Программа формирования коммуникативных навыков у детей с РАС средствами песочной терапии «Песочная страна»

юлия колчина
Программа формирования коммуникативных навыков у детей с РАС средствами песочной терапии «Песочная страна»

ГБУ «Шадринский детский дом-интернат для умственно отсталых детей»

ПРОГРАММА

формирования коммуникативных навыков у детей с РАС

средствами песочной терапии

«ПЕСОЧНАЯ СТРАНА»

Шадринск, 2018

СОДЕРЖАНИЕ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА стр. 3

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ стр. 7

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ стр. 10

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ стр. 12

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ стр. 15

ПРИЛОЖЕНИЯ стр. 17

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

«Путь к умной, светлой голове лежит через руки»

Любина Г. А. доктор педагогических наук

Актуальность. Современные отечественные и зарубежные исследователи отмечают, что одним из главных недостатков, препятствующих успешной социализации детей с РАС, является нарушение коммуникативных навыков. Данное нарушение проявляется в виде отставания или отсутствия разговорной речи, неспособности инициировать или поддерживать диалог, а также в виде стереотипных высказываний и ряда других специфических особенностей. Аутичным детям трудно взаимодействовать не только с людьми, но и со средой в целом. Именно об этом говорят множественные и неоднозначные проблемы данной категории детей, касающиеся нарушения пищевого поведения, поведения самосохранения, практическое отсутствие исследовательской активности, но в первую очередь отношений с сенсорной средой.

В настоящее время значительно возрос интерес специалистов: дефектологов, психологов, логопедов к специально организованным занятиям с использованием песочницы. Именно в песочнице создается дополнительный акцент на тактильную чувствительность, развивается «мануальный интеллект» ребенка. Поэтому перенос традиционных обучающих и развивающих заданий в песочницу дает дополнительный эффект. С одной стороны, существенно повышается мотивация ребенка к занятиям, с другой стороны, за счет взаимодействия с песком и миниатюрными игрушками совершенствуется мелкая моторика рук. Введение в игру предметов и игрушек, символизирующих мир, позволяет расширить пассивный и активный словарь ребенка. Все это относится и к организации занятий у детей с РАС.

Ребёнка с РАС процесс взаимодействия с песком может заворожить, его увлечёт волшебство, происходящее в песочнице. Используя этот интерес, надо побуждать аутичного ребенка к активному участию в работе с песком, используя совочки, формочки, делая паузы, советоваться с ребенком, предлагать ему завершить процесс. Ребенку с РАС важно получить результат как можно быстрее. Тут возникает ситуация эмоционального и делового общения, подразумевающая активные действия отдачи и принятия между партнерами по общению. В этой уникальной для аутичного ребенка ситуации взрослый должен следовать определенной тактике: даже если он понял, чего хочет ребенок с РАС, не надо воплощать это желание немедленно. Необходимо побудить данного ребенка выразить желание любым приемлемым способом - словом, жестом. Задавая вопросы, дать понять, что результат зависит и от действий самого ребенка: если тот не проявляет активности, поделка из песка как бы «замирает». Поскольку ребенку с РАС не терпится поскорее получить желаемый результат, можно предположить, что проявление активности с его стороны не заставит себя долго ждать. Постепенно поменяется отношение к учебе: он сможет некоторое время сидеть за столом, выполняя задание педагога.

В процессе игр с песком удаётся уточнить представления, которые уже есть у ребенка с РАС. Эта возможность уникальна. Что ребенок знает, а чего нет, что понял искаженно, обычно открывается и становится понятным в спонтанных проявлениях. Произвольно (например, задавая вопросы) это выяснить не удается. Однако необходимо всегда помнить об осторожности и соблюдении обычных в работе с аутичным ребенком принципов - постепенность, дозирование подачи нового и обязательный учет интересов ребенка, его желаний. Главным успехом такой работы будет перенос знаний в реальную жизнь. Это - показатель того, что ребенок с РАС усвоил новые знания о мире и использует их.

Игры с песком дают возможность развивать средства коммуникации. При этом в значимой для ребенка с РАС ситуации, в ходе эмоционального комментария обогащается его пассивный словарь. Обозначая словом все, что происходит в песочнице, мы уточняем значение слов, которые ребенок уже знает, а также сообщаем ребенку новые слова и их значения. Особенно актуальна возможность развития активной речи, которая в этой ситуации оказывается одним из средств проявления ребенком с РАС активности. Поддерживая любую попытку аутичного ребенка «поговорить», необходимо специально создавать ситуации, в которых ему захочется сделать это снова.

Нарушения коммуникации, необходимые для поддержания полноценных социальных взаимоотношений с другими людьми имеются у всех детей с РАС. Это требует тщательного подбора методов коррекционной работы с данной категорией детей. Понимая важность и значение использования игр с песком, нами была разработана программа формирования коммуникативных навыков у детей с РАС средствами песочной терапии «ПЕСОЧНАЯ СТРАНА».

Новизной и отличительной особенностью программы является использование песочной терапии в формировании коммуникативных навыков у детей с РАС. Данная программа рассматривается как многосторонний процесс, связанный с развитием у детей с РАС мелкой моторики рук, словаря.

Цель: формирование коммуникативных навыков у детей с РАС средствами песочной терапии.

Задачи:

• создать у детей с РАС интерес к играм и упражнениям с песком;

• совершенствовать мелкую моторику рук у детей с РАС;

формировать активный и пассивный словарь детей с РАС;

формировать коммуникативные навыки у детей с РАС.

Принципы работы:

1. Принцип системности.

2. Принцип комплексности.

3. Принцип индивидуально-дифференцированного подхода.

Основные этапы

Первый этап – установление контакта с аутичным ребенком. Для успешной реализации этого этапа рекомендуется щадящая сенсорная атмосфера занятий. Важное значение придается свободной мягкой эмоциональности занятий. Педагог должен общаться с аутичным ребенком негромким голосом, в некоторых случаях, особенно если ребенок возбужден, даже шепотом. Необходимо избегать прямого взгляда на ребенка с РАС, резких движений. Не следует обращаться к такому ребенку с прямыми вопросами, заставлять играть с песком. Перед педагогом стоит конкретная задача преодоления страха перед новым тактильным ощущением (песок) у ребенка с РАС, и это достигается путем поощрения даже минимальной активности. На первом этапе происходит знакомство с правилами игры с песком.

Второй этап – вовлечение детей с РАС в игры с песком и миниатюрными фигурками, закрепление правил игры с песком. На этом этапе происходит расширение активного и пассивного словаря.

Решение этой задачи требует от педагога умения почувствовать настроение ребенка, понять специфику его поведения и использовать это в процессе работы в песочнице.

На третьем этапе важной задачей является организация целенаправленного поведения ребенка с РАС. У аутичного ребенка формируется навык взаимодействия не только с педагогом, но и с другими детьми с РАС. Дети с РАС учатся понимать себя и других людей. На данном этапе происходит формирование коммуникативных навыков учебного сотрудничества, расширение словарного запаса в области чувств и эмоций.

Структура занятий

Каждое занятие состоит из нескольких последовательных частей.

1 часть. Вводная. Организационный момент, настраивающий на работу. Введение в тему занятия (демонстрация песочницы, коллекции фигурок);

2 часть. Основная. Знакомство или закрепление правил игр с песком. Формулировка темы занятия. Выполнение основных заданий и упражнений, направленных на развитие словаря, крупной и мелкой моторики, коммуникативных навыков.

3 часть. Заключительная. Итог занятия, ритуал выхода.

Формы работы: индивидуальная и групповая. Продолжительность занятия: 20 - 30 мин. Проведение занятий: 1 раз в неделю.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ

С ПРИМЕНЕНИЕМ ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ

1 месяц – 4 занятия

Занятия №1, №2 «Здравствуй, песочек»

Задачи: познакомить детей с песком, со свойствами песка; способствовать снижению психоэмоционального напряжения.

Беседа «Мои ощущения»

Игра «Зарывание «секретиков»

Познавательная игра «Собери картинку»

Игра-упражнение «Песочные прятки»

Занятия №3, №4 «Чудесный песок»

Задачи: закрепить знания о свойствах песка; познакомить детей с правилами поведения в песочнице; способствовать снижению психоэмоционального напряжения, формированию чувства ответственности, коррекции познавательных процессов, развитию связной речи.

Игра «Следы на песке»

Игра «Зарывание секретиков»

Познавательная игра «Собери картинку»

Игра-упражнение «Песочные прятки»

Беседа «Мои ощущения»

2 месяц – 4 занятия

Занятия №5, №6 «Юные археологи»

Задачи: закрепить знания о правилах поведения в песочнице; формировать усидчивость, аккуратность; способствовать расширению активного и пассивного словаря; способствовать снижению психоэмоционального напряжения.

Упражнение «Чего не стало?»

Подвижная игра «Песчинки»

Упражнение «Раскопки»

Упражнение «Правила города»

Познавательная игра «Собери картинку»

Занятия №7, №8 «Мы строители»

Задачи: закрепить знания о правилах поведения в песочнице; формировать усидчивость, аккуратность; развивать тактильную чувствительность; способствовать расширению активного и пассивного словаря; способствовать снижению психоэмоционального напряжения.

Упражнение «Мы такие хорошие»

Подвижная игра «Песчинки»

Игра «Угадай, что тебе попало в руки?»

Игра «Замок из песка»

Познавательная игра «Собери картинку»

3 месяц – 4 занятия

Занятия №9, №10 «Домашние животные»

Задачи: закрепить названия домашних животных; продолжать формировать усидчивость, аккуратность; развивать тактильную чувствительность, способствовать расширению активного и пассивного словаря; развивать навыки самоконтроля; развивать мелкую моторику; способствовать снижению психоэмоционального напряжения.

Беседа «Ферма»

Игра «Кто в домике живет?»

Подвижная игра «Кошки-мышки»

Познавательная игра «Собери картинку»

Игра-упражнение «Песочные прятки»

Игра «Следы на песке»

Занятия №11, №12 «Дикие животные»

Задачи: закрепить названия диких животных, повторить классификацию «дикие – домашние животные»; способствовать расширению активного и пассивного словаря; продолжать формировать усидчивость, аккуратность; развивать тактильную чувствительность, развивать навыки самоконтроля; развивать мелкую моторику; способствовать снижению психоэмоционального напряжения.

Беседа «Лесные жители»

Игра «Наведи в песочнице порядок»

Подвижная игра «У медведя во бору»

Познавательная игра «Собери картинку»

Игра «Следы на песке»

4 месяц – 4 занятия

Занятия №13, №14 «Пустыня»

Задачи: способствовать расширению активного и пассивного словаря; формировать усидчивость, аккуратность; развивать тактильную чувствительность, развивать навыки самоконтроля; способствовать снижению психоэмоционального напряжения.

Беседа «Кто живёт в пустыне»

Игра «В пустыне»

Игра малой подвижности «Черепашки»

Познавательная игра «Собери картинку»

Занятия №15, №16 «Морские обитатели»

Задачи: закрепить названия морских обитателей; способствовать расширению активного и пассивного словаря; развивать мелкую моторику; способствовать эмоциональному восприятию окружающего мира, снижению психоэмоционального напряжения.

Пальчиковая гимнастика «Осьминог»

Игра «Песочные прятки»

Игра «Песочное море».

Познавательная игра «Собери картинку»

Игра-импровизация «Море волнуется раз…»

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Необходимо начинать работу в песочнице с объяснения правил работы с песком, пресекая нежелательное поведение ребенка. Затем знакомить ребенка с РАС с новыми тактильными ощущениями, появляющимися от взаимодействия с песком. Следующий шаг, который делает педагог, заключается в том, чтобы научить ребенка с РАС ставить ладонь на ребро и удерживать в таком положении (песок помогает детям ровно держать ладони). Через некоторое время аутичный ребенок при помощи педагога сможет составлять отпечатками рук различные рисунки. Параллельно с этим важно помогать ребенку с РАС делать самомассаж песком: перетирать его между пальцами, глубоко зарывать в песок руки. Все это позволяет перейти к упражнениям, направленным на развитие мелкой моторики: пальчики «ходят гулять» по песку, играют на песке, как на пианино, и т. д. После обучения ребенка с РАС манипуляциям с песком вводится дополнительное оборудование: совочки, формочки, миниатюрные фигурки. Используя их, можно строить природные ландшафты: реки, озера, моря, горы, долины, по ходу объясняя сущность этих явлений. Так, постепенно ребенок с РАС получает информацию об окружающем мире и принимает участие в его создании. Все песочные картины сопровождаются рассказами педагога. При этом аутичный ребенок манипулируют деревьями, животными, транспортом и даже домами. Такие занятия развивают не только представления об окружающем мире, но и расширяют активный и пассивный словарь ребенка с РАС.

После индивидуальных занятий начинаются игры в паре. Педагог вовлекает детей в совместную игру. На данном этапе важным является формирование умений соблюдать очерёдность, использовать жесты, мимику, устанавливать зрительный контакт с собеседником. Умению соблюдать очерёдность - одному из важнейших разговорных навыков – ребёнка с РАС можно научить с помощью игры (вдвоем катать по песку мяч, машинку). Жесты также помогают коммуникации и подкрепляют её. Обычно это приветственный знак рукой - «здравствуй», прощальный жест - «пока», кивок головой - «да» и т. п. Все это помогает установлению контактов между аутичными детьми.

Структура занятий разработана с учетом возрастных особенностей детей с РАС, исходя из целей и задач системы. Она рассчитана на детей с РАС разного возраста и уровня интеллекта, задания можно усложнять или упрощать в зависимости от проблем и успехов таких детей. Занятия проводятся сначала индивидуально, а затем с небольшой подгруппой детей (2-3 человека).

Для успешной реализации поставленных задач, программа предполагает тесное взаимодействие с педагогами и родителями. Такое сотрудничество определяет творческий и познавательный характер процесса, развитие коммуникации, обуславливает его результативность.

Работа с педагогами предусматривает: беседы, мастер-классы, консультации по использованию песка на занятиях.

Работа с родителями предполагает: мастер-классы, индивидуальные консультации, размещение информации на сайте ШДДИ, распространение информационных буклетов.

Ожидаемый результат

В результате реализации программы «ПЕСОЧНАЯ СТРАНА» у детей с РАС:

• появится устойчивый интерес к играм и упражнениям с песком;

• совершенствуется мелкая моторика;

• расширится активный и пассивный словарь;

сформируются навыки коммуникации.

Предложенная программа является вариативной, то есть при возникновении необходимости допускается корректировка содержания и форм занятий, времени прохождения материала.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Условия организации игр с песком

Для организации процесса песочной терапии потребуются: песочница (ящик для песка, песок, вода, совочки, формочки, коллекция миниатюрных фигурок.

Песочница

Размер. Песочница представляет собой деревянный ящик. Традиционный его размер в сантиметрах: 50х70х8 (где 50х70 – размер поля, а 8 сантиметров – глубина). Считается, что такой размер песочницы соответствует объему поля зрительного восприятия.

Традиционный размер песочницы предназначен для индивидуальной работы. При переходе к групповой работе, пространство традиционной песочницы оказывается слишком малым. Поэтому для групповой работы рекомендуется использовать песочницу размером 100х140х8см.

Материал. Традиционным и предпочтительным материалом является дерево. В практике работы с песком во многих учреждениях используются пластиковые ящики, но в них песок не «дышит».

Цвет. Традиционная песочница сочетает цвет дерева и голубой цвет. Дно и борта (за исключением внешней толщины досок бортов) окрашиваются в голубой цвет. Таким образом, дно символизирует воду, а борта – с небо.

Голубой цвет оказывает на человека умиротворяющее воздействие. Кроме того, наполненная песком, «голубая» песочница являет собой миниатюрную модель человеческого восприятия нашей планеты. Может ли песочница быть другого цвета? Почему бы и нет! Цвет бортов может меняться. Экспериментировать с разноцветными бортами песочницы можно при помощи разноцветных дощечек, по размеру четко «подогнанными» под борта песочницы. Однако если позволяют средства и пространство кабинета, можно экспериментировать и с разноцветными песочницами, когда дно и борта окрашиваются в один или несколько цветов. Если они одинакового размера, их можно хранить, складывая друг на друга, и образуя, таким образом, сказочный домик. Крыша сооружается из соломы и веток дополнительно. Разноцветные песочницы полезны для коррекционно-развивающей работы с ребенком.

Песочницу на одну треть или наполовину заполняют чистым (промытым и просеянным, прокаленным в духовом шкафу песком.

Используемый песок необходимо менять или очищать. Очищение производится не реже одного раза в месяц. Песок нужно изъять из песочницы, просеять, промыть и прокалить.

Для организации игр с песком необходим большой набор миниатюрных предметов и игрушек, символизирующих мир.

Это фигурки:

• людей, разнообразных по: полу, возрасту, культурной и национальной принадлежности, профессии, времени жизни (от первобытных до современных людей). фигурки должны быть как динамические, так и статические.

• наземных животных и насекомых (домашние, дикие, доисторические).

• летающих животных и насекомых (дикие, домашние, доисторические).

• обитателей водного мира (разнообразные рыбы, млекопитающие, моллюски, крабы).

• жилища и дома с мебелью (дома, дворцы, замки, постройки, мебель различных эпох, культур и назначения.).

• домашняя утварь (посуда, предметы обихода, убранства стола).

• деревья и другие растения (цветы, трава, кустарники, зелень и пр.).

• объекты небесного пространства (солнце, луна, звезды, радуга, облака).

• транспортные средства (наземный, водный, воздушный транспорт, гражданского и военного назначения, фантастические транспортные средства).

• объекты среды обитания человека (заборы, изгороди, мосты, ворота, дорожные знаки).

• предметы, связанные с верованиями человека (храмы, иконы, божки, алтари).

• объекты ландшафта и естественной активности земли (вулканы, горы).

• аксессуары (бусы, маски, ткани, пуговицы, пряжки, ювелирные изделия и пр.).

• естественные природные предметы (кристаллы, камни, раковины, куски дерева, металла, семена, перья, отполированные водой стеклышки и пр.).

• оружие.

• фантастические предметы и персонажи мультфильмов.

• злодеи (злобные персонажи мультфильмов, мифов, сказок).

Итак, всё, что встречается в окружающем мире, может занять достойное место в коллекции. Если для занятий не хватает каких-либо фигурок-образов, их можно вылепить из пластилина, глины, теста, вырезать из бумаги.

Коллекция фигурок располагается на полках. Если места на полках недостаточно для размещения всей коллекции, то могут использоваться и прозрачные коробки.

Когда приходит на занятие ребенок, или группа детей, то предложение «поиграть в песочнице» выглядит совершенно естественным.

Технические средства обучения:

• Фотоаппарат, магнитофон, видеокамера, музыкальные диски.

Условия организации занятий с мокрым песком

1. У детей не должно быть порезов на руках, кожных заболеваний.

2. Дети для работы должны иметь клеенчатые передники.

3. Вода, которой увлажняется песок, должна быть теплой. С каждым занятием температуру воды можно постепенно снижать, чтобы одновременно происходило дополнительное закаливание детей.

4. Рядом с песочницей должен находиться источник чистой воды и салфетки.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аромштам М. Игры на влажном песке//Дошкольное образование - июнь №12 2006

2. Андрунь С. Чудеса из песка //Обруч №3 2007

3. Бережная Н. Ф. Использование песочницы в коррекции эмоционально-волевой и социальной сфер детей раннего и младшего дошкольного возраста//Дошкольная педагогика/январь, февраль/ 2007

4. Бережная Н. Ф. Песочная терапия в коррекции эмоциональной сферы детей раннего и младшего дошкольного возраста// Дошкольная педагогика /июль, август/ 2006

5. Грабенко Т. М. Игры с песком или песочная терапия//Дошкольная педагогика №5 /сентябрь, октябрь/ 2004

6. Горошкова Л. Игры с песком и водой//Дошкольное воспитание №6/89

7. Зинкевич – Евстигнеева Т. Д. Практикум по песочной терапии

8. Зинкевич – Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. Практикум по креативной терапии/СПб.: Речь: ТЦ Сфера, 2001

9. Зинкевич – Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. Коррекционные развивающие и адаптирующие игры Спб.: Детство – Пресс, 2002

10. Зинкевич – Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. Чудеса на песке: Практика песочной терапии (диск)

11. Кичура В. В. Конспекты занятий с использованием песочной игротерапии с детьми старшего дошкольного возраста//Дошкольная педагогика /май/2008

12. Кондратьева С. Ю. Игры с песком и водой в работе по формированию пространственно-количественных представлений у дошкольников с ЗПР//Дошкольная педагогика /май, июнь/ 2005

13. Семенова О. В. Использование песочной терапии при работе с детьми раннего возраста, имеющими проблемы в развитии//интернет

14. Сакович Н. А. Технология игры в песок. Игры на мосту. – Спб.: Речь, 2008.

15. Ульянова Э. Расти, репка на песке//Дошкольное образование №12 июнь 2006

16. Шиманович Ю. Тайна песочницы// Обруч №4 2008

Публикации по теме:

Арт-терапия как средство формирования социально-коммуникативных навыков ребенка Одной из основных задач педагогов дошкольного учреждения в условиях введения ФГОС ДО является выбор методов и форм организации работы с.

Развитие коммуникативных навыков детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности Проект: «Развитие коммуникативных навыков детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности» Тип проекта: творческий,.

Групповое занятие по песочной терапии «Сказочная страна»Групповое занятие по песочной терапии «Сказочная страна» Цель: снижение эмоционального напряжения, создание положительного эмоционального настроения Оборудование: песочница, игрушки для песка.

Библиотека изображений:
  • Прописи
  • Экология
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
Программа формирования коммуникативных навыков у детей с РАС средствами песочной терапии «Песочная страна»
Опубликовано: 12 января 2019 в 07:22
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотозарисовка «Зимушка-зима»
Фото зарисовка «Зимушка-зима» Вот так уснешь не то осенью, не то ранней весной, а проснешься зимним утром. Выглянешь в окно – а там внезапно минус 8, на...
Фотозарисовка «Зимняя прогулка за город»
Последние несколько лет зима не балует нас не только снегом, но и холодом как таковым. Погода в январе похожа, скорее всего, на ноябрьскую. Почти все...
Конспект прогулки «Наблюдение за снегом»
Цель прогулки: уточнить представления детей о свойствах снега, развивать наблюдательность и любознательность в процессе ознакомления с явлениями природы....
Проект «Волшебный лучок для колобка»
Тема: Использование игровых технологий в проекте « Волшебный лучок для колобка». Добрый день уважаемые коллеги, хочу представить вашему вниманию...
Конспект интегрированной НОД «Рукавичка» для детей второй младшей группы
В рукавичке зимой Жили звери семьей большой Дружно жили, не тужили, А, собачка пришла Всех друзей разогнала. интеграция образовательных областей :...