Ирина Самойленко
Программа кружка «Юный информатик» для детей подготовительной к школе группы
▼ Скачать + Заказать документы
Программа «Юный информатик» разработана для детей подготовительной группы в МДОУ д/с «Лучик».
Актуальность программы состоит в том, что интеллектуальное развитие дошкольника сегодня невозможно представить без компьютера, который является для него самым современным игровым инструментом, вместе с тем служит мощным техническим средством обучения и играет роль незаменимого помощника в воспитании и развитии.
Публикация «Программа кружка „Юный информатик“ для детей подготовительной к школе группы» размещена в разделах
- Информатика для дошкольников
- Подготовительная группа
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2013
Ребенок не может гармонично развиваться без овладения навыками работы с электронными средствами. Техника заняла прочные позиции во многих областях современной жизни, быстро проникла в школы и дома. Научно-техническая революция расширила понятие грамотности: теперь грамотным человеком считается тот человек, который не только пишет, читает, считает, но и умеет пользоваться персональным компьютером.
В процессе НОД дошкольников на компьютерах улучшается их память и внимание, интеллект, моторику рук. Общение с компьютером вызывает живой интерес сначала как игровая деятельность, а затем и как учебная. Именно он (интерес) лежит в основе формирования важных структур: познавательной мотивации, произвольной памяти и внимания, и именно они обеспечивают психологическую готовность ребенка к обучению в школе.
Использование новых информационных технологий в детском саду предусматривает не обучение детей школьным основам информатики и вычислительной техники, а преобразование предметно – развивающей среды ребенка. Использование игровых возможностей компьютера в сочетании с дидактическими возможностями позволяет обеспечить более плавным переход к учебной деятельности.
Ведущими целями программы являются :
- создание условий для развития интеллектуальных и творческих способностей;
- расширение знаний об окружающем мире;
- пропедевтика основных понятий информатики.
Данные цели достигаются в процессе разнообразных видов деятельности: игровой, учебной, двигательной, художественной.
Для достижения целей программы значение имеют :
Создание условий развития ребенка в процессе обучения;
Творческая организация процесса обучения и воспитания;
Максимальное сочетание разнообразных видов деятельности; их интеграции в целях повышения эффективности образовательного процесса;
Уважительное отношение к результатам детского творчества;
Разнообразное использование образовательного материала позволяет развивать творческий потенциал ребенка в соответствии с индивидуальными наклонностями.
Основными задачами являются:
Ознакомление с функциональной структурой компьютера, его основными устройствами и приемами работы в среде «Windows»;
Формирование навыков работы в графическом редакторе «Paint» и текстовом редакторе «Word»; языковых компетенций; учебной деятельности и элементарных математических представлений;
Развитие логики, комбинативного мышления, речи, творческих способностей, сенсорных возможностей и эмоционально-волевой сферы.
В результате изучения курса дети должны
знать:
• название и функции основных частей компьютера;
• правила техники безопасности и поведения в компьютерном классе;
уметь:
• использовать в работе клавиатуру и «мышь»;
• воспринимать и анализировать информацию с экрана;
• осуществлять необходимые операции в «Word» и графическом операторе «Paint»;
• находить закономерности в изображаемых предметах, обобщать категории;
• ориентироваться во времени и пространстве;
• составлять целое из предложенных частей;
• осознавать цели и выбирать систему действий для достижения и оценивания результата своей работы.
Данная программа предполагает проведение 2 НОД в неделю, продолжительностью 30 минут, всего 65 НОД в год.
Календарно-тематический план работы кружка
«Юный информатик»
1. Тема: Здравствуй, класс компьютерный.
Программное содержание :Знакомство с правилами поведения и техникой безопасности, адаптация к компьютерному классу.
Интегрирование образовательных областей:
- здоровье;
- безопасность;
- физическая культура;
- познание;
- социализация;
- чтение художественной литературы.
2. Тема: Здравствуй, класс компьютерный.
Программное содержание :Закрепление полученных знаний о правилах поведения в компьютерном классе и техники безопасности при работе с компьютером.
Интегрирование образовательных областей:
- здоровье;
- безопасность;
- физическая культура;
- социализация;
3. Тема:Наш компьютер верный друг. Устройство компьютера.
Программное содержание :Знакомство с функциональной структурой и основными устройствами компьютера; способствование формированию навыков диалогической речи, расширению кругозора, развитию интеллектуальных способностей логического мышления.
Интегрирование образовательных областей:
-здоровье;
- безопасность;
- физическая культура;
- социализация;
-познание;
-коммуникация.
4. Тема: Наш компьютер – верный друг.
Программное содержание :Закрепление знаний о функциональной структуре компьютера.
Интегрирование образовательных областей:
-здоровье;
- безопасность;
- физическая культура;
- социализация.
5. Тема: Устройство «Монитор». Дни недели.
Программное содержание :Знакомство с устройством «монитор». Развитие временных представлений и пространственных ориентировок. Развитие памяти, внимания.
Интегрирование образовательных областей:
-здоровье;
- безопасность;
- физическая культура;
- познание;
-чтение художественной литературы.
6. Тема: Устройство «Монитор»
Программное содержание :Закрепление полученных знаний об устройстве «Монитор».
Интегрирование образовательных областей:
-здоровье;
- безопасность;
- физическая культура;
- социализация.
7. Тема: Манипулятор «мышь». Введение в понятие «алгоритм»
Программное содержание :Знакомство с манипулятором «мышь», понятием «алгоритм». Развитие навыка работы с «мышью», внимания, быстроты реакции.
Интегрирование образовательных областей:-здоровье;
-познание;
-музыка;
- безопасность;
- физическая культура;
- социализация.
8. Тема: Манипулятор «мышь».
Программное содержание :Закрепление полученных знаний о манипуляторе «мышь» и о понятии «алгоритм».
Интегрирование образовательных областей:
-здоровье;
- безопасность;
- физическая культура;
- социализация.
9. Тема: Манипулятор «мышь».
Программное содержание :Совершенствование работы с «мышью».
Интегрирование образовательных областей:-здоровье;
- безопасность;
- физическая культура;
- социализация
10. Тема: Времена года. Рабочий стол.
Программное содержание :Знакомство с содержанием «Рабочего стола». Развитие временных представлений и пространственных ориентиров.
Интегрирование образовательных областей:-здоровье;
-познание;
-чтение художественной литературы.
- социализация
- безопасность;
- физическая культура
11. Тема: Рабочий стол.
Программное содержание : Закрепление полученных знаний о «Рабочем столе».
Интеграция образовательных областей:
-здоровье;
- социализация
- безопасность;
- физическая культура;
- художественное творчество.
12. Тема: В гости к сказке.
Программное содержание : Знакомство с разновидностью компьютерных игр. Развитие языковых компетенций, умения полно отвечать на вопросы.
Интеграция образовательных областей:
-здоровье;
-познание;
-чтение художественной литературы.
- социализация
- безопасность;
- физическая культура;
13. В гости к сказке.
Программное содержание : Закрепление изученного материала о разновидности компьютерных игр.
Интеграция образовательных областей:
-здоровье;
- социализация
- безопасность;
- физическая культура;
14. Тема: «Word», или Лягушонок на клавиатуре.
Программное содержание : Знакомство с названием и функцией основных клавиш.
Интеграция образовательных областей:
-здоровье;
-познание;
- безопасность;
- физическая культура.
15. Тема: «Word», или Лягушонок на клавиатуре.
Программное содержание : Закрепление знаний об основных клавишах компьютера.
Интеграция образовательных областей:
-здоровье;
- социализация
- безопасность;
- физическая культура;
16. Тема: Путешествие по клавиатуре: буквенный ряд.
Программное содержание : Знакомство с клавишей «Shift». Развитие зрительного восприятия, навыка набора текста.
Интеграция образовательных областей:
-здоровье;
- чтение художественной литературы.
- безопасность;
- физическая культура;
17. Тема: Строчные и заглавные буквы. Школа волшебников.
Программное содержание : Закрепить знания основных клавиш, познакомить с понятиями: «заголовок», «основная мысль»; способствовать формированию навыка набора отдельных слов и предложений; развивать самостоятельность, внимание, речь, пространственные ориентировки.
Интеграция образовательных областей:
-здоровье;
-познание;
- безопасность;
- физическая культура;
-музыка;
-чтение художественной литературы;
-коммуникация.
18. Тема: Школа волшебников.
Программное содержание : Закрепление изученного материала.
Интеграция образовательных областей:
-здоровье;
- безопасность;
- физическая культура;
19. Тема: Маленькие наборщики. Лингвистические игры.
Программное содержание : Закрепление знаний о клавиатуре. Формирование языковых компетенций.
Интеграция образовательных областей:
-здоровье;
-познание;
- безопасность;
- физическая культура;
-коммуникация
20. Тема: Цифровой ряд клавиатуры. Простейшие арифметические действия.
Программное содержание : Решение простейших арифметических задач и примеров. Развитие зрительного и слухового восприятия.
Интеграция образовательных областей:
-здоровье;
-познание;
- безопасность;
- физическая культура;
-чтение художественной литературы;
21. Тема: Цифровой ряд клавиатуры. Простейшие арифметические действия.
Программное содержание : Закрепление изученного материала.
Интеграция образовательных областей:
-здоровье;
- безопасность;
- физическая культура;
22. Практическая работа «Создание и редактирование текста» Беседа о профессиях.
Программное содержание : Обобщение темы «Текстовый редактор «Word»». Развитие обобщающих категорий и знаний о различных профессиях.
Интеграция образовательных областей:
-здоровье;
- безопасность;
- физическая культура;
23. Практическая работа «Арифметика»
Программное содержание : Обобщение темы «Цифровой ряд клавиатуры».
Интеграция образовательных областей:
-здоровье;
- безопасность;
- физическая культура;
24. Тема: Мы с компьютером – друзья.
Программное содержание : Обобщение знаний по теме «Устройство компьютера».
Интеграция образовательных областей:
-здоровье;
- безопасность;
- физическая культура;
25. Тема: В гостях у Пэйнтика, или Веселая «рисовалка».
Программное содержание : Знакомство с панелью инструментов. Развитие навыка работы с инструментами «Карандаш», «Кисть», эстетического вкуса, творческого воображения.
Интеграция образовательных областей:
-здоровье;
-познание;
- безопасность;
- физическая культура;
-чтение художественной литературы;
- художественное творчество.
26. Тема: В гостях у Пэйнтика, или Веселая «рисовалка».
Программное содержание : Закрепление полученных знаний.
Интеграция образовательных областей:
-здоровье;
- безопасность;
- физическая культура;
27. Тема: Выполнение действий по алгоритму. Случай в зоопарке. Безопасность поведения в общественных местах.
Программное содержание : Безопасность поведения в общественных местах. Выполнение линейного алгоритма. Развитие навыка работы с инструментом «Ластик», с панелью команд: «Файл» - «Создать».
Интеграция образовательных областей:
-здоровье;
-познание;
- безопасность;
- физическая культура;
-чтение художественной литературы;
28. Тема: Случай в зоопарке.
Программное содержание : Закрепление полученных знаний.
Интеграция образовательных областей:
-здоровье;
- безопасность;
- физическая культура;
- художественное творчество.
29. Тема: Палитра. Растения и насекомые.
Программное содержание : Знакомство с палитрой, инструментом «Заливка». Развитие обобщающих категорий и знаний о растительном и животном мире.
Интеграция образовательных областей:
-здоровье;
- безопасность;
- физическая культура;
-социализация;
- художественное творчество.
30. Тема: Палитра. Растения и насекомые.
Программное содержание : Закрепление полученных знаний.
Интеграция образовательных областей:
здоровье;
- безопасность;
- физическая культура;
- художественное творчество.
31. Тема: Практическая работа «Создание рисунка»
Программное содержание : Совершенствование навыков работы в среде графического редактора.
Интеграция образовательных областей:
здоровье;
- безопасность;
- физическая культура;
- художественное творчество.
32. Тема: Раскрашивание замкнутого контура. Лес и его обитатели.
Интеграция образовательных областей:
-здоровье;
-познание;
- безопасность;
- физическая культура;
- художественное творчество.
-чтение художественной литературы
33. Тема: Раскрашивание замкнутого контура. Лес и его обитатели
Программное содержание : Закрепление полученных знаний.
Интеграция образовательных областей:
-здоровье;
- безопасность;
- физическая культура;
- художественное творчество.
34. Тема: Раскрашивание замкнутого контура. Фрукты и овощи.
Программное содержание : Совершенствование работы с инструментами «Кисть», «Заливка». Развитие обобщающих категорий, расширение знаний о диких и культурных растениях.
Интеграция образовательных областей:
-здоровье;
-познание;
- безопасность;
- физическая культура;
- художественное творчество.
-чтение художественной литературы
35. Тема: Раскрашивание замкнутого контура. Фрукты и овощи.
Программное содержание : Закрепление полученной информации.
Интеграция образовательных областей:
-здоровье;
- безопасность;
- физическая культура;
- художественное творчество.
36. Тема: Основной цвет кисти и цвет фона. «Плывут по небу облака»
Программное содержание : Развитие знаний об окружающем мире. Совершенствование навыков работы в среде графического редактора. Знакомство с основным цветом кисти и цветом фона.
Интеграция образовательных областей:
-здоровье;
-познание;
- безопасность;
- физическая культура;
- художественное творчество.
37. Тема: Основной цвет кисти и цвет фона. «Плывут по небу облака»
Программное содержание : Закрепление материала.
Интеграция образовательных областей:
-здоровье;
- безопасность;
- физическая культура;
- художественное творчество.
38. Практическая работа. Основной цвет кисти и цвет фона. «Путешествие в зимний лес»
Программное содержание : Закрепление навыков работы с инструментом «Кисть», палитрой. Знакомство с инструментом «Распылитель». Расширение представлений о временах года.
Интеграция образовательных областей:
-здоровье;
- безопасность;
- физическая культура;
- художественное творчество.
-чтение художественной литературы
39. Тема: Создание компьютерного рисунка «Снеговик». Зимние подвижные игры и забавы.
Программное содержание : Знакомство с зимними играми и забавами. Совершенствование навыков работы в среде графического редактора, умения выполнять действия по алгоритму.
Интеграция образовательных областей:
-здоровье;
-познание;
- безопасность;
- физическая культура;
- художественное творчество.
-чтение художественной литературы
40. Тема: Зимние подвижные игры и забавы.
Программное содержание : Закрепление изученного материала.
Интеграция образовательных областей:
-здоровье;
- безопасность;
- физическая культура;
- художественное творчество.
41. Тема: Сохранение компьютерного рисунка. Дикие и домашние животные.
Программное содержание : Знакомство с панелью команд, с инструментом «Пипетка», формирование умения сохранять компьютерный рисунок. Расширение знаний о домашних и диких животных.
Интеграция образовательных областей:
-здоровье;
-познание;
- безопасность;
- физическая культура;
- художественное творчество.
-чтение художественной литературы
42. Тема: Сохранение компьютерного рисунка. Дикие и домашние животные.
Программное содержание : Закрепление изученного материала.
Интеграция образовательных областей:
-здоровье;
- безопасность;
- физическая культура;
- художественное творчество.
43. Тема: Редактирование компьютерного рисунка. Птицы.
Программное содержание : Развитие обобщающих категорий, знаний о диких и домашних птицах, творческого воображения.
Интеграция образовательных областей:
-здоровье;
-познание;
- безопасность;
- физическая культура;
- художественное творчество.
-чтение художественной литературы
44. Тема: Редактирование компьютерного рисунка. Птицы.
Программное содержание : Закрепление изученного материала.
Интеграция образовательных областей:
-здоровье;
- безопасность;
- физическая культура;
- художественное творчество.
45. Практическая работа. Геометрические фигуры. Рисунок «Коврик для мышки»
Программное содержание : Классификация геометрических фигур по заданному признаку. Знакомство с понятием «орнамент». Формирование умения пользоваться «выбором» при создании виртуального рисунка.
Интеграция образовательных областей:
-здоровье;
- безопасность;
- физическая культура;
- художественное творчество.
46. Тема: Построение линий и фигур: инструмент «Овал».
Программное содержание : Работа со встроенными инструментами и примитивами графического редактора. Закрепление умения пользоваться «выбором» при создании виртуального рисунка.
Интеграция образовательных областей:
-здоровье;
-познание;
- безопасность;
- физическая культура;
- художественное творчество.
-чтение художественной литературы
47. Тема: Построение линий и фигур: инструмент «Овал».
Программное содержание : Закрепление изученного материала.
Интеграция образовательных областей:
-здоровье;
- безопасность;
- физическая культура;
- художественное творчество.
48. Тема: Построение линий и фигур: инструмент «Прямоугольник». Символика России.
Программное содержание : Формирование представлений о символике России. Знакомство с инструментами «Линия», «Прямоугольник». Развитие навыков геометрического конструирования и моделирования.
Интеграция образовательных областей:
-здоровье;
-познание;
- безопасность;
- физическая культура;
- художественное творчество.
-чтение художественной литературы
49. Тема: Построение линий и фигур: инструмент «Прямоугольник». Символика России.
Программное содержание : Закрепление изученного материала.
Интеграция образовательных областей:
-здоровье;
- безопасность;
- физическая культура;
- художественное творчество.
50. Тема: Построение линий и фигур. Логическая задача «Найди домик круга».
Программное содержание : Развитие логического и комбинаторного мышления, творческого воображения. Закрепление умения использовать инструменты графического редактора.
Интеграция образовательных областей:
-здоровье;
-познание;
- безопасность;
- физическая культура;
- художественное творчество.
51. Практическая работа. Построение линий и фигур: инструмент «Кривая линия». Море и его обитатели.
Программное содержание : Знакомство с инструментом «Кривая линия» и принципами работы. Развитие знаний об обитателях морей и океанов. Формирование геометрического мышления и пространственного восприятия.
Интеграция образовательных областей:
-здоровье;
-познание;
- безопасность;
- физическая культура;
- художественное творчество.
-чтение художественной литературы
52. Тема: Построение линий и фигур: инструмент «Кривая линия». День и ночь – сутки прочь.
Программное содержание : Совершенствование навыка работы с инструментом «Кривая линия». Формирование геометрического мышления, графических навыков, временных представлений.
Интеграция образовательных областей:
-здоровье;
-познание;
- безопасность;
- физическая культура;
- художественное творчество.
-чтение художественной литературы
53. Практическая работа «Геометрические фигуры»
Интеграция образовательных областей:
-здоровье;
- безопасность;
- физическая культура;
- художественное творчество.
-чтение художественной литературы
54. Тема: Выделение прямоугольной области. Планеты солнечной системы.
Программное содержание : Развитие знаний о космосе, навыков ориентации на плоскости, глазомера. Совершенствование навыков работы в среде графического редактора.
Интеграция образовательных областей:
-здоровье;
-познание;
- безопасность;
- физическая культура;
- художественное творчество.
-чтение художественной литературы
55. Тема: Выделение прямоугольной области. Планеты солнечной системы.
Программное содержание : Закрепление изученного материала.
Интеграция образовательных областей:
-здоровье;
- безопасность;
- физическая культура;
- художественное творчество.
56. Тема: Моделирование в среде графического редактора. Что нам стоит дом построить.
Программное содержание : Развитие навыков геометрического конструирования и моделирования, работы с инструментом «Выделение прямоугольной области».
Интеграция образовательных областей:
-здоровье;
-познание;
- безопасность;
- физическая культура;
- художественное творчество.
-чтение художественной литературы
57. Тема: Моделирование в среде графического редактора. Что нам стоит дом построить.
Программное содержание : Закрепление изученного материала.
Интеграция образовательных областей:
-здоровье;
- безопасность;
- физическая культура;
- художественное творчество.
58. Тема: Моделирование в среде графического редактора. Транспорт.
Программное содержание : Развитие навыков моделирования в среде графического редактора, обобщающих категорий, знаний о транспортных средствах.
Интеграция образовательных областей:
-здоровье;
-познание;
- безопасность;
- физическая культура;
- художественное творчество.
-чтение художественной литературы
59. Тема: Моделирование в среде графического редактора. Транспорт.
Программное содержание : Закрепление изученного материала.
Интеграция образовательных областей:
-здоровье;
- безопасность;
- физическая культура;
- художественное творчество.
60. Практическая работа «Создание рисунка. Транспорт»
Программное содержание : Совершенствование навыков работы в среде графического редактора.
Интеграция образовательных областей:
-здоровье;
- безопасность;
- физическая культура;
- художественное творчество.
61. Тема: Моделирование в среде графического редактора. Путешествие в Страну Безопасных Дорог.
Программное содержание : Формирование ответственного отношения к личной безопасности. Совершенствование навыков моделирования в среде графического редактора, составления целого из частей.
Интеграция образовательных областей:
-здоровье;
-познание;
- безопасность;
- физическая культура;
- художественное творчество.
-чтение художественной литературы
62. Тема: Моделирование в среде графического редактора. Путешествие в Страну Безопасных Дорог.
Программное содержание : Закрепление изученного материала.
Интеграция образовательных областей:
-здоровье;
- безопасность;
- физическая культура;
- художественное творчество
63. Практическая работа «Создание рисунка на свободную тему»
Программное содержание : Совершенствование навыков работы в среде графического редактора.
Интеграция образовательных областей:
-здоровье;
- безопасность;
- физическая культура;
- художественное творчество
64. Тема: Устройство «Принтер» и его назначение.
Интеграция образовательных областей:
-здоровье;
-познание;
- безопасность;
- физическая культура;
- художественное творчество.
65. Тема: В творческой мастерской. На память от меня любимому воспитателю.
Программное содержание : Обобщение знаний по программе «Paint». Развитие самостоятельности, фантазии.
Интеграция образовательных областей:
-здоровье;
- безопасность;
- физическая культура;
- художественное творчество