Светлана Корнеева
Программа кружка по изобразительной деятельности «Радуга творчества»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Этот материал может помочь преподавателям кружков по изобразительной деятельности в составлении программы.
Материал сопровождаю работами детей, выполненных в кружке "Радуга творчества"
1.Направленность образовательной программы.
Программа направлена на создание для развитие личности, на развитие мотивации ребенка к познанию и творчеству, обеспечение его эмоционального благополучия, формирование художественно-творческих способностей.
Публикация «Программа кружка по изобразительной деятельности „Радуга творчества“» размещена в разделах
- Изостудия, кружок ИЗО
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Радуга, радужные идеи
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2013
2.Причина создания образовательной программы.
Наш детский сад работает по «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой. В соответствии с Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования мною разработана Рабочая учебная программа кружка «Радуга творчества», которая направлена на развитие творческих способностей детей с использованием нетрадиционных техник и материалов в изобразительной деятельности. В программе М. А. Васильевой большое внимание уделяется обучению детей традиционной технике рисования и недостаточно, на мой взгляд, места отводится нетрадиционной.
Опыт моей работы показывает, что именно нетрадиционные техники рисования в большей степени способствуют развитию у детей творчества и воображения.
3. Новизна.
Работая в этом направлении, я убедилась в том, что использование необычных материалов, оригинальных техник позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Результат обычно очень эффективный (сюрпризность) и почти не зависит от умелости и способностей. Нетрадиционные способы изображения достаточно просты по технологии и напоминают игру. Какому ребенку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавное изображение?
В изобразительной деятельности ребенок обогащает свои представления о мире, самовыражается, пробует свои силы и совершенствует способности. Именно поэтому невозможно обойтись только традиционными дидактическими методами обучения, вынуждающих детей действовать в рамках предложенных им образцов, представлений. Необходимо применять новые методы и технологии, которые развивают воображение, побуждают детей к экспериментированию с красками, бумагой, пластилином, а не просто вынуждают механически выполнять то, что предлагает педагог.
В детском саду я работаю уже много лет и убедилась, что дети часто копируют предлагаемый им образец. Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания.
Задача педагога предоставить свободу в отражении своего видения мира доступными для ребенка художественными средствами. Такой подход раскрепощает ребенка. Он уже не боится, что у него что-то не получится. На занятиях создаются условия свободного творчества.
Использование в работе музыкальных и поэтических образов повышает художественно-творческую активность детей, которая начинает проявляться уже в момент возникновения замысла, в процессе обсуждения будущей работы.
4. Актуальность.
Вопросы гармонического развития и творческой самореализации находят свое разрешение в условиях изостудии. Открытие в себе неповторимой индивидуальности поможет ребенку реализовать себя в учебе, творчестве, общении с другими. Помочь в этих устремлениях, призвана данная программа. Она рассчитана на работу с детьми 6-13 лет и состоит из следующих этапов:
Педагог стремится развивать ребенка, как творческую личность, стремится ввести его в «большое искусство», становясь посредником между ним и нежной, хрупкой, эмоциональной и отзывчивой на все новое, удивительное, яркое душой ребенка.
5. Цель образовательной программы.
- Проанализировать современное состояние вопросов развития детского творчества;
- Смоделировать и апробировать систему работы по развитию в процессе экспериментирования с разнообразными художественными материалами;
- Выявить эффективность работы по развитию творческого воображения детей средствами нетрадиционных изобразительных техник;
- Развивать художественно-творческие способности старших дошкольников посредством использования разнообразных изобразительных техник и материалов.
6. Задачи образовательной программы.
- поддерживать стремление ребенка видеть красивое в окружающем мире;
- расширять, систематизировать и обогащать содержание изобразительной деятельности детей;
- показать возможность создания сказочных образов на основе фантазийного преобразования реальных образов;
- инициировать самостоятельный выбор детьми художественных образов, сюжетов, композиций, а также материалов, инструментов, технических способов и приемов реализации замысла;
- учить детей самостоятельно определять замысел и сохранять его на протяжении всей работы; передавать впечатление об окружающем, отражать свои эстетические чувства; передавать доступными выразительными средствами настроение и характер образа;
- совершенствовать специфические умения во всех видах изобразительной деятельности;
- создавать сюжеты разного масштаба с различной степенью конкретизации содержания; развивать композиционные умения: размещать объекты в соответствии с особенностями их формы, величины, протяженности; создавать композиции в зависимости от сюжета;
- познакомить с такими способами планирования сюжета или узора, как предварительный эскиз, набросок, композиционная схема;
- создавать условия для экспериментирования с художественными материалами, инструментами, изобразительными средствами с учетом присущих им изобразительных свойств; выбор средств, соответствующих замыслу;
- поощрять стремление детей использовать разные материалы и техники;
- способствовать сотрудничеству детей при выполнении коллективных работ;
- создавать условия для самостоятельной художественной деятельности детей; организовывать вместе с детьми выставки детских работ.
- Развивать воображение и творческие возможности детей.
- Обогащать и расширять художественный опыт детей.
- Побуждать ребенка экспериментировать.
- Поощрять и поддерживать творческие находки.
- Развивать целенаправленную деятельность детей и их стремление к созидательной активности.
- Воспитывать положительное отношение ребенка к сотрудничеству с взрослым, с детьми, к собственной деятельности, ее результату.
- Способствовать возникновению у него ощущения, что продукт его деятельности интересен другим и ему самому.
- Способствовать накоплению сенсорного опыта и обогащению чувственных впечатлений детей в процессе восприятия природы, произведений художественной литературы, изобразительного искусства.
В рисовании:
Совершенствовать технику рисования гуашевыми и акварельными красками (свободно экспериментировать, смешивать разные краски для получения задуманных цветов и оттенков). Создавать условия для самостоятельного выбора инструментов и материалов в соответствии с характером и спецификой задуманного образа. Познакомить детей с нетрадиционными художественными техниками.
В лепке:
Побуждать детей создавать динамичные выразительные образы и коллективные сюжетные композиции, самостоятельно выбирая темы,материал (глина, пластилин, соленое тесто, способы лепки (скульптурный, комбинированный, конструктивный, модульный, рельефный, приемы декорирования образа.
В аппликации:
Инициировать самостоятельный выбор разных способов создания выразительного образа (обрывание, выщипывание или сминание бумажной формы для передачи фактуры, вырезание симметричное, силуэтное, модульная аппликация, свободное сочетание разных техник. Познакомить с новыми видами аппликации из ткани, природного материала.
7. Возраст детей.
Программа предназначена для детей старшего дошкольного возраста.
8. Срок реализации программы.
Программа рассчитана на два года. Общее количество игровых занятий в год – 36. Игровые занятия проводятся один раз в неделю. Продолжительность НОД с детьми старшего дошкольного возраста 30-35 минут.
9. Форма обучения.
Игровые занятия проводятся по подгруппам. Оптимальное количество участников 8-10 детей.
10. Методы и приемы обучения.
На занятиях используются игры и игровые приемы, которые создают непринужденную творческую атмосферу, способствуют развитию воображения.
Частично-поисковый метод направлен на развитие познавательной активности и самостоятельности. Он заключается в выполнении небольших заданий, решение которых требует самостоятельной активности (работа со схемами, привлечение воображения и памяти).
Метод проблемного изложения направлен на активизацию творческого мышления, переосмысление общепринятых шаблонов и поиск нестандартных решений.
Большое внимание уделяется творческим работам. Это позволяет соединить все полученные знания и умения с собственной фантазией и образным мышлением, формирует у ребенка творческую и познавательную активность.
11. Прогнозируемые результаты реализации программы.
Решение задач данной программы приведет к расширению и систематизации содержания изобразительной деятельности детей, поддержит их стремление видеть в окружающем мире красивые предметы и явления, инициирует самостоятельный выбор детьми художественных образов, а также материалов, инструментов.
12. Формы подведения итогов реализации образовательной программы.
Способы проведения проверки – контрольно-диагностические задания, которые проводятся два раза в год (сентябрь, май).
Проведение развлечений «Посмотри в свое окно», «Сказочные дворцы и замки», «На далекой удивительной планете», «Радуга-дуга».