Получи документы

План работы по конструированию и развитию логического мышления «Тико-страна»

Залия Шаяхметова
План работы по конструированию и развитию логического мышления «Тико-страна»

I. Пояснительная записка Введение в систему дошкольного образования ФГОС ДО открывает для педагогов большие возможности использования новых педагогических технологий, методик, различных средств, видов дидактического материала. Одним из наиболее интересных и актуальных средств развития детей на сегодняшний день является конструирование. Обучение конструированию, по мнению Белошистой А. В., способствует как формированию общих конструктивных умений, способствующих развитию конструктивного стиля мышления, так и в целом развитию всех познавательных процессов детей дошкольного возраста (мышление, внимание, воображение, восприятие).

Публикация «План работы по конструированию и развитию логического мышления „Тико-страна“» размещена в разделах

Конструирование можно отнести к продуктивным видам деятельности, так как его результат – конкретный продукт. Таким образом, это способствует и развитию мелкой моторики.

При правильно организованной деятельности у детей развиваются такие мыслительный операции как анализ, синтез, сравнение, умение делать умозаключения и обобщения. Конструктивная деятельность способствует практическому познанию свойств геометрических фигур и пространственных отношений, что создает предпосылки математического развития (освоение форм, величин, времени).

Конструирование является актуальной деятельностью, т. к., конструируя, дети мысленно представляют, какой будет постройка, и заранее планируют, как будут выполнять и в какой последовательности, таким образом, развивается планирующая мыслительная деятельность, что является важным фактором при формировании учебной деятельности.

Новизна программы «ТИКО – страна» заключается в использование развивающего конструктора ТИКО как инструмента для обучения дошкольников конструированию, развитию пространственного и логического мышления во время игровых занятий. ТИКО – это трансформируемый игровой конструктор для обучения, разработанный отечественным производителем ЗАО «НПО РАНТИС» по рекомендациям Российской академии образования. Он представляет собой набор ярких плоскостных фигур из пластмассы, которые шарнирно соединяются между собой. Сконструировать можно бесконечное множество игровых фигур, что вызывает безграничное желание ребенка конструировать из ТИКО-конструктора и способствует развитию пространственных представлений.

Программа «ТИКО-страна» рассчитана на 1 год обучения для детей 5 – 7 лет, не имеющих отклонения в развитии. Численность в группе не более 12 человек.

Режим занятий по программе: 2 раза в неделю, по 25 минут, всего 64 часа в год.

II. Цель и задачи Цель программы: развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста в процессе ТИКО-конструирования.

Задачи:

• развивать познавательные процессы (восприятие, воображение, внимание) и приемы умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация и обобщение);

• развивать мелкую моторику пальцев рук, ориентировку в пространстве;

• систематизировать знания детей о геометрических представлениях;

• способствовать формированию умений конструировать по схеме и по собственному замыслу;

• воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели, преодолении трудностей.

III. Тематический план

Месяц Тема

Октябрь

Знакомство с ТИКО-страной

Осенняя поляна

Осенний цветок

Осеннее дерево

Корзинка для урожая

Корзина с грибами

Корзина с морковкой

Корзина с яблоками

Ноябрь

Мышка

Кот

Собака

Заяц

Волк

Ёжик

Белка

Цыплёнок

Декабрь

Кормушка для птиц

Снежинка

Ёлочка

Снеговик

Снегурочка

Дед Мороз

Ёлочка (коллективная работа)

Коробка для подарка

Январь

Коробка с конфетами

Боулинг

Диджей

Горка

Санки

Хоккей

Лыжник

Лыжи. Медаль чемпиона.

Февраль

Автомобиль

Джип

Самолёт

Вертолёт

Лодка. Корабль

Парусник

Подводная лодка

Катер

Март

Ваза

Кружка. Блюдце

Теремок

Мебель для куклы

Дом

Мост

Замок

Дом моей мечты

Апрель

Ракета

Космонавт

Спутник Земли

Ракета

Звезда

Комета

Звездолёт

Звездолёт

Май

Птица

Гнездо для птицы

Цветок и бабочка

Божья коровка

Бабочка

Паучок

Ромашка

Ваза с цветами

IV. Содержание программы

Система игровых занятий по программе «ТИКО-страна» составлена с учетом возрастных и психолого-педагогических особенностей детей старшего дошкольного возраста. Опирается на методические рекомендации по ТИКО-конструированию плоскостных фигур детьми дошкольного возраста.

В основу программы положены следующие принципы:

• Доступности. Содержание программы, темы и методы обучения соответствуют возрастным особенностям детей, уровню их развития и познавательным возможностям.

• Наглядности. Наглядность мобилизует психическую активность детей дошкольного возраста, вызывает интерес к занятиям, снижает утомление, облегчает весь процесс обучения.

• Систематичности и последовательности. Занятия строятся по принципу перехода от простого к сложному, с опорой на ранее усвоенные знания.

Структура игровых занятий включает:1. Организационная минутка. Используются игры-приветствия, упражнения на организацию детей.

2. «Зарядка для мозгов». Предлагаются задания на развитие познавательных процессов (восприятие, воображение, внимание) и приемов умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация и обобщение).

3. Постановка игровой задачи. Детям предлагается проблемная ситуация, совместно с педагогом находится способ выхода из проблемы.

4. Анализ схемы. Анализируется образец с переходом к плоскостному конструированию.

5. Плоскостное конструирование. Перед началом используется пальчиковая гимнастика по теме месяца.

6. Динамическая пауза. Используются различные динамические паузы, подвижные игры.

7. Объёмное конструирование.

8. Выставка работ. Дети рассматривают выполненных конструкции товарищей, анализируют их.

9. Рефлексия. Подведение итогов.

V. Планируемые результаты В конце года:

дети знают и называют основные геометрические фигуры (виды прямоугольников, многоугольников, треугольники);

• умеют беспрепятственно соединять детали ТИКО-конструктора;

• сравнивают и классифицируют фигуры по нескольким свойствам;

• анализируют, сравнивают образец;

• выделять «целое» и «части»;

• конструируют в соответствии со схемой;

• ориентироваться в понятиях «направо», «налево», «по диагонали».

VI. Оценка результативности

Программа «ТИКО-страна» направлена на развитие логического мышления детей посредством конструктивной деятельности. Определение степени развитости навыков конструирования и мелкой моторики осуществляется путем естественно-педагогического наблюдения. Для определения уровня развития логического мышления у дошкольников в качестве диагностического инструментария выступают методики Л. А. Венгера, Е. Я. Агаевой и Р. С. Немова.

VII. Условия реализации программы

Для реализации программы необходимы:

1. Помещение со свободным пространством, соответствующее санитарно-гигиеническим нормам.

2. Наборы конструкторов ТИКО-Фантазер, ТИКО-Геометрия.

3. Учебный комплекс:

• иллюстрации;

• конспекты занятий;

• технологические карты.

4. Компьютер, медиа-проектор, экран.

VIII. Список используемой литературы

1. Белошистая А. В. Развитие логического мышления у дошкольников: пособие для педагогов дошк. учреждений. – М. : ВЛАДОС, 2013

2. Бортникова Е. Ф. Развиваем внимание и логическое мышление. – Екатеринбург: ООО «Литур-К», 2016

3. Калинина Т. В. Пальчиковые игры и упражнения для детей 2 – 7 лет. – Волгоград: Учитель, 2014

4. Карпова Н. М. ТИКО-конструирование [Текст]: метод. рекомендации. – Великий Новгород: МАОУ ПКС «Институт образовательного маркетинга и кадровых ресурсов», 2011

5. Лелявина Н. О. Давайте вместе поиграем. 20 игр плюс (игры с логическими блоками Дьенеша) [Текст] / Н. О. Лелявина, Б. Б. Финкельштейн. – СПб. : ООО «Корвет», 2008

6. Литвинова О. Э. Конструирование с детьми старшего дошкольного возраста. Конспекты совместной деятельности. ФГОС. – СПб. : Детство-Пресс, 2016

7. Михайлова З. А. Игровые задачи для дошкольников: Кн. для воспитателя дет. сада. – СПб: «Детство-Пресс», 2010.

8. Никулина Ф. Х. Формирование познавательной сферы у детей 5-7 лет. – Волгоград: Учитель, 2016

9. Савенков А. И. Развитие логического мышления. 6-7 лет. – Самара: Издательский дом «Федоров», 2016

10. Ульева Е. Энциклопедия для малышей в сказках. – Ростов н/Д: Феникс, 2014

Публикации по теме:

Доклад из опыта работы «Формирование и развитие у дошкольников предпосылок теоретического, логического и креативного мышления» МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию детей №9 «Золотой.

Формирование прединженерного мышления у дошкольников посредством технологии «Тико-моделирование»Формирование прединженерного мышления у дошкольников посредством технологии «Тико-моделирование» В рамках программы «Уральская инженерная школа» в нашем дошкольном учреждении существует система работы, которая включает в себя разные.

Конспект НОД по развитию элементов логического мышления у детей 5–6 лет «Зоопарк» Тема «Зоопарк» Образовательно-развивающая задача. Овладение действием наглядного моделирования классификационных отношений между понятиями,.

Конспект образовательной деятельности по конструированию из Тико-конструктора «Знакомство с Тико-страной» для детей 5–6 летКонспект образовательной деятельности по конструированию из Тико-конструктора «Знакомство с Тико-страной» для детей 5–6 лет Цель: познакомить детей со способами соединения ТИКО-деталей при создании фигуры. Задачи: 1. Актуализировать знания о геометрических фигурах.

Конспект занятия по развитию логического мышления «Королевство Четырёхугольников» в старшей группе Цель: Овладение практическими умениями и навыками работы с конструктором «Тико» Задачи: образовательные: продолжать учить составлять плоскостные.

Конспект занятия по развитию логического мышления у старших дошкольников «Дом» Задачи: 1. Продолжать развивать мыслительные процессы (выделение существенных признаков, анализ, синтез, обобщение, самостоятельность логического.

Конспект занятия по развитию словесно-логического мышления «В гостях у сказки» (старшая группа) Цель: Формирование словесно - логического мышления Формирование интереса к книге Задачи: 1. Тренировать мыслительные операции (анализ и.

Мастер-класс для воспитателей «Использование Тико-конструктора в развитии логического мышления детей дошкольного возраста» Цель: показать возможности использования ТИКО-конструктора в развитии логического мышления детей дошкольного возраста. Вводная часть Добрый.

Палочки Кюизенера как новый подход к развитию логического мышления и познавательных способностей дошкольников. Палочки Кюизенера - новый подход к развитию логического мышления и познавательных способностей дошкольников. Только то в человеке прочно.

Опыт работы «Развитие логического мышления у дошкольников через логические задачи и математические упражнения» Выступление на семинаре на тему: «Развитие логического мышления у дошкольников через логические задачи и упражнения математического содержания».

Автор публикации:
План работы по конструированию и развитию логического мышления «Тико-страна»
Опубликовано: 4 ноября 2018 в 09:41
+87Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 25.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД