочек;

4. игра «Чей домик»;

5. игра «Синонимы» или скажи по-другому;

6. физминутка;

7. игра «Найди отличия»;

8. логические задачки.

апрель 1 занятие.

Цель: - учить давать оценку верности тех или иных

суждений, умозаключений;

- развивать внимание, память, мелкую моторику рук.

Ход занятия:

1. дыхательная гимнастика;

2. Кинезиологические упражнения;

3. игра «Природные явления»;

4. решение головоломок;

5. игра «Посмотри, запомни, нарисуй»;

6. гимнастика для глаз;

7. задачки-шутки.

2 занятие.

Цель: - учить давать оценку верности тех или иных

суждений, умозаключений;

- развивать внимание, память, мелкую моторику рук.

Ход занятия:

1. дыхательная гимнастика;

2. Кинезиологические упражнения;

3. игра «Природные явления»;

4. решение головоломок;

5. игра «Посмотри, запомни, нарисуй»;

6. гимнастика для глаз;

7. задачки-шутки.

3 занятие.

Цель: - закрепить знания обощающих понятий;

- совершенствовать умения ориентироваться в пространстве и на листе в клеточку;

- развивать слуховое внимание, память, речь, мелкую моторику рук.

Ход занятия:

1. дыхательная гимнастика;

2. Кинезиологические упражнения;

3. классификация;

4. игра «Что раньше?»;

5. игра «Найди предмет»;

6. физминутка;

7. решение ребусов, головоломок;

8. игра «Шагаем по команде».

4 занятие.

Цель: - закрепить знания обощающих понятий;

- совершенствовать умения ориентироваться в пространстве и на листе в клеточку;

- развивать слуховое внимание, память, речь, мелкую моторику рук.

Ход занятия:

1. дыхательная гимнастика;

2. Кинезиологические упражнения;

3. классификация;

4. игра «Что раньше?»;

5. игра «Найди предмет»;

6. физминутка;

7. решение ребусов, головоломок;

8. игра «Шагаем по команде».

май 1 занятие.

Цель: - развивать умение наблюдать и сравнивать, находить закономерности, использовать полученные знания в новывых условиях;

- развивать память, внимание, связную речь; мелкую моторику.

Ход занятия:

1. дыхательная гимнастика;

2. Кинезиологические упражнения;

3. игра «Да и нет»;

4. игра «Найди тень»;

5. упражнение «Накорми цыпленка»;

6. пальчиковая гимнастика;

7. ребусы;

8. логические задачки.

2 занятие.

Цель: - развивать умение наблюдать и сравнивать, находить закономерности, использовать полученные знания в новых условиях;

- развивать память, внимание, связную речь.

Ход занятия:

1. дыхательная гимнастика;

2. Кинезиологические упражнения;

3. игра «Да и нет»;

4. игра «Найди тень»;

5. «Лабиринт»;

6. пальчиковая гимнастика;

7. игра «Найди предмет»;

8. логические задачки.

3 занятие.

Цель: - закрепить полученные знания;

- повторить наиболее понравившиеся детям в течении года игры, задания, упражнения.

4 занятие.

Конкурс смекалистых «Торопись да не ошибись».(см папку «Работа с одаренными детьми»)

Литература:

1. В. Житомирский, Л. Шеврин. Математическая азбука. М. : «педагогика», 1988.

2. Е. Соловьева. Логическая кухня. (приложение к журналу «Обруч») 1997.

3. Т. А. Шорыгина. Точные сказки. М. : «Книголюб» 2005.

4. А. Дорофеева. Логическое мышление. М. : «мозаика-синтез» 1997.

5. Математика от трех до семи (учебно- методическое пособие для воспитателей детских садов). Санкт-Петербург «Детство-пресс» 1999.

6. справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения №12 2009.

Стр. 32. «Особенности работы педагога-психолога в развитиии одаренности у дошкольников.

7. Н. Н. Васильева, Н. В. Новоторцева. Развивающие игры для дошкольников. Ярославль «Академия развития» 1997 г.

8. С. И. Волкова, Н. Н. Столярова. Тетрадь с математическими заданиями. М. «Просвещение» 1999 г.

9. Е. П. Пименова. Пальчиковые игры. Ростов-на-Дону «Феникс» 2007.

10. В. В. Цвынтарный. Играем пальчиками и развиваем речь. Лань. Санкт-Петербург. 1997.

Публикации по теме:

Первая Всероссийская научно-методическая конференция Первая Всероссийская научно-методическая конференция «Мультимедиа технологии в современном образовании»! Международный Институт Развития.

Предшкольное образование Уважаемые коллеги! Выкладываю нормативную документацию по предшкольному образованию. Материал обобщила Макатрова Л. О. методист Центра педагогики.

Автор публикации:
Программа дополнительного образования «Умнички»
Опубликовано: 22 января 2013 в 21:52
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД