Татьяна Николаевна Гуркова
Программа индивидуальных психокоррекционных занятий по формированию навыков саморегуляции у детей.
▼ Скачать + Заказать документы
Составитель: Гуркова Т. Н., педагог психолог С (С)КНШ – д/с I, Vвида г. Сургута.
Высокая двигательная активность свойственна детям, но в отдельных случаях она доходит до патологической выраженности. Такая повышенная двигательная активность, достигающая степени расторможенности, является одним из множества симптомов, сопровождающих нарушения развития ребенка. Самые разные нарушения психической деятельности могут иметь «фасад» в виде беспокойства и излишней активности ребенка. Но врачи выделяют состояние, при котором болезненно повышенная двигательная активность ребенка является главным признаком, стержнем синдрома, который нарушает социальную адаптацию ребенка – синдрома гиперактивности с дефицитом внимания (СДВГ). Беспокойство, неусидчивость, множество лишних движений, дефицит внимания, недостаточная целенаправленность, импульсивность поступков и повышенная возбудимость часто сочетаются с трудностями в приобретении учебных навыков (чтение, счет, письмо). Это ведет к выраженной школьной дезадаптации (Брязгунов И. П., 1992; Лютова Е. К., Монина Г. Б. ,2000;Смирнова О. Е. ,1998).
Публикация «Программа индивидуальных психокоррекционных занятий по формированию навыков саморегуляции у детей,» размещена в разделах
Психологическое обследование детей с синдромом у большинства из них выявляет повышенную тревожность, беспокойство, внутреннюю напряженность, чувство страха. Они в большей степени, чем другие, подвержены депрессивному состоянию, легко расстраиваются из-за неудач (Кошелева А. Д., Алексеева Л. С. ,1997).
Коррекционная работа требует систематичности занятий. Опыт показывает положительную эффективность сочетаний традиционных психологических приемов и дыхательных упражнений. Единственным ритмом, которым произвольно может управлять человек, является ритм дыхания и движения. Умение произвольно контролировать дыхание развивает самоконтроль над поведением. На этом этапе хорошо зарекомендовал себя метод Биологически Обратной Связи (БОС, созданный и обоснованный российским ученым-физиологом А. А. Сметанкиным, основанный на диафрагмально-релаксационном дыхании с максимальной дыхательной аритмией сердца.
Практическое применение технологий БОС в комплексе с различными традиционными методиками способствует психоэмоциональной регуляции поведения детей, являясь профилактикой и коррекцией негативных эмоциональных проявлений.
Применение психокоррекции показано гиперактивным детям дошкольного и младшего возраста с нарушением внимания.
Данная программа является компилятивной и составлена на основе программ :
«Коррекционные занятия для детей с СДВГ» - О. И. Политика,СПб,2005; «Нейропсихологическая коррекция детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности»- А. Л. Сиротюк, М. ,2002; «Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду»- И. Л. Арцишевская,М. ,2005; «Cardio 2.I» (C)Biosvyaz
Цель : развитие психоэмоциональной регуляции поведения детей.
Задачи:
снижение уровня эмоционального дискомфорта;
формирование навыка диафрагмально-релаксационного типа дыхания
для целенаправленного управления своим функциональным состоянием;
развитие внимания, произвольности, самоконтроля;
повышение самооценки; выносливости и работоспособности детского организма;
профилактика и коррекция агрессивности и тревожности.
Основные принципы:
принцип мотивационной готовности;
принцип индивидуализации;
принцип проблемности;
принцип соответствия потребностям возраста и учета зоны ближайшего развития;
принцип сознательности и активности.
Формы и методы :
исследования психоэмоционального состояния;
метод ЧСС-ДАС-БОС;
релаксационные методы;
психогимнастические игры;
функциональные упражнения;
имитационные и ролевые игры;
когнитивные упражнения.
Предполагаемые результаты:
Мы предполагаем, что проводимая коррекционная работа с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью будет способствовать гармонизации личности ребенка, симптомы СДВГ снижены.
Оценка эффективности программы :
Проведение диагностических процедур с последующим заполнением карт динамики показателей физиологических параметров и психоэмоционального состояния ребенка на различных этапах контрольного обследования с применением метода БОС.
*В настоящее время работа проводится в модифицированном кабинете БОС психоэмоциональной коррекции.
Рекомендации по проведению занятий.
Рекомендации по проведению занятий
Курс, состоящий из22 – 30 коррекционных занятий предназначен для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.
Поводом для зачисления ребенка на коррекционный курс служат: диагноз врача, заключение психолога, наблюдения и отзывы педагогов, пожелания родителей, отсутствие противопоказаний к применению метода БОС ( относительные противопоказания: повышенная судорожная готовность головного мозга, выраженное органическое поражение головного мозга, нарушения волевой сыеры, интеллекта, тяжелые формы психических расстройств, сопутствующие соматические заболевания в фазе обострения, выраженные эндокринные заболевания, наличие диафрагмальной грыжи, тяжелые нарушения ритма и проводимости сердца).
Занятия проводятся индивидуально на тренажере БОС в сочетании с играми, упражнениями коррекционной направленности.
Структура занятий четкая, повторяющаяся:
- ритуал приветствия;
- диагностика эмоционального состояния на момент начала и окончания занятия;
- упражнения на оптимизацию тонуса мышц;
- дыхательные упражнения по методу ЧСС-ДАС-БОС;
- глазодвигательные упражнения;
- упражнения для развития мелкой моторики рук;
- функциональные упражнения, когнитивные упражнения;
- упражнения на релаксацию.
Неизменное расположение предметов, соблюдение детьми правил и ритуалов, временного регламента является дополнительным организующим моментом при формировании произвольности.
Игровые компьютерные программы помогают сделать сеанс БОС интересным и увлекательным. Ребенок имеет возможность самостоятельно спланировать его, тем самым мотивируя правильность выполнения дыхательных упражнений, контролируя свои действия.
Продолжительность каждого занятия 30 – 40 минут.
Психокоррекционная работа требует длительного времени. Данный комплекс следует рассматривать как ориентировочный, из отдельных частей которого можно составить дополнительные занятия, выдерживая указанную выше структуру. Дети с удовольствием играют в одни и те же игры много раз, а польза предложенных игр состоит еще и в том, что они позволяют натренировать недостаточно развитые психические функции.
Приложение
Конспекты отдельных занятий
Занятие 1-2
Вводная часть.
Приветствие “Ладошки”. Цель :установление визуального и тактильного контакта.
-“Добрый день!” –говорит психолог, улыбаясь, ребенку и обязательно называет его по имени. Ребенок отвечает также желая доброго дня и называя психолога по имени; при этом прикасаемся друг к другу ладонями.
Имитационная игра “Кони. Цель: эмоциональный настрой и активизация ребенка на совместную работу, развитие координации движений и расширение объема двигательной памяти.
- А сейчас мы отправляемся в Разноцветное царство на волшебных конях. Садимся на коней (ребенок и психолог садятся за стол!
- Кони, на старт! (Кладем руки на стол ладонями вниз).
- Поскакали! (Стучим ладонями по столу, имитируя стук копыт.)
- По травке! (Поглаживаем стол, проводя поочередно левой и правой ладонью по направлению к себе.)
- По песочку! (Потираем одну ладонь о другую.)
- По камушкам! (Стучим по столу ноготками.)
- По мостовой! (Стучим по столу кулачками.)
- По болотцу! (Массирующими движениями стучим по щечкам.)
- По топкому болотцу! (Еще и причмокиваем.)
- Прискакали! (Сильно ударяем ладонями по столу.)
Цветовой выбор. Диагностика эмоционального состояния. Рефлексия. ”Столбик”
Основная часть.
Сеанс “ЧСС-ДАС-БОС”. Цель: Выработать навык ДРД с изменениями ЧСС в определенные фазы дыхательного цикла (выдох – уменьшение ЧСС, вдох –увеличение ЧСС) для уменьшения состояния эмоционального дискомфорта, оздоровления организма в целом.
-“Анимация” – “Сказка” –“Анимация”.
Растяжка “Потягушечки”. Цель:дать возможность ребенку сбросить напряжение после сеанса БОС.
Ребенок встает, вытягивает руки вперед, затем поднимает их вверх, отводит за голову и поднимается на носочки.
Глазодвигательные упражнения. Цель:расширение поля зрения, улучшение восприятия ребенка.
-Сидя в кресле Голова фиксирована. Глаза смотрят прямо перед собой. Ребенку предлагается проследить за движением игрушки глазами, не поворачивая головы по четырем основным направлениям (вверх. вниз, направо, налево). Каждое из движений производится сначала на расстоянии вытянутой руки, затем на расстоянии локтя и,наконец, около переносицы. Движения совершаются в медленном темпе – от 3 до 7 сек. с фиксацией в крайних положениях; причем удержание должно быть равным по длительности предшествующему движению.
Упражнения для развития мелкой моторики.
“Колечко”-поочередно и как можно быстрее ребенок перебирает пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательний, средний и т. п. в прямом и обратном порядке.
“Кулак –ребро – ладонь”-ребенку показываются три положения руки на плоскости стола (можно на плоскости пола, если упражнение выполняется лежа, последовательно сменяющих друг друга. Упражнение выполняется сначала вместе с психологом, затем ребенок выполняет самостоятельно по памяти сначала правой, затем левой, затем двумя руками вместе.
Функциональное упражнение “Робот”. Цель: развитие координации движений.
Психолог говорит, что ребенок сейчас превратится в робота, который умеет только подчиняться командам. Ребенок замирает по стойке “смироно”. Далее психолог дает ему команды, напримен:”Три шага вперед, два шага назад, правую руку вперед, два шага налево, левую руку в торону, руки опустить, стоять смирно” и т. п
Релаксация. “Поза покоя”. Цель: освоение и закрепление позы покоя и расслабления мышц рук.
-Необходимо сесть ближе к краю стула, опереться на спинку, руки свободно положить на колени, ноги слегка расставить. Формула общего покоя произносится психологом медленно, тихим голосом, с длительными паузами.
- Все умеют танцевать,
- Прыгать, бегать, рисовать,
- Но пока не все умеют
- Расслабляться, отдыхать.
- Есть у нас игра такая-
- Очень легкая, простая,
- Замедляется движенье,
- Исчезает напряженье…
- И становится понятно-
- Расслабление приятно!
Заключительная часть.
Рефлексия чувств на момент окончания занятия - цветовой выбор “Закрась столбик” :
-Мы вновь возвращаемя в Разноцветное царство, выбираем цвет.
Ритуал прощания. “Ладошки” Цель: закрепление положительных эмоций:
-Психолог и ребенок прикасаются друг к другу ладонями, психолог благодарит ребенка за интересную совместную работу.
Занятие 5 - 6
Вводная часть.
Приветствие “Ладошки”. Цель :установление визуального и тактильного контакта.
-“Добрый день!” –говорит психолог, улыбаясь, ребенку и обязательно называет его по имени. Ребенок отвечает также желая доброго дня и называя психолога по имени; при этом прикасаемся друг к другу ладонями.
Имитационная игра “Кони. Цель: эмоциональный настрой и активизация ребенка на совместную работу, развитие координации движений и расширение объема двигательной памяти.
- А сейчас мы отправляемся в Разноцветное царство на волшебных конях. Садимся на коней (ребенок и психолог садятся за стол!
- Кони, на старт! (Кладем руки на стол ладонями вниз).
- Поскакали! (Стучим ладонями по столу, имитируя стук копыт.)
- По травке! (Поглаживаем стол, проводя поочередно левой и правой ладонью по направлению к себе.)
- По песочку! (Потираем одну ладонь о другую.)
- По камушкам! (Стучим по столу ноготками.)
- По ледочку! (Так же как и по камушкам, но цокая языком)
- По мостовой! (Стучим по столу кулачками.)
- По болотцу! (Массирующими движениями стучим по щечкам.)
- По топкому болотцу! (Еще и причмокиваем.)
- Прискакали! (Сильно ударяем ладонями по столу.)
Цветовой выбор. Диагностика эмоционального состояния. Рефлексия. ”Столбик”
Основная часть.
Сеанс “ЧСС-ДАС-БОС”. Цель: Выработать навык ДРД с изменениями ЧСС в определенные фазы дыхательного цикла (выдох – уменьшение ЧСС, вдох –увеличение ЧСС) для уменьшения состояния эмоционального дискомфорта, оздоровления организма в целом.
План сеанса составляется по выбору ребенка.
Растяжка. Цель: Учить ребенка прислушиваться к своему телу, снимать мышечное напряжение.
Ребенку предлагается сесть удобно, закрыть глаза и сосредоточить внимание на всоем теле. Задания:
напрячь все тело,как можно сильнее, через несколько секунд напряжение сбросить;
напрячь правую руку;
напрячь левую руку;
напрячь шею,
напрячь грудь;
напрячь спину;
напрячь спину;
напрячь правую ногу;
напрячь левую ногу.
Глазодвигательные упражнения. Цель:расширение поля зрения, улучшение восприятия ребенка.
-Сидя в кресле Голова фиксирована. Глаза смотрят прямо перед собой. Ребенку предлагается проследить за движением игрушки глазами, не поворачивая головы по четырем основным направлениям (вверх. вниз, направо, налево) и четырем вспомогательным направлениям (по диагоналям).
Упражнения для развития мелкой моторики. “Перчатка” :
Веселая мышка,
Перчатку нашла (Раскрываем ладошку, пальцы растопырены. Поворачиваем руки то ладонью, то тыльной стороной вверх.)
Гнездо в ней устроив, (Складываем ладошки “ковшом”.)
Мышат позвала. (Сгибаем – разгибаем пальцы –“зовущий” жест)
Им корочку хлеба
Дала покусать, (Кончиком большого пальца поочередно стучим по кончикам остальных пальцев.)
Погладила (отшлепала) всех (Большим пальцем гладим или “шлепаем” остальные – скользящее движение от мизинца к указательному.)
И отправила спать. (Ладони прижимаем друг к другу, кладем под щеку.)
Функциональное упражнение “Робот”. Цель: развитие координации движений.
Психолог говорит, что ребенок сейчас превратится в робота, который умеет только подчиняться командам. Ребенок замирает по стойке “смироно”. Далее психолог дает ему команды, напримен:”Три шага вперед, два шага назад, правую руку вперед, два шага налево, левую руку в торону, руки опустить, стоять смирно” и т. п.
Игра “Зоопарк”. Цель: развитие внимания и воображения, развитие координации движений, самоконтроля.
-Давай попробуем изобразить движения различных животных.
Если я хлопну в ладоши один раз – прыгай как зайчик, хлопну два раза – ходи вразвалочку, как медведь, хлопну три раза – «превращайся» в цаплю, которая умеет долго стоять на одной ноге.
Релаксация “Олени”. Цель:закрепление позы покоя и расслабления мышц рук.
Давай представим, что мы – олени. Подними руки над головой, скрести их, широко расставив пальцы. Напряги руки. Они стали твердыми! Нам трудно и неудобно держать так руки, урони их на колени. Расслабим руки. Спокойно. Вдох. Пауза. Выдох. Пауза.
Посмотрите: мы – олени!
Ветер рвется нам навстречу!
Ветер стих,
Расправим плечи,
Руки снова на колени.
А теперь немножко лени…
Руки не напряжены
И расслаблены.
Знайте, девочки и мальчики,
Отдыхают наши пальчики!
Дышится легко, ровно, глубоко.
(Упражнение повторить несколько раз)
Заключительная часть.
Рефлексия чувств на момент окончания занятия - цветовой выбор “Закрась столбик” :
-Мы вновь возвращаемя в Разноцветное царство, выбираем цвет.
Ритуал прощания. “Ладошки” Цель: закрепление положительных эмоций:
-Психолог и ребенок прикасаются друг к другу ладонями, психолог благодарит ребенка за интересную совместную работу.
Занятия 9 – 10
Вводная часть.
Приветствие “Ладошки”. Цель :установление визуального и тактильного контакта.
-“Добрый день!” –говорит психолог, улыбаясь, ребенку и обязательно называет его по имени. Ребенок отвечает также желая доброго дня и называя психолога по имени; при этом прикасаемся друг к другу ладонями.
Имитационная игра “Кони. Цель: эмоциональный настрой и активизация ребенка на совместную работу, развитие координации движений и расширение объема двигательной памяти.
- А сейчас мы отправляемся в Разноцветное царство на волшебных конях. Садимся на коней (ребенок и психолог садятся за стол!
- Кони, на старт! (Кладем руки на стол ладонями вниз).
- Поскакали! (Стучим ладонями по столу, имитируя стук копыт.)
- По травке! (Поглаживаем стол, проводя поочередно левой и правой ладонью по направлению к себе.)
- По песочку! (Потираем одну ладонь о другую.)
- По камушкам! (Стучим по столу ноготками.)
- По ледочку! (Так же как и по камушкам, но цокая языком)
- По снежочку! (Ударяем мягкими ладошками по столу.)
- По мостовой! (Стучим по столу кулачками.)
- По болотцу! (Массирующими движениями стучим по щечкам.)
- По топкому болотцу! (Еще и причмокиваем.)
- Прискакали! (Сильно ударяем ладонями по столу.)
Цветовой выбор. Диагностика эмоционального состояния. Рефлексия. ”Столбик”
Основная часть.
Сеанс “ЧСС-ДАС-БОС”. Цель: Выработать навык ДРД с изменениями ЧСС в определенные фазы дыхательного цикла (выдох – уменьшение ЧСС, вдох –увеличение ЧСС) для уменьшения состояния эмоционального дискомфорта, оздоровления организма в целом.
План сеанса составляется по выбору ребенка.
Растяжка “Дерево”. Цель: оптимизация тонуса мышц.
И. П. – сидя на корточках.
Ребенку предлагается спрятать голову в колени, колени обхватить руками. Это семечко, которое постепенно прорастает и превращается в дерево.
-Медленно поднимайся на ноги, распрями туловище, вытяни руки вверх, напряги мышцы тела и вытяни его вверх. Подул ветерок: ребенок раскачивает тело, имитируя дерево.
Глазодвигательные упражнения. Цель:расширение поля зрения, улучшение восприятия ребенка.
-Сидя в кресле Голова фиксирована. Глаза смотрят прямо перед собой. Ребенку предлагается проследить за движением игрушки глазами, не поворачивая головы по четырем основным направлениям (вверх. вниз, направо, налево) и четырем вспомогательным направлениям (по диагоналям).
Упражнения для развития мелкой моторики.
“Колечко”-поочередно и как можно быстрее ребенок перебирает пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательний, средний и т. п. в прямом и обратном порядке.
“Кулак –ребро – ладонь”-ребенку показываются три положения руки на плоскости стола (можно на плоскости пола, если упражнение выполняется лежа, последовательно сменяющих друг друга. Упражнение выполняется сначала вместе с психологом, затем ребенок выполняет самостоятельно по памяти сначала правой, затем левой, затем двумя руками вместе.
“Лезгинка” – ребенок складывает левую руку в кулак, большой палец отставляет в сторону, кулак разворачивает пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно меняет положение правой и левой рук в течении 6-8 смен позиций. Необходимо добиваться высокой скорости смены положений.
Функциональное упражнение “Рисунки на спине”. Цель: снятие мышечных зажимов,развитие тактильных ощущений.
-Психолог предлагает ребенку отгадать, что он нарисует на спине у ребенка прикосновением пальцев.
Функциональное упражнение “Буратино”. Цель: развитие концентрации внимания и двигательно контроля, элиминация импульсивности, развитие навыков удержания программы.
И. п. – стоя
Правая рука вверх + прыжок на левой ноге.
Левая рука вверх + прыжок на правой ноге.
Правая рука вверх + прыжок на правой ноге.
Левая рука вверх + прыжок на левой ноге.
Релаксация “Кораблик”. Цель: расслабление мышц рук, ного, корпуса.
Представь, что мы на корабле. Качает. Чтобы не упасть, расставь ноги шире и прижми их к полу. Руки сцепи за спиной. Качнуло палубу – прижимаем правую ногу, левая расслаблена, немного согнута в колене, носком касается пола. Выпрямились, расслабили ногу. Качнуло в другую сторону – прижми к полу левую ногу. Выпрямились. Вдох – пауза, выдох – пауза.
Стало палубу качать!
Ногу к палубе пнрижать!
Крепче ногу прижимаем,
А другую расслабляем.
Упражнение повторяется поочередно для каждой ноги. Обратить внимание ребенка на напряженные и расслабленные мышцы.
После обучения расслаблению ног повторить “Позу покоя” :
Снова руки на колени,
А теперь немного лени…
Напряженье улетело,
И расслаблено все тело…
Наши мышцы не устали
И еще послушней стали.
Дышится легко, ровно, глубоко.
Заключительная часть.
Рефлексия чувств на момент окончания занятия - цветовой выбор “Закрась столбик” :
-Мы вновь возвращаемя в Разноцветное царство, выбираем цвет.
Ритуал прощания. “Ладошки” Цель: закрепление положительных эмоций:
-Психолог и ребенок прикасаются друг к другу ладонями, психолог благодарит ребенка за интересную совместную работу.
Занятия 11 – 12
Вводная часть.
Приветствие “Ладошки”. Цель :установление визуального и тактильного контакта.
-“Добрый день!” –говорит психолог, улыбаясь, ребенку и обязательно называет его по имени. Ребенок отвечает также желая доброго дня и называя психолога по имени; при этом прикасаемся друг к другу ладонями.
Имитационная игра “Кони. Цель: эмоциональный настрой и активизация ребенка на совместную работу, развитие координации движений и расширение объема двигательной памяти.
- А сейчас мы отправляемся в Разноцветное царство на волшебных конях. Садимся на коней (ребенок и психолог садятся за стол!
- Кони, на старт! (Кладем руки на стол ладонями вниз).
- Поскакали! (Стучим ладонями по столу, имитируя стук копыт.)
- По травке! (Поглаживаем стол, проводя поочередно левой и правой ладонью по направлению к себе.)
- По песочку! (Потираем одну ладонь о другую.)
- Через ямку! (Делаем руками движение, имитирующее прыжок.)
- По камушкам! (Стучим по столу ноготками.)
- По ледочку! (Так же как и по камушкам, но цокая языком)
- По снежочку! (Ударяем мягкими ладошками по столу.)
- По мостовой! (Стучим по столу кулачками.)
- По болотцу! (Массирующими движениями стучим по щечкам.)
- По топкому болотцу! (Еще и причмокиваем.)
- Прискакали! (Сильно ударяем ладонями по столу.)
Цветовой выбор. Диагностика эмоционального состояния. Рефлексия. ”Столбик”
Основная часть.
Сеанс “ЧСС-ДАС-БОС”. Цель: Выработать навык ДРД с изменениями ЧСС в определенные фазы дыхательного цикла (выдох – уменьшение ЧСС, вдох –увеличение ЧСС) для уменьшения состояния эмоционального дискомфорта, оздоровления организма в целом.
План сеанса составляется по выбору ребенка.
Растяжка “Медуза”. Цель: оптимизация тонуса мышц.
И. П. – сидя на полу “по-турецки”, совершать плавные движения руками, подражая медузе, плавающей в воде.
Глазодвигательные упражнения. Цель:расширение поля зрения, улучшение восприятия ребенка.
-Сидя в кресле Голова фиксирована. Глаза смотрят прямо перед собой. Ребенку предлагается проследить за движением игрушки глазами, не поворачивая головы по четырем основным направлениям (вверх. вниз, направо, налево) и четырем вспомогательным направлениям (по диагоналям).
Упражнения для развития мелкой моторики.
“Колечко”-поочередно и как можно быстрее ребенок перебирает пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательний, средний и т. п. в прямом и обратном порядке.
“Кулак –ребро – ладонь”-ребенку показываются три положения руки на плоскости стола (можно на плоскости пола, если упражнение выполняется лежа, последовательно сменяющих друг друга. Упражнение выполняется сначала вместе с психологом, затем ребенок выполняет самостоятельно по памяти сначала правой, затем левой, затем двумя руками вместе.
“Лягушка”. Положить руки на стол. Одна рука сжата в кулак, другая лежит на плоскости стола (ладошка). Одновременно менять положение рук. Усложнение состоит в ускорении.
“Замок”
На двери висит замок (Ритмичные быстрые соединения польцев рук в “замок”)
Кто его открыть бы смог? (Повторение движений.)
Потянули (Пальцы сцеплены в “замок”, руки потянуть в одну, потом в другую сторону,
Покрутили (движение кистями рук со сцепленными пальцами от себя к себе).
Постучали (Пальцы сцеплены, основаниями ладоней постучать друг о друга)
И - открыли! (Пальцы расцепить, ладони в стороны)
Функциональное упражнение”Найди клад” Цель : развитие пространственной ориентации ребенка.
