Любовь Кондратьева
Программа «Интеллектуальная студия «Сказочные лабиринты игры»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
В основе предлагаемой программы лежит игровая технология интеллектуально-творческого развития детей 3-7 лет «Сказочные лабиринты игры» В. В. Воскобовича. Программа адаптирована к условиям
МАДОУ № 41. Целью программы является развитие интеллектуальных способностей, мыслительных операций детей через сюжетные развивающие игры Воскобовича, что позволяет детям легче адаптироваться к школьному обучению. Ребенок развивается, потому что играет и играет, потому что развивается.
Задачи программы :
Публикация «Программа „Интеллектуальная студия „Сказочные лабиринты игры“» размещена в разделах
• развитие у детей потребности познавательного интереса, желание узнать новое;
• развитие наблюдательности, исследовательского подхода к явлениям окружающей действительности;
• развитие воображения, креативности мышления;
• гармоничное развитие у детей эмоционально-образного и логического начал;
• способствование интеллектуально-творческому развитию детей в игре.
Структура программы :
Программа разработана для детей 5-7 лет.
Срок реализации программы 1 год.
Занятие проходит 2 раза в неделю по 0,5часа, всего 64 занятия часов в учебном году.
Наполняемость групп 10человек.
Перечень знаний и умений формируемых у учащихся
К концу года дети должны знать:
• свойства предметов;
• пространственные отношения;
• понятия «число» и «цифра»;
К концу года дети должны уметь:
• владеть и пользоваться алгоритмом выполнения действий;
• складывать предметы по образцу-схеме;
• проявлять творческое конструирование;
• придумывать и сочинять свою сказку с игровыми персонажами.
Содержание программы
1. Игры, направленные на логико-математическое развитие: развитие мыслительных операций с помощью игровых действий, манипулирование цифрами, геометрическими фигурами, свойствами предметов.
2. Игры, направленные на развитие конструктивных умений и навыков: переход от предметного, внешнего уровня восприятия к смысловому; развитие ручной умелости и мелкой моторики руки; получение предметного результата с использованием моделей – схем, алгоритма, а так же творческого конструирования.
3. Универсальные игровые обучающие средства: развивающая среда «Фиолетовый лес» сенсомоторная зона, в которой дети активно действуют с развивающими играми; использование сказочных персонажей и методики способствуют нравственному воспитанию, формированию волевых усилий, эмпатии.
Содержание разделов программы
Диагностика уровня развития:
Диагностика (психологическая). Определение уровня интеллектуального развития детей.
Виды заданий: диагностические задания
Геометрические фигуры: Геометрические фигуры, структурные элементы геометрических фигур (угол, сторона, вершина). Обобщенные понятия 4х- угольник, многоугольник. Виды заданий: игры «2х цв. и 4х цв. квадрат», «Чудо-соты», «Чудо-крестики», «Прозрачный квадрат», «Геоконт» Пространственные отношения:
Пространственные отношения: слева, справа, посередине; верх, низ.
План, как уменьшенное смоделированное отношение между предметами. Изменение основания классификации и количества полученных групп, их свойств и числа предметов в них.
Виды заданий: игры «Игровизор», «Геоконт», «Геовизор», «Прозрачный квадрат», коврограф «Ларчик», «Чудо-головоломки». Числа и цифры: Отношение между числами (часть и целое).
Виды заданий: игры «Геоконт», «Геовизор», «Игровой квадрат». 4 Количественное значение.
Виды заданий: игры «Игровой квадрат», «Прозрачный квадрат», «Цифроцирк», «Ларчик». Цифры от 0 до 9.
Виды заданий: игры «Волшебная 8», «Геоконт», «Цифроцирк» Состав чисел из единиц.
Виды заданий: игры «Кораблик Брызг-Брызг», «Лабиринты цифр». Сохранения количества: Неизменность величины (числа) в результате перекладывания, изменения способов размещения объектов в пространстве Виды заданий: игры «Прозрачный квадрат», «Прозрачная цифра», «Чудо- ларчик».
Алгоритмы: Последовательное выполнение игровых действий. Обнаружение логической связи между последовательностью этапа каких– либо действий.
Виды заданий: все используюмые игры Воскобовича.
Знакомство с игровыми персонажами: Присутствие персонажа на каждом занятии. Сказка-методика.
Творческое конструирование:
Виды заданий: игровые задания с чудо-головоломками
Принципы работы по программе связь образного восприятия с логическим; поэтапное использование игр с поэтапным усложнением образовательного материала; использование высоких принципов трудности; учет индивидуальных и возрастных особенностей детей; положительная оценка достижения ребенка.
Методы и приемы, используемые на занятии действие с разными развивающими играми, пособиями Воскобовича; индивидуальные задания; знакомство с игровым персонажем к каждой игре; «вхождение» в сказку выполнение заданий от имени персонажа
Материально-технические условия необходимые для выполнения программы : развивающие игры Воскобовича : комплекты «Геоконт», «Игровой квадрат», «Прозрачный квадрат», «Чудо- головоломки», «Игровизор», «Ларчик», «Конструктор шнур».
Диагностические задания:
1. Подгруппы игровые упражнения на классификацию и сериацию: «Собери квадрат», «Найди закономерность», «Найди лишнее»
2. Состав числа из 5-6 частей.
3. Упражнение в складывании предметов по образцу, по схеме, по алгоритму. 4. Упражнение на уровень формирования восприятия, памяти, мышления (тесты Векслера).
Диагностика проводиться в начале и в конце учебного года, чтобы оценить результаты обучения по программе.
Список литературы
1. Воскобович В. В., Харько Т. Г., Балацкая Т. Н. Сказочные лабиринты игры : Технология интенсивного интеллектуального развития детей дошкольного возраста 3-7 лет. - Книга 1 - С-Пб. : Детство-пресс, 2003.
2. Воскобович В. В., Харько Т. Г. Сказочные лабиринты игры : Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста 3-7 лет. - Книга 2 - С-Пб. : ООО РИВ, 2007.
3. Доценко Е. В. Психодиагностика детей в дошкольных учреждениях: Методики, тесты, опросники. – Волгоград: Учитель, 2010.
4. Воскобович В. В. Сказки - методики : Нетающие льдинки озера Айс или сказка о прозрачном квадрате. – С-Пб. : Тириконд, 1997.
5. Воскобович В. В. Сказки - методики : Тайна ворона Метра или сказка об удивительных превращениях, приключениях квадрата. – С-Пб. : Тириконд, 1997.
6. Воскобович В. В. Сказки - методики : Малыш Гео, ворон Метр и Я, дядя Слава или сказка об удивительном Геоконте. – С-Пб. : РИВ, 2006.
7. Бондаренко Т. М. Развивающие игры в ДОУ : Конспекты занятий по развивающим играм Воскобовича. – Воронеж: ИП Лакоценин, 2009.
8. Бондаренко Т. М. Комплексные занятия в старшей группе детского сада. – Воронеж: ИП Лакоценин, 2009