Любовь Займогова
Программа дополнительного валеологического образования детей «Мои ступеньки»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Современная статистика свидетельствует : здоровье детей от первых месяцев жизни к моменту поступления в школу не улучшается, а ухудшается. Эта проблема детского здоровья актуальна и для маленьких воспитанников моей группы. Мой долг, долг воспитателя, заключается не только в том, чтобы дать качественные знания, но и в том, чтобы сформировать сознательную установку на здоровый образ жизни, научить малышей жить в гармонии с собой и окружающим миром. Важно, начиная с раннего детства, воспитывать у детей активное отношение к своему здоровью, понимание того, что здоровье - самая величайшая ценность, дарованная человеку природой.
Публикация «Программа дополнительного валеологического образования детей „Мои ступеньки“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Осанка. Конспекты занятий
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2014
В основу авторизированной программы образовательной услуги «Мои ступеньки» заложена программа работы с детьми дошкольного возраста «Здоровейка в гостях у малышей» (Л. А. Меньшикова) по формированию здоровья, здорового образа жизни и дополнена моими практическими наработками с детьми по данной теме.
По мнению Н. А. Ноткиной, М. М. Антроповой, С. В. Попова, Г. Л. Билич, Л. В. Назаровой и др. в понятие «здоровый образ жизни» входит воспитание у детей основ двигательной культуры, привычки к рациональному питанию, закаливанию, соблюдению гигиенических норм, выработка потребности положительных эмоций от соблюдения правил поведения, способствующих укреплению здоровья. Все это направлено на укрепление физического, психического и нравственного здоровья ребенка. А освоение программы «Мои ступеньки» и способствует совершенствованию полезных для здоровья привычек, формируется представление о себе, о частях своего тела и их назначении, о способах заботы о себе и окружающих людях, умения осознавать себя, свое самочувствие, проявлять готовность к выполнению физкультурно-оздоровительной деятельности.
Программа рассчитана на один год обучения, занятия проводятся в
групповой, валеологической комнате, и спортивном зале, 1 раз в неделю, 32 занятия в год.
Программа адресована воспитателям, работающим с детьми младшего
дошкольного возраста.
Цель программы - заложить основы валеологической компетентности у младших дошкольников.
Образовательные задачи : способствовать усвоению знаний детей о строении своего тела, о правильном питании, о закаливании, о пользе прогулок, закрепить правила, связанные с личной гигиеной.
Развивающие задачи: развивать у детей познавательные, психические процессы.
Воспитательные задачи: воспитывать бережное отношение детей к своему здоровью : положительное отношение к полезным привычкам, к активной двигательной деятельности.
Принципы программы.
1. Доступность :
- учет возрастных особенностей детей;
- адаптированность материала к возрасту.
2. Систематичность и последовательность:
- постепенная подача материала от простого к сложному;
- частое повторение усвоенных правил и норм.
3. Наглядность
- учет особенностей мышления.
4. Динамичность:
- интеграция образовательной программы в разные виды деятельности.
5. Дифференциация:
- учет индивидуальных особенностей;
- создание благоприятной среды для усвоения норм и правил здорового образа жизни каждым ребенком.
Образовательные блоки программы.
Цель программы реализуются через основные образовательные блоки и раскрывается в их содержании.
Содержание программы и логика ее построения соответствуют постепенному и последовательному приобретению элементарных представлений о ЗОЖ. Формы и методы реализации носят игровой характер. Это помогает детям легко войти в предполагаемую игровую ситуацию и вызвать большой познавательный интерес. Все игровые сюжеты объединены одним игровым персонажем Растишкой. Технология изучения каждого блока содержит познавательный материалы, соответствующие возрастным особенностям детей в сочетании с практическими заданиями (тренинг, оздоровительные паузы). Делается акцент на экспериментирование и поисковую активность самих детей, побуждая их творческое отношение при выполнении заданий. Каждый блок содержит: беседы, чтение художественной литературы, работу с моделями, лабиринты, рассматривание плакатов, иллюстраций, электронные презентации.
Учебно-методическое обеспечение программы составляет рабочая тетрадь «Растишка в гостях у детей», выполнение заданий в ней позволяет спроектировать индивидуально-оздоровительный процесс обучения каждого ребенка, а родителям отследить интеллектуальное развитие своих детей. Занимательные задания ориентированы на творческую работу ребенка, на закрепление получаемой информации.
В структуру занятий тесно вплетены различные оздоровительные паузы, которые включают в себя пальчиковые игры, физкультминутки, гимнастику мозга, гимнастику для глаз, различные виды массажа. Задача оздоровительных пауз дать знания, выработать умения и навыки, необходимые каждому ребенку для укрепления стоп, рук, для красивой осанки, снятия усталости и т. д. Созданы картотеки оздоровительных пауз с использованием малых форм народного фольклора.
Программа составлена с учетом реализации межпредметных связей по разделам: математическое развитие, изодеятельность, развитие речи, физическая культура, естественно – научные представления.
В программе «Мои ступеньки» выделены 6 образовательных блоков, формулировка названий которых точно передает содержание детской деятельности.
Все образовательные блоки между собой соединены игровым персонажем Растишкой, к которому дети спешат на помощь, и это позволяет им проявлять заметную активность в действиях, решать поставленные задачи и с интересом воспринять сюжет. Ко всем блокам разработаны задания в рабочей тетради, которые выполняются в течение занятий.
Первый блок представлен темой «Неболейка».
Цель: Воспитание положительного отношения к медицине как деятельности, способной оказать необходимую помощь человеку.
Задачи:
- Познакомить детей с особенностями работы врача.
- Учить избегать ситуаций приносящих вред здоровью.
- Познакомить детей с необходимостью приема лекарств во время болезни и осторожного обращения с ними.
- Уточнить название медицинских инструментов.
- Учить детей проходить лабиринт, анализировать и обобщать.
- Воспитывать желание помочь игровому персонажу.
Тема второго блока «Закаливание и движение»
Цель: Формирование представлений о полезности прогулки и закаливающих процедур для укрепления здоровья.
Задачи:
- Помочь детям осознать важность двигательной активности и правильного одевания на прогулку.
- Знакомить детей с разными способами закаливания.
Третий блок «Культурно-гигиенические навыки»
Цель: Подвести детей к пониманию прямой зависимости чистоты и здоровья
Задачи:
- Дать представление о необходимости гигиенических процедур для всех живых организмов.
- Уточнить знания о средствах гигиены.
- Воспитывать у детей культурно-гигиенические навыки, положительное отношение к чистоте
Четвертый блок представлен темой «Питание»
Цель: Формирование понятия, что от пищи зависит здоровье детей.
Задачи:
- Дать представление о том, какие продукты наиболее полезны и необходимы для здоровья детей;
- Познакомить детей с пищеварительным трактом.
- Дать детям представления о пищевой ценности основных продуктов.
Пятый блок «Зубы»
Цель: формирование представлений о зубах
Задачи:
- Дать представления о том, что человек и животные имеют зубы.
- Выяснить причины заболевания зубов
- Показать детям зависимость между сладкими блюдами и здоровьем зубов.
- Учить различать полезные и вредные продукты и делать правильный выбор в пользу здоровья.
- Познакомить с предметами необходимыми для чистки зубов.
- Познакомить с техникой чистки зубов.
- Учить детей правильному уходу за зубами.
Шестой блок «Я и мой организм»
Цель: Формирование первоначальных представлений о частях тела и бережному отношению к ним.
Задачи:
- Уточнить знания детей о частях своего тела - руки, ноги, о значении их для человека, правилами ухода за ними.
- Познакомить детей с функциональным назначением глаз, уха, носа, используя исследовательскую деятельность.
- Уточнить опасные предметы для глаз, уха, носа.
- Воспитывать бережное отношение к своему организму.
- Уточнить знания детей о последствиях долгого пребывания около телевизора и чем можно заниматься, в какие игры играть, кроме просмотра телевизора.
- Через художественное произведение познакомить детей с красивой осанкой.