- в комнате спрятана игрушка. Ребенок должен найти ее, ориентируясь на команды: “Два шага впереед, один направо и т. д)
Функциональное упражнение “Руки – ноги”. Цель: развитие концентрации внимания и двигательного контроля, элиминация импульсивности, развитие навыков удержания программы.
Прыжки на месте с одновременными движениями руками и ногами,
Левая рука вперед, правая рука назад +правая нога вперед, левая нога назад.
Левая рука назад, правая рука вперед + правая нога назад, левая нога вперед.
Левая рука вперед, правая рука вперед + правая нога назад,левая нога назад.
Левая рука назад, правая рука назад + правая нога вперед, левая нога вперед.
Цикл прыжков повторить несколько раз.
Релаксация «Волшебный сон». Цель: закрепление позы покоя, снятие мышечного напряжения и эмоционального возбуждения.
Ребенок находится в позе покоя. Психолог делает установку : сейчас, когда я буду читать стихи, ты закроешь глаза. Начинается иг7ра «Волшебный сон». Ты не заснешь по-настоящему, будешь все слышать, но не будешь двигаться и открывать глаза, пока не «проснешься». Внимательно слушай и повторяй про себя мои слова. Шептать не надо. Спокойно отдыхай, закрыв глаза. «Волшебный сон» закончится, когда я скажу: «Откртыть глаза».
Внимание: наступает «волшебный сон»
Реснички опускаются…
Глазки закрываются…
Мы спокойно отдыхаем, (2раза)
Сном волшебным засыпаем.
Дышится легко, ровно, глубоко.
Наши руки отдыхают…
Ноги тоже отдыхают.
Отдыхают, засыпают. (2раза)
Шея не напряжена
И расслаблена…
Губы чуть приоткрываются,
Все чудесно расслабляется.
Дышится легко…ровно…Глубоко… (длительная пауза)
Мы спокойно отдыхали,
Сном волшебным засыпали.
Хорошо нам отдыхать!
Но пора уже вставать!
Крепче кулачки сжимаем,
Их повыше поднимаем.
Потянуться! Улыбнуться и проснуться!
Заключительная часть.
Рефлексия чувств на момент окончания занятия - цветовой выбор “Закрась столбик” :
-Мы вновь возвращаемя в Разноцветное царство, выбираем цвет.
Ритуал прощания. “Ладошки” Цель: закрепление положительных эмоций:
-Психолог и ребенок прикасаются друг к другу ладонями, психолог благодарит ребенка за интересную совместную работу.
Занятия 15 – 16
Вводная часть.
Приветствие “Ладошки”. Цель :установление визуального и тактильного контакта.
-“Добрый день!” –говорит психолог, улыбаясь, ребенку и обязательно называет его по имени. Ребенок отвечает также желая доброго дня и называя психолога по имени; при этом прикасаемся друг к другу ладонями.
Имитационная игра “Кони. Цель: эмоциональный настрой и активизация ребенка на совместную работу, развитие координации движений и расширение объема двигательной памяти.
- А сейчас мы отправляемся в Разноцветное царство на волшебных конях. Садимся на коней (ребенок и психолог садятся за стол!
- Кони, на старт! (Кладем руки на стол ладонями вниз).
- Поскакали! (Стучим ладонями по столу, имитируя стук копыт.)
- По травке! (Поглаживаем стол, проводя поочередно левой и правой ладонью по направлению к себе.)
- По песочку! (Потираем одну ладонь о другую.)
- По пыльной дорожке! (Хлопаем ладошками по коленям)
- Через ямку! (Делаем руками движение, имитирующее прыжок.)
- В горку! (Стучим по столу в замедленном темпе, как будто нам тяжело подниматься)
- По камушкам! (Стучим по столу ноготками.)
- По ледочку! (Так же как и по камушкам, но цокая языком)
- По снежочку! (Ударяем мягкими ладошками по столу.)
- По мостовой! (Стучим по столу кулачками.)
- По болотцу! (Массирующими движениями стучим по щечкам.)
- По топкому болотцу! (Еще и причмокиваем.)
- Прискакали! (Сильно ударяем ладонями по столу.)
Цветовой выбор. Диагностика эмоционального состояния. Рефлексия. ”Столбик”
Основная часть.
Сеанс “ЧСС-ДАС-БОС”. Цель: Выработать навык ДРД с изменениями ЧСС в определенные фазы дыхательного цикла (выдох – уменьшение ЧСС, вдох –увеличение ЧСС) для уменьшения состояния эмоционального дискомфорта, оздоровления организма в целом.
План сеанса составляется по выбору ребенка.
Растяжка «Снеговик». Цель: оптимизация тонуса мышц.
-Ребенку предлагается представить, что он только что слепленный снеговик. Тело должно бюыть напряжено, как замерзший снег. Пришла весна, пригрело солнце, и снеговик начал таять. Сначала «тает» и повисла голова, затем опускаются плечи, расслабляются руки и т. д. В конце упражнения ребенок мягко падает на пол и лежит,как лужица воды. Необходимо расслабиться. Пригрело солнышко, вода в лужице стала испаряться (ребенок медленно поднимает голову,руки, встает на ноги ит. д.) и превратилась в легкое облачко. Дует ветер и гонит облачко по небу (плавные движения поднятыми руками).
Глазодвигательные упражнения. Цель:расширение поля зрения, улучшение восприятия ребенка.
-Сидя в кресле Голова фиксирована. Глаза смотрят прямо перед собой. Ребенку предлагается проследить за движением игрушки глазами, не поворачивая головы по четырем основным направлениям (вверх. вниз, направо, налево) и четырем вспомогательным направлениям (по диагоналям).
Усложнение – упражнение выполняется с широко открытым ртом.
Когнитивное упражнение «Мельница». Цель:развитие координации движений.
-И. п. стоя. Ребенку предалагается делать одновременные круговые движения рукой и ногой. Сначала левой ногой и левой рукой,правой ногой и правой рукой. Сначала вращение выполняется вперед, затем назад.
Этюды, направленные на развитие эмоциональной сферы:
Баба-Яга (этюд на выражение гнева).
Баба Яга поймала Аленушку, велела ей затопить печку, чтоб потом съесть ее, а сама уснула. Проснулась, а Аленушки и нет – сбежала. Рассердилась Баба-Яга, что без ужина осталась, бегает по избе, ногами топает, кулаками размахивает.
Лисичка подслушивает (этюд на выражение интереса).
Лисичка стоит у окна избушки, в которой живут котик с петушком и подслушивает, о чем они говорят.
Функциональное упражнение «Шалуны». Цель: развитие двигательного контроля, элиминация импульсивности.
Педагог по сигналу предлагает ребенку пошалить: бегать, прыгать, кувыркаться. По второму сигналу все шалости прекращаются. Упражнение повторить несколько раз.
Релаксация «Волшебный сон». Цель: закрепление позы покоя, снятие мышечного напряжения и эмоционального возбуждения.
Ребенок находится в позе покоя. Психолог делает установку : сейчас, когда я буду читать стихи, ты закроешь глаза. Начинается иг7ра «Волшебный сон». Ты не заснешь по-настоящему, будешь все слышать, но не будешь двигаться и открывать глаза, пока не «проснешься». Внимательно слушай и повторяй про себя мои слова. Шептать не надо. Спокойно отдыхай, закрыв глаза. «Волшебный сон» закончится, когда я скажу: «Откртыть глаза».
Внимание: наступает «волшебный сон»
Реснички опускаются…
Глазки закрываются…
Мы спокойно отдыхаем, (2раза)
Сном волшебным засыпаем.
Дышится легко, ровно, глубоко.
Наши руки отдыхают…
Ноги тоже отдыхают.
Отдыхают, засыпают. (2раза)
Шея не напряжена
И расслаблена…
Губы чуть приоткрываются,
Все чудесно расслабляется.
Дышится легко…ровно…Глубоко… (длительная пауза)
Мы спокойно отдыхали,
Сном волшебным засыпали.
Хорошо нам отдыхать!
Но пора уже вставать!
Крепче кулачки сжимаем,
Их повыше поднимаем.
Потянуться! Улыбнуться ипроснуться
Заключительная часть.
Рефлексия чувств на момент окончания занятия - цветовой выбор “Закрась столбик” :
-Мы вновь возвращаемя в Разноцветное царство, выбираем цвет.
Ритуал прощания. “Ладошки” Цель: закрепление положительных эмоций:
-Психолог и ребенок прикасаются друг к другу ладонями, психолог благодарит ребенка за интересную совместную работу.
Занятия 17 – 18.
Вводная часть.
Приветствие “Ладошки”. Цель :установление визуального и тактильного контакта.
-“Добрый день!” –говорит психолог, улыбаясь, ребенку и обязательно называет его по имени. Ребенок отвечает также желая доброго дня и называя психолога по имени; при этом прикасаемся друг к другу ладонями.
Имитационная игра “Кони. Цель: эмоциональный настрой и активизация ребенка на совместную работу, развитие координации движений и расширение объема двигательной памяти.
- А сейчас мы отправляемся в Разноцветное царство на волшебных конях. Садимся на коней (ребенок и психолог садятся за стол!
- Кони, на старт! (Кладем руки на стол ладонями вниз).
- Поскакали! (Стучим ладонями по столу, имитируя стук копыт.)
- По травке! (Поглаживаем стол, проводя поочередно левой и правой ладонью по направлению к себе.)
- По песочку! (Потираем одну ладонь о другую.)
- По пыльной дорожке! (Хлопаем ладошками по коленям)
- Через ямку! (Делаем руками движение, имитирующее прыжок.)
- В горку! (Стучим по столу в замедленном темпе, как будто нам тяжело подниматься)
- По камушкам! (Стучим по столу ноготками.)
- По ледочку! (Так же как и по камушкам, но цокая языком)
- По снежочку! (Ударяем мягкими ладошками по столу.)
- Ускакали далеко! (Стучим очень тихо.)
- По мостовой! (Стучим по столу кулачками.)
- По болотцу! (Массирующими движениями стучим по щечкам.)
- По топкому болотцу! (Еще и причмокиваем.)
Прискакали! (Сильно ударяем ладонями по столу
Цветовой выбор. Диагностика эмоционального состояния. Рефлексия. ”Столбик”
Основная часть.
Сеанс “ЧСС-ДАС-БОС”. Цель: Выработать навык ДРД с изменениями ЧСС в определенные фазы дыхательного цикла (выдох – уменьшение ЧСС, вдох –увеличение ЧСС) для уменьшения состояния эмоционального дискомфорта, оздоровления организма в целом.
План сеанса составляется по выбору ребенка.
Растяжка «Дракон». Цель: оптимизация тонуса мышц. Ребенок изображает дракона, облетающего дозором свои владения: ноги на ширине плеч, слегка согнуты в коленях, пружинят в такт с руками-крыльями. Затем он приземляется и начинает «размешивать» хвостом море.
Глазодвигательные упражнения. Цель:расширение поля зрения, улучшение восприятия ребенка.
-Сидя в кресле Голова фиксирована. Глаза смотрят прямо перед собой. Ребенку предлагается проследить за движением игрушки глазами, не поворачивая головы по четырем основным направлениям (вверх. вниз, направо, налево) и четырем вспомогательным направлениям (по диагоналям).
Усложнение – упражнение выполнять с подключением однонаправленных движений языка (глаза и язык вправо – вдох, пауза, в исходное положение – выдох, пауза, глаза и язык влево и т. д.)
Упражнения для развития мелкой моторики.
“Колечко”-поочередно и как можно быстрее ребенок перебирает пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательний, средний и т. п. в прямом и обратном порядке.
“Кулак –ребро – ладонь”-ребенку показываются три положения руки на плоскости стола (можно на плоскости пола, если упражнение выполняется лежа, последовательно сменяющих друг друга. Упражнение выполняется сначала вместе с психологом, затем ребенок выполняет самостоятельно по памяти сначала правой, затем левой, затем двумя руками вместе.
“Ухо-нос”. Левой рукой взяться за кончик носа, а правой – за противополжное ухо. Нагнуть голову, хлопнуть в ладоши, поменять положение рук “с точностью до наоборот”.
“Симметричные рисунки” – рисовать в воздухе обеими руками зеркально симметричные рисунки ( начинать лучше с круглого предмета : яблоко, арбуз и т. д. Главное, чтобы во время “рисования” ребенок видел свои руки).
Когнитивное упражнение “Движение”. Цель: формирование двигательной памяти.
Ребенку показываются2,3,4 последовательных движнений. Ребенок должен повторить их как можно точнее и в той же последовательности
Функциональное упражнение “Холодно-горячо”. Цель: развитие навыка действовать по инструкции”.
Ребенку предварительно показывается, а затем прячется в комнате игрушка или какой-либо предмет. Ребенку предлагается найти его, при этом произносятся слова:“холодно”, “прохладно”,“теплее”, “тепло”, “горячо” в зависимости от положения ребенка по отношению к спрятанному предмету.
Релаксация «Потянулись сломались». –И. п. – стоя, руки и все тело устремлены вверх, пятки от пола не отрывать- «Тянемся, тянемся вверх, выше и выше… Мысленно отрываем пятки от пола, чтобы стать еще выше (реально пятки на полу»… А теперь наши кисти как бы сломались, безвольно повисли. Теперь руки сломались в локтях, в плечах, упали плечи, повисла голова, сломались в талии, подогнулисб колени, упали на пол… Лежим расслабленно, безвольно, удобно… Прислушайся к себе. Осталось ли где-нибудь напряжение? Сбрось его.
При выполнении упражнения следует обратить внимание ребенка на два момента:
- показать разницу между выполнением команды «опустить кисти» и «сломались в кистях» (расслабление кистей достигается тольтко во втором случае);
- когда ребенок лежит на полу, проверить, полностью ли расслаблено его тело, указать места зажимов.
Заключительная часть.
Рефлексия чувств на момент окончания занятия - цветовой выбор “Закрась столбик” :
-Мы вновь возвращаемя в Разноцветное царство, выбираем цвет.
Ритуал прощания. “Ладошки” Цель: закрепление положительных эмоций:
-Психолог и ребенок прикасаются друг к другу ладонями, психолог благодарит ребенка за интересную совместную работу.
Литература:
1. Арцишевская И. Л. Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду. М. ,2005.
2. Брязгунов И. П., Касатикова Е. В. Непоседливый ребенок. М. ,2001.
3. Осипова Е. А. Игры для интенсивного интеллектуального развития детей. М. ,2004.
4. Политика О. И. Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью. СПб,2005.
5. Сиротюк А. Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Диагностика, коррекция и практические рекомендации родителям и педагогам. М. ,2002.
6. Слободянник Н. П. Формирование эмоционально-волевой регуляции у учащихся начальной школы. Практическое пособие. М. ,2004.
7. Сметанкин А. А. Открытый урок здоровья СПб,2005.
8. Сметанкин А. А. Учитель здоровья. СПб, 2003.
9. Черенкова Е. Ф. Оригинальные пальчиковые игры. М. ,2007.