Получи документы

Программа интеллектуальных марафонов как средство реализации системно-деятельностного подхода в преподавании истории

Ирина Колчанова
Программа интеллектуальных марафонов как средство реализации системно-деятельностного подхода в преподавании истории
▼ Скачать + Заказать документы

Колчанова И. Н.

ПРОГРАММА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ МАРАФОНОВ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В ПРЕПОДАВАНИИ ИСТОРИИ

МАОУ «Криулинская СОШ», с. Криулино

Аннотация

Реализация системно-деятельностного подхода при контроле усвоения знания по истории через реализацию программы интеллектуальных марафонов, которые проводятся в разных формах и требуют различной подготовки, а также и предполагают систематическое изучение исторических событий и явлений из дополнительных источников и самостоятельную подготовку к нему.

Публикация «Программа интеллектуальных марафонов как средство реализации системно-деятельностного подхода в преподавании истории» размещена в разделах

Человек, не интересующийся прошлым,

обедняет своё настоящее

Д. С. Лихачёв.

В последнее время преподавание истории выходит на первый план, в связи с пристальным вниманием президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина к этому вопросу. Как отметил президент, преподавание истории должно содержать в себе не только канонические подходы к основным фундаментальным эпохам, но и отличаться разнообразием в самом преподавании, в частности в контроле. Знания, которые получают ученики на уроке истории, должны быть прочными, ученик должен уметь оперировать различными мнениями на события и четко формулировать свою позицию.

Разумеется, насколько бы ни были прочными знания ученика, он вполне вероятно почувствует себя беспомощным, столкнувшись с информационным обществом, в котором знание информации и её верная интерпретация являются необходимыми.

Ученик должен научиться учиться, о чем и говорит нам Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения. Более того в разделе "История России. Всеобщая история" акцентировано внимание на развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей определять и аргументировать своё отношение к ней.

На мой взгляд, системно-деятельностный подход как нельзя лучше подходит для реализации заданных требований к результатам освоения образовательной программы основного общего образования.

Более того, в Историко-культурном стандарте в концептуальных основах одним из пунктов выделена выработка сознательного оценочного отношения к историческим деятелям, процессам и явлениям, как важнейшая задача преподавания истории в школе. Современные методы преподавания истории подразумевают гораздо большую активность учеников на уроках, нежели это было несколько десятилетий назад. Работа ученика может быть полноценной и минимально трудоемкой только при постоянном использовании системно-деятельностного подхода.

Исторический опыт развития педагогики доказывает, что реализация современных целей образования возможна только в деятельности самого ребёнка. Приоритет деятельностных целей требует новых подходов к организации учебного процесса, новой системы взаимодействия учителя и ученика, метода работы, который реализует поставленные цели. Таковым, на мой взгляд, является деятельностный метод, технология которого обеспечивает «системное включение ребёнка в самостоятельное построение им нового знания.

Я осуществляю реализацию системно-деятельностного подхода как во внеурочной деятельности (кружок "Занимательные страницы истории", так и на уроках. На данном этапе мне хотелось бы поделиться своим опытом использования тематического контроля в форме интеллектуального марафона на уроках истории в 7-х классах.

Идея разработки собственной программы годового интеллектуального марафона возникла в связи с введением двух экзаменов по выбору после 9 класса (ОГЭ). Оказалось, что решение тестовых заданий лишает детей целостного понимания истории как таковой : вся суть предмета сводилась для них в правильном решении задания, но не понимании всех закономерностей, всей глубины изучаемого события или периода. особенно сложным для учеников является сравнение исторических событий или явления (а это как раз задание 34, часть 2 ОГЭ, так как для этого необходимо не просто заучивание, но понимание изучаемого. Таким образом, появилась идея создания небольшой программы интеллектуальных марафонов в 7 классе. Идея заключалась в том, что дети, зная о сроках и формах тематических марафонов, а также имея список вопросов к ним, будут готовиться заблаговременно, изучая факты и события с различных сторон и с разным подходом.

Название программы интеллектуальных марафонов по истории - "Ignorantia non est argumentum"

На первый взгляд, такое название может показаться слишком пафосным или более того, необоснованным, однако смею заметить, что всё с точностью до наоборот: потратив 5 минут на четкое объяснение для детей (перевода фразы, работы со смысловой нагрузкой, я получила не только интерес сих стороны (ведь латынь, хоть и мертвый, но, несомненно красивый язык, но и дополнительную мотивацию. Конечно, ведь те, кто пытался увильнуть от контроля обычными отговорками типа "Меня не было" или "Я забыл/не выучил" и прочее, получали ответ в самом названии марафонов. Как выяснилось, это отлично сработало на учениках 7 класса.

Цель программы : создание условий для дифференцированного и системного изучения учебного материала, а также самостоятельного углубления знаний и их воспроизведении в различных формах.

Подход :системно-деятельностный

Сама программа представляет собой серию проработанных тематических контрольных точек по курсам Всеобщей истории и Истории России. Детям в начале года была объяснена специфика проведения контрольных точек в этом году: по каждому разделу предстоит интеллектуальный марафон, который проводится в определенной форме (тестирование, викторина, собеседование и пр).

В программе представлены следующие разделы:

Эпоха Возрождения. Данный марафон проходил в форме виртуальной экскурсии. Ученики разделились на группы, каждая из которых не просто представляла одно направление данной эпохи, но полностью раскрывала и характеризовала её. При этом обязательным было составление электронной презентации, а рассказ ученики вели в роли экскурсоводов.

Первые европейские революции. Этот интеллектуальный марафон был заявлен как "ролевая игра" : дети составили сценарий, расписали роли, подготовили костюмы и выступили с инсценировкой революции. Как показала практика, подготовка к этому марафону была очень щепетильная и помогла погрузиться в события первых революций.

Эпоха Просвещения. Данный марафон проходил в форме практической работы. Все ученики были условно разделены на группы (Живопись, литература, музыка, архитектура) и получили индивидуальное задание по анализу произведений, составлению рецензии, схем или таблиц. Особенность этого марафона в том, что после него домашним заданием было выполнить по одному заданию на выбор из каждой группы.

По следам английской и французской революции. Проходил марафон в форме пресс-конференции и способствовал развитию коммуникативных способностей учеников.

Смутное время. Марафон представлял собой тематическую викторину в Google-формах. Это оказалось интересно для детей, а также упростило пересдачу марафона, так как для этого не требовалось присутствие учителя.

Первые Романовы. Этот марафон представлял собой составление (по плану) и воспроизведение (устно) исторической характеристики первых Романовых с указанием годов жизни и правления, личных качеств правителей, конкретных фактов и событий (с датами) их внешней и внутренней политики, оценку царей авторитетными историками, а также оценка учащихся с четким обоснованием. Этот марафон позволил не просто составить краткие аннотированные данные о каждом правителе, но приблизили детей к пониманию политики первых Романовых и их личности.

Петр Первый. Данный марафон проводился в форме собеседования и стал настоящим испытанием: ученики должны были на равных беседовать с учителем об изучаемых событиях. Позволю заметить, что с первого раза не у всех получилось, однако через неделю с заданием справились все и продемонстрировали не просто знание основных реформ Петра I, но и их содержание, а также могли рассуждать о ценности этого нововведения в тот период.

Ещё не проведены три марафона : Дворцовые перевороты, Екатерина II, Наш край в XVI-XVII вв.

Однако, на мой взгляд, результаты реализации программы уже вполне очевидны.

Вывод: Программа интеллектуальных марафонов способствовала повышению мотивации изучения истории, а также позволила углубить знания детей по историческим событиям и явлением, выявить причинно-следственные связи,. Если в первом марафоне процент неудолетворительных отметок составлял 80%, то в последнем - 0%. Также растет и качественная составляющая: в первом марафоне она составляла 4%, то в последнем - 84%. Средняя отметка ученика в первом марафоне - 2,12, в последнем - 4,00. Кроме того, увеличилось количество учеников, желающих посещать кружок "Занимательные страницы истории" а также работать над проектами по историческим темам. Таким образом, я считаю программу интеллектуальных марафонов эффективной

Список литературы и источников

1. Аксенова Н. И. Системно-деятельностный подход как основа формирования метапредметных результатов [Текст] / Н. И. Аксенова // Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург,февраль 2012 г.). — СПб. : Реноме, 2012. — С. 140-142.

2. Стенограмма встречи президента РФ В. В. Путина с молодыми учеными и преподавателями истории в Музее современной истории России от 05.11. 2014г. https://www.kremlin.ru/events/president/news/46951

3. ФГОС ООО/ Сайт Министерства Образования и науки РФ https://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/documents/543

4. Историко-культурный стандарт https://school.historians.ru/wp-content/uploads/2

Публикации по теме:

Лэпбук — средство для реализации деятельностного подхода Цель: Ознакомление и расширение знаний педагогов о новых средствах познавательно- исследовательской деятельности. Задачи: • Помочь педагогам.

Игровая деятельность дошкольников с учетом деятельностного подхода Деятельностный подход - субъектно ориентированная организация и управление педагогом деятельностью ребенка при решении им специально организованных.

Игровые технологии на уроках английского языка как одно из средств реализации системно-деятельностного подхода в рамках ФГОС Современный урок – урок, отвечающий требованиям ФГОС, в котором в концентрированной форме нашли отражение запросы и потребности семьи, общества.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности интегрированного занятия на основе системно-деятельностного подхода Конспект непосредственно-образовательной деятельности интегрированного занятия на основе системно-деятельностного подхода. Тема: «Рисуем.

Метод проектов как средство реализации системно-деятельностного подхода в ДОУ. В условиях реформирования системы образования и внедрения ФГОС большое внимание уделяется использованию инновационных педагогических технологий,.

НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе с использованием системно-деятельностного подходаНОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе с использованием системно-деятельностного подхода НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе с использованием системно-деятельностного подхода. Тема : «Стеклянная.

Организация взаимодействия с детьми дошкольного возраста с учётом системно-деятельностного подхода 1. «Концентрирование внимания детей на себе и привлечение их к совместной деятельности» Первая ступень Выберите обращение к ребенку (детям,.

Работа с родителями на основе системно-деятельностного подхода в младших группах детского сада Работа с родителями на основе системно – деятельностного подхода в младших группах детского сада «Нужно ли учиться быть родителем?» Цель:.

Реализация деятельностного подхода как условие выполнения требований ФГОС до Федеральный государственный образовательный стандарт пришел на смену федеральным государственным требованиям к структуре основной общеобразовательной.

Статья «Роль системно-деятельностного подхода при обучении детей с задержкой психического развития русскому языку» Постулат. 2017. №4 ISSN 2414-4487 УДК 376.112.4 Роль системно-деятельностного подхода при обучении детей с задержкой психического развития.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа интеллектуальных марафонов как средство реализации системно-деятельностного подхода в преподавании истории
Опубликовано: 2 мая 2017 в 19:42
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Программа интеллектуальных марафонов как средство реализации системно-деятельностного подхода в преподавании истории» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Колчанова (УИ 60665) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД