Лучший педагог года

Программа дополнительного образования «Вокал» для школьников

Губарь Оксана
Программа дополнительного образования «Вокал» для школьников

ВОКАЛ

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая

программа художественной направленности

Возраст учащихся: 7-15 лет

Срок реализации: 1 год

Составитель:

Губарь Оксана Ивановна

учитель музыки

Раздел№1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГРАММЫ

1.1 Пояснительная записка

Актуальность программы

Публикация «Программа дополнительного образования „Вокал“ для школьников» размещена в разделах

Пение является весьма действенным методом эстетического воспитания. В процессе изучения вокала дети осваивают основы вокального исполнительства, развивают художественный вкус, расширяют кругозор, познают основы актерского мастерства. Именно для того, чтобы ребенок, наделенный способностью и тягой к творчеству, развитию своих вокальных способностей, мог овладеть умениями и навыками вокального искусства, научиться голосом передавать внутреннее эмоциональное состояние, разработана эта программа.

Дополнительное образование детей – неотъемлемая часть общего образования, которая выходит за рамки государственных образовательных стандартов и реализуется посредством дополнительных образовательных программ и услуг. В концепции художественного образования, указывается, что в процессе гуманизации и гуманитаризации центров дополнительного образования дисциплины художественного цикла должны переместиться в центр изучения, так как обладают большим воспитательным потенциалом.

Музыка, как и другие виды искусства, способствует развитию эстетических чувств, положительных эмоций, формирует общую культуру личности ребенка, развивает творческие способности. Эстрадное пение занимает особое место в современной музыке, у детей и подростков этот вид искусства вызывает огромный интерес, поэтому курс имеет прямое отношение к формированию критериев прекрасного, регулированию взаимоотношений поющих детей между собой, к сохранению личного достоинства, интеллигентности, дружелюбности и доброжелательности. Отражая действительность и выполняя познавательную функцию, текст песни и мелодия воздействуют на людей, воспитывают человека, формируют его взгляды, чувства.

Направленность программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Эстрадный вокал» имеет художественную направленность.

Язык реализации программы – государственный язык РФ – русский

Данная программа является модифицированной. В е основе лежит программа для музыкальных и общеобразовательных учреждений «Вокал», автор-составитель Бабышева Светлана Николаевна

Уровень освоения: стартовый.

Программа предусматривает дифференцированный подход к обучению, учёт индивидуальных психофизиологических особенностей учащихся и разработана для детей, которые сами стремятся научиться красиво и грамотно петь, но при этом имеют разные стартовые способности. В данных условиях программа «Вокал» - это механизм, который определяет содержание обучения вокалу, методы работы педагога по формированию и развитию вокальных умений и навыков. Программа обеспечивает формирование умений певческой деятельности и совершенствование специальных вокальных навыков : певческой установки, звукообразования, певческого дыхания, артикуляции. Со временем пение становится для ребенка эстетической ценностью, которая будет обогащать всю его дальнейшую жизнь.

Адресат программы : программа «Эстрадный вокал» предназначена для детей 7-15 лет МБОУ «СОШ№9» сХвалынка.

Особенности организации образовательного процесса

Наполняемость учебной группы – от 10 до 20 человек. Все дети проходят предварительное прослушивание. На прослушивании определяются музыкальные способности (состояние голосового аппарата, наличие певческого голоса, музыкальный слух и память, чувство ритма, особенности личности ребёнка.

Режим занятий: 1 раз в неделю по 2 академических часа;

Срок реализации программы составляет 1 год – 68 часов.

Срок освоения программы : 1 год

1.2. Цель и задачи программы.

Цель программы : формирование основ вокального мастерства обучающихся 7-15-ти лет МБОУ «СОШ№9» села Хвалынка посредством развития вокальных данных.

Задачи программы :

Воспитательные:

- воспитывать трудолюбие, чувство товарищества, чувство личной ответственности;

- воспитывать позитивное отношение к музыкальному искусству;

- воспитывать высокую исполнительскую и слушательскую культуру.

Развивающие:

- развивать голосовой потенциал ребёнка

- развивать основные музыкальные способности;

- развивать вокальные данные;

- развивать эмоциональную восприимчивость, образное мышление, творческое воображение;

- развивать артистические способности;

- развивать культуру исполнения и художественный вкус.

Обучающие:

- приобретать вокально-певческие навыки;

- приобретать основы музыкальной грамоты;

- приобретать навыки сценического мастерства;

- обучать работать с микрофоном.

- способствовать формированию эстетического вкуса, познавательного интереса.

1.3 Содержание программы

Содержание программы «Вокал» направлено на формирование у учащихся певческой культуры, творческого отношения к исполняемым музыкальным произведениям, на развитие знаний и умений, связанных с усвоением способов вокальной техники.

Учебный план

Теоретические знания приобретаются учениками в практической деятельности, в таблице указано общее количество часов. Темы изучения различных дисциплин варьируются и имеют степень сложности в зависимости от темпа изучения материала, индивидуальных и возрастных способностей учащихся.

№ п/п Название раздела, темы Количество часов Формы аттестации/

контроля

Всего Теория Практика

1 Вводное занятие. 2 1 1

1.1 Диагностика. Прослушивание детских голосов. Особенности вокального эстрадного пения.

2

1

1 Беседа, диагностика голосового аппарата

2 Постановка голоса: 16 7 9

2.1

Певческий вдох и выдох

4

2

2 Беседа, выполнение практических заданий, наблюдение, анализ

2.2 Устройство и работа голосового аппарата 4 2 2 Беседа, выполнение практических заданий, наблюдение, анализ

2.3 Вокальные упражнения для начинающих 6 2 4 Выполнение практических заданий, наблюдение, анализ

2.4 Артикуляция и дикция 2 1 1 Беседа, выполнение практических заданий

3 Развитие музыкального слуха и ритма 8 4 4

3.1

Тактирование.

Освоение дирижерского жеста.

4

2

2 Беседа, выполнение практических заданий

3.2

Музыкальный слух.

Звуковысотное интонирование

4

2

2 Беседа, выполнение практических заданий

4 Фонограмма, её особенности и возможности. Пение учебно-тренировочного материала

4

2

2 Опрос (теория)

5 Приёмы работы с микрофоном.

Пение учебно-тренировочного материала.

4

2

2 Опрос (практика)

6 Приёмы ансамблевого исполнения. Пение учебно-тренировочного материала. 12 2 10 Выполнение практических заданий, наблюдение, анализ

7 Работа над репертуаром. Исполнительская культура в коллективе. 20 2 18 Выполнение практических заданий, наблюдение, анализ

8 Концертные выступления 2 0 2 Аттестация

Итого 68 20 48

Содержание учебного плана

1. Раздел: Вводное занятие.

1. 1 Тема: Диагностика. Прослушивание детских голосов. Особенности вокального эстрадного пения».

Теория.

- Инструктаж по ТБ,

- постановка певческой задачи,

- жанр «Эстрадное пение»,

- понятие «манера исполнения»

Практика.

- Индивидуальное прослушивание.

2. Раздел: Постановка голоса

2. 1 Тема: Певческий вдох и выдох

Теория. Роль дыхания в пении как источник энергии для возникновения звука.

Практика. Формирование смешанного дыхания, с преобладанием то грудного, то брюшного типа. Работа над свободным, естественным дыханием, с мышечным и слуховым ощущением.

2. 2 Тема: Устройство и работа голосового аппарата

Теория. Работа по перестройке голосового аппарата с речевой функции на певческую.

Практика. Пение упражнений за счет гласных звуков, а согласные – четко проговариваются. Упражнения для организации артикуляционного аппарата.

2. 3 Тема: Вокальные упражнения для начинающих

Теория. Упражнения для вокала.

Практика. Грамотное, осмысленное исполнение текста в хоровом произведении. Выделение главных слов.

2. 4 Тема: Артикуляция и дикция

Теория. Дикция. Артикуляция.

Практика. Работа над дикцией и звуковедением. Вокальные упражнения. Артикуляционные упражнения. Самомассаж артикуляционного аппарата. Упражнения для губ, упражнения для языка. Губы активные, нижняя челюсть раскрепощена. Отработка четкого произношения согласных звуков: взрывных, шипящих. Работа над скороговорками. Сочетание четкого произношения с движениями рук, ног.

3. Раздел: Развитие музыкального слуха и ритма.

3. 1 Тема: Тактирование. Освоение дирижерского жеста.

Теория. Особенности дирижерского жеста: тактирование, ауфтакт, внимание, дыхание, снятие, legato, staccato, marcato, forte, piano, crescendo, diminuendo.

Практика. Отстукивание и прохлопывание ритма.

3. 2 Тема: Музыкальный слух. Звуковысотное интонирование.

Теория. Музыкальный слух, отдельные музыкальные качества звуков (громкость, высота, тембр, гармоничные связи между ними в музыкальной композиции (чувство ритма, лад).

Практика. Выработка у обучающихся ощущения музыкальной высоты, в результате воспитания ладового чувства, с помощью вокальных упражнений - распевок. Упражнения подбираются от простого с постепенным усложнением.

4. Тема: Фонограмма, её особенности и возможности. Пение учебно-тренировочного материала.

Теория. Понятие фонограмма, её виды и особенности,

Практика.

- Слушание и анализ «плюсовок» и «минусовок»,

- подбор песенного репертуара,

- пение учебно-тренировочного материала, направленного на формирование вокальных навыков в жанре эстрадного пения (чистоты интонирования, унисона, мягкой атаки звука, глубокого певческого дыхания,

- запись фонограмм.

5. Тема: Приёмы работы с микрофоном. Пение учебно-тренировочного материала.

Теория.

- Работа с техническим устройством – микрофоном, его типами (стационарный проводной, радиомикрофон).

- положения микрофона: у стойки, «микрофон в руке», «со сменой рук»;

- передвижение с микрофоном по сцене.

Практика.

- Индивидуальная работа с обучающимися по формированию технических умений и навыков работы с микрофоном (положение в руке, направление, приближение и удаление,

- пение учебно-тренировочного материала, направленного на формирование вокальных навыков в жанре эстрадного пения (чистота интонирования, унисона, дикции,

- разучивание песенного репертуара.

6. Тема: Приёмы ансамблевого исполнения. Пение учебно-тренировочного материала.

Теория.

- Работа с приёмами ансамблевого исполнения - солист + подпевка, смена солистов,

- современная эстрадная песня: сообщение о композиторе, раскрытие содержания музыки и текста, её актуальности, музыкально – выразительных средств.

Практика.

- Пение учебно-тренировочного материала, направленного на развитие ансамблевого эстрадного пения (унисон, двухголосие,

- индивидуальная и групповая работа, направленная на разучивание песенного репертуара со сменой солистов.

- подготовка к творческому отчёту в рамках представленного мероприятия.

- современная эстрадная песня: сообщение о композиторе, раскрытие содержания музыки и текста, её актуальности, музыкально – выразительных средств.

7. Тема: Работа над репертуаром. Исполнительская культура в коллективе.

Теория. Что такое репертуар. Как подбирается репертуар.

Практика. Разучивание и исполнение выбранных песен.

8. Тема: Концертные выступления

Практика.

- Работа с детским коллективом, участие в досуговых мероприятиях Учреждения и села.

- работа с родителями;

- участие в концертных программах МБОУ «СОШ№9» сХвалынка».

- отчетный концерт для родителей.

1.4. Планируемые результаты

Обучение вокалу в учебной деятельности обеспечивает личностное, социальное, познавательное, коммуникативное развитие учащихся. У школьников обогащается эмоционально-духовная сфера, формируются ценностные ориентации, умение решать художественно-творческие задачи; воспитывается художественный вкус, развивается воображение, образное и ассоциативное мышление, стремление принимать участие в социально значимой деятельности, в художественных проектах школы, культурных событиях города и края. В результате освоения содержания программы происходит гармонизация интеллектуального и эмоционального развития личности обучающегося, формируется целостное представление о мире, развивается образное восприятие и через эстетическое переживание и освоение способов творческого самовыражения осуществляется познание и самопознание.

Личностные результаты:

Обучающийся будет:

- активно заниматься на репетициях, с ответственностью относится к поставленным задачам;

- проявлять интерес к различным музыкальным жанрам, брать для себя что-то новое, использовать, полученные знания на репетициях;

- избирательно относится к различным музыкальным жанрам, давать критичную оценку своему выступлению.

У обучающегося:

- будет развито бережное заинтересованное отношение к культурным традициям и искусству родного края, нации, этнической общности;

- будут развиты такие качества личности, как трудолюбие, терпение, дисциплинированность, аккуратность, целеустремленность, уверенность в себе;

- будет сформирован широкий музыкальный кругозор;

- будет приобретён опыт эмоционально-ценностных отношений, опыт творческой деятельности;

- овладеет исполнительской хоровой культурой;

- приобретет опыт участия в публичных выступлениях.

Метапредметные результаты:

Обучающийся будет знать:

-мотивы музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного музицирования;

-культурно-познавательную, коммуникативную и социально-эстетическую компетентность;

- познавательную активность в области музыкального искусства;

- способы решения проблемы поискового и творческого характера.

Обучающийся приобретет:

- опыт в вокально-творческой деятельности;

-овладение способами решения поискового характера при выборе музыкальной композиции;

- навыки общения и культуры поведения в коллективе.

Предметные результаты:

Обучающийся будет знать:

- правила охраны голоса в связи с наступлением предмутационного периода или мутации,

- ощущение высокой певческой позиции, близости и опоры звука, особенно при пении широких интервалов,

- процесс записи плюсовых фонограмм в студии звукозаписи.

- понятие «фольклор», жанры музыкального народного творчества европейских стран;

- историческое значение, содержание, особенности исполняемых песен;

- распевки, дыхательные и артикуляционные упражнения и их роль в развитии вокальных навыков;

- специфику певческого искусства;

- основные жанры народной и профессиональной хоровой музыки;

- многообразие музыкальных образов и способов их развития.

Обучающийся будет уметь:

- эмоционально – образно воспринимать и выразительно исполнять хоровые и вокальные произведения;

- пользоваться ровностью голоса на всем его протяжении,

- самостоятельно осваивать и анализировать музыкальный материал,

- самостоятельно работать над осмыслением сценического образа,

- следить за чистотой интонации в пределах октавы,

- работать над качеством звука,

- исполнять вокализ,

- совместно с педагогом принимать решения о световом, цветовом и хореографическом

исполнении материала,

- работать над драматургией произведения, сценическим поведением,

- уметь применять полученные знания, опыт в своём творчестве, быту, а при необходимости помогать педагогу в работе с младшими детьми,

- исполнять свою партию в хоре;

- активно работать артикуляционным аппаратом;

- владеть цепным дыханием;

- пользоваться хоровыми тембрами;

- грамотно исполнять разучиваемые произведения;

- иметь навыки исполнения гармонического двухголосия;

- иметь чёткую и выразительную дикцию, основанную на грамотной артикуляции;

- понимать указания дирижера;

- устанавливать взаимосвязи между различными видами искусства на уровне общих идей, художественных образов.

Обучающийся будет владеть:

- навыками чтения с листа;

- всеми видами вокально-хорового дыхания;

- практическими умениями и навыками вокального творчества;

- основами музыкальной культуры на материале искусства родного края.

РАЗДЕЛ №2. ОРГАНИЗАЦИОННО - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

2.1 Условия реализации программы

1 Материально-техническое обеспечение

Материально – техническая база образовательного учреждения должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.

Занятия должны проходить в учебной аудитории с соответствующим освещением, температурным режимом и вентиляцией. Учебная аудитория для занятий по предмету «Вокал» должна иметь площадь не менее 12 м2 и звукоизоляцию.

Ресурсное обеспечение программы :

- наличие специального кабинета;

- кабинет для занятий;

- 15 стульев;

- фортепиано;

- репетиционный зал (сцена);

- звуковое оборудование: 3 шнуровых микрофонов и 2 радиомикрофона, усилитель, микшерский пульт;

- стойки для микрофонов;

- компьютерная система; ноутбук;

- видеопроектор;

- аудиосредства: музыкальный центр, электронные аудиозаписи и медиа – продукты, компьютер;

- записи фонограмм в режимах «+» и «-»;

- СD - диски – 10 шт. ;

- концертные костюмы, реквизит.

2. Учебно-методическое и информационное обеспечение:

- программа «Эстрадный вокал»;

- нотный материал;

- дидактические материалы для работы с учащимися, памятки, рекомендации;

- наглядные пособия, таблицы: «Строение голосового аппарата», «Динамика», «Диапазон», «Музыкальный размер, темп»;

- портреты композиторов;

Список литературы для организации образовательного процесса :

-Булучевский Ю. «Краткий музыкальный словарь для учащихся». Ленинград: Изд-во Музыка, 1989.

- Вайнкоп Ю., Гусин И. Краткий биографический словарь композиторов. Ленинград: Изд-во Музыка, 1987.

- Исаева И. Эстрадное пение. Москва: Изд-во Владос, 2005.

- Кл нов А. Там, где музыка жив т. Москва: Изд-во Владос, 1996.

- Светличная Л. Сказка о музыке. Москва: Изд-во Творческий центр, 2003

- Юдина А. А. «Сценическая речь, движение, имидж». СПб. : Изд-во «Ария», 2000.

- МК Т. Д Новиченко Основы вокала, распевки https://www.youtube.com/watch?v=POLvypyTigY

2.2 Оценочные материалы и формы аттестации

Контроль осуществляется на основе наблюдения за образовательным процессом с целью получения информации о достижении планируемых результатов.

Областью контроля являются текущие, промежуточные и итоговые результаты овладения обучающимися обозначенными в программе знаниями и умениями, а именно:

- предметные результаты

- метапредметные результаты

- личностные результаты

В процессе обучения используются следующие виды контроля: входной (предварительный, текущий, промежуточный, итоговый.

Входной контроль предполагает получение информации об уровне имеющихся у обучающегося знаний, умений, навыков об изучаемом предмете, уровне сформированности способностей и развития личностных качеств будет осуществлен на первом занятии: «Диагностика. Прослушивание детских голосов. Особенности вокального эстрадного пения».

Текущий контроль - организация проверки качества обучения по образовательной программе в течение года. Отслеживание результатов проводится на каждом занятии и по окончании прохождения темы.

Формы:

- педагогическое наблюдение;

- беседа, опрос;

- выполнение практических заданий педагога;

- анализ педагогом выполнения заданий учащимися.

Промежуточная аттестация проводится по окончании полугодия с целью выявления уровня освоения программы учащимися и корректировки образовательного процесса.

Формы:

- опрос для определения уровня усвоения теоретического материала, проводится по содержанию основных тем программ; учащиеся выполняют задания как устно, так и письменно;

- опрос для определения уровня усвоения практического материала. Учащиеся самостоятельно выполняют упражнения по распевке, музыкальные игровые упражнения («Музыкальная лесенка», «Нарисуй мелодию»). Исполняют, заранее разученные песни;

- концертное выступление;

- видеозапись выступления, для выявления ошибок;

Итоговый контроль проводится в конце учебного года с целью получения информации о степени освоения обучающимися программы, достижения ими планируемых итоговых результатов в данном учебном году.

Формы:

-конкурс,

-участие в массовых мероприятиях

- Отчетный концерт, концерт для родителей.

По результатам проведенных исследований педагог заполняет диагностические карты на год обучения.

Формы и способы фиксации (фотографии, аудиозапись, видеозапись; диагностическая карта наблюдений, результаты контроля сводится в таблицах «Оценочные материалы» и «Карта учета творческих достижений учащихся» итогами будут: грамоты, дипломы.

Оценочные материалы зафиксированы в Приложениях №1, 2, 3.

2.3 Методические материалы

• методические пособия по постановке дыхания используются на каждом занятии;

• практические упражнения (звуковедение, звукоизвлечение, пение на опоре, постановка вибрато и т. д.) используются на каждом занятии;

• литература по вокальному и хоровому искусству используется при подготовке к занятиям;

• литература по педагогике и психологии; искусству используется при подготовке к занятиям;

программы, сценарии концертов;

• дидактические и методические материалы по применению инновационных методов и технологий, используются при подготовке к занятиям;

• атрибуты для занятий (музыкально – дидактические игры, пособия) используются на каждом занятии;

• звуковоспроизводящая аппаратура (аудиомагнитофон, микрофон) используются на каждом занятии;

• сценические костюмы, необходимые для создания образа и становления маленького артиста, используются при подготовке к концерту.

Теоретические знания проверяются в форме собеседования, тестов, а проверка практических умений – на музыкально-слуховых упражнениях и на музыкальных фрагментах разучиваемых произведений.

В каждой из групп работа ведется с учетом их возрастных особенностей: игра, беседа, викторина, тест, концерт, фестиваль, конкурс.

Данные формы работы обусловлены развитием интереса к вокально-хоровому творчеству у детей. Особенно это необходимо в репетиционный период, в который от каждого ребенка требуется максимальная сосредоточенность и слуховой контроль над певческим строем в хоре (хоровом объединении).

Участие в концертах, фестивалях, конкурсах необходимо для профессионального роста детского коллектива и объективной оценки его возможностей.

2.4 Календарный учебный график.

Этапы образовательного процесса 1 год

Продолжительность учебного года, неделя 34

Количество учебных дней 34

Продолжительность учебных периодов 1 полугодие 01.09.2023- 31.12.2023

2 полугодие 09.01.2024- 31.05.2024

Возраст детей, лет 10-17

Продолжительность занятия, час 2

Режим занятия 1 раз/нед

Годовая учебная нагрузка, час 68

2.5 Календарный план воспитательной работы

Вокальное воспитание было и остается актуальным во все времена. Занятия в вокальной студии способствуют развитию музыкальной памяти, выработке и развитию интонационного и ладового слуха, развитию творческой фантазии. Приобщение к музыкальной культуре родного края имеет большое значение в духовно – нравственном воспитании учащихся, в их патриотическом воспитании, особенно, когда учащиеся вокального кружка принимают участие в концертах для ветеранов войны и труда, а также выступление на празднике, посвященном 23 февраля, дню защитника Отечества. Вокальное воспитание и развитие певческих навыков объединяются в единый педагогический процесс, являющий собой планомерную работу по совершенствованию голосового аппарата ребёнка. Способствуют формированию и становлению всесторонне и гармонично развитой личности ребенка. Пение - один из самых массовых и доступных видов детского исполнительства - формирует позитивное отношение ребенка к окружающему миру, запечатленному в музыкальных образах, к людям, к самому себе. Уже в младшем школьном возрасте, знакомясь с лучшими образцами музыки, дети учатся индивидуально-личностной оценке разнообразных явлений музыкального искусства.

Мероприятие Ориентировочное время проведения

Обязательные мероприятия каждый год

«День учителя» Октябрь

«День матери» Ноябрь

«День Защитников Отечества» Февраль

«Международный женский день 8 марта» Март

«День защиты детей» Июнь

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Дмитриев Л. Б. Основы вокальной методики. – М: Изд-во «Музыка», 2019.

2. Кандаурова Л. Как слушать музыку. - М., 2020.

3. Коломиец Г. Музыкально-эстетическое воспитание. Монография (аксиологический подход). – М: Просвещение, 2020.

4. Полякова Н. П. Детский голос: особенности развития, выбор репертуара. – М: «Музыка», 2019.

5. Стулова Г. П. Хоровое пение. Методика работы с детским хором. - Спб. ,2019.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Роль творческих объединений дополнительного образования в развитии младших школьников» Работая в Центре дополнительного образования с учениками начальных классов,я всегда нахожу много нового и интересного в детях,их отношении.

Модифицированная программа дополнительного образования «До-ре-ми» Модифицированная программа дополнительного образования «До-ре-ми» для старших и подготовительных групп. Музыкальный руководитель Сидорова.

Программа дополнительного образования «Бумажные превращения»Программа дополнительного образования «Бумажные превращения» Пояснительная записка Как быстро летит время. Как незаметно взрослеют наши дети. Развитие ребенка у нас, взрослых, вызывает удивление.

Программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности «Весёлая карусель» .

Программа дополнительного образования по финансово-экономической грамотности дошкольника Программа по знакомству с миром экономики и финансов логически должна быть выстроена от осознания собственного опыта – к пониманию экономических,.

Программа дополнительного образования экологического направления «Друзья природы» для детей 5–7 лет муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №2 "Малышок" г. Грязи Грязинского муниципального района Липецкой.

Программа дополнительного валеологического образования детей «Мои ступеньки»Программа дополнительного валеологического образования детей «Мои ступеньки» Пояснительная записка Современная статистика свидетельствует: здоровье детей от первых месяцев жизни к моменту поступления в школу не улучшается,.

Рабочая общеобразовательная программа дополнительного образования социально-педагогической направленности «Речецветик» Рабочая общеобразовательная программа дополнительного образования социально-педагогической направленности «РЕЧеЦВеТИК»для детей средней группы.

Рабочая программа дополнительного образования «Хакасия — мой край родной» (старшая группа)Рабочая программа дополнительного образования «Хакасия — мой край родной» (старшая группа) .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа дополнительного образования «Вокал» для школьников
Опубликовано: 3 сентября 2023 в 16:47
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД