Папки-передвижки

Программа кружка по развитию речи (посредством пальчиковых игр) во второй младшей группе «Весёлые ладошки»

Елена Аксенова
Программа кружка по развитию речи (посредством пальчиковых игр) во второй младшей группе «Весёлые ладошки»
▼ Скачать + Заказать документы

Пояснительная записка

Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Публикация «Программа кружка по развитию речи (посредством пальчиковых игр) во второй младшей группе „Весёлые ладошки“» размещена в разделах

Известный педагог В. А. Сухомлинский сказал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». «Рука – это инструмент всех инструментов», - заключал еще Аристотель. «Рука – это своего рода внешний мозг», - писал Кант.

Эти выводы не случайны. Действительно, рука имеет большое «представительство» в коре головного мозга, поэтому пальчиковая гимнастика имеет большое значение для развития ребенка. Одним из самых распространенных видов пальчиковой гимнастики являются пальчиковые игры.

Игры с пальчиками развивают не только ловкость и точность рук, но и мозг ребенка, стимулируют творческие способности, фантазию и речь. Целью занятий по развитию ловкости и точности пальцев рук является развитие взаимосвязи между полушариями головного мозга и синхронизация их работы. В правом полушарии мозга возникают образы предметов и явлений, а в левом они вербализируются, т. е. находят словесное выражение. А происходит этот процесс благодаря «мостику» между правым и левым полушариями. Чем крепче этот мостик, считают ученые, тем быстрее и чаще по нему идут нервные импульсы, активнее мыслительные процессы, точнее внимание, выше способности.

Пальчиковые игры влияют на пальцевую пластику, руки становятся послушными, что помогает ребенку в выполнении мелких движений, необходимых в рисовании, а в будущем и при письме. Ученые рассматривают пальчиковые игры как соединение пальцевой пластики с выразительным речевым интонированием, создание пальчикового театра, формирование образно-ассоциативного мышления. А это значит, что пальчиковая гимнастика влияет не просто на развитие речи, но и на ее выразительность, формирование творческих способностей.

Пальчиковые игры, по мнению ученых, – это отображение реальности окружающего мира - предметов, животных, людей, их деятельности, явлений природы. В ходе игры дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Развитие пальцевой моторики положительно сказывается на становлении речи, необходимой при письме, рисовании, любой игровой и бытовой деятельности. Тренировка пальцев через определенные зоны в коре головного мозга стимулирует подвижность органов артикуляции, делая речь ребенка более четкой и правильной. Систематические занятия, требующие тонких движений пальцев, повышают работоспособность головного мозга, давая мощный толчок ребенку к познавательной и творческой активности. Регулярное повторение двигательных упражнений для пальцев способствует развитию внимания, мышления, памяти, оказывает благоприятное влияние на речь ребенка. Кисти рук становятся боле подвижными и гибкими, что помогает будущим школьникам успешно овладеть навыками письма.

Особенности развития речи детей четвертого года жизни

На четвертом году жизни особое внимание уделяется формированию потребности высказываться самостоятельно.

Малыши говорят с целью что-то сообщить, объяснить, попросить, а также сопровождают речью игровые действия.

К трем годам появляется способность к речевому анализу. Ребенок, сам не умея правильно произносить слова, улавливает, когда кто-то другой произносит их с ошибками. Дети могут различать сходно звучащие слова.

Хотя четвертый год является периодом интенсивного усвоения звуков, наряду с правильным их произношением в речи детей наблюдается пропуск, замена, уподобление и смягчение звуков (произношение мягких звуков дается ребенку легче, чем твердых).

Правильное произношение звуков у ребенка легко нарушается при утомлении, болезни, общении с плохо говорящими маленькими детьми.

Пальчиковые игры побуждают малышей к творчеству, и в том случае, когда ребенок придумывает к текстам свои, пусть даже не очень удачные движения, его следует хвалить и, если возможно, показать свои творческие достижения, например, папе или бабушке.

Цель программы : развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами пальчиковых игр.

Задачи программы :

1. Оптимизировать условия для развития речи детей соответствующие возрасту, потребностям и их интересам.

2. Обогащать и активизировать словарь детей.

3. Совершенствовать умение детей внятно произносить гласные и согласные звуки.

4. Развивать мелкую моторику рук.

5. Формировать умение отчетливо произносить слова и короткие фразы.

6. Совершенствовать умение согласовывать прилагательные с существительными, употреблять правильно предлоги.

7. Развивать диалогическую и монологическую связную речь.

Обучающий и развивающий потенциал программы состоит в том, что:

• речь, сопровождаемая подвижными образами, более выразительна и доступна пониманию малыша;

• стихотворная форма подачи материала имеет соответствующий ритм, который помогает детям координировать речь и движение;

• сильные, ловкие, гибкие умелые пальчики ребенка – это залог его будущих успехов (письмо, рисование, рукоделие, конструирование и т. д.) ;

Следовательно, пальчиковые игры – это средство стимуляции и развития речи, универсальный тренинг мелкой моторики рук.

Программа предполагает проведение четырех занятий в месяц. Продолжительность занятия 15 мин.

Перспективный план занятий в кружке по развитию речи

во 2 –ой младшей группе.

Месяц

Тема. Содержание работы Задачи

СЕНТЯБРЬ Тема «Семья»

1. Пальчиковая гимнастика «Семья», «Это я»,

2. Д/и «Кто в домике живет?», «Чей малыш?» «Опиши игрушку»;

3. Заучивание (потешки) «Ладушки», «Из-за леса, с крутых гор».

4. Знакомство с динамическими упражнениями для выполнения артикуляционной гимнастики

Звуковая культура речи : звуки а, у, о.

Развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук;

Развивать память;

Обучать в игровой форме навыкам использования слов;

обогащать, совершенствовать, активизировать и закреплять словарный запас в процессе игровой деятельности;

Развивать мышцы лица.

Совершенствовать умение детей внятно произносить в словах гласные; отрабатывать четкое произношение звуков.

ОКТЯБРЬ - НОЯБРЬ

Тема «Осень»

1. Пальчиковая гимнастика «Солнышко», «Осень», «Листья осенние», «По грибы»

2. Д/и «Чего не стало»; «Прятки»

3. Артикуляционная гимнастика «Как язычок пил чай с друзьями», «Как язычок ходил в гости к белочке»

4. Чтение К. Чуковский «Цыпленок», Дружинина «Дождик»

Звуковая культура речи : звук о,и

Игры-упражнения с кинетическим песком

Развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук;

«Чего не стало» - упражнять в образовании форм родительного падежа.

«Прятки» - правильно использовать в речи предлоги с пространственным значением (в, на, около);

Развивать мышцы лица.

Отрабатывать четкое произношение звука о; Упражнять детей в четком и правильном произношении звука и.

Закреплять свойства кинетического песка (тягучесть, способность перетекать, перемещаться)

ДЕКАБРЬ

Тема «Любимые сказки»

1. Пальчиковые игры «Дружные пальчики», «Репка», «Про курочку Рябу»

2. Д/и «Лягушка и лягушата»,

3. Артикуляционная гимнастика «Как язычок ходил в гости к белочке», «Как язычок отметил день рождения»

4. Чтение загадок о зиме и зимних явлениях.

Игры-упражнения с кинетическим песком

Развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук;

Обучать в игровой форме навыкам использования слов;

обогащать, совершенствовать, активизировать и закреплять словарный запас в процессе игровой деятельности;

Развивать мышцы лица.

Закреплять свойства кинетического песка (тягучесть, способность перетекать, перемещаться)

ЯНВАРЬ

Тема «В стране чистюль»

1. Пальчиковые игры «Дружные пальчики», «Моем руки»;

2. Потешки «Водичка, водичка», «Расти коса до пояса»

3. Артикуляционная гимнастика «Как язычок навещал любимых питомцев»

4. Рассматривание картины «Зимние забавы»;

Чтение отрывков из произведения К. Чуковского «Мойдодыр»

Звуковая культура речи : звук м, мь, п, пь.

Игры-упражнения с кинетическим песком

Развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук;

Обучать в игровой форме навыкам использования слов;

обогащать, совершенствовать, активизировать и закреплять словарный запас в процессе игровой деятельности;

Развивать мышцы лица.

Упражнять детей в четком произношении звуков м, мь, п, пь.

Закреплять свойства кинетического песка (тягучесть, способность перетекать, перемещаться)

ФЕВРАЛЬ

Тема «Зима»

1. Пальчиковые игры «Снежок», «Маленький Егорка», «Снеговик»

2. Д/и «Что мы видим на картине», «Когда это бывает?»

3. Артикуляционная гимнастика «Как язычок нашел друга», «Как Мишка искал мед»

Звуковая культура речи : звук б, бь.

Игры-упражнения с кинетическим песком

Развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук;

Обучать в игровой форме навыкам использования слов;

обогащать, совершенствовать, активизировать и закреплять словарный запас в процессе игровой деятельности;

Развивать мышцы лица.

Упражнять детей в правильном произношении звуков б, бь.

Закреплять свойства кинетического песка (тягучесть, способность перетекать, перемещаться)

МАРТ

Тема «Мы - пассажиры»

1. Пальчиковые игры «Пароход», «Транспорт», «Шел один я…»;

2. Д/и «Солнце или дождик», «Собери машину» (пазл 4-5 частей, «Назови слова»

3. Артикуляционная гимнастика «Как язычок катался на велосипеде», «Как язычок строил дом»;

4. Рассматривание картины «Едем в автобусе»

Звуковая культура речи : звуки т, п, к.

Игры-упражнения с кинетическим песком

Развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук;

Обучать в игровой форме навыкам использования слов;

обогащать, совершенствовать, активизировать и закреплять словарный запас в процессе игровой деятельности;

Развивать мышцы лица.

Закреплять произношение звука т в словах и фразовой речи; учить детей отчетливо произносить звукоподражания со звуками т, п, к.

Закреплять свойства кинетического песка (тягучесть, способность перетекать, перемещаться)

АПРЕЛЬ

Тема «Весна»

1. Пальчиковые игры «Оса», «Жук», «Обыкновенная»

2. Д/и «Четвертый лишний», «Отгадай предмет», «Что изменилось»

3. Артикуляционная гимнастика «Как язычок гулял в лесу», «Как язычок катался на велосипеде»

Звуковая культура речи : звуки ф,с.

Игры-упражнения с кинетическим песком

Развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук;

Обучать в игровой форме навыкам использования слов;

обогащать, совершенствовать, активизировать и закреплять словарный запас в процессе игровой деятельности;

Развивать мышцы лица.

Учить детей отчетливо и правильно произносить изолированный звук ф и звукоподражательные слова с этим звуком; отрабатывать четкое произношение звука с.

Закреплять свойства кинетического песка (тягучесть, способность перетекать, перемещаться)

МАЙ

Тема «Лето»

1. Пальчиковые игры «Бабочка», «Солнышко», «Летит комар», «Две сороконожки»

2. Д/и «Назови одним словом», «Узнай по описанию»,

3. Артикуляционная гимнастика «Как язычок спас ворону от кошки», «Веселый язычок»

Звуковая культура речи : звук з, ц.

Игры-упражнения с кинетическим песком

Развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук;

Обучать в игровой форме навыкам использования слов;

обогащать, совершенствовать, активизировать и закреплять словарный запас в процессе игровой деятельности;

Развивать мышцы лица.

Упражнять детей в четком произношении звука з, ц.

Закреплять свойства кинетического песка (тягучесть, способность перетекать, перемещаться)

Литература:

1. Белая А. Е. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников. – М. : Астрель, 2009.

2. Громова О. Е., Соломатина Г. Н. Лексические темы по развитию речи детей 3-4 лет. – М. : Сфера, 2005.

3. Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПБ. : Литера, 2014.

4. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования От рождения о школы/ под редакцией Н. Е. Вераксы, Т,С, Комаровой, М. А. Васильевой – М. : Мозайка-Синтез, 2014.

5. Рыжова Н. В. Артикуляционная гимнастика для малышей. -

6. Солнцева В. А. 200 упражнений для развития общей и мелкой моторики у дошкольников и младших школьников. – М. : АСТ, 2011.

7. Ткаченко Т. А. Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков. – М. : ЭКСМО, 2010.

8. Узорова О. В. Игры с пальчиками. – М. : Астрель, 2012.

Публикации по теме:

«От слога — к слову». Программа кружка для детей 6–7 лет с общим недоразвитием речи III уровня .

Занятие по развитию речи во второй младшей группе с использованием пальчиковых гимнастик «Путешествие по сказке «Колобок» .

Кружок «Весёлые ладошки» Аппликация и рисование в нетрадиционной технике «Весёлые ладошки» Тип проекта: творческий Проблема: низкие навыки детей в вырезывании различных.

Мастер-класс для воспитателей «Развитие речи посредством использования нетрадиционных пальчиковых игр» Мастер-класс для воспитателей «Развитие речи посредством использования нетрадиционных пальчиковых игр» Цель: познакомить педагогов с видами.

Мастер-класс «Развитие речи посредством использования нетрадиционных пальчиковых игр» Мастер-класс «Развитие речи посредством использования нетрадиционных пальчиковых игр» Цель: познакомить с видами нетрадиционных пальчиковых.

Развитие речи детей посредством использования нетрадиционных пальчиковых игр Зачем нужны "Пальчиковые игры"? Игры с пальчиками развивают мозг ребёнка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию. Чем.

Перспективный план работы кружка по аппликации во второй младшей группе «Волшебные ладошки»Перспективный план работы кружка по аппликации во второй младшей группе «Волшебные ладошки» Перспективный план работы кружка II младшей группы по аппликации «Волшебные ладошки» Девятерикова О. А. МАДОУ ЦРР - детский сад №6 Неделя,.

Программа кружка «Озорные ладошки» во второй младшей группе Актуальность: Дошкольный возраст – важнейший этап развития и воспитания личности. Это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира,.

Рабочая программа кружка по ИЗО деятельности «Весёлые ладошки» (приобщение детей к нетрадиционным техникам) Рабочая программа кружка по изо деятельности «Весёлые ладошки» (приобщение детей к нетрадиционным техникам изобразительного искусства) Пояснительная.

Рабочая программа кружка «Сюжетно-ролевые игры» во второй младшей группе Рецензия. На программу дополнительного образования по ознакомлению дошкольников с содержанием сюжетно-ролевых игр «почемучка», автор воспитатель.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа кружка по развитию речи (посредством пальчиковых игр) во второй младшей группе «Весёлые ладошки»
Опубликовано: 10 октября 2016 в 21:32
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Программа кружка по развитию речи (посредством пальчиковых игр) во второй младшей группе «Весёлые ладошки»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Аксенова (УИ 77701) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД