Лучший педагог года

Программа формирования коммуникативных навыков у детей с РАС средствами песочной терапии «Песочная страна»

юлия колчина
Программа формирования коммуникативных навыков у детей с РАС средствами песочной терапии «Песочная страна»

ГБУ «Шадринский детский дом-интернат для умственно отсталых детей»

ПРОГРАММА

формирования коммуникативных навыков у детей с РАС

средствами песочной терапии

«ПЕСОЧНАЯ СТРАНА»

Шадринск, 2018

СОДЕРЖАНИЕ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА стр. 3

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ стр. 7

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ стр. 10

Публикация «Программа формирования коммуникативных навыков у детей с РАС средствами песочной терапии „Песочная страна“» размещена в разделах

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ стр. 12

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ стр. 15

ПРИЛОЖЕНИЯ стр. 17

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

«Путь к умной, светлой голове лежит через руки»

Любина Г. А. доктор педагогических наук

Актуальность. Современные отечественные и зарубежные исследователи отмечают, что одним из главных недостатков, препятствующих успешной социализации детей с РАС, является нарушение коммуникативных навыков. Данное нарушение проявляется в виде отставания или отсутствия разговорной речи, неспособности инициировать или поддерживать диалог, а также в виде стереотипных высказываний и ряда других специфических особенностей. Аутичным детям трудно взаимодействовать не только с людьми, но и со средой в целом. Именно об этом говорят множественные и неоднозначные проблемы данной категории детей, касающиеся нарушения пищевого поведения, поведения самосохранения, практическое отсутствие исследовательской активности, но в первую очередь отношений с сенсорной средой.

В настоящее время значительно возрос интерес специалистов: дефектологов, психологов, логопедов к специально организованным занятиям с использованием песочницы. Именно в песочнице создается дополнительный акцент на тактильную чувствительность, развивается «мануальный интеллект» ребенка. Поэтому перенос традиционных обучающих и развивающих заданий в песочницу дает дополнительный эффект. С одной стороны, существенно повышается мотивация ребенка к занятиям, с другой стороны, за счет взаимодействия с песком и миниатюрными игрушками совершенствуется мелкая моторика рук. Введение в игру предметов и игрушек, символизирующих мир, позволяет расширить пассивный и активный словарь ребенка. Все это относится и к организации занятий у детей с РАС.

Ребёнка с РАС процесс взаимодействия с песком может заворожить, его увлечёт волшебство, происходящее в песочнице. Используя этот интерес, надо побуждать аутичного ребенка к активному участию в работе с песком, используя совочки, формочки, делая паузы, советоваться с ребенком, предлагать ему завершить процесс. Ребенку с РАС важно получить результат как можно быстрее. Тут возникает ситуация эмоционального и делового общения, подразумевающая активные действия отдачи и принятия между партнерами по общению. В этой уникальной для аутичного ребенка ситуации взрослый должен следовать определенной тактике: даже если он понял, чего хочет ребенок с РАС, не надо воплощать это желание немедленно. Необходимо побудить данного ребенка выразить желание любым приемлемым способом - словом, жестом. Задавая вопросы, дать понять, что результат зависит и от действий самого ребенка: если тот не проявляет активности, поделка из песка как бы «замирает». Поскольку ребенку с РАС не терпится поскорее получить желаемый результат, можно предположить, что проявление активности с его стороны не заставит себя долго ждать. Постепенно поменяется отношение к учебе: он сможет некоторое время сидеть за столом, выполняя задание педагога.

В процессе игр с песком удаётся уточнить представления, которые уже есть у ребенка с РАС. Эта возможность уникальна. Что ребенок знает, а чего нет, что понял искаженно, обычно открывается и становится понятным в спонтанных проявлениях. Произвольно (например, задавая вопросы) это выяснить не удается. Однако необходимо всегда помнить об осторожности и соблюдении обычных в работе с аутичным ребенком принципов - постепенность, дозирование подачи нового и обязательный учет интересов ребенка, его желаний. Главным успехом такой работы будет перенос знаний в реальную жизнь. Это - показатель того, что ребенок с РАС усвоил новые знания о мире и использует их.

Игры с песком дают возможность развивать средства коммуникации. При этом в значимой для ребенка с РАС ситуации, в ходе эмоционального комментария обогащается его пассивный словарь. Обозначая словом все, что происходит в песочнице, мы уточняем значение слов, которые ребенок уже знает, а также сообщаем ребенку новые слова и их значения. Особенно актуальна возможность развития активной речи, которая в этой ситуации оказывается одним из средств проявления ребенком с РАС активности. Поддерживая любую попытку аутичного ребенка «поговорить», необходимо специально создавать ситуации, в которых ему захочется сделать это снова.

Нарушения коммуникации, необходимые для поддержания полноценных социальных взаимоотношений с другими людьми имеются у всех детей с РАС. Это требует тщательного подбора методов коррекционной работы с данной категорией детей. Понимая важность и значение использования игр с песком, нами была разработана программа формирования коммуникативных навыков у детей с РАС средствами песочной терапии «ПЕСОЧНАЯ СТРАНА».

Новизной и отличительной особенностью программы является использование песочной терапии в формировании коммуникативных навыков у детей с РАС. Данная программа рассматривается как многосторонний процесс, связанный с развитием у детей с РАС мелкой моторики рук, словаря.

Цель: формирование коммуникативных навыков у детей с РАС средствами песочной терапии.

Задачи:

• создать у детей с РАС интерес к играм и упражнениям с песком;

• совершенствовать мелкую моторику рук у детей с РАС;

формировать активный и пассивный словарь детей с РАС;

формировать коммуникативные навыки у детей с РАС.

Принципы работы:

1. Принцип системности.

2. Принцип комплексности.

3. Принцип индивидуально-дифференцированного подхода.

Основные этапы

Первый этап – установление контакта с аутичным ребенком. Для успешной реализации этого этапа рекомендуется щадящая сенсорная атмосфера занятий. Важное значение придается свободной мягкой эмоциональности занятий. Педагог должен общаться с аутичным ребенком негромким голосом, в некоторых случаях, особенно если ребенок возбужден, даже шепотом. Необходимо избегать прямого взгляда на ребенка с РАС, резких движений. Не следует обращаться к такому ребенку с прямыми вопросами, заставлять играть с песком. Перед педагогом стоит конкретная задача преодоления страха перед новым тактильным ощущением (песок) у ребенка с РАС, и это достигается путем поощрения даже минимальной активности. На первом этапе происходит знакомство с правилами игры с песком.

Второй этап – вовлечение детей с РАС в игры с песком и миниатюрными фигурками, закрепление правил игры с песком. На этом этапе происходит расширение активного и пассивного словаря.

Решение этой задачи требует от педагога умения почувствовать настроение ребенка, понять специфику его поведения и использовать это в процессе работы в песочнице.

На третьем этапе важной задачей является организация целенаправленного поведения ребенка с РАС. У аутичного ребенка формируется навык взаимодействия не только с педагогом, но и с другими детьми с РАС. Дети с РАС учатся понимать себя и других людей. На данном этапе происходит формирование коммуникативных навыков учебного сотрудничества, расширение словарного запаса в области чувств и эмоций.

Структура занятий

Каждое занятие состоит из нескольких последовательных частей.

1 часть. Вводная. Организационный момент, настраивающий на работу. Введение в тему занятия (демонстрация песочницы, коллекции фигурок);

2 часть. Основная. Знакомство или закрепление правил игр с песком. Формулировка темы занятия. Выполнение основных заданий и упражнений, направленных на развитие словаря, крупной и мелкой моторики, коммуникативных навыков.

3 часть. Заключительная. Итог занятия, ритуал выхода.

Формы работы : индивидуальная и групповая. Продолжительность занятия: 20 - 30 мин. Проведение занятий: 1 раз в неделю.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ

С ПРИМЕНЕНИЕМ ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ

1 месяц – 4 занятия

Занятия №1, №2 «Здравствуй, песочек»

Задачи: познакомить детей с песком, со свойствами песка; способствовать снижению психоэмоционального напряжения.

Беседа «Мои ощущения»

Игра «Зарывание «секретиков»

Познавательная игра «Собери картинку»

Игра-упражнение «Песочные прятки»

Занятия №3, №4 «Чудесный песок»

Задачи: закрепить знания о свойствах песка; познакомить детей с правилами поведения в песочнице; способствовать снижению психоэмоционального напряжения, формированию чувства ответственности, коррекции познавательных процессов, развитию связной речи.

Игра «Следы на песке»

Игра «Зарывание секретиков»

Познавательная игра «Собери картинку»

Игра-упражнение «Песочные прятки»

Беседа «Мои ощущения»

2 месяц – 4 занятия

Занятия №5, №6 «Юные археологи»

Задачи: закрепить знания о правилах поведения в песочнице; формировать усидчивость, аккуратность; способствовать расширению активного и пассивного словаря; способствовать снижению психоэмоционального напряжения.

Упражнение «Чего не стало?»

Подвижная игра «Песчинки»

Упражнение «Раскопки»

Упражнение «Правила города»

Познавательная игра «Собери картинку»

Занятия №7, №8 «Мы строители»

Задачи: закрепить знания о правилах поведения в песочнице; формировать усидчивость, аккуратность; развивать тактильную чувствительность; способствовать расширению активного и пассивного словаря; способствовать снижению психоэмоционального напряжения.

Упражнение «Мы такие хорошие»

Подвижная игра «Песчинки»

Игра «Угадай, что тебе попало в руки?»

Игра «Замок из песка»

Познавательная игра «Собери картинку»

3 месяц – 4 занятия

Занятия №9, №10 «Домашние животные»

Задачи: закрепить названия домашних животных; продолжать формировать усидчивость, аккуратность; развивать тактильную чувствительность, способствовать расширению активного и пассивного словаря; развивать навыки самоконтроля; развивать мелкую моторику; способствовать снижению психоэмоционального напряжения.

Беседа «Ферма»

Игра «Кто в домике живет?»

Подвижная игра «Кошки-мышки»

Познавательная игра «Собери картинку»

Игра-упражнение «Песочные прятки»

Игра «Следы на песке»

Занятия №11, №12 «Дикие животные»

Задачи: закрепить названия диких животных, повторить классификацию «дикие – домашние животные»; способствовать расширению активного и пассивного словаря; продолжать формировать усидчивость, аккуратность; развивать тактильную чувствительность, развивать навыки самоконтроля; развивать мелкую моторику; способствовать снижению психоэмоционального напряжения.

Беседа «Лесные жители»

Игра «Наведи в песочнице порядок»

Подвижная игра «У медведя во бору»

Познавательная игра «Собери картинку»

Игра «Следы на песке»

4 месяц – 4 занятия

Занятия №13, №14 «Пустыня»

Задачи: способствовать расширению активного и пассивного словаря; формировать усидчивость, аккуратность; развивать тактильную чувствительность, развивать навыки самоконтроля; способствовать снижению психоэмоционального напряжения.

Беседа «Кто живёт в пустыне»

Игра «В пустыне»

Игра малой подвижности «Черепашки»

Познавательная игра «Собери картинку»

Занятия №15, №16 «Морские обитатели»

Задачи: закрепить названия морских обитателей; способствовать расширению активного и пассивного словаря; развивать мелкую моторику; способствовать эмоциональному восприятию окружающего мира, снижению психоэмоционального напряжения.

Пальчиковая гимнастика «Осьминог»

Игра «Песочные прятки»

Игра «Песочное море».

Познавательная игра «Собери картинку»

Игра-импровизация «Море волнуется раз…»

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Необходимо начинать работу в песочнице с объяснения правил работы с песком, пресекая нежелательное поведение ребенка. Затем знакомить ребенка с РАС с новыми тактильными ощущениями, появляющимися от взаимодействия с песком. Следующий шаг, который делает педагог, заключается в том, чтобы научить ребенка с РАС ставить ладонь на ребро и удерживать в таком положении (песок помогает детям ровно держать ладони). Через некоторое время аутичный ребенок при помощи педагога сможет составлять отпечатками рук различные рисунки. Параллельно с этим важно помогать ребенку с РАС делать самомассаж песком: перетирать его между пальцами, глубоко зарывать в песок руки. Все это позволяет перейти к упражнениям, направленным на развитие мелкой моторики: пальчики «ходят гулять» по песку, играют на песке, как на пианино, и т. д. После обучения ребенка с РАС манипуляциям с песком вводится дополнительное оборудование: совочки, формочки, миниатюрные фигурки. Используя их, можно строить природные ландшафты: реки, озера, моря, горы, долины, по ходу объясняя сущность этих явлений. Так, постепенно ребенок с РАС получает информацию об окружающем мире и принимает участие в его создании. Все песочные картины сопровождаются рассказами педагога. При этом аутичный ребенок манипулируют деревьями, животными, транспортом и даже домами. Такие занятия развивают не только представления об окружающем мире, но и расширяют активный и пассивный словарь ребенка с РАС.

После индивидуальных занятий начинаются игры в паре. Педагог вовлекает детей в совместную игру. На данном этапе важным является формирование умений соблюдать очерёдность, использовать жесты, мимику, устанавливать зрительный контакт с собеседником. Умению соблюдать очерёдность - одному из важнейших разговорных навыков – ребёнка с РАС можно научить с помощью игры (вдвоем катать по песку мяч, машинку). Жесты также помогают коммуникации и подкрепляют её. Обычно это приветственный знак рукой - «здравствуй», прощальный жест - «пока», кивок головой - «да» и т. п. Все это помогает установлению контактов между аутичными детьми.

Структура занятий разработана с учетом возрастных особенностей детей с РАС, исходя из целей и задач системы. Она рассчитана на детей с РАС разного возраста и уровня интеллекта, задания можно усложнять или упрощать в зависимости от проблем и успехов таких детей. Занятия проводятся сначала индивидуально, а затем с небольшой подгруппой детей (2-3 человека).

Для успешной реализации поставленных задач, программа предполагает тесное взаимодействие с педагогами и родителями. Такое сотрудничество определяет творческий и познавательный характер процесса, развитие коммуникации, обуславливает его результативность.

Работа с педагогами предусматривает: беседы, мастер-классы, консультации по использованию песка на занятиях.

Работа с родителями предполагает: мастер-классы, индивидуальные консультации, размещение информации на сайте ШДДИ, распространение информационных буклетов.

Ожидаемый результат

В результате реализации программы «ПЕСОЧНАЯ СТРАНА» у детей с РАС :

• появится устойчивый интерес к играм и упражнениям с песком;

• совершенствуется мелкая моторика;

• расширится активный и пассивный словарь;

сформируются навыки коммуникации.

Предложенная программа является вариативной, то есть при возникновении необходимости допускается корректировка содержания и форм занятий, времени прохождения материала.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Условия организации игр с песком

Для организации процесса песочной терапии потребуются : песочница (ящик для песка, песок, вода, совочки, формочки, коллекция миниатюрных фигурок.

Песочница

Размер. Песочница представляет собой деревянный ящик. Традиционный его размер в сантиметрах: 50х70х8 (где 50х70 – размер поля, а 8 сантиметров – глубина). Считается, что такой размер песочницы соответствует объему поля зрительного восприятия.

Традиционный размер песочницы предназначен для индивидуальной работы. При переходе к групповой работе, пространство традиционной песочницы оказывается слишком малым. Поэтому для групповой работы рекомендуется использовать песочницу размером 100х140х8см.

Материал. Традиционным и предпочтительным материалом является дерево. В практике работы с песком во многих учреждениях используются пластиковые ящики, но в них песок не «дышит».

Цвет. Традиционная песочница сочетает цвет дерева и голубой цвет. Дно и борта (за исключением внешней толщины досок бортов) окрашиваются в голубой цвет. Таким образом, дно символизирует воду, а борта – с небо.

Голубой цвет оказывает на человека умиротворяющее воздействие. Кроме того, наполненная песком, «голубая» песочница являет собой миниатюрную модель человеческого восприятия нашей планеты. Может ли песочница быть другого цвета? Почему бы и нет! Цвет бортов может меняться. Экспериментировать с разноцветными бортами песочницы можно при помощи разноцветных дощечек, по размеру четко «подогнанными» под борта песочницы. Однако если позволяют средства и пространство кабинета, можно экспериментировать и с разноцветными песочницами, когда дно и борта окрашиваются в один или несколько цветов. Если они одинакового размера, их можно хранить, складывая друг на друга, и образуя, таким образом, сказочный домик. Крыша сооружается из соломы и веток дополнительно. Разноцветные песочницы полезны для коррекционно-развивающей работы с ребенком.

Песочницу на одну треть или наполовину заполняют чистым (промытым и просеянным, прокаленным в духовом шкафу песком.

Используемый песок необходимо менять или очищать. Очищение производится не реже одного раза в месяц. Песок нужно изъять из песочницы, просеять, промыть и прокалить.

Для организации игр с песком необходим большой набор миниатюрных предметов и игрушек, символизирующих мир.

Это фигурки:

• людей, разнообразных по: полу, возрасту, культурной и национальной принадлежности, профессии, времени жизни (от первобытных до современных людей). фигурки должны быть как динамические, так и статические.

• наземных животных и насекомых (домашние, дикие, доисторические).

• летающих животных и насекомых (дикие, домашние, доисторические).

• обитателей водного мира (разнообразные рыбы, млекопитающие, моллюски, крабы).

• жилища и дома с мебелью (дома, дворцы, замки, постройки, мебель различных эпох, культур и назначения.).

• домашняя утварь (посуда, предметы обихода, убранства стола).

• деревья и другие растения (цветы, трава, кустарники, зелень и пр.).

• объекты небесного пространства (солнце, луна, звезды, радуга, облака).

• транспортные средства (наземный, водный, воздушный транспорт, гражданского и военного назначения, фантастические транспортные средства).

• объекты среды обитания человека (заборы, изгороди, мосты, ворота, дорожные знаки).

• предметы, связанные с верованиями человека (храмы, иконы, божки, алтари).

• объекты ландшафта и естественной активности земли (вулканы, горы).

• аксессуары (бусы, маски, ткани, пуговицы, пряжки, ювелирные изделия и пр.).

• естественные природные предметы (кристаллы, камни, раковины, куски дерева, металла, семена, перья, отполированные водой стеклышки и пр.).

• оружие.

• фантастические предметы и персонажи мультфильмов.

• злодеи (злобные персонажи мультфильмов, мифов, сказок).

Итак, всё, что встречается в окружающем мире, может занять достойное место в коллекции. Если для занятий не хватает каких-либо фигурок-образов, их можно вылепить из пластилина, глины, теста, вырезать из бумаги.

Коллекция фигурок располагается на полках. Если места на полках недостаточно для размещения всей коллекции, то могут использоваться и прозрачные коробки.

Когда приходит на занятие ребенок, или группа детей, то предложение «поиграть в песочнице» выглядит совершенно естественным.

Технические средства обучения :

• Фотоаппарат, магнитофон, видеокамера, музыкальные диски.

Условия организации занятий с мокрым песком

1. У детей не должно быть порезов на руках, кожных заболеваний.

2. Дети для работы должны иметь клеенчатые передники.

3. Вода, которой увлажняется песок, должна быть теплой. С каждым занятием температуру воды можно постепенно снижать, чтобы одновременно происходило дополнительное закаливание детей.

4. Рядом с песочницей должен находиться источник чистой воды и салфетки.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аромштам М. Игры на влажном песке//Дошкольное образование - июнь №12 2006

2. Андрунь С. Чудеса из песка //Обруч №3 2007

3. Бережная Н. Ф. Использование песочницы в коррекции эмоционально-волевой и социальной сфер детей раннего и младшего дошкольного возраста//Дошкольная педагогика/январь, февраль/ 2007

4. Бережная Н. Ф. Песочная терапия в коррекции эмоциональной сферы детей раннего и младшего дошкольного возраста// Дошкольная педагогика /июль, август/ 2006

5. Грабенко Т. М. Игры с песком или песочная терапия//Дошкольная педагогика №5 /сентябрь, октябрь/ 2004

6. Горошкова Л. Игры с песком и водой//Дошкольное воспитание №6/89

7. Зинкевич – Евстигнеева Т. Д. Практикум по песочной терапии

8. Зинкевич – Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. Практикум по креативной терапии/СПб. : Речь: ТЦ Сфера, 2001

9. Зинкевич – Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. Коррекционные развивающие и адаптирующие игры Спб. : Детство – Пресс, 2002

10. Зинкевич – Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. Чудеса на песке: Практика песочной терапии (диск)

11. Кичура В. В. Конспекты занятий с использованием песочной игротерапии с детьми старшего дошкольного возраста//Дошкольная педагогика /май/2008

12. Кондратьева С. Ю. Игры с песком и водой в работе по формированию пространственно-количественных представлений у дошкольников с ЗПР//Дошкольная педагогика /май, июнь/ 2005

13. Семенова О. В. Использование песочной терапии при работе с детьми раннего возраста, имеющими проблемы в развитии//интернет

14. Сакович Н. А. Технология игры в песок. Игры на мосту. – Спб. : Речь, 2008.

15. Ульянова Э. Расти, репка на песке//Дошкольное образование №12 июнь 2006

16. Шиманович Ю. Тайна песочницы// Обруч №4 2008

Публикации по теме:

Арт-терапия как средство формирования социально-коммуникативных навыков ребенка Одной из основных задач педагогов дошкольного учреждения в условиях введения ФГОС ДО является выбор методов и форм организации работы с.

Развитие коммуникативных навыков детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности Проект: «Развитие коммуникативных навыков детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности» Тип проекта: творческий,.

Групповое занятие по песочной терапии «Сказочная страна»Групповое занятие по песочной терапии «Сказочная страна» Цель: снижение эмоционального напряжения, создание положительного эмоционального настроения Оборудование: песочница, игрушки для песка.

Консультация «Особенности формирования первоначальных вербальных коммуникативных навыков у детей раннего возраста с ЗРР» Понятие «задержка психического развития» употребляется по отношению к детям со слабо выраженной недостаточностью центральной нервной системы.

План-программа развивающих занятий с использованием песочной терапии «Песочные фантазии»План-программа развивающих занятий с использованием песочной терапии «Песочные фантазии» План-программа развивающих занятий с использованием песочной терапии. «Песочные Фантазии» Срок реализации: 1квартал (март,апрель) 2018г.

Приемы песочной терапии в работе учителя — дефектолога с дошкольниками с ЗПР и РАСПриемы песочной терапии в работе учителя — дефектолога с дошкольниками с ЗПР и РАС В настоящее время педагогическая песочница стала частым атрибутом кабинетов психолога, логопеда и дефектолога в дошкольных образовательных.

Проблема формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста В современных условиях развития российского общества успех каждого человека зависит от умения устанавливать контакты с различными людьми.

Программа профессионального саморазвития «Развитие социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста» Актуальность темы: Одно из любимых занятий ребенка - рисование. Рисунок - это язык детства. На смену ему приходит речь, письмо и другие.

Лэпбук как средство формирования коммуникативных навыков у дошкольников Введение Существенные перемены в социальной, экономической и социокультурной сфере вызывают значительные изменения в жизнедеятельности.

Семинар-практикум «Психологический ресурс песочной терапии для развития у детей навыков межличностного общения» В начале 20 века швейцарский психолог и философ Карл Густав Юнг впервые обратил внимание на терапевтический эффект от игры с песком при.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа формирования коммуникативных навыков у детей с РАС средствами песочной терапии «Песочная страна»
Опубликовано: 12 января 2019 в 07:22
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